Предложение Святейшего Патриарха Сербского Гавриила

Современное положение христианства вообще, а Восточно-Православной Церкви в особенности, представляются критическим более, чем когда-либо.

Римско-католическая Церковь, во главе с Ватиканом, давно уже внесла в христианство разрыв и разделение своей противоевангельской деятельностью, которая, желая расширить во всем мире власть римского папы, настолько далеко ушла в своих амбициях, что непогрешимость одного смертного человека поставила в качестве догмата веры. Папа, следуя языческим традициям, унаследованным от римских царей, противно учению Христа и первоначальной Апостольской Церкви, присвоил себе и своему трону божественное достоинство на земле, чем разорил единство Христианской Церкви и разделил Царство Божие на земле, провозгласивши себя наместником Христа; он попытался подчинить Вселенскую Церковь и ее Соборы своему личному абсолютизму и исключительно своей воле, вследствие чего произошло разделение восточного и западного христианства. Затем разорвалось и западное христианство при отделении от римских католиков протестантов, а затем Рим потерял из-под своей духовной власти и старокатоликов. «Веруй, как тебе угодно, проповедуй, как знаешь, веди себя, как тебе нравится — но только одно необходимо для тебя и твоей души, а именно — покориться Римскому папе и признавать его единым и исключительным наследником Христа на земле» — это единственное условие, чтобы быть христианином, настоящим последователем Христа. Все остальное второстепенно!

Абсолютная власть папы на земле — вот что единственно важно для римо-католиков и Римско-католической Церкви.

Еще Цвингли сказал, что римское папство — языческое установление, которое извратило учение Христа Спасителя, уничтожило совесть в Церкви Христовой и разорило ее догматическое единство и домостроительство.

Протестантская часть христианства с ее многочисленными фракциями впала в другую крайность и в своих догматических заблуждениях и в раздробленных организациях теперь представляет из себя конгломерат, в котором преобладают земные бездушные интересы, не имеющие ничего общего с духом Христовым.

Обе эти части западного христианства стараются своими организациями, методами и средствами бороться с современными антирелигиозными явлениями в мире, чтобы преодолеть настоящий тяжелый духовный кризис.

Восточная Православная Церковь на протяжении своего тяжелого прошлого часто находилась под игом иноверных. Однако она сохранила учение Христово и апостольские предания и до сего времени осталась верна постановлениям Вселенских Соборов. Она была не только под давлением восточных завоевателей, но и под давлением христиан Запада, в особенности тех из них, которых организовал и направлял против Восточного Православия Ватикан.

Частичные колебания и временные стремления некоторых частей Восточной Церкви не успели расстроить единства веры православных христиан во Христа Спасителя и разорвать единство целого, ибо Восточно-Православная Церковь, сохраняя свое каноническое единство, всегда успевала остаться верной Священному Писанию и сохранить предание Древней Христианской Церкви до настоящего времени.

Но последние великие события и перевороты, которые происходят в современной жизни, угрожают извратить Святыню и чистоту православной веры, которую Церковь всегда держала на достойной высоте в глазах всего христианства и целого просвещенного мира.

В последние 10-летия появляются разные стремления в Православной Церкви, которые вызывают оправданные опасения за чистоту ее вероисповедания и за ее догматическое и каноническое единство.

Созыв Вселенским Патриархом «Всеправославного конгресса» и Ватопедской конференции, главная цель которых была подготовить всеправославную предсоборную комиссию (просинод), нарушили единство и сотрудничество Православных Церквей. С одной стороны, отсутствие

Русской Православной Церкви на этих собраниях, а, с другой стороны, поспешность и односторонние поступки некоторых Поместных Церквей и необдуманные выходки отдельных их представителей внесли в жизнь Восточной Православной Церкви хаос и аномалии.

Одностороннее введение нового Григорианского календаря в некоторых Поместных Церквах и сохранение старого стиля другими поколебали единство Церквей и внесли тяжелые потрясения в жизнь тех из них, которые так легко приняли новый стиль.

Подобные же расхождения наблюдаем и в вопросе наших отношений с инославными Церквами. Одностороннее признание англиканской иерархии некоторыми Поместными Церквами и непризнание ее другими подрывает вековое единство Православия. Такая же разделенность существует и в отношении к так называемому «Экуменическому Совету Церквей», который в сущности представляется организацией протестантских религиозных фракций с политической подкладкой (точно также, как и римско-католическая пропаганда имеет своей подкладкой черный интернационал Ватикана).

Необходимо еще упомянуть, что несколько времени тому назад появились новые теории о Церкви в диаспоре и стремление внести принцип филетизма в среду Православной Церкви и т. п.

В последнее время распространяются версии, будто бы Славянские Православные Церкви, во главе с Русской, являются политическим орудием Советского Союза. Я надеюсь, что важные заявления, сделанные в нашем заседании 8 июля Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием, а также и категорическое заявление Господина Министра Г. Г. Карпова, данное того же дня и там же, опровергают все эти версии, а также опровергнут и ту злонамеренную интригу, также в последнее время весьма распространенную, будто Русская Православная Церковь стремится подчинить своей юрисдикции все остальные Поместные Православные Церкви.

Имея в виду все эти явления, которые возникают в настоящее послевоенное время и которые беспокоят совесть восточных православных христиан, необходимо заблаговременно их предупредить и отстранить, пока они еще не приняли в нашей Православной Церкви больших и угрожающих размеров.

Опасаясь, чтобы эти явления исрасхождения в жизни нашей Восточной Православной Церкви не осуществились и имея горячее желание, чтобы в будущем сохранились традиционная чистота,и многовековое единение Православных Автокефальных Церквей, мы позволяем себе сделать настоящему Высокому Собранию следующее предложение:

Просить Его Святейшество Патриарха Московского и всея Руси Алексия, чтобы Русская Православная Патриархия совместно со Вселенской Цареградской Патриархией теперь же взяла на себя инициативу достигнуть совместного решения всех Православных Автокефальных Церквей, чтобы:

1. Все Православные Автокефальные Церкви производили нужные им реформы в братском взаимном согласии, одновременно и в одинаковом объеме.

2. По отношению ко всем инославным христианским Церквам они выступали как одно целое по всем вопросам вероучения и сотрудничества.

3. Подготовить новое издание Православной Христианской омологии (исповедание веры).

Α. Ε. Μ. Патриарх Сербский Гавриил

Москва 16/3—VII.1948 г.


Митрополит Николай: Прочитанный документ является Предложением, содержащим просьбу, направленную к Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию, и он голосуется в целом.

Возражений против мыслей и предложений, высказанных Святейшим Патриархом Сербским Гавриилом, настоящее Собрание не имеет? Нет.

Святейший Патриарх Алексий просит сообщить, что это предложение он принимает и осуществит.

Следующим по порядку дня стоит предложение Его Блаженства Блаженнейшего Экзарха Болгарского Стефана, которое, по его просьбе, оглашу я. Блаженнейший Экзарх предлагает обратиться ко всем христианам мира со следующим обращением (читает).