Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние шестнадцатое

Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние шестнадцатое


К оглавлению

К разделу


ДѢЯНІЕ ШЕСТНАДЦАТОЕ.
13 сентября 1917 года.

I. Засѣданіе открыто въ Соборной Палатѣ въ 10 ч. 15 мин. утра подъ предсѣдательствомъ Архіепископа Новгородскаго Арсенія въ присутствіи 415 Членовъ Собора.
На повѣсткѣ засѣданія:

1) Оглашеніе постановленія Соборнаго Совѣта объ учрежденіи при немъ Хозяйственно-распорядительнаго Совѣщанія.
2) Докладъ Уставнаго Отдѣла по внесенному за подписью 41 Члена Собора предложенію о включеніи въ составъ Соборнаго Совѣта двухъ членовъ: одного — отъ сельскаго духовенства, и другого — отъ крестьянъ. Докладчикъ проф. А. В. Флоровскій.

II. Предсѣдательствующій. Считаю долгомъ заявить, что среди насъ присутствуетъ представитель Румынской Церкви епископъ Гушскій Никодимъ, который и скажеть привѣтствіе Священному Собору отъ Румынской Церкви.

III. Епископъ Гушскій Никодимъ:
Высокопреосвященнѣйшій Владыко, Милостивые Архипастыри, Высокопреподобные Отцы, Милостивые Государи и братья.

Святѣйшій Синодъ Румынской Православной Церкви, сообразно приглашенію Святѣйшаго Правительствующаго Синода Россійской Церкви, уполномочилъ меня участвовать въ качествѣ его представителя на засѣданіяхъ Всероссійскаго Церковнаго Собора, и заповѣдовалъ мнѣ выразить Вамъ глубокую благодарность за высокую честь, Вами оказанную Румынской Церкви, и увѣрить Васъ, что этимъ возобновленіемъ древнихъ связей между Вашею и нашею Церквами онъ чувствуетъ себя утѣшеннымъ и укрѣпленнымъ особенно въ настоящее время, которое переживаютъ наша Церковь и наша родина.

Сожалѣю только, что прибылъ сюда такъ поздно и лишился возможности слушать пренія по вопросамъ, до сихъ поръ разбираемымъ; но это не по моей винѣ, а обстоятельства такъ сложились, что Ваше пригласительное посланіе дошло до насъ слишкомъ поздно — мы его получили лишь 24 августа. Все-таки, хотя и поздно, но считаю за особое счастье то, что могу привѣтствовать Васъ тутъ въ Вашемъ славномъ Первопрестольномъ градѣ, гдѣ собрались въ столь величественномъ собраніи и для столь важныхъ цѣлей.

Его Высокопреосвященство Молдавскій Митрополитъ, нынѣшній Предсѣдатель Святѣйшаго Румынскаго Синода, имѣя въ виду важное значеніе соборовъ въ жизни Христіанской Церкви, и что въ прошедшемъ русскіе и румынскіе святители являлись вмѣстѣ на подобные соборы, напр., въ 1642 г. въ Яссахъ; имѣя въ виду, наконецъ, что наши народы находились всегда въ тѣсныхъ отношеніяхъ и, какъ въ мирныя, такъ и въ бурныя времена шли рука объ руку, отъ души желалъ самъ привѣтствовать Васъ тутъ и быть Вашимъ сотрудникомъ; но опасность, снова угрожающая нашей родинѣ, не дала ему исполнить свои сердечныя пожеланія.

Переживаемъ тяжелыя времена, и это потому, что на мѣстѣ Евангелія и Креста Христовыхъ человѣкъ пытался ставить свою мудрость и разрушительныя изобрѣтенія своего ума. Но пройдетъ и это заблужденіе, и онъ лишній разъ убѣдится, что только миръ Христовъ и исполненіе Его заповѣдей могутъ возвысить народы и создать ихъ счастье.

Блаженна Церковь, которая заботливо разрабатывала Христіанское ученіе и путемъ научныхъ богословскихъ трудовъ и привлекательныхъ литературныхъ сочиненій успѣла сѣять его широко во всѣхъ слояхъ народа! Блаженна Церковь, которая своими собственными силами и не безъ жертвъ распространила Евангельское ученіе и у народовъ, не знавшихъ до тѣхъ поръ Христа Спасителя, и которая даже въ тяжелыя минуты старается найти новыя средства къ улучшенію быта своихъ чадъ!

Такова Русская Православная Церковь, святители, пастыри и избранныя чада которой собрались нынѣ тутъ, на этомъ великомъ Соборѣ, котораго сердечно привѣтствую отъ имени іерарховъ, духовенства и народа румынскаго и молю Бога ниспослать свое благословеніе на его труды и увѣнчать ихъ самыми полезными результатами ко благу и вѣчному преуспѣянію святой Православной Русской Церкви и къ умиротворенію нашихъ народовъ.
Теперь позвольте мнѣ съ этого мѣста обратиться съ привѣтомъ къ Временному Русскому Правительству отъ моего имени и отъ имени Румынскаго Королевскаго Правительства и вмѣстѣ съ тѣмъ воскликнуть изъ всего сердца: да здравствуетъ Русскій народъ, да здравствуетъ Россія Мирная, Сильная, Славная!

IV. Предсѣдательствующій. Священный Соборъ Русской Церкви съ любовію выслушалъ привѣтствіе Православной Румынской Церкви и лобызаетъ его. Вмѣстѣ съ тѣмъ Соборъ привѣтствуетъ Васъ, Ваше Преосвященство, какъ представителя Православной автокефальной Церкви дружественнаго намъ единовѣрнаго Румынскаго народа. Возобновленіе взаимоотношеній Церквей свидѣтельствуетъ о глубинѣ и широтѣ церковнаго самосознанія чадъ ихъ, вмѣстѣ съ тѣмъ служитъ яснымъ выраженіемъ христіанской любви и единенія, о чемъ молилъ Христосъ: да вси едино будутъ, какъ Ты Отецъ во Мнѣ и Я въ Тебѣ, такъ и они вмѣстѣ да будутъ вси едино.

Русская Церковь всегда входила въ общеніе съ православными автокефальными Церквами, взирала на нихъ съ любовію и по мѣрѣ силъ помогала имъ и матеріально и духовно. Быть можетъ, это общеніе не всегда было частымъ, но это зависѣло отъ различныхъ внѣшнихъ обстоятельствъ. Въ частности общеніе съ Румынской Церковью было всегда и политическимъ, и культурнымъ, и церковнымъ. Самое бѣглое знакомство съ исторіей взаимообщенія между Русской и Румынской Церковію доказываетъ это. Вы изволили упомянуть, что для рѣшенія нѣкоторыхъ церковныхъ вопросовъ собирались Соборы, напр., былъ Соборъ въ 1642 г. въ Яссахъ, и напомнили, что это взаимообщеніе выражалось во многомъ другомъ. Румынская Церковь даровала Русской Церкви много великихъ святителей, на которыхъ мы взираемъ съ любовію. Достаточно упомянуть о такомъ великомъ святителѣ, какимъ былъ Петръ Могила, основавшій Кіево-Могилянское училище, изъ котораго возникла Кіевская Духовная Академія, 300-лѣтіе которой недавно исполнилось, но не было отпраздновано съ достаточной торжественностью. Достойнымъ вниманія является митрополитъ Молдо-Влахійскій Гавріилъ Банулеско. Со своей стороны и Россія оказывала свое религіозно-просвѣтительное вліяніе на дружественную намъ Румынію. Двери школы и духовной и свѣтской были открыты для желающихъ учиться. Достаточно вспомнить имена братьевъ Скрибановъ, особенно Филарета Скрибана, епископовъ Мелхиседека, Геннадія, Сильвестра: всѣ эти святители Румынской Церкви получали образованіе въ Кіевской Духовной Академіи, и такимъ образомъ поддерживалась связь между церквами Румынской и Русской. Да, наконецъ, живымъ свидѣтелемъ общенія являетесь Вы, владыко, воспитанникъ Кіевской Духовной Академіи. И теперь съ честію, да не омрачится скромность Ваша, имя Ваше, какъ святителя, славится въ Румынской Церкви. Кіевская Академія гордится Вами, какъ своимъ питомцемъ-святителемъ въ единовѣрной Румыніи. Къ сожалѣнію, Вы теперь являетесь единственнымъ представителемъ Русской богословской науки въ санѣ святителя въ Румыніи. Было время, когда почти всѣ святители Румыніи, занимавшіе каѳедры, были изъ воспитанниковъ Русской духовной школы. Теперь, къ сожалѣнію, эта связь оборвалась, — многіе святители Румынской церкви получили образованіе въ заграничныхъ школахъ Берлина, Парижа и др. Будемъ уповать, что въ настоящее время, когда жизнь церковная возстановляется въ формѣ Соборной, связь между Церквами установится, и возникнетъ единеніе между Церквами, какое было прежде. Наша родина и Ваша переживаютъ въ настоящее время тяжелые моменты. Румынія вступила въ союзъ съ Россіей, эти страны сплотились противъ общаго врага, — страданія объединяютъ людей, и мы уповаемъ, что обѣ стороны при этихъ страданіяхъ выйдутъ очищенными и связь между ними еще болѣе укрѣпится.

Мы привѣтствуемъ Васъ и радуемся, что Вы приняли участіе въ нашемъ торжествѣ вѣры. Не сомнѣваемся, что на этомъ Соборѣ Вы увидите знаки искренней любви по отношенію къ Вамъ. Когда Вы вернетесь въ свою страну, конечно, передадите священному Сѵноду привѣтъ и чувства любви. Быть можетъ, и намъ предстоятъ тѣ же испытанія, какія перенесла Румынская Церковь въ 60-тыхъ годахъ, когда монастыри и лавры запустѣли и когда многіе изъ румынскаго духовенства нашли себѣ пріютъ въ Россіи. Съ любовію принимаемъ Васъ, какъ сотрудника въ нашемъ общемъ дѣлѣ. Воспоемъ преосвященному Никодиму «многая лѣта».

V. Епископу Никодиму воспѣто Соборомъ «многая лѣта». Епископъ Никодимъ преподаетъ благословеніе клирикамъ и мірянамъ, а Соборъ воспѣваетъ ему «испола эти деспота».

VI. Секретарь Собора оглашаетъ:

1) Поступившія привѣтствія:

а) Отъ Казанскаго епархіальнаго съѣзда духовенства и мірянъ: «Казанскій епархіальный съѣздъ духовенства и мірянъ, собравшись въ день церковнаго новолѣтія для обсужденія вопросовъ церковно-епархіальной жизни, сыновне привѣтствуетъ Всероссійскій Церковный Соборъ, молитвенно желаетъ ему успѣшной работы по возсозданію церковной соборности на началахъ Евангельской любви. Съѣздъ вѣритъ, что Помѣстный Соборъ, собравшійся подъ сѣнью дорогихъ сердцу вѣрующихъ Московскихъ святынь, возвыситъ свой мощный голосъ къ умиротворенію страстей и къ прекращенію братоубійственной вражды, ведущей отечество къ политическому и духовному рабству».

б) Отъ епархіальнаго собранія благочинныхъ Смоленской епархіи: «Епархіальное собраніе отцовъ благочинныхъ Смоленской епархіи сыновне и почтительнѣйше привѣтствуетъ Всероссійскій Церковный Соборъ и молитъ Господа, да поможетъ Духъ Святый пастырямъ и вѣрнымъ сынамъ Православной Церкви въ духѣ мира, единенія и любви оздоровить болящій организмъ церконнаго тѣла и да исцѣлитъ отъ скорби тяжелой дорогую и многострадальную нашу родину».

в) Отъ прихожанъ Суражевскаго храма: «Прихожане Суражевскаго храма, вознеся горячія молитвы Господу о здравіи и благоденствіи Собора, сыновне благоговѣйно шлютъ привѣтствіе, выражаютъ пожеланія плодотворной работы къ утвержденію Церкви Христовой. У владыки просимъ молитвъ и благословенія. Священникъ Жуковъ».

г) Отъ С. К. Артеменко съ приложеніемъ Херувимской пѣсни, посвященной Собору.

2) Поступившую на имя предсѣдателя Собора докладную записку священника Іоанна Кедрова слѣдующаго содержанія: «Сознавая всю важность для Всероссійскаго Церковнаго Собора и православныхъ христіанъ имѣть Соборный органъ печати, который бы знакомилъ жаждущихъ духовнаго обновленія религіозно-церковной жизни, о Соборныхъ дѣяніяхъ, — пріемлю на себя многогрѣшнаго дерзновеніе передать, на изданіе органа, пятьсотъ рублей въ молитвенную память о здравствующей рабѣ Божіей Анастасіи. Деньги при семъ прилагаю».

3) Послѣдовавшее заключеніе Соборнаго Совѣта о передачѣ докладной записки священника Кедрова и присланныхъ имъ 500 рублей въ Издательскій Отдѣлъ.

VII. ПОСТАНОВЛЕНО: а) благодарить священника І. Кедрова за пожертвованіе; б) заключеніе Соборнаго Совѣта утвердить; в) за привѣтствія благодарить.

VIII. Секретарь Собора оглашаетъ:

1) Поступившее за подписью 31 Члена Собора заявленіе объ образованіи новаго Отдѣла для составленія церковно-карательнаго устава и заключеніе Соборнаго Совѣта о предложеніи Отдѣлу о церковномъ судѣ образовать для составленія церковно-карательнаго устава особый подъотдѣлъ.

2) Заявленіе Члена Собора епископа Сухумскаго Сергія объ отпускѣ его въ Сухумскую епархію и о назначеніи имъ своимъ замѣстителемъ на Соборѣ — настоятеля Очемчирской Церкви протоіерея Дмитрія Марганія, и заключеніе Соборнаго Совѣта слѣдующаго содержанія: въ виду невыясненности общаго вопроса о правѣ епархіальныхъ архіереевъ назначить себѣ замѣстителей въ періодъ дѣйствія Собора, передать заявленіе епископа Сергія въ Уставный Отдѣлъ для подробной разработки указаннаго вопроса и представленія по сему предмету соотвѣтствующаго доклада Собору.

3) Поступившее за подписью 35 Членовъ Собора заявленіе о возбужденіи вопроса объ участіи женщины въ жизни Церкви и заключеніе Соборнаго Совѣта о передачѣ заявленія въ Отдѣлъ о церковной дисциплинѣ.

4) Поступившее за подписью 35 Членовъ Собора заявленіе объ образованіи особаго Отдѣла для разработки плана богослуженій въ церквахъ г. Москвы съ участіемъ священнослужителей — Членовъ Собора, для организаціи чтенія лекцій на религіозно-нравственныя темы и для устроенія внѣбогослужебныхъ собраній, и послѣдовавшее по сему заявленію заключеніе Соборнаго Совѣта о передачѣ заявленія въ существующее при Соборномъ Совѣтѣ религіозно-просвѣтительное Совѣщаніе, возглавляемое архіепископомъ Кишиневскимъ Анастасіемъ.

5) Поступившее за подписью 30 Членовъ Собора заявленіе объ измѣненіяхъ въ послѣдованіи молебнаго пѣнія на Новый Годъ и заключеніе Соборнаго Совѣта о передачѣ заявленія въ Отдѣлъ о богослуженіи.

IX. ПОСТАНОВЛЕНО: Заключенія Соборнаго Совѣта по оглашеннымъ заявленіямъ утвердить.

X. Предсѣдательствующій. Считаю долгомъ доложить къ свѣдѣнію Собора слѣдующее положеніе о Хозяйственно-Распорядительномъ Совѣщаніи при Соборномъ Совѣтѣ.

«1. Хозяйственно-Распорядительное Совѣщаніе состоитъ при Соборномъ Совѣтѣ.

2. Въ составъ его входятъ 8 членовъ Собора, въ томъ числѣ секретарь Собора, и 8 членовъ по должностямъ. Къ послѣднимъ принадлежатъ: представители канцеляріи Святѣйшаго Синода, Хозяйственнаго управленія и Контроля при Святѣйшемъ Синодѣ, ректоръ Московской духовной семинаріи, директоръ Синодальнаго училища церковнаго пѣнія, предсѣдатель Совѣта по завѣдыванію епархіальнымъ домомъ, распорядитель Соборной палаты и чиновникъ особыхъ порученій при Соборномъ Совѣтѣ.

3. Предсѣдатель Совѣщанія назначается Соборнымъ Совѣтомъ изъ числа входящихъ въ составъ Совѣщанія членовъ Собора.

4. Списокъ кандидатовъ въ члены Совѣщанія отъ Собора предлагается Соборнымъ Совѣтомъ на утвержденіе Собора.

5. Всѣ члены Совѣщанія несутъ свои обязанности безвозмездно.

6. Совѣщаніе:

а) Вѣдаетъ всѣми суммами, отпускаемыми на содержаніе Собора, причемъ денежный расчетъ производится Хозяйственнымъ управленіемъ при Святѣйшемъ Синодѣ по постановленіямъ Совѣщанія;

б) Составляетъ смѣту на содержаніе Собора и состоящихъ при немъ установленій;

в) Завѣдуетъ хозяйственною частью Епархіальнаго дома и другихъ зданій духовнаго вѣдомства, отведенныхъ для Собора;

г) Вступаетъ въ соглашеніе съ Московскими епархіальными учрежденіями, предоставившими свои помѣщенія для нуждъ Собора;

д) Заключаетъ договоры и условія съ подрядчиками.

7) Совѣщаніе приглашаетъ для исполненія своихъ распоряженій и несенія обязанностей по хозяйственнымъ и распорядительнымъ дѣламъ Собора необходимыхъ для этого лицъ за особое вознагражденіе, размѣръ котораго опредѣляется тѣмъ же Совѣщаніемъ.

8) Журналы Совѣщанія утверждаются Соборнымъ Совѣтомъ».
Въ составъ Совѣщанія предлагаются Соборнымъ Совѣтомъ слѣдующіе члены Собора: епископъ Екатеринославскій Агапитъ, проф. Н. М. Абрамовъ Л. К. Артамоновъ, А. І. Ивановскій, С. М. Раевскій, протоіерей Н. В. Цвѣтковъ, протоіерей А. Я. Зыковъ и Секретарь Собора. Всѣ эти лица выразили желаніе потрудиться въ этомъ дѣлѣ безвозмездно.

XI. ПОСТАНОВЛЕНО: Предложенный Соборнымъ Совѣтомъ списокъ кандидатовъ въ члены Хозяйственно-распорядительнаго Совѣщанія при Совѣтѣ утвердить.

XII. Предсѣдательствующій. Предлагаю приступить къ обсужденію доклада Уставнаго Отдѣла по заявленію 41 Члена Собора о дополненіи состава Соборнаго Совѣта двумя новыми членами отъ сельскаго духовенства крестьянъ. Докладчикомъ выступитъ профессоръ А. В. Флоровскій.

XIII. Проф. А. В. Флоровскій. На разсмотрѣніе Уставнаго Отдѣла было передано заявленіе 41 Члена Собора о введеніи въ составъ Соборнаго Совѣта двухъ новыхъ членовъ — одного отъ сельскаго приходскаго духовенства и одного отъ Членовъ Собора изъ крестьянъ. Это заявленіе послужило предметомъ бурныхъ преній на одномъ изъ частныхъ совѣщаній. Уставный Отдѣлъ подошелъ къ рѣшенію этого вопроса въ болѣе спокойной обстановкѣ и сдѣлалъ попытку примирительную. Рѣшеніе Уставнаго Отдѣла не получило однако значительнаго большинства. Изъ 30 присутствовавшихъ въ Отдѣлѣ 16 высказались за отклоненіе предложенія, а 14 — за принятіе.

Въ качествѣ основанія для включенія въ Соборный Совѣтъ представителей сельскаго духовенства и крестьянъ указывается на то, что Соборному Совѣту, можетъ быть, придется разрѣшать такіе вопросы, которые нуждаются въ участіи представителей самой гущи народа. Указываютъ и на то, что въ Соборномъ Совѣтѣ должны быть представлены всѣ элементы, входящіе въ составъ Собора. Эти положенія и послужили отправной точкой дальнѣйшихъ сужденій въ Отдѣлѣ.
Практика другихъ представительныхъ учрежденій показываетъ, что Совѣты не имѣютъ обязанности разсматривать вопросы по существу: цѣлый рядъ вопросовъ входитъ въ нихъ, какъ въ распорядительную инстанцію, и нашъ Уставъ не открываетъ для Соборнаго Совѣта широкаго поля дѣятельности.

Статьи 52, 53 и 54 Устава Собора показываютъ, что Соборному Совѣту принадлежитъ не рѣшеніе какихъ-либо общихъ вопросовъ по существу, а лишь направленіе поступающихъ на разсмотрѣніе Собора дѣлъ и установленіе внутренняго распорядка Соборныхъ занятій. И только ст. 55 указываетъ на нѣкоторое расширеніе дѣятельности Соборнаго Совѣта. Согласно этой статьѣ Совѣтъ, по собственному почину или на основаніи сдѣланныхъ ему заявленій отмѣняетъ распоряженія всѣхъ органовъ Собора, противорѣчащія церковнымъ правиламъ, закону, сему Уставу или постановленіямъ Собора. Но здѣсь имѣются въ виду распоряженія, а не постановленія.
Далѣе, если бы случилось, что Совѣту пришлось бы высказаться по существу обсуждаемыхъ дѣлъ, то и здѣсь Соборному Совѣту пришлось бы коснуться такихъ деликатныхъ и тонкихъ вопросовъ, которые едва ли требуютъ участія представителей изъ среды крестьянъ. Конечно, среди нихъ есть люди высокаго религіознаго одушевленія, не отравленные современнымъ скептицизмомъ. Но для работы въ Соборномъ Совѣтѣ, требующей знанія церковныхъ каноновъ, необходимо умѣнье разбираться въ логическихъ тонкостяхъ. При такихъ условіяхъ для представителей изъ крестьянъ едва ли будетъ много работы въ Соборномъ Совѣтѣ.

Съ другой стороны, если въ Соборный Совѣтъ войдутъ представители однѣхъ общественныхъ группъ, то долженъ быть открытъ доступъ представительству и другихъ общественныхъ группъ, напримѣръ, арміи, единовѣрцевъ и т. д. Кромѣ того, разъ вводится сельское духовенство и крестьянство, то необходимо увеличить для пропорціональности представительство и отъ епископовъ. Такимъ образомъ, открываются въ Соборный Совѣтъ двери для цѣлаго потока новыхъ лицъ. Вообще же возникаетъ вопросъ: желательно ли, чтобы въ составъ Соборнаго Совѣта входили представители тѣхъ мелкихъ подраздѣленій и группъ, на которыя мы можемъ распадаться? Соборный Совѣтъ долженъ отражать только то естественное церковное дѣленіе, которое существуетъ на Соборѣ, но отнюдь не долженъ отражать мелкихъ сословныхъ дѣленій, которыя являются условными и въ настоящее время уже отмѣнены государственнымъ сознаніемъ. — Вотъ тѣ соображенія, которыя привели Отдѣлъ къ заключенію, что ходатайство 41 Члена Собора слѣдовало бы отклонить.

XIV. П. Б. Мансуровъ. Ваше Высокопреосвященство, отцы и братія! Вопросъ, который подлежитъ нашему обсужденію, вопросъ важный. Онъ связанъ съ болѣзненнымъ состояніемъ нашего отечества. Ему не слѣдовало бы возникать.

Въ Отдѣлѣ голоса раздѣлились почти поровну. Я входилъ въ составъ меньшинства и думаю, что слѣдовало бы уступить его желанію. Я признаю значеніе доводовъ большинства. Тѣмъ не менѣе я скажу, что вопросъ возникаетъ изъ нашей жизни и ея болѣзни. Причины отклоненія основательны. Но наша Церковь руководится не всегда принципами: есть еще путь церковной экономіи; на этотъ путь и нужно встать. Вы знаете: наша болѣзнь — недовѣріе народа ко всему, что происходитъ наверху. Это отразилось и здѣсь. Если не дать удовлетворенія этому стремленію, мы пойдемъ наперекоръ чувства значительной части нашего Собора и народа. Чтобы протянуть нити отъ Собора къ народу, полезно включить въ Совѣтъ представителя отъ народа. Это нужно еще и потому, что Совѣтъ призванъ работать и тогда, когда наступитъ перерывъ въ работѣ Собора. Но тогда не будетъ представителя отъ народной глубины, и народные элементы не будутъ имѣть участія въ работѣ Собора. Отсутствіе этихъ элементовъ будетъ способствовать укрѣпленію народнаго недовѣрія. Поэтому въ видахъ довѣрія, которое Соборъ долженъ имѣть въ народной глубинѣ, я позволю себѣ просить, руководствуясь принципомъ церковной экономіи, принять предложеніе о пополненіи Соборнаго Совѣта представителями отъ сельскаго духовенства и крестьянъ.

XV. Н. Н. Медвѣдковъ. Я первый подписалъ это заявленіе отъ 41-го и нахожу, что оно справедливо и вотъ по какимъ основаніямъ. Говорятъ, что Соборный Совѣтъ имѣетъ внѣшнее формальное значеніе: принимаетъ бумаги, даетъ имъ направленіе. Нѣтъ: онъ направляетъ не только бумаги, но всю дѣятельность Собора, объединяетъ ее. Призваніе Соборнаго Совѣта, очень высокое. Мнѣ кажется, что Соборный Совѣтъ какъ президіумъ, долженъ объединить всѣ теченія, онъ является центромъ. Я бы назвалъ его душею Собора. Здѣсь самые лучшіе наши избранники. Устроеніе церковной жизни — очень сложное и великое дѣло. Въ самыхъ народныхъ нѣдрахъ это особенно чувствуется. Тамъ въ уголкахъ, гдѣ работаетъ сельское духовенство, оно дѣйствительно трудится надъ оздоровленіемъ церковной жизни. Намъ кажется, что представители захолустнаго духовенства будутъ лучшими выразителями тѣхъ потребностей, которыя ощущаются на мѣстахъ. Этимъ и объясняется горячее желаніе, чтобы въ Соборномъ Совѣтѣ были представители гущи народной. Это представители не классовъ — мѣщанъ, крестьянъ, а народа, народной совѣсти. Мало того, что мы услышимъ съ трибуны объ этихъ нуждахъ: нужно, чтобы эти нужды были защищаемы, а для этого необходимо привлечь въ Совѣтъ представителей этихъ тружениковъ, — представителей сельскаго духовенства и многострадальнаго русскаго народа. Съ этой точки зрѣнія, доводы Отдѣла не выдерживаютъ критики.

Говорятъ, что въ Совѣтѣ вопросы по существу не рѣшаются. Это ошибка! Онъ является выразителемъ и идейнымъ объединителемъ всѣхъ нашихъ теченій, всей нашей дѣятельности. Если бы этого не было, онъ былъ бы простымъ формальнымъ учрежденіемъ.
Говорятъ, что увеличеніе Соборнаго Совѣта можетъ угрожать дѣловому направленію Совѣта. Объ этомъ лучше бы не писать. Эти труженики придадутъ Соборному Совѣту дѣловой характеръ, о которомъ мы такъ сѣтуемъ.

Говорятъ, что введеніе двухъ новыхъ представителей отъ народа (а не отъ крестьянъ) и сельскаго духовенства откроетъ путь для новыхъ домогательствъ. Но намеки на это даже обидны. Здѣсь собрались не классы: нѣтъ ни баръ, ни купцовъ, ни мѣщанъ, а только представители церковнаго народа. Слово «крестьяне» употреблено потому, что главная масса церковнаго народа простой людъ, крестьянскій людъ. Поэтому всѣ доводы Отдѣла не выдерживаютъ критики.

Бурныя пренія въ Отдѣлѣ происходили потому, что были вызваны желаніемъ итти на встрѣчу этому предложенію. Вспомните возникновеніе этого вопроса, вспомните горячія пренія при организаціи Совѣта. Лучшіе наши ораторы поддерживали представительство народной совѣсти. Но, въ цѣляхъ скорѣйшаго образованія президіума, крестьяне скромно уступили свое мѣсто людямъ науки, ожидая, что они затѣмъ будутъ введены въ Совѣтъ. Представители народа нужны: они будутъ проводниками на мѣстахъ въ жизнь соборныхъ рѣшеній. Они скажутъ на мѣстахъ: насъ тамъ приняли и предоставили намъ сидѣть въ центрѣ. Поэтому введеніе въ Совѣтъ представителей отъ народа откроетъ путь для народнаго довѣрія. Представители народа сговорятся о своихъ кандидатахъ и не задержатъ работъ Собора. Поэтому я горячо предлагаю допустить это представительство духовенства и мірянъ.

XVI. Т. Г. Суриновъ. Я вошелъ на эту трибуну, чтобы отвѣтить нѣсколько словъ на докладъ профессора А. Б. Флоровскаго. Я принималъ участіе въ обсужденіи вопроса, нужно ли вводить новыхъ лицъ въ составъ Соборнаго Совѣта. Здѣсь было сказано много прекрасныхъ словъ, а я напомню слова молитвы Господней: «не введи насъ во искушеніе, но избави насъ отъ лукаваго». Здѣсь говорили, что Священный Соборъ можетъ измѣнить Уставъ, вотъ мы и просимъ: пусть Соборъ, вдохновляемый Духомъ Святымъ творить дѣла Божіи, чтобы не было искушенія, введетъ еще двоихъ или троихъ представителей въ Соборный Совѣтъ. Пополненіемъ этихъ лицъ все искупляется. Та народная масса, которая посылала насъ, желала, чтобы мы принимали участіе въ дѣлахъ Собора, а не только сидѣли на скамьяхъ, и мы, дѣйствительно, желаемъ по нашимъ силамъ принести пользу Собору. Необходимо пополненіе Соборнаго Совѣта представителями той народной гущи, къ которой я имѣю честь принадлежать. Говорятъ, что если предоставить мѣста крестьянамъ, то пойдутъ другіе — мѣщане и чиновники. Я съ этимъ не согласенъ; здѣсь на Соборѣ представлены всѣ. Говорятъ, что въ Совѣтѣ дѣла не разсматриваются по существу, но дѣла тамъ есть и притомъ такія, гдѣ представители народа могутъ сказать полезное слово.

Мы живемъ во время исключительное. Быть можетъ, Господу Богу будетъ угодно, что мы только половину дѣла сдѣлаемъ, и намъ придется вернуться къ своимъ очагамъ. Во время этого перерыва необходимо, чтобы Соборный Совѣтъ не остался безъ представительства народа. Мы желаемъ творить благое на пользу Церкви, и моя просьба: дать въ Совѣтѣ два мѣста представителямъ отъ сельскаго духовенства и народной массы.

XVII. С. П. Рудневъ. Вопросъ совершенно ясенъ, и я отказываюсь отъ слова.

XVIII. В. И. Зеленцовъ. Предшествовавшій ораторъ въ своей рѣчи вспомнилъ слова молитвы Господней: «не введи насъ во искушеніе». Эти слова напомнили мнѣ то, что я говорилъ крестьянамъ на частномъ совѣщаніи, требовавшимъ, именно требовавшимъ своего классоваго представительства въ Соборномъ Совѣтѣ. Я говорилъ имъ такъ: есть въ Священномъ Писаніи у пророка Іереміи слова: «проклятъ всякъ, творяй дѣло Господне съ небреженіемъ». Я говорилъ имъ: если вы крестьяне имѣете въ своей средѣ пригодныхъ работниковъ для участія въ Соборномъ Совѣтѣ, то, милости просимъ, посылайте своихъ представителей. Но если нѣтъ работниковъ пригодныхъ, то какъ можно посылать ихъ въ Соборный Совѣтъ, который, по выраженію одного изъ предшествовавшихъ ораторовъ, душа Собора?

Этими словами я возбудилъ противъ себя такое классовое волненіе, о которомъ сейчасъ не буду вспоминать. Но долженъ сказать по поводу рѣчи предшествовавшихъ ораторовъ, чтобы сдѣлать нѣкоторыя поправки. Вопросъ о пополненіи Соборнаго Совѣта возбудили крестьяне, и рѣчи ихъ носили классовый характеръ. А въ церковныхъ дѣлахъ классоваго представительства не должно быть. Теперь намъ предлагаютъ то же, но въ другой формѣ: говорятъ, что крестьяне хотятъ принести и свою долю пользы въ соборной работѣ. Но есть ли у нихъ люди пригодные для той тонкой работы, какая выполняется Соборнымъ Совѣтомъ? И я говорю, что такихъ работниковъ въ средѣ ихъ нѣтъ.

Говорятъ, что отъ пополненія Соборнаго Совѣта новыми членами дѣловая работа Совѣта не уменьшится. Но бѣда въ томъ, что вводя сословный принципъ, мы открываемъ широкую дверь для другихъ групповыхъ представительствъ — отъ арміи, единовѣрія, епископата и т. д. Тогда Соборный Совѣтъ станетъ черезчуръ многолюднымъ, а это будетъ тормазить работу Совѣта.
Говорятъ, что, какъ и сельское духовенство, и крестьяне являются лучшими выразителями духовныхъ нуждъ деревни. Пусть это и такъ. Конечно, они будутъ въ Соборѣ хорошими выразителями деревенскихъ нуждъ, но хорошими работниками въ Соборномъ Совѣтѣ они не будутъ.

Если участіе двухъ представителей крестьянъ и сельскаго духовенства такъ желательно имъ, то ради мира церковнаго слѣдовало бы имъ уступить. Но, во-первыхъ, этимъ вводится принципъ сословности и открывается дверь для новыхъ представительствъ. И, во-вторыхъ, будетъ тормазиться работа Соборнаго Совѣта. Поэтому я противъ пополненія Соборнаго Совѣта.
Закончу небольшимъ замѣчаніемъ. — Н. Н. Медвѣдковъ говорилъ, что крестьяне на выборахъ Членовъ Соборнаго Совѣта уступили свои мѣста. Это неправда. Крестьяне выставили своимъ представителемъ Іюдина. И если онъ не прошелъ, то это зависѣло не отъ нихъ.

XIX. Предсѣдательствующій. Я не могу позволить вамъ критиковать способности Членовъ Собора. Дѣлаю вамъ замѣчаніе.

XX. В. И. Зеленцовъ. Принимаю.

XXI. Л. К. Артамоновъ. Я не согласенъ съ прешедствовавшимъ ораторомъ. Я пришелъ къ заключенію, что на Соборѣ нѣтъ острыхъ волненій. Мы теперь пришли къ такому единенію, о которомъ нельзя было и думать въ первые дни Собора. Я стою за то, чтобы въ Совѣтъ были проведены два представителя отъ сельскаго духовенства и крестьянъ. Совѣтъ долженъ составляться не по сословіямъ. Онъ является высшимъ представительствомъ по способностямъ къ воспріятію той благодати, носителями которой является Соборъ. Въ составъ Совѣта должны войти представители и народной совѣсти. Нашъ Совѣтъ составленъ превосходно. Но необходимо дополнить его представителями отъ сельскаго духовенства и крестьянъ, — той толщи народной, для которой мы собственно и трудимся. Соборный Совѣтъ устанавливаетъ распорядокъ дѣлъ. А кто можетъ лучше знать, что важнѣе для толщи народной? Мы слышимъ упреки, что мы топчемся на мѣстѣ. Соборный Совѣтъ можетъ думать, что онъ ставитъ на обсужденіе вопросы важные, а представители крестьянъ и сельскаго духовенства укажутъ другіе, по ихъ мнѣнію, болѣе важные вопросы. И голосъ крестьянъ и сельскаго духовенства выслушать полезно. Я думаю, что настоящій споръ вызванъ благими пожеланіями. И тѣ и другіе искренне желаютъ добра. Противники пополненія Совѣта боятся, какъ бы увеличеніемъ состава его не затормазить работы Совѣта. А защитники пополненія боятся съ своей стороны, что безъ участія представителей сельскаго духовенства и крестьянъ Соборный Совѣтъ въ работахъ своихъ будетъ одностороненъ.
Я прошу посмотрѣть на дѣло съ точки зрѣнія любви Христовой. Мы не желаемъ тормазить работу Совѣта введеніемъ новыхъ членовъ, а хотимъ помочь скорѣйшему разрѣшенію важнѣйшихъ церковныхъ вопросовъ.

XXII. Предсѣдательствующій. Поступило за подписью 30 Членовъ Собора предложеніе о полномъ прекращеніи преній.

XXIII. ПОСТАНОВЛЕНО: Пренія прекратить.

XXIV. Предсѣдательствующій. Согласно Уставу, докладчику принадлежитъ заключительное слово.

XXV. Проф. А. В. Флоровскій. Однимъ изъ основаній для пополненія Соборнаго Совѣта выставляется слѣдующее соображеніе. Говорятъ, что перерывъ въ дѣятельности Собора наложитъ на Соборный Совѣтъ новыя обязанности и дастъ ему новыя права, и Совѣтъ какъ бы будетъ замѣщать собою Соборъ. Это не такъ. Совѣтъ и во время перерыва будетъ исполнять свою именно работу, а не работу Собора. Вообще въ Совѣтѣ вопросы принципіально и по существу рѣшаться не будутъ.

Говорятъ, что представители сельскаго духовенства и крестьянъ должны войти въ Совѣтъ, какъ выразители нуждъ деревни. Конечно, Уставный Отдѣлъ не можетъ встать на точку зрѣнія неспособности представителей крестьянства къ работѣ въ Соборномъ Совѣтѣ. Но вопросъ: насколько они могутъ сохранить свою независимость и свободу своихъ сужденій? И, можетъ быть, результатъ отъ ихъ представительства получится неблагопріятный. Обсуждаемый вопросъ можетъ получить очень болѣзненную постановку. И теперь въ преніяхъ звучатъ ноты вражды и недовѣрія. Къ счастью, пренія прерваны. Было бы очень печально, если бы мы обосновали рѣшеніе вопроса на почвѣ этого недовѣрія. Говорятъ, если Вы насъ не выберете, мы Вамъ не вѣримъ. Это ужасно! И Уставный Отдѣлъ не могъ стать на эту точку зрѣнія, а подошелъ къ вопросу болѣе объективно, основываясь на Уставѣ Собора.

Говорятъ, что введеніе новыхъ членовъ можетъ установить лучшій порядокъ работъ Собора. Доселѣ мы какъ будто не рѣшили, что важно и что неважно. Но едва ли за это можно винить Соборный Совѣтъ. Рѣшеніе относительно порядка работъ — дѣло Собора, и участіе крестьянъ въ Соборномъ Совѣтѣ едва ли способствовало бы ускоренію хода работъ.
Ссылаются на слова молитвы Господней: «и не введи насъ во искушеніе». Но мы уже введены во искушеніе: у насъ уже есть взаимное недовѣріе. Кромѣ того, представители другихъ классовъ могутъ быть введены въ искушеніе успѣхомъ крестьянъ и будутъ дѣлать соотвѣтственныя представленія о включеніи въ Совѣтъ и ихъ представителей.

Есть ли у крестьянъ особые интересы? Конечно есть. Но эти мѣстныя особенности они имѣютъ полную возможность представить въ общемъ собраніи Собора.

Соборный Совѣтъ не можетъ быть отраженіемъ всѣхъ мельчайшихъ группъ Собора, не можетъ быть микрокосмосомъ. Мнѣніе большинства Уставнаго Отдѣла объ отклоненіи заявленія создалось не на почвѣ недовѣрія и нежеланія допускать народъ въ составъ Совѣта, а основывалось на общихъ соображеніяхъ о пользѣ дѣла.

XXVI. Предсѣдательствующій. Уставный Отдѣлъ отклонилъ заявленіе 41 Члена Собора объ пополненіи состава Соборнаго Совѣта двумя новыми членами отъ сельскаго духовенства и крестьянъ. Я ставлю вопросъ на голосованіе.

XXVII. Произведено голосованіе прямое и обратное. Въ виду неопредѣленности результата голосованія и трудности подсчитать голоса, Товарищъ Предсѣдателя М. В. Родзянко предлагаетъ провѣрить голосованіе выходомъ въ двери.

XXVIII. Предсѣдательствующій. Кто за пополненіе Соборнаго Совѣта, выходитъ налѣво (отъ предсѣдателя), а кто противъ пополненія — направо.

XXIX. Производится голосованіе выходомъ въ двери.

XXX. Предсѣдательствующій. По подсчетѣ результатовъ голосованія оказалось: въ голосованіи участвовало 359 Членовъ Собора; изъ нихъ противъ пополненія Соборнаго Совѣта новыми членами подали голосъ 188 Членовъ, а за пополненіе — 171.

XXXI. ПОСТАНОВЛЕНО: Предложеніе 41 Члена Собора о пополненіи Соборнаго Совѣта двумя новыми Членами Собора отклонить.

XXXII. Т. Г. Суриновъ (по личному вопросу.) Я вошелъ на эту каѳедру, чтобы отвѣтить своему собрату Зеленцову, который бросилъ 185 милліонному населенію упрекъ, будто среди крестьянъ нѣтъ пригодныхъ представителей въ Соборный Совѣтъ.

XXXIII. Предсѣдательствующій. Я уже сдѣлалъ замѣчаніе оратору и за васъ и за 185 милліонное населеніе. — Архимандритъ Матѳей желаетъ согласно статьѣ 153 Устава сдѣлать заявленіе о нарушеніи Устава Собора.

XXXIV. Архим. Матѳей. Я испросилъ разрѣшеніе у предсѣдателя выступить по ст. 153 Устава: «Право указать на происходящее отступленіе отъ Устава принадлежитъ каждому Члену Собора внѣ очереди». Какія же статьи Устава нарушены? Ст. 98 устанавливаетъ слѣдующій порядокъ: «дѣла вносятся на разсмотрѣніе Собора… въ порядкѣ ст. 99», а ст. 99 гласитъ, что «заявленія вносятся въ Соборный Совѣтъ, который въ теченіе 7-ми дневнаго срока передаетъ ихъ на разсмотрѣніе Собора съ своимъ заключеніемъ». По силѣ этой статьи группа 37 Членовъ Собора подала въ Соборный Совѣтъ заявленіе съ просьбою разсмотрѣть въ пленарномъ засѣданіи Собора въ спѣшномъ порядкѣ вопросъ, какое отношеніе между Церковью и государствомъ должны имѣть въ виду Члены Собора въ своихъ работахъ въ Отдѣлахъ, потому что въ связи съ этимъ стоитъ продуктивность работъ въ Отдѣлахъ. Ст. 130 устанавливаетъ порядокъ разсмотрѣнія дѣлъ на Соборѣ. Въ данномъ случаѣ относительно заявленія приложимъ пунктъ 1-й этой статьи: «разсмотрѣніе дѣлъ на Соборѣ состоитъ въ обсужденіи общихъ основаній предначертанія или предложенія». Когда наше предложеніе вносилось, то имѣлось въ виду услышать голосъ Собора, что и подтверждается ст. 131, согласно которой Соборъ постановляетъ или объ отклоненіи предложенія, или о передачѣ его въ Отдѣлъ для дополнительнаго обсужденія. Въ данномъ случаѣ ничего подобнаго не было. Въ предыдущемъ собраніи былъ заслушанъ рядъ заявленій. Всѣ они переданы въ Отдѣлы безъ обсужденія на Соборѣ. Дальнѣйшій ходъ заявленій зависитъ отъ Собора. Во всякомъ случаѣ Соборному Совѣту представляется право входить въ Соборъ только съ предложеніями, но не съ предрѣшеніями, и я прошу вновь заслушать заявленіе, сдѣланное въ прошломъ собраніи, и поступить согласно статьямъ Устава.

XXXV. Предсѣдательствующій. Соборный Совѣтъ поступилъ согласно Уставу и никогда не беретъ на себя смѣлости рѣшать тѣ или другіе дѣла безъ обсужденія на Соборѣ. Но бываютъ такія дѣла, какъ, напр., объ устройствѣ Хозяйственно-распорядительнаго Совѣщанія при Соборномъ Совѣтѣ, которыя относятся къ вѣдѣнію Соборнаго Совѣта, и Соборный Совѣтъ предлагаетъ ихъ къ свѣдѣнію Собора. Что же касается другихъ предначертаній, то Соборный Совѣтъ, согласно ст. 99, представляетъ ихъ на разсмотрѣніе Собора со своимъ заключеніемъ, какъ всегда и поступалъ Соборный Совѣтъ. Архимандритъ Матѳей желаетъ, чтобы Соборъ высказалъ опредѣленное рѣшеніе по вопросу о правовомъ положеніи Церкви въ государствѣ. Это предложеніе обсуждалось въ Отдѣлѣ, и Отдѣлъ не нашелъ возможнымъ дать тотъ или иной отвѣтъ на этотъ вопросъ, потому что рѣшать этотъ вопросъ будетъ само государство, а Отдѣлъ можетъ высказать только свои пожеланія.

XXXVI. А. В. Васильевъ (внѣочередное заявленіе). 12-го ноября предстоятъ выборы въ Учредительное Собраніе. Отъ состава Учредительнаго Собранія будетъ зависѣть судьба Государства и всего православнаго населенія. Церковный Соборъ не можетъ безучастно отнестись къ Учредительному Собранію и къ выборамъ. Необходимо теперь же Соборному Совѣту 1) войти въ сношеніе съ Временнымъ Правительствомъ о томъ, чтобы Собору было дано представительство въ Учредительномъ Собраніи, и 2) призвать отъ имени Собора все православное населеніе Россіи къ дѣятельному участію въ выборахъ, а епархіальные, благочинническіе и приходскіе Совѣты къ организаціи и руководству этими выборами, которые должны быть внѣпартійны и имѣть цѣлью провести въ Учредительное Собраніе дѣйствительныхъ выразителей воли Православнаго народа. Это дѣло спѣшное, и я прошу разсмотрѣть его внѣ очереди, такъ какъ списки должны быть составлены къ 12-му октября. Одинаковое съ этимъ заявленіемъ предложеніе за подписью 33 Членовъ Собора имѣю честь представить.

XXXVII. Графъ В. А. Бобринскій. Настоящее заявленіе представляетъ явное нарушеніе Устава. Внѣочередныя заявленія проходятъ безъ преній, а здѣсь заявлено предложеніе, по которому могутъ быть пренія. Заявленное предложеніе не есть внѣочередное заявленіе.

XXXVIII. Предсѣдательствующій. Я преній не допускаю. Заявленіе будетъ передано въ Соборный Совѣтъ.

XXXIX. Засѣданіе закрыто въ 12 час. 30 м. дня.