1. От Грузинской делегации: Митрополит Мелхиседек и протоиерей А. Савчук.
2. От Румынской делегации: еписком Николай.
3. От Болгарской делегации: Митрополит Кирилл.
4. От Польской делегации: архипресвитер И. Коваленко.
5. От Албанской делегации: епископ Паисий и священник Я. Ристо.
6. От Чехословацкой делегации: архиепископ Елевферий и Игумен Мефодий.
7. От Американской делегации: архиепископ Макарий.
8. От русских приходов в Югославии: протоиерей И. Сокаль.
9. От Сербской Церкви: Митрополит Иосиф.
10. От Русской Церкви: архиепископ Гермоген и протопресвитер д-р Г. Костельник, архиепископ Варфоломей и протоиерей Д. Введенский.
Всего 16 человек.
Председатель Митрополит Скоплянский Иосиф (Сербская Церковь).
Секретарь протоиерей Дмитрий Введенский.
Председатель: Приступим к работе. (Обращаясь к епископу Корчинскому Паисию). Я просил бы Вас огласить Ваш доклад. Что значит Римско-католическая Церковь в странах славянских, это мы все чувствуем, но я хочу сказать несколько слов перед Вашим докладом. Начиная с древних времен, католичество — это постоянная война против православных сербов и болгар. Это нам известно и мы не будем на это тратить времени. Я хотел бы сказать, о том, что делалось во время войны.
В первую войну папа захотел разорить Сербию, как гнездо постоянного бунта. Говорили, что надо покончить с этими бунтовщиками, но им это не удалось. Потом начались разговоры о конкордате. Велась борьба. Правительство Югославии желало как-то уладить этот вопрос с папой и жить дружно. В 1933—1934 гг. делалось очень много попыток к заключению конкордата и, наконец, правительство во главе с королем Александром решило заключить конкордат. Православная Церковь поняла, что конкордат направлен и против Церкви, и против народа и выступила против его заключения. И правительство было вынуждено от него отказаться.
Началась вторая война, во время которой все было как-то направлено против нас, славян. Что же сейчас делается у нас? Министр Хорватской независимой страны официально заявляет, что одну часть православных сербов нужно уничтожить, уничтожить совсем, чтобы их не было — а на территории находится около 2 300 000 православных сербов,— другую часть — выгнать в Сербию, а третью часть надо окатоличить.
В эту войну пострадало 850 тысяч сербов. Сначала их послали в лагери; а те, которые остались в Сербии, заявили протест. Некоторые перебрались через границу, но в Россию не было возможности попасть. Было окатоличено около 240 тысяч православных сербов. В это время уничтожили Горно-Карловскую епархию — это в центре Хорватии. Там осталось около 25 храмов. Ксендзы вели пропаганду против православных. Они говорили своим прихожанам: «Убивайте сербов!» И такие случаи были.
Среди убитых был престарелый Митрополит Петр, пре красный, редкий человек, очень культурный. Его взяли из города, а потом в лесу его уничтожили. Затем пострадал епископ Платой. Его арестовали и отдали под суд. Все сказанное подтверждается документами. У нас нет ни одного случая, который не подтверждался бы документально. Епископ Савва, смело говоривший: «Я православный! Я серб! Делайте со мной, что угодно!» — был так же убит.
В г. Загребе был убит Митрополит; епископ Ерофей был замучен до смерти. Чехословацкого епископа расстреляли. Мы пытались протестовать, насколько это было возможно.
Я забыл сказать, что в тюрьму отправили Патриарха и еще двух-трех епископов. Мы собрались и защищались, насколько было возможно. Там был русский человек по имени Гермоген, который заявил, что ничего не будет делать вопреки желанию Сербского Синода.
Он стал митрополитом новой Хорватской Церкви. Что же получилось?
Сербов православных не стало, кроме хорватов. Мы протествовали.
Ко мне приходили немцы и говорили, что мы должны признать Хорватскую Церковь Православною Церковью, что народы Белоруссии, Польши и других стран признали уже эту Церковь. Мы ответили, что не будем в это вмешиваться. Приезжали представители от вас — русские. Есть письменное заявление о том, что мы делали. Говорили, что нужно иметь епископа, и нам прислали его. Так всеми силами старались уничтожить Православие среди сербов. Нам говорили: «Переходите в католицизм, при знайте папу, и вы останетесь живыми». 600 священников перебрались в Сербию из Герцеговины. Мы их распределили, как могли. Некоторые из них до сих пор здравствуют, некоторые уезжают в Боснию и Хорватию.
Есть люди, которые говорят, что папа здесь не виноват. Нет, виноват. Хорватский представитель приезжал в 1941 —1942 гг. в Рим. Он был у папы в то время, когда у него не было аудиенции. Причем первый вопрос папы был «А как у вас развивается католицизм»? Представитель города Загреба Ссупенец устраивает совещание со своим епископом и говорит, как надо поступать при переходе в католицизм.
Итак, никто ничего не сделал, чтобы облегчить судьбу Православной Церкви.
Недавно вышла книга Виктора Новака «Великое преступление». Привожу цифры: 30—40% православных сербов и 36—38% католиков. Нам при таких обстоятельствах трудно бороться.
После этого председатель, Митрополит Скоплянский Иосиф, слово для доклада: «Папство и Православная Церковь» предоставляет епископу Корчинскому Паисию.