Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние сто сорок второе

Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние сто сорок второе


К оглавлению

К разделу


Протокол сто сорок второй

28 июля (10 августа) 1918 года

1. Заседание открыто в соборной палате в 11 часов утра под председательством митрополита Новгородского Арсения в присутствии 164 членов Собора, в том числе 23 епископов.

2. Докладчик Редакционного Отдела С. Г. Рункевич оглашает принятое Отделом изложение постановления Собора о местоблюстителе Патриаршего престола.

3. ПОСТАНОВЛЕНО: принять постановление о местоблюстителе Патриаршего престола в изложении Отдела.

4. Председательствующий объявляет, что принятое постановление будет передано в Совещание епископов.

5. Докладчик Отдела личного состава Л. К. Артамонов оглашает доклад Отдела об изменениях в составе Собора со следующими заключениями Отдела: а) признать полномочия членов Собора Лаврентия, епископа Балахнинского, временно управляющего Нижегородскою епархиею, Иоанна, епископа Пензенского и Саранского, Зиновия, епископа Тамбовского и Шацкого, Неофита, епископа Старобельского, временно управляющего Харьковскою епархиею, Иннокентия, епископа Полоцкого и Витебского, священника А. А. Попова, Г. И. Боярчука, Н. С. Головина, П. И. Остроумова и проф. А. П. Поздеева законными, б) признать протоиерея И. Н. Дроздова, Анатолия, епископа Чистопольского, Павла, епископа Михайловского и Палладия, епископа бывшего Саратовского и Царицынского на время отсутствия на Соборе уполномочивших их иерархов полноправными членами Собора; в) признать избранного общим собранием бакинских приходов протоиерея А. И. Юницкого полноправным членом Собора; г) сохранить за Преосвященным Павлом, епископом Никольск-Уссурийским полномочия члена Собора до конца текущей третьей сессии.

6. ПОСТАНОВЛЕНО: заключение Отдела личного состава утвердить.

7. Докладчик Отдела о преподавании Закона Божия М. Ф. Глаголев оглашает доклад «О школьном преподавании Закона Божия».

Преподавание Закона Божия по декрету народных комиссаров в стенах учебных заведений не допускается. Священный Собор в свое время протестовал против означенного распоряжения. На Собор после того стали поступать сообщения о протестах на местах: эти сообщения получены Собором из всех мест государства и говорят о твердом желании народа оставить преподавание Закона Божия в стенах учебных заведений как начального типа, так и средних. Вследствие сего, а также благодаря поддержке родительских организаций и педагогических советов, преподавание Закона Божия в школах фактически, за немногими исключениями, и до сих пор всюду продолжается.

На втором Всероссийском законоучительском съезде в Петрограде и на съезде Всероссийском же представителей родительских организаций в Москве было отмечено, что школьное преподавание Закона Божия нуждается в реформе. Приняв во внимание результаты работ означенных съездов, а также работы комиссий по делам Закона Божия при Учебном Комитете и Училищном Совете при Св. Синоде, Отдел о Законе Божием признал необходимым издать от имени Священного Собора основные руководящие положения реформы. В основу реформы школьного обучения Закону Божию Отделом положена та мысль, что успех религиозно-школьного обучения находится в самой тесной связи со строем всей школы. Только тогда, когда в школе весь ход ее работ будет содействовать христианской идее, которая является в то же время и национальной, Закон Божий, как отдельный школьный предмет, может выполнить свое воспитывающее назначение. При преподавании в школе Закона Божия должно быть всесторонне использовано Слово Божие, творения святых Отцев Церкви, богослужебные книги и жития святых.

Затем Отдел признает нужным обратить особенное внимание законоучителей на воспитание духа церковности и связи учащихся с общей жизнью Церкви, на воспитание в них деятельного христианства. В стремлении к указанным целям и законоучитель, одушевленный искренним благочестием, и родители учащихся вместе с Приходским Советом должны составлять единую тесную семью.

Составленный проект основных положений школьного преподавания Закона Божия Отдел имеет долг представить на благоусмотрение Священного Собора.

1) Русская народная школа должна быть христианская, национальная.

Христианство, как источник мировой культуры, как великая духовная сила, воспитывающая и облагораживающая человека, как истинная и историческая действительность, как единственный для христиан путь разумной жизни в настоящем и твердой надежды в будущем, и Святое Православие, как историческая основа созидания и утверждения русской жизни, должны быть основою всего строя русского народно-школьного воспитания.

Необходимо, чтобы русская народная школа была проникнута основами христианского мировоззрения как в идеалах своего воспитания и образования, так и в постановке предметов преподавания.

Для успешности христианского воспитания в школе необходимо, чтобы русскими образованными людьми была отвергнута материалистическая основа господствующего мировоззрения во взглядах не только на школу, но и на весь строй народной жизни; только в единении образованных русских людей с простонародными религиозно-церковными идеалами могут быть созданы условия для действительности слова о Христе пастыря Его в школе.

2) Закон Божий в школе должен иметь воспитывающий характер.

Закон Божий православно-христианской веры должен преподаваться во всех начальных, средних и высших учебных заведениях для православно-русского населения на одинаковых условиях со всеми общеобразовательными предметами школы.

Цель школьного преподавания Закона Божия — воспитывать душу детей, постепенно раскрывая им основы христианского миропонимания и возгревать в них любовь к Православной Церкви.

Достигается эта цель изучением: Святой Библии, богослужебных книг, творений св. Отцев и жизни святых Божиих и подвижников веры и благочестия.

Воспитывающее обучение Закону Божию в школе должно быть неразрывно связано с изучением догматических истин христианства, как единственной основы христианской нравственности.

Воспитывающее обучение Закону Божию должно развивать в учащихся качества души, необходимые для устроения личной, гражданской и общественной жизни, как-то: долга пред своим народом и отечеством, повиновения старшим и от Бога поставляемым властям, целомудрия и целомудренной чистоты языка, умеренности и трезвости, уважения к чужой собственности, внутренней правдивости, честности, добросовестности и исполнительности, трудолюбия и т. п.

3) Слово Божие, богослужебные книги и жития святых должны быть главным источником вое питательно-школьного воздействия.

Чтение Слова Божия, особенно чтение Святого Евангелия должно быть введено в постоянное школьное употребление, по слову Спасителя «не препятствуйте детям приходить ко Мне».

Классное чтение Слова Божия, помимо программного его изучения, желательно как ежедневное назидание юных христиан и христианок; учащиеся и дома, при руководстве законоучителей, систематически исполняют долг назидания своего в учении Христа Словом Божиим.

Дети и юноши при классном изучении богослужения Святой Православной Церкви знакомятся с ним не только через систематическое его изложение, но и через частное назидание свое в нем при посредстве чтения с разъяснением подлинных богослужебных книг и исполнения церковных песнопений; при этом желательны особые детские издания богослужебных книг и песнопений.

Уяснять и укреплять истину в сознании и намерениях учащихся необходимо постоянным обращением законоучителя к житиям святых, как великих светильников веры и благочестия, Востока и Запада и Православной Руси.

Законоучитель не должен обходить вниманием общеизвестных представителей добра и разума, живущих в обычных условиях житейской обстановки.

Желательны особые издания для школы житий святых, отвечающие всем не только внешним, но и внутренне-педагогическим условиям; издания эти желательны как в форме сборников, так и в виде отдельных житий святых, имена которых наиболее любимы русским народом.

4) Школьное преподавание Закона Божия должно совершаться в тесном единении с общецерковной жизнью.

В учебных заведениях, где большинство учащихся православные, уроки начинаются краткой общей молитвой, с чтением из Евангелия или другой священной книги в порядке указания богослужебных чтений.

В каждом классе должна быть святая икона; учащиеся по очереди исполняют долг попечения о ней.

Желательно познакомить учащихся накануне праздников или памяти чтимого святого с историей праздника или житием святого, чтобы все дети знали житие и подвиги своего святого или знакомы были с особенностями подвигов того лика, к которому принадлежит святой; с житием святых и праздниками, которые приходятся в каникулярное время, законоучитель знакомит учащихся заблаговременно.

Желательно, чтобы при учебных заведениях устраивался благолепный храм и при нем пастырем-законоучителем была организована, где возможно, приходская жизнь на общих основаниях с привлечением учащихся и учащих к деятельному сотрудничеству в ней.

Учащиеся непременно исполняют ежегодно долг христианина — исповедь и причастие Святых Таин, по возможности с участием в этом их родителей; по праздничным и воскресным дням присутствуют за богослужением, деятельно участвуя в нем чтением, общим пением, прислуживанием в алтаре и по храму, чтением народу житий святых между утреней и литургией и т. п.

В соборных и приходских храмах желательно совершение особых служб только для детей с их исключительным участием в совершении богослужения.

Из учащихся, при содействии учащих и родителей, могут устраиваться школьные братства для взаимной поддержки братчиков в устроении своей жизни на церковно-православных началах.

5) Задачи школы и деятельность законоучителя.

Начальная школа должна: а) дать учащимся по Закону Божию все необходимое из Святой Библии, церковного учения, богослужения и житий святых для сознательного усвоения истин веры и нравственности; б) приучить к молитвенному правилу, установленному для православных христиан Святой Церковью; в) дать твердые навыки к исполнению в жизни христианских требований.

Обучение Закону Божию во всех средних учебных заведениях, продолжая сохранять свое воспитательно-образовательное значение, должно иметь последней целью создание в учащихся законченного православно-христианского мировоззрения.

Успех преподавания Закона Божия в школе обеспечивается личною религиозною настроенностью законоучителя и его надлежащею подготовкою к прохождению своего законоучительского служения.

Законоучителю в деле обучения Закону Божию и религиозно-нравственном воспитании детей содействует Приходский Совет и родители учащихся.

В заключение я обращаюсь к Св. Собору с покорнейшей просьбой — одобрить наш доклад. Может быть, в нем не все, но изложено в докладе то, что должно быть краеугольным камнем для правильной постановки преподавания Закона Божия и чрез это для достижения основной цели Православной нашей Церкви — нравственного возрождения и исцеления русского народа и общества (д. 145, лл. 12-15 об.)

8. Председательствующий ставит на голосование вопрос о переходе к постатейному чтению доклада.

9. ПОСТАНОВЛЕНО: перейти к постатейному чтению доклада.

10. Председательствующий оглашает первое положение доклада.

11. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора: протоиерей Ф. Д. Филоненко, протоиерей А. Г. Альбицкий, епископ Охтенский Симон, П. Я. Руднев, князь П. Д. Урусов, граф Д. А. Олсуфьев, Л. К. Артамонов.

12. Выступает Н. Д. Кузнецов.

Если Собор примет первое положение о школьном преподавании Закона Божия, то, по моему мнению, в нем необходимо подчеркнуть важную мысль, которая всегда, и даже в наше смутное и слабое верой время, производит впечатление на душу русского народа. Она, как показал мне опыт, способна поднимать церковное сознание в народе и пробуждать в нем погасающую любовь к Родине. В первом положении сказано, что христианство и православие, как историческая основа созидания и утверждения русской жизни, должны быть основою школьного воспитания. Но кроме такого великого значения православия в истории русского народа оно связано еще с историческим призванием русского народа, насколько можно говорить об этом, стараясь возможно шире уяснить себе историю народов. Это, по разъяснению В. С. Соловьева, есть вопрос о смысле существования народа во всемирной истории, или то, что философ называет идеей нации. В этом отношении русский народ по преимуществу является носителем и хранителем в мире православия. Пока народ сознает это и способен действовать в соответствующем направлении, он может иметь мировое значение и внести от себя великий вклад в общечеловеческую культуру. С изменой же православию и с затемнением в сознании своего исторического призвания русский народ теряет важнейшее основание своего существования в мире, как отдельной самостоятельной величины. Опыт современной тяжелой жизни показывает, что в этом случае у русского народа погасает и чувство любви к родине, и он легко смотрит на возможность попасть во власть и даже быть поглощенным другими народами. В этом отношении глубоко прав оказывается В. С. Соловьев, утверждающий, что историческое призвание народа проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места.

Таким образом, в первом положении после указания, что православие составляет историческую основу созидания и утверждения русской жизни, следует добавить, что православие составляет выполнение исторического призвания русского народа (д. 145, лл. 24-25).

13. Докладчик дает разъяснения.

14. Председательствующий оглашает поступившие поправки и ставит на голосование заключающееся в поправках Л. К. Артамонова, К. Н. Тихомирова и Р. Е. Сапина предложение об исключении из положения первого слова «национальная».

15. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение.

16. Председательствующий ставит на голосование предложение протоиерея П. А. Миртова, А. А. Зверева, Р. Е. Сапина изложить положение первое в таком виде: «Русская народная школа должна быть православно-христианская».

17. ПОСТАНОВЛЕНО: принять положение первое в оглашенном изложении.

18. Председательствующий объявляет, что предложение Н. Д. Кузнецова о дополнении положения первого словами «и как выполнение исторического призвания русского народа» будет передано в Редакционный Отдел.

19. По возникшему вопросу о порядке рассмотрения изложенных в докладе соображений Отдела в пояснение основных положений принимают участие члены Собора: С. И. Шидловский, священник М. Ф. Марин, граф Д. А. Олсуфьев, митрополит Новгородский Арсений.

20. Выступает Н. Д. Кузнецов. Доклад написан в форме очень затрудняющей его рассмотрение. В нем перемешаны законоположения с мотивами к ним и законоположения приходился извлекать из этой смеси. Закон должен иметь форму Положения, предписывающего или воспрещающего те или другие действия. А из содержания остальных параграфов доклада даже не всегда можно вынести подобные положения. Например, параграф 2: «Закон Божий в школе должен иметь воспитывающий характер». Но как же это исполнить? Никаких конкретных действий в этом направлении не предписывается и не воспрещается. Иногда в докладе попадаются положения в форме закона, как, например, в параграфе втором, что Закон Божий должен преподаваться для православного населения во всех школах на одинаковых со всеми предметами условиях, но большинство из них изложены недостаточно ясно. Нужно поручить Отделу или особой комиссии изложить доклад более ясно и в надлежащей форме, во всяком случае, выделив из него самые законоположения. Иначе Собору придется потратить много времени даже на исправление одной редакции доклада (д. 145, л. 57).

21. Докладчик М. Ф. Глаголев дает разъяснения.

22. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора, граф Д. А. Олсуфьев, протоиерей А. А. Хотовицкий.

23. Докладчик дает разъяснения.

24. Председательствующий ставит на голосование предложение А. А. Хотовицкого об исключении третьего абзаца объяснительных соображений Отдела к первому положению.

25. ПОСТАНОВЛЕНО (большинством 65 против 39) отклонить предложение.

26. Председательствующий ставит на голосование поправку графа Д. А. Олсуфьева о замене в третьем абзаце слова «образованных» словом «всех» и об исключении слова «простонародными».

27. ПОСТАНОВЛЕНО: принять поправку графа Д. А. Олсуфьева и абзац третий изложить в следующей редакции: «Для успешности христианского воспитания в школе необходимо, чтобы русскими образованными людьми была отвергнута материалистическая основа господствующего мировоззрения во взглядах не только на школу, но и на весь строй народной жизни; только в единении всех русских
людей с религиозно-церковными идеалами могут быть созданы условия для действительности слова о Христе пастыря Его в школе».

28. Председательствующий оглашает положение второе и объяснительные соображения Отдела к этому положению.

29. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора: протоиерей И. А. Артоболевский, профессор-протоиерей Д. В. Рождественский, П. Я. Руднев, Л. К. Артамонов, граф Д. А. Олсуфьев, митрополит Владимирский Сергий, священник М. Ф. Марин, священник А. А. Попов.

30. Докладчик дает разъяснения.

31. Председательствующий оглашает два предложения: а) 30 членов Собора (Н.Д. Кузнецов и др.) о передаче в Отдел всего доклада для редакционных исправлений; б) 30 членов (Л. К. Артамонов и др.) о передаче в Отдел второго положения для дополнительного обсуждения.

32. Председательствующий ставит на голосование предложение о передаче в Отдел о преподавании Закона Божия всего доклада о школьном преподавании Закона Божия.

33. ПОСТАНОВЛЕНО (большинством 66 против 39): принять предложение.

34. Председательствующий указывает на главную задачу Отдела — выяснить, как преподавать Закон Божий при современных условиях воспрещения школьного преподавания Закона Божия.

35. Докладчик М. Ф. Глаголев предлагает дополнить состав членов Отдела.

36. Председательствующий ставит на голосование предложение об открытии дополнительной записи в Отдел о преподавании Закона Божия.

37. ПОСТАНОВЛЕНО: открыть дополнительную запись в Отдел о преподавании Закона Божия.

38. Председательствующий предлагает перейти к обсуждению второго доклада Отдела — «О внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа».

39. Докладчик М. Ф. Глаголев оглашает доклад «О внебогослужебном, внешкольном просвещении народа» и дает предварительные объяснения.

«Шедше, научите вся языки» — вот последнее завещание, которое оставил на земле Своим последователям Основоположник нашего спасения и нашей веры. Имея отношение к миссионерству, проповедничеству и церковной дисциплине, эта заповедь Господа Иисуса Христа является знаменем и для религиозно-школьного просвещения народа.

Религиозно-школьное учительство, как озарение ума светом Евангелия, имеет свою самостоятельную задачу в ряду остальных видов церковной деятельности Священный Собор только недавно сделал постановление протеста на насильственное отобрание у Церкви церковно-приходских школ. Чем дальше, тем очевидней, что государство не даст Церкви средств на развитие этого вида церковной деятельности. Между тем в настоящее время больше, чем когда-либо ясно, что религиозно-народное учительство требует особой заботы о себе. Церковь стоит перед необходимостью не только напрячь все усилия к осуществлению заповеди Христа о просвещении русского народа, но и сделать это в самые ближайшие годы. После государственного потрясения, просвещение масс в России, призванных притом в небывалых доселе размерах к осуществлению всеобщего голосования, должно стать самой главной заботой государственных людей. И уже Временное правительство прошлого состава объявило, что Министерством Народного Просвещения вносится на утверждение законопроект об осуществлении на всем пространстве Российского государства всеобщего и притом обязательного, со штрафом за каждый день непосещения школы, народного обучения в течение ближайших пяти лет. По расчету, сделанному законодателями, вводится такая сеть школ (как ученических, так и учительских), которая даст возможность достигнуть того, что в России через пять лет не будет ни одного неграмотного ребенка. Одновременно разрабатывается законопроект и о всеобщем внешкольном образовании. Предусмотрены меры для осуществления такой же, как школьная, сети вечерних занятий во внерабочее время для взрослых, для открытия вечерних классов, курсов, а также вечерних начальных, средних и даже высших учебных заведений, с сетью библиотек, читален и эпизодических лекций на вопросы момента.

После таких усилий государства, вполне притом отвечающих действительной потребности, сознаваемой всеми сверху донизу, весьма возможно, что в ближайшие же годы благодаря обязательной, как воинская, государственной повинности в России не будет гражданина, не приобщившегося к обучению.

Принимаемые меры со стороны государства заставляют признать, что и Церковью должны быть сосредоточены все средства к тому, чтобы параллельно с гражданским всеобщим просвещением разливалось но земле нашей и воспитательное действие великих начал христианства. Здесь Церковь должна позаботиться о том, чтобы ни один верующий не миновал своим сознанием Божественной истины, чтобы в ее недрах не было ни одного члена, который бы не мог дать вопрошающему ответ о своем уповании, чтобы всякий, получивший в таинстве миропомазания способность к возрастанию духовному, имел возможность совершенствоваться в том познании истины, идеал которой беспределен, как Отец наш Небесный. Пред Священным Собором стоит задача, чтобы ни один верующий не мог бросить упрека, что он лишен был возможности слышать поучение в вере. Для достижения же этого необходимо не только школьное, но и внешкольное обучение вере, так как посещающих школу у нас в России только 4 человека на 100 населения, тогда как в Англии, например, 21 на 100 (статистика проф. X. Озерова).

Внешкольное религиозное научение должно вестись по особо продуманной системе. Должен быть составлен, во-первых, план осуществления всеобщего и обязательного курса при помощи, главным образом, собственных средств Церкви, а во-вторых, план и необязательного, но желательного курса, построенный в расчете на содействие независимых от Церкви, но готовых прийти на помощь ей организаций. Ясно, что одним пастырям своими личными усилиями одолеть гигантскую работу невозможно. Необходимо привлечение всех живых церковных сил к просветительной деятельности. Необходимы организованные группы деятелей, необходимо согласование их работы, чтобы не терялось дорогое время, чтобы все местности равномерно находились под благодатным воздействием Христовой проповеди, необходима забота о просветителях, чтобы не было нужды в них в той или другой местности, необходимо, чтобы не зарывались в землю многочисленные таланты, особенно среди интеллигентной молодежи и женщин, одним словом, чтобы в винограднике Божием работали все деятели, даже пришедшие в единодесятый час в Церковь.

Содержанием религиозно-народного научения во внешкольное время должен быть Иисус Христос Распятый. Эта основа должна быть укреплена изъяснением смысла Богослужения и Таинств. Все это программа того необходимого, которое должно быть дано и потребовано от каждого прихожанина и каждой прихожанки. Дальнейшее должно быть предоставлено свободе частной инициативы вплоть до содействия со стороны Церкви открытию народных церковно-просветительных домов, богословских институтов и академий.

Громадная предстоящая Церкви религиозно-просветительная задача ставит вопрос о необходимости учреждения такой центральной и местной организации управления просвещением, которая смогла бы призвать к деятельности, планомерно направив ее, все народные силы, способные прийти на помощь своим младшим братьям в их стремлении к познанию Христа и Его заповедей. Это управление, получив специальные задания, в видах экономии средств могло бы быть приурочено к существующим церковным организациям: Училищному Совету или Учебному Комитету. Об организации его Отдел обязуется доложить Священному Собору позже.

Прежде чем говорить по существу законопроекта о внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа, я должен отметить, что этот законопроект разработан одним из первых на Соборе. Он обсуждался в Отделе еще в сентябре месяце и был утвержден под выстрелы октябрьской революции. Тогда же и внесен был на Собор, но только теперь поступил для обсуждения в пленарном заседании. Перехожу к законопроекту. Основная мысль законопроекта — установление Собором в Русской Церкви обязательного оглашения всех православных, обязательного научения святой вере. До сих пор в нашей Церкви обязательным условием пребывания членом ее было крещение, но за крещением в младенчестве не следовало обязательного в сознательном возрасте научения крещеного истинам веры. Народные низы так плохо знают молитвы, что дети, наученные родителями молитвам в искаженной форме, долго не могут переучить их. Естественно, если эта неразработанность вопроса в духовной литературе выразилась и в нашем законопроекте.

Мысль о введении для каждого православного научения основным истинам веры явилась лишь на Соборе. Не разбирался этот вопрос и на съездах и собраниях законоучителей. Главная мысль, которую следует разрешить — можно ли ввести в Русской Церкви обязательное оглашение, когда мы не можем пересчитать членов ее, когда у нас нет даже повсюду приходской книги. Можно ли при таком положении говорить об обязательности оглашения? Далее, нужно разрешить, кто должен оглашать, в каких формах будет производиться оглашение. Посильный ответ дает наш законопроект. Что касается лиц, на каких может быть возложено научение, то такими лицами могут быть не только священники, но и миряне, мужчины и женщины. Такова была практика и в первые века христианства. Мы знаем, что в Александрийской Церкви был катехизатором Ориген, не имевший священного сана, в Грузии проповедала о Христе св. Нина, а в России — равноапостольная Ольга.

Некоторым пособием при разрешении настоящего вопроса может быть практика Католической Церкви. Но там только дети не допускаются до св. Причастия до тех пор, пока не сдадут экзамен, а к взрослым не применяется эта мера. Как же обеспечить обязательность оглашения? Может быть, нужно установить также известную норму знаний. Из 18-го Огласительного слова св. Кирилла Иерусалимского мы знаем, например, что от христиан, приступающих к крещению, требовалось знание Символа веры, молитвы Господней и понимания Таинств. Но как добиться того, чтобы у нас все знали этот минимум? Вопросы эти совершенно не разработаны ни наукой, ни практикой церковной жизни.

Вторая мысль законопроекта — научение истинам веры в более широких формах, каковые не могут быть для всех обязательны. В целях удовлетворения потребностей верующих, стремящихся к более широкому религиозному образованию и просвещению, Церковь должна изыскать все меры и средства для обеспечения им такового.

Ко всему сказанному должен добавить следующее. На законопроекте отразилось и современное государственное требование обязательного всеобщего обучения. Теперь всякое государство парламентарного строя ставит себе задачей обязательное обучение всех детей. Даже в России эта мысль довольно близка к осуществлению и хорошо разработана. Русская Церковь совершает грех великий, что не оглашает чад своих. Церковь должна стать на новый путь. Но, повторяю, вопрос этот у нас не разработан. Я рылся в наших богословских книгах и оказалось, что об оглашении даются только некоторые сведения в нашем энциклопедическом словаре, да в полемике профессоров Сильченкова и Попова.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, я просил бы отнестись к законопроекту не так требовательно, как к первому. Если Собор найдет нужным возвратить для переработки в Отделе и этот законопроект, то я прошу дать предварительно надлежащие указания, в каком направлении делать изменения и дополнения (д. 145, лл. 58—62).

40. В обмене мнений принимают участие члены Собора: митрополит Новгородский Арсений, протоиерей П. И. Соколов, священник М. Ф. Марин.

41. Председательствующий ставит на голосование вопрос о переходе к постатейному чтению доклада.

42. ПОСТАНОВЛЕНО: перейти к постатейному чтению доклада.

43. Заседание закрыто в 2 часа 30 минут дня.