Автор:Анатолий Баданов

Церковная традиция и магизм

Церковная традиция и магизм Церковная традиция и магизм 

К сожалению, не всегда человек мог удержаться на высоте богословского осмысления обряда или таинства, не всегда помнил почему так ценен этот «сосуд», и что находится в нем. Наряду с церковным объяснением традиции часто уживалось и «народное понятие», по существу, часто языческое (напомним, что «язычество» — в переводе со славянского означает «народная вера»), старавшееся, к сожалению, перенести акценты на внешнюю форму в ущерб внутреннему содержанию, максимально упростить отношение Бога и человека, свести эти отношения на уровень примитивного потребительства. Человек с таким мышлением видел свои отношения с Богом в образах своеобразного договора: «Я — Тебе, Ты — мне». Причем, расчетным эквивалентом выступало количество «добрых дел», а святыня рассматривалась как автоматический аккумулятор благодати, залог успеха, оберег. Такого рода магизм, к сожалению, не редкость, слишком сильным для человека может оказаться искушение духовной подменой.

Желание «положить благодать в карман» — одна из основных проблем в понимании обряда или Таинства. Практически в каждом храме дни освящения воды или благословение плодов земли наиболее проблемные. Всегда найдется пара «захожан», готовых активно поработать локтями и поругаться, лишь бы побыстрее получить свою банку святой водички или посвятить яблочко. Внешнее для таких людей становится важнее внутреннего, из обряда выуживается обряжание, внешняя форма; внутреннее же содержание — приближение к Богу — остается невостребованное.

В чем коренное различие магизма и церковной традиции? Церковь, в первую очередь, ставит своей целью подготовку человека к вечности через очищение души. Таинства и обряды сопутствуют человеку на этом пути, но не являются ни самоцелью, ни гарантией успеха. Магизм же примитивен. Все его потребности обращены на комфортный быт, на земное. Причем, проблема духовного усовершенствования не затрагивается. Достаточно просмотреть содержание утренних и вечерних молитв, чтобы понять истинную иерархию духовных ценностей. Фактически, это исполнение заповеди Христа: «Ищите прежде Царствия Божия, а все остальное приложится вам». Если Церковь и молится о земных потребностях человека, то всегда в контексте его духовной пользы и духовного состояния.

Магизм усмотреть несложно. Он начинается там, где все легко укладывается в простые правила и беспроблемные советы. Вот простые примеры: «Чтобы успешно шла торговля, нужно посвятить офис», «Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить», «Отче наш» — сильная молитва, но Иисусова — сильнее», «Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом», «Если во время грозы зажечь освященную на праздник Сретения свечу, то молния не ударит в дом» и т.д. и т.п.

Подвох в том, что в приведенном перечне духовных, казалось бы, истин ничего не было сказано о внутреннем подвиге молящегося, о его духовном состоянии, покаянии, вере. А это — основа духовной жизни. Один батюшка любил повторять: «Свеча не может молиться за вас, но может молиться вместе с вами, т.е. помогать молитве».

Святой Иоанн Златоуст однажды сказал, что крестное знамение должно сопровождаться осмыслением и молитвенным призывом, иначе оно останется просто гимнастическим упражнением. Если этого внутреннего осмысления не хватает, святыня может восприниматься как своеобразный талисман. Многие, к примеру, таким оберегом считают поясок с написанным на нем 90-м псалмом, потому что этот псалом «оберегает от зла». Но если разобраться, псалом не оберегает от зла, он лишь указывает, как уберечься от зла: довериться Богу и жить под Богом. Для многих «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится» — своеобразное заклинание, прочтение которого (или просто ношение при себе) гарантирует личную безопасность. Кстати, ношение на теле поясков с выписанными текстами из Святого Письма — иудео-талмудическая традиция (так называемые филактерии) и осуждается одним из церковно-канонических правил.

Талисманом для многих является и ладанка, которую, по неписанным правилам, нужно носить при себе, и даже артос. Приходилось встречать рекомендации носить при себе артос целый год. И многие действительно носят. Чаще всего, такое происходит от неведения. Ведь после Пасхального богослужения священнику хочется сказать нечто большее, чем то, как пользоваться артосом. Недосказанное священником часто узнают в притворе от знатоков-суеверов.

Кстати, артос — это пасхальный хлеб, символизирующий собою пасхального агнца. Примечание после молитвы гласит, что «артос раздается всем прежде обеда… вместо антидора». Ничего о «ношении при себе» в молитве не упоминается.

Больно осознавать, что просвещение народа «народной верой» взяли на себя практически все светские службы, причастные к формированию точки зрения масс. К примеру, в день праздника в честь святого апостола Андрея Первозванного практически каждый украинский телевизионный канал (да и радио тоже) поспешили рассказать о том, что «на Андрея девушки гадают, а парни выражать свою симпатию к любимой через мелкое хулиганство». Большинство передач начинались шаблонно: сначала звон колоколов, потом отрывок духовного песнопения, фрагмент богослужения, затем о гадании с практическими советами. То, что гадание — тяжкий грех — это не в счет, ведь это «наша родная традиция». То же полной мерой относится и к Ивану Купале. Другие праздники, помельче, также не остаются без внимания журналистов: нас просветят, в день какого святого садить огурцы, а какого — петрушку; будет жарко или холодно, дождливо или нет — церковный календарь, оказывается, тоже может определить. Этой дезориентации, замешивания грешного на праведном легко можно было бы избежать, пожелай СМИ прислушаться к Церковному голосу, но — увы. Народничество нынче в моде.

Не отстают от СМИ и учебные заведения. Школьные сценарии праздника святителя Николая Чудотворца превратили его в украинского Деда Мороза. Что за праздник, если на зов «Святый Мыколаю, святый Мыколаю!» в класс не придет переодетый учитель физкультуры с мешком подарков и своим неразлучным спутником — добрым и смешным бесиком Антипкой? Дети, ведь, так любят сказки.

Трудно понять, откуда такое желание подменить церковную традицию «нашей, родной, народной». Неужели непонятно, что нельзя разделять Христа от Его Церкви, как и святого Андрея, Николая, Иоанна и прочих? О духовности в светской среде говорят много, но почему-то чаще всего «духовность» — лишь разговор о народных традициях, вышитых рушниках, крашенках и двенадцати стравах на предрождественском столе (часто совсем не постных).

Возможно, проблема искажения церковной традиции и не была бы так актуальна, если бы оставалась за церковным порогом, но она стремится проникнуть в храм. Кто из пастырей не сталкивался с суевериями «несведущих в законе»: какой именно рукой передавать свечку, какая молитва пренаправит «порчу» и т.п.?

Однажды, будучи еще юношей, я зашел в один храм и попал на водоосвящение. Захотелось попить этой водички, а так как свободной посуды не оказалось, я просто попросил налить мне немножко воды в пригоршню. На меня тут же накинулась женщина, это была церковный кассир. «Вы разве не знаете, что руками нельзя пить воду?» — возмущенно кричала она. Я этого не знал, поэтому она объяснила, что руки оскверняются прикосновением к деньгам и пить можно исключительно из посуды. Я посочувствовал женщине, ведь при ее денежной работе и логике оставаться неоскверненной было довольно проблематично.

Встречаются советы «знатоков» при болезни выпросить у церковного сторожа нитку от старого церковного облачения и сжечь ее, вдыхая дым. Мне приходилось слышать от некоторых «православных суеверов», что когда у человека есть враги, то очень помогает уголь из кадила, который жгли на Херувимской песни. Если его подсыпать под кровать обидчика, то «Бог его накажет и он перестанет тебя обижать». Это «богословие угля», очевидно, — народное осмысление совета апостола Павла: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет напой его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:19-20).

Еще один образец: освященный на праздник Маккавеев мак. Много ли людей могут пересказать жития святых мучеников Маккавеев (которые, кстати, с маком связаны лишь созвучием фамилии)? Уверен, «правила пользования святым маком» знает гораздо большее количество. Толпы людей спешат в храм обзавестись таким неслабым оберегом. Знаю случай, когда одна женщина после службы поспешила посыпать маком у себя под порогом, чтобы защититься от злой соседки, жившей с ней дверь с дверью на одной лестничной площадке. Несколько зернышек нечаянно закатилось под порог той самой соседки, которая, убирая, и обнаружила их. Закончилось все взаимными упреками в колдовстве и дракой.

Встречается, что невеста в роскошном свадебном платье под пение «Святые мученицы» во время Венчания тащит ногой вокруг аналоя полотенце, «чтобы подруги быстрее замуж вышли». До этого было еще одно акробатическо-духовное упражнение: кто быстрее жених или невеста прыгнет на то самое злосчастное полотенце. Ведь победитель «будет господствовать в семье». Почему-то своим долгом этого считает добиться все та же невеста. Видеокамеры внимательно фиксируют результат соревнования.

Особая тема — похорон. Чего тут только не встретишь. Нередко в гроб кладется «посылка на тот свет»: расческа, пачка любимых сигарет, деньги и т.п. После того, как подымут гроб, чтобы везти его на кладбище, несколько человек бросаются перевернуть все табуретки вверх ногами — «чтобы на эти табуретки не лег очередной гроб», или же наоборот, в зависимости от региона, — спешат сесть на этот стул, чтобы «все беды умерли».

Подобных суеверий множество. Для многих они, увы, и ассоциируются с Православием. Одна женщина недавно рассказывала о своем разговоре со знакомой баптисткой. Разговор шел о суевериях. Когда женщина, а она православная, сказала, что суеверия — это грех, что она об этом читала в православных книгах и слышала на проповедях, то баптистка от удивления несколько раз переспросила: «Суеверия — грех? Так и написано? На проповеди священник говорил?» «Чего ты удивляешься? — спросила в свою очередь собеседница. — Церковь не учит суевериям, это все люди придумали».

Самое грустное, что эти вещи происходят часто не столько от незнания (люди обычно и не пытаются вникнуть в смысл действия), сколько от сознательного желания соблюсти привычную форму: «так принято». Бывает, священник объяснит все, а смотришь, все равно по-своему сделают, улучив момент, когда он не видит. Хотя нужно признаться, что со стороны духовенства таких объяснений бывает недопустимо мало. Некоторые пастыри, что называется, «идут на поводу».

о.Вадим Семчук