Орос о латинском крещении Собора восточных патриархов 1755 года

(Текст приводится по — Протопресвитер Георгий Металлинос, профессор Афинского университета. Исповедую едино крещение… Изъяснение и применение Правила VII Второго Вселенского собора отцами колливадами и Константином Икономосом (Дополнение к историко-канонической оценке проблемы действительности крещения на Западе). Приложение II. Определение Святой Церкви Христовой о крещении западных христиан (1755-1756))


Существует множество средств, с помощью которых мы удостаиваемся спасения и которые, так сказать, подобно ступеням лестницы, взаимосвязаны и взаимоочередны, поскольку все направлены к одной цели. Но первым из них является крещение, богопреданное святым апостолам, так как без него остальные средства бездейственны: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Ибо поскольку первое рождение приводит человека в сию тленную жизнь, то по необходимости следовало быть найденным другому рождению – совершающемуся таинственным образом, не от тления происходящему, не тлением завершающемуся, посредством которого было бы возможным для нас подражать Начальнику нашего спасения Иисусу Христу.

Ибо вода в купели рождения присутствует в чине чрева, и совершается рождение рождаемого, как говорит Златоуст, и на воду нисходящий Дух в чине Бога создает плод. И подобно тому, как Он после положения во гробе на третий день взошел к жизни, так и верующие, не в землю, а в воду опускаемые тремя погружениями, изображают собой трехдневную благодать Воскресения. При этом видимой водой, освящаемой нашествием Всесвятого Духа, освящается тело, а посредством невидимого Духа воспринимает освящение Духа и душа. Как в котле вода воспринимает теплоту от огня, так и вода в купели действием Духа претворяется в божественную силу, которая очищает и сподобляет сыноположения крестящихся таким образом, а крестящихся как-то иначе вместо очищения и сыноположения являет нечистыми сынами тьмы.

И поскольку уже три года назад возник вопрос, истинно ли крещение еретиков, приходящих к нам, совершаемое не по Преданию святых апостолов и святых отцов и не по обычаю и установлению Кафолической и Апостольской Церкви, совершаемое еретиками крещение мы приемлем так:

Божиею милостию воспитанные в Православной Церкви, последующие правилам святых апостолов и божественных отцов, мы знаем только нашу Святую Кафолическую (Соборную) и Апостольскую Церковь и ее таинства, а следовательно и ее божественное крещение. Напротив, мы отвергаем общим определением таинства еретиков, которые совершаются не так, как установил Дух Святой священным апостолам и как Церковь Христова совершает их до сего дня. Ибо считаем их изобретением растленных человеков как отличные и чуждые всему апостольскому Преданию. И приходящих от еретиков к нам мы принимаем как неосвященных и некрещеных, последуя Господу нашему Иисусу Христу, заповедавшему Своим ученикам крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Апостольское правило 50), повелевшему крестить приходящих в три погружения и поднятия и при каждом погружении произносить имя одной ипостаси Святой Троицы; и святому и равноапостольному Дионисию, говорящему «следует крестить в купели с трижды освященными водой и елеем приходящего, обнаженного от всякой одежды, призвавшего Троичное Существо Божественного блаженства, и сразу запечатлевать крещенного божественным миром, а затем являть его причастником священнодейственной Евхаристии» (О церковной иерархии II, 7); и Второму и Пято-Шестому Вселенским соборам, постановляющим не крещеных в три погружения и поднятия и не произносящих при каждом погружении одного призывания божественных ипостасей, но крещеных как-либо иначе и приступающих к Православию, принимать как не крещеных.

И мы, последуя божественным и священным установлениям, считаем крещение еретиков отверженным и неприемлемым. Ибо такое крещение отлично от божественного апостольского предписания и чуждо ему. По словам свв. Амвросия и Афанасия Великого, оно является водой бесполезной, не подающей никакого освящения тем, кто приемлет ее, и не приносящей никакой пользы для очищения грехов.

И приходящих от них к православной вере крещеных мы принимаем как некрещеных и без опасения их крестим, согласно апостольским и соборным правилам, на которых непоколебимо утверждена Святая Христова и Апостольская Церковь, общая матерь всех нас.

Этим общим нашим решением и заявлением мы запечатлеваем это Определение, согласное с апостольскими и соборными постановлениями, и утверждаем его нашими подписями.

 В спасительное лето 1755 г.

Кирилл, милостию Божией архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Вселенский Патриарх.
Матфей, милостию Божией папа и Патриарх великого града Александрии и судья Вселенной.
Парфений, милостью Божией Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины.