Как рассказать ребенку о Распятии ?

st_rebenok_slyzhba_1Сразу могу сказать, чего не делать. Нельзя ни взрослым, ни детям показывать фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы», где с безобразным натурализмом человек, дерзающий изображать Христа-Спасителя, кривляется, подменяя Христовы страдания неизвестно чем. Это оставляет в душе убийственное впечатление, совершенно разоряет ум и сердце, лишает православного христианина молитвенного духа.

А вот общаться с детьми и взрослыми, пересказывать им Евангелие наши прабабушки, арины родионовны, умели всегда.

Большое заблуждение – считать, что с пяти-шестилетними малышами надобно сюсюкать, адаптируя Священное Писание и прибегая к каким-то уменьшительным суффиксам. Это – удел протестантов, которые не носят в себе ни духа разума, ни духа любви.

Опыт свидетельствует, что и годовалые малыши навостряют свои глазёнки и принимают благодать не посредством интеллекта, ещё не развившегося в них, но своим чутким и чистым сердцем, которое, как губка, впитывает всё светлое, изящное, высокое и подлинное.

Вот почему не ошибались те мамы, которые читали вслух Евангелие над годовалыми малышами, спящими в люльке или в манеже. Потому что, повторяю, Божья благодать действует на бессмертную человеческую душу вышеестественно.

«Итак, милые дети, садитесь поближе ко мне. Прежде, чем вы отойдёте ко сну, послушайте-ка, друзья, о том, что свершилось в Великий Четверток, четверг, по-нашему», – рассказывает современная интеллигентная просвещённая христианским ведением бабушка.

«Христос-Спаситель приводит Своих учеников – Петра, Иоанна, Матфея, Варфоломея – запомните эти имена – в большую комнату, которая называется в Евангелии Сионской горницей. Находится она в Иерусалиме. В этой комнате было зажжено много свечей, пол и стены устланы коврами. А Христос-Спаситель, от Которого исходит и любовь, и мир, и красота, препоясавшись белым льняным полотенцем, подход к апостолам – Иуде, Петру, Матфею – опускался на колени и мыл их ноги, запылённые после путешествия в Иерусалим из окрестных селений».

Владеть нужно русским литературным языком, господа и дамы. И педагогический, и пастырский, и родительский опыт показывает, что слова, исходящие из глубины души, слова, которые мы черпаем в сердечной шкатулке, – простые и незамысловатые, ясные и прекрасные, словно манна небесная, снисходят и остаются в памяти наших слушателей – и простецов, и мудрецов.

И у нас бы не было ни Пушкина, ни Достоевского, ни Чехова, ни Лермонтова, если бы они в малом возрасте не получали вот таких открытых уроков, который мы с вами сейчас попробовали произвести. Так что, унося из золотого детства эти воспоминания, гении русской словесности впоследствии обогатили мировую литературу собственными шедеврами. Чего и вам желаю.

Протоиерей Артемий Владимиров

ажный вопрос возникает в семьях, когда мы должны открыть тайну жизни и смерти своим детям. Когда самым любимым нашим чадам мы должны говорить о самом страшном в нашем существовании – об окончании нашей жизни.

И, наверное, смерть и страдания Христовы могут стать способом приоткрыть эту тайну тем маленьким, которые ещё не знакомы со смертью.

Есть такое общее и, наверное, правильное представление, что ребёнок не ощущает смерти. У него есть ощущение вечной жизни. И оно правильное – потому что смерти на самом деле нет.

Есть смерть только одного рода – смерть тела, временная, неокончательная. Ведь душа человека остаётся живой, чувствующей, любящей или ненавидящей. Ребёнок ощущает именно это.

Но с возрастанием он видит, что люди уходят из этой жизни – бабушки, дедушки, а, может быть, кто-то и помладше. И вот страдании и смерть Христовы могут стать подведением ребёнка к глубокому переосмыслению, переживанию смерти – не как окончательного ухода человека, не как бесконечной трагедии, как ощущает её человек, живущий плотски.

Объяснять тут едва ли что-то нужно – нужно потихонечку приоткрывать тайну нашего спасения.

В чём она состоит? В том, что мы несовершенны, греховны и даже можем быть отвержены. Но есть Тот, Кто возлюбил нас даже до смерти, и до смерти крестной.

Христос, Который возлюбил нас, явным образом умирает, как живой человек. Как человек, который не хочет умирать, который хотел бы не умереть, но умирает, потому что так надо для нас.

Ребёночку, который что-то начинает понимать в этом, можно так и сказать. Не нужен натурализм, как, например, в фильме, который снял Мэл Гибсон, – думаю, что и не всякому взрослому по силам это смотреть.

Но именно в этих скупых выражениях ребёнку, который на самом деле – существо очень вдумчивое и восприимчивое, можно сказать: Да, Он жил для нас. И Он умер за нас. Да, это было больно и страшно. (А что такое «больно» и «страшно» каждый ребёнок понимает). Но Он так нас любил, что сделал это не сомневаясь в том, что это надо было сделать.

Да, Он переживал, страдал, но сделал это, не задумываясь, потому что это – решение нашей проблемы.

Если бы у нас была какая-то другая проблема – не проблема вечной смерти, которая стоит перед всеми нами, а что-то более решаемое и земное, наверное, для этого не нужно было бы умирать Христу.

Но случилось так, что мы должны были умереть. А Он умер за нас. А мы будем жить. А Он воскрес, и мы воскресаем.

Приоткрывая эту тайну постепенно, можно донести основы христианства и ребёнку, и тем взрослым, которые ещё далеки от каких-то богословских тем, довольно непростых.

Потихонечку, постепенно, через любовь. Ведь смерть сама по себе бессильна и порой бессмысленна. А когда это происходит через любовь, когда человеку открывается именно эта истина – величайшей любви Божией к нам. Тогда всё можно объяснить.

Иерей Димитрий Туркин

Конечно, бывают разные дети, разные родители, разный духовный опыт, разные обстоятельства, поэтому тут нет универсальности. Но, в любом случае, говорить надо с благоговением. Ребенок должен чувствовать, что мы благоговейно к этому относимся. Для нас это очень значимо, очень важно.

Как детям рассказать о страданиях Христа? Они просто не понимают, если ребенку пять или шесть лет. Не понимает, он по-детски мыслит совершенно. Он еще не страдал никогда, и дай Бог, чтоб он побольше в радости в детской своей пожил.

Но ребенку надо рассказывать с благоговением. И если что-то не понимает, то всё это откладывается в сердце его, в памяти сердца. Но, прежде всего, откладывается в памяти сердца благоговение перед святыней, перед Христом, перед священной историей.

Ребенок потом, постепенно возрастая, вспоминая, укладывая всё это в памяти и пользуясь своим жизненным опытом, добавляет к этому и благоговение, которое он запомнил еще с детских лет.

И тогда вера становится живой, тогда он относится к этому, как к святыне, а не как просто к истории какой-то, которая когда-то была рассказана мамой или папой.

Протоиерей Владимир Новицкий

Правмир