ДУХОВНЫЙ ФАСТ-ФУД: ПАЛОМНИЧЕСТВО, КАК ТУРИЗМ

В последнее время, часто сталкиваюсь с удивительным парадоксом. Люди… ну, как бы сказать… мечутся. Ищут чего-то. Особенно заметно это в сфере, казалось бы, духовной. Вот смотришь: человек – ну просто коллекционер святынь! «Был в Дивеево? Был! И в Сергиевом Посаде, и во Владимире, и в Муроме, и на Афоне – семь раз! И в Иерусалиме – десять!». И глаза у собеседника загораются: «Ого! Ну ты даешь! Наверное, такой опыт, такая глубина! Слушай, а вот тут у пророка Осии в Ветхом Завете пару мест… ну, никак не пойму… может, подскажешь?» И тут… тишина. Неловкая пауза. «Да ты что, брат, Библию-то я… особо не читаю. Ветхий Завет – это вообще…», «Ну ладно, – не сдается первый, – а вот у Марка Подвижника есть такое слово…» Ответ еще более обескураживающий: «Да отстань ты! Не читал я никаких отцов! Вообще редко читаю!».

И стоит этот «ветеран паломнических фронтов», объехавший полмира, а на простейший вопрос о смысле каких-то моментов из Библии или из Литургии – разводит руками. Вот так. Человек везде побывал, ко всем мощам приложился, а сути – так и не коснулся. Сердцевины. Паломничество ведь задумано-то для чего? Для укрепления веры! Для того, чтобы вдохновиться подвигом святых, прикоснуться к истории спасения, помолиться в особом месте, получить совет от опытного духовника, напитаться благодатью Божией. «Подзарядить духовную батарейку», как говорят.

Но что же укрепляют те, кто даже азов своей веры не знает? Риторический вопрос? Увы, не совсем. Чаще всего – укрепляют самообман. Мол, я же православный! Мне негоже на шумные курорты – а вот съезжу-ка я в Грецию! Там и море лазурное, и святыни под боком. И совесть спокойна, и география впечатляет. Удобно? Не то слово. Только причем тут паломничество? Это чистый, стопроцентный туризм. Туризм это плохо? Нет. Ничего зазорного в туризме как таковом нет! Беда начинается там, где он рядится в одежды паломничества.

Особенно тревожит, когда этим занимаются ловкие дельцы. Частные фирмы, организующие «религиозные туры». Не все, конечно, но многие. Вместо вдумчивого культурологического или духовного рассказа – поток нелепых баек, «духовных» сплетен. Торговля «чудодейственными» артефактами. Ужасы и страхи о последних временах. Пропаганда странных, псевдоправославных «практик». В автобусе – реклама: «Поездка в Муром к Петру и Февронии для желающих выйти замуж!» Или: «Тур к иконе для исцеления глаз!» Или того круче: «Избавление от беснования и зависимости от компьютерных игр у старца Олега (Тэору) в Пскове». И все это гордо именуется «паломничеством». Ну, вы серьезно? Это же карикатура какая-то! Формируется самый что ни на есть потребительский подход к вере: «Заплатил – получил чудо». Как в кофейном автомате на заправке.

И люди едут. Ищут «старцев», «прозорливцев», «чудотворцев». А спросить-то что? Не «Как мне жизнь свою изменить?», не «Как бороться со страстями», не «Как творить Иисусову молитву». Нет. Вопросы – банальные, житейские, а то и вовсе к вере отношения не имеющие.

И тут, знаете, вспоминается один удивительно простой и глубокий момент из Евангелия. Иоанн Креститель стоит с учениками, видит идущего Иисуса и говорит: «Вот Агнец Божий». Двое его учеников, услышав это, пошли за Иисусом. Христос обернулся, увидел их идущих за Ним, и спросил: «Что вам надобно?» И что же они ответили? Не «Сотвори чудо!», не «Можно ли принимать новый паспорт?», не «Исцели мою тетю!», не «Где жену найти?». Они спросили всего лишь: «Учитель! Где живешь?» Вот так. Просто. Глубоко. Христос отвечает: «Пойдите и увидите». Они пошли, пробыли с Ним тот день. И этого оказалось достаточно, чтобы их жизнь изменилась навсегда. Андрей стал апостолом…

Почувствуйте контраст! Позже вокруг Христа будут «жужжать» толпы: «Дай знамение!», «Скажи, чей Ты Сын?», «Какая заповедь наибольшая?», «Почему Твои ученики не постятся?» Вопросы, вопросы, вопросы… Часто – не для познания Истины, а чтобы уловить, испытать, удовлетворить праздное любопытство или подтвердить свои предубеждения. «Жу-жу-жу», как мухи. А эти двое – Андрей и, вероятно, сам Иоанн Богослов, автор Евангелия – задали единственно важный вопрос: «Где Ты живешь?» Где Твой дом? Как Ты живешь? Они искали не чуда, не решения сиюминутной проблемы, а Его Самого, Мессию. Желали быть с Ним. И этот вопрос открыл им дверь. Им не нужны были никакие паломничества, им нужен был только Он. А что нужно тем, кто уже сбился со счета по количеству поездок на Афон или в другие места?

Друзья, вот в чем корень. Настоящие «Божьи люди», как заметил один мудрый человек, – это те, кому для понимания главного нужно совсем немного. Остальные же… Остальные могут годами ходить вокруг да около, слушать, ездить, прикладываться, даже спорить, но так и не измениться. И ведь везде, к каким бы старцам они не приезжали, им говорят одно и тоже. Но, люди остаются глухими. Как будто им говорят нечто абстрактное, не имеющее к ним лично никакого отношения. Можно всю жизнь слушать проповеди, читать книги, закачать себе в телефон тысячи часов разных святоотеческих книг, ездить по святым местам, брать благословения хоть у старцев, хоть у патриархов – и оставаться глухим. Смысл тратить деньги на поездки, если твою бумажку со списком грехов для исповеди, можно заламинировать и ходить с одним и тем же «артефактом», ведь оттуда ничего не удаляется, не исчезает… А почему? А потому, что нет жажды встречи с Богом, а есть жажда, как говорят современные психологи — закрыть свои потребности, а иногда и страсти…

Проблема в том, что «духовный туризм» создает иллюзию действия. Человек искренне считает: «Я же что-то делаю для спасения! Я езжу, я прикладываюсь, я благословляюсь!» Это как… как если бы больной вместо того, чтобы терпеливо лечиться у врача по предписанию, скупал бы все лекарства в аптеке подряд и ставил их на полку – для важности. И думал: «Ну вот, я же купил! Значит, я лечусь!» А болезнь тем временем прогрессирует. А лекарство тем временем под носом каждое воскресение, в каждом храме…

Святыня – не волшебная таблетка. Она – напоминание, призыв, точка опоры для молитвы, покаяния, усилия измениться. Без этого внутреннего движения – любая святыня просто предмет, просто икона, просто мощи. Красивые, древние, благоговейные – но всего лишь предметы. Они не сделают за тебя твою работу.

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16). Вот оно! Где же Он живет? Не только в далеких обителях на Афоне или в Иерусалиме. Он живет в нас, если мы позволяем Ему, если очищаем этот внутренний храм. Паломничество к святыне вовне должно пробуждать жажду найти и обустроить святыню внутри. Иначе – это бегство от самого главного путешествия, самого главного паломничества – внутрь своего сердца…
Стоит ли гнаться за тысячами километров, если самое важное путешествие – длиною всего в несколько сантиметров – от внешнего – к внутреннему, от ума к сердцу, от шума – к тишине, где можно наконец услышать Его голос и задать Ему единственно важный вопрос?

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»