ДОЛЖЕН ЛИ ТЕБЕ БОГ? ПОЧЕМУ ДОБРО НЕ ГАРАНТИРУЕТ ЛЁГКОЙ ЖИЗНИ
Сегодня общался с одной сестрой из Донецка. Молодая женщина, искренне верующая, много лет буквально на передовой милосердия – в хосписах, в госпиталях, среди самых обездоленных, нищих, – в отчаянии спрашивает: «Как же так? Я столько отдала, столько сделала ради Бога, ради людей! Почему же в моей жизни столько боли, проблем, скорбей? Неужели я не заслужила хоть какого-то облегчения?» Вопрос, от которого сжимается сердце. И логичный, с человеческой точки зрения. Мы сделали что-то хорошее – ждем если не награды, то хотя бы «спасибо», понимания, облегчения. А если этого нет? Начинает копиться обида… на судьбу, на людей, а иногда… и на Бога. «Я же для Тебя старалась!»
И знаете, такой вопрос – не редкость. Он звучит в разных формах, в разных ситуациях. А раз он системный, значит, есть почва, на которой он вырастает. И почва эта… парадоксальна. Уходит корнями в старую средневековую ересеь, которую богословски обосновал еретик-схоласт Петр Ломбардский в своих знаменитых «Сентенциях». Суть ее в том, что если ты делаешь что-то сверх положенного – ну, скажем, постишься не только в среду и пятницу, но и в другие дни – то ты как бы вынуждаешь Бога обратить на это внимание. Бог становится твоим… должником. «Я сделал лишнее – Ты мне должен». Потом эта идея разрослась до учения о «сверхдолжных заслугах» святых, которыми, как банковскими бонусами, могут пользоваться другие. Но корень – вот он: расчет, сделка, «я – Тебе, Ты – мне».
По сути это звучит так: «Ты требуешь быть хорошей, ок, я ей буду, но вот смотри, я сделала больше того, что Ты требуешь. Я не просто десятую часть зарплаты жертвовала, а вообще всю отдала семье погорельцев. Можешь меня похвалить или наградить или облегчить мою жизнь?»..
Немного странно звучит, правда? Но, давай пойдем дальше.
Дело в том, что духовный мир устроен иначе. Бог никому и ничего не должен по нашим человеческим меркам расчетов. Сам Христос дал потрясающе отрезвляющий ответ на любой ропот, на любое чувство «я заслужил». Послушайте: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:7-10).
О чем здесь говорится? Представьте этого раба из притчи Христа. Вот он вернулся с поля. Весь в поту, в пыли, усталый, голодный. Руки болят, ноги ноют, спина не разгибается. Он ждет, что сейчас хоть немного отдохнет, поест. Но хозяин говорит: «Нет, друг мой. Сначала приготовь мне ужин, подвяжись, прислужи за столом, пока я буду есть. Потом уже и твоя очередь». И хозяин не обязан тут же хвалить раба за работу на поле или на кухне. Почему? Потому что раб выполнил свою работу. Это его прямая обязанность. Он сделал то, что должен был сделать. Не больше. Просто – должен. Кто будет хвалить мать за то, что она кормит грудью своего младенца? Не важно, уставшая не уставшая, она делает это потому что должна, а как иначе?
Давайте примерим эту притчу к себе. Вот мы: стараемся, молимся, постимся, помогаем, трудимся – на работе, в семье, для других. Возвращаемся домой – не покой, а новые заботы, новые скорби, новые испытания. «Как же так? – восклицаем мы. – Я же столько сделал(а)! Я для Бога старался(ась)! Почему вместо отдыха – новая тяжесть?» И начинает казаться, что раньше, когда и не думал о Боге, жилось как-то… легче. А теперь, с верой, – сплошные кресты. Знакомо?
Но Евангелие просто обнажает реальность. Посмотрите на самых великих. Возьмите Иоанна Крестителя. Сам Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф.11:11). А жизнь его? Пустыня, жесткая, даже жестокая аскеза, проповедь, тюрьма и… усекновение главы. Ни роскоши, ни покоя, ни тихой старости. Или апостолы? Мученики? Праведники? Кто из них жил «на чилле»? Их путь – это путь креста: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24). Крест – не украшение, а орудие страдания и смерти. Цена следования – Царство Небесное, воскресение в Жизнь и вечная радость в Боге и с Богом!
Сейчас, наверное, некоторые спросят – «так что же, получается, делать добро бессмысленно?» Ни в коем случае!!! Вопрос в мотиве. В ожиданиях. Зачем мы трудимся? Что движет нами?
Приведу примеры. Вот мы нагуляли своей дохристианской жизнью такое количество грехов, что и вовек их не отмолить. Есть ли у нас желание «заработать» прощение грехов? («ради прощения грехов буду всю жизнь делать вот такие вот добрые дела»). Конечно же есть. И это очень хороший мотив. Сам Иоанн Креститель учит, что просто прекратить грешить мало, нужно принести Богу – «достойный плод покаяния» (Матф.3:8). Это очень хороший мотив! Ради прощения своих грехов или благополучия близких можно всю жизнь наполнить трудом и милосердием. Но это лишь начало.
Есть мотив повыше. Самый чистый, самый трудный, самый свободный. Когда ты делаешь добро, трудишься, переносишь скорби… просто потому, что любишь. Любишь Бога. Любишь людей. Не требуя немедленной «оплаты», не держа в уме расписку: «Я Тебе вот это – Ты мне вот то». Просто любишь. «Что дашь – слава Тебе. Не дашь – слава Тебе. Я все равно буду любить и служить».
Почему Христос говорит: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Он, что , унижает человека? Да нет же! Это не унижение. Это освобождение от нашей же тирании ожиданий и обид. Это состояние сердца, которое делает нас не рабами по расчету, а… друзьями. Истинными сынами и дочерьми.
Расчет на «бонусы»? (Сделаю лишнее – Бог обязан мне помочь в моей проблеме, дать здоровье, успех). Вот здесь и кроется ловушка «духовной бухгалтерии», та самая еретическая мысль. Это совершенно не православное рассуждение!
Так что, если в сердце закрадывается это горькое чувство: «Я столько сделал(а), а где же моя награда? Где облегчение?» – вспомните усталого раба с поля. Вспомните Иоанна в темнице. Вспомните Крест. И спросите себя честно: «А для Кого? И для чего? Ради любви… или ради расписки?» Может, именно в освобождении от этой «расписки» и кроется то самое, подлинное облегчение и мир, которых мы так ищем?
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»