ТЩЕСЛАВИЕ: НЕВИДИМЫЙ НАРКОТИК

Тщеславие. Анатолий Баданов. ДЫШУ ПРАВОСЛАВИЕМ

Есть ли у вас своя цена? Не в денежном смысле, а в моральном. Та самая, в которой мы не признаемся даже себе, но которую невольно ожидаем получить за свои правильные поступки. Валютой этой цены является одобрение, благодарность, признание. В какой-то момент мы начинаем от этой валюты зависеть, как от чего-то жизненно необходимого. И если мы её не получаем, то внутри что-то щёлкает: будто доброе дело, которое мы сделали, вдруг обесценилось, стало бесплатным подарком, который никому не был нужен. Без этой «дозы» отклика наш внутренний двигатель, движущий нас к добру, начинает работать с перебоями, теряет смысл и тягу.

Вот классическая ситуация. Сделали мы что-то доброе, помогли человеку. И вроде бы мы, христиане, прекрасно помним евангельскую заповедь: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Мы знаем, что не должны ждать награды. Но ведь мы и не награды от людей ждем, правда? Мы ждем всего лишь простого человеческого «спасибо». Сегодня это даже называют красивым психологическим термином — «обратная связь», признание нашего труда, и вроде как это нормально. Но если этой благодарности не последовало — на душе остается неприятный, едкий осадок. Будто ваш труд — напрасен. Или того хуже — в сердце шевельнется мысль: «Вот же свинья неблагодарная, принимает мои добрые дела, как само собой разумеющееся…»

Или так. Участвовали мы в каком-то богоугодном деле — и рука сама тянется поделиться этим в соцсетях. Но мы же не будем хвастаться, правда? С такой грубой мыслью потом на исповедь идти неудобно. Мол, прости Господи, согрешил тщеславием. Нет, мы действуем тоньше. Мы находим благородное прикрытие: мы выкладываем пост, чтобы якобы «вдохновить других на добрые дела», «показать настоящее христианство» в противовес той грязи, что льется на Церковь. Цель, казалось бы, благая.

Но вот незадача: едва пост опубликован, мы начинаем ловить себя на том, что то и дело проверяем лайки и комментарии. И ведь хвалят в них не Христа, не православие, ради которого мы якобы выложили пост, а конкретно нас. «Какой молодец», «Здорово!», «Так держать, сейчас мало таких людей, как вы…».

Что происходит дальше? Мы знаем святоотеческий совет: когда хвалят — мысленно отсылай славу Богу. Знаем. Но, давайте будем честны, если хвалят не меня — мне как-то все равно. А если хвалят меня — на душе становится тепло и приятно. Но, разве тепло и приятно нам от того, что люди славят Бога в комментариях на наших личных страницах? Кто-то скажет – да, именно так. Хорошо. Тогда почему, когда в комментариях нас поливают грязью, становится так горько и больно? Если наша цель — лишь вдохновлять, то чужая злоба не должна нас задевать. Однако – написали гадости – неприятно, написали одобрение — и крылья за спиной выросли, и сил для новых дел будто прибавилось… Разве эта прямая зависимость нашего душевного состояния от внешней оценки не выдает истинного «заказчика» нашего поста. Им оказывается не Бог, не светлый лучик в сторону Церкви, а наше голодное, наше жаждущее признания «я».

Этот список можно продолжать бесконечно. От бытовых мелочей до глобальных проектов. Возьмем, к примеру, помощь бойцам на СВО. Человек везет гуманитарку, помогает от всего сердца, ради общей победы, ради веры. Дело святое. Но зачем же тогда об этом афишировать, если это ради победы? И тут появляются те самые тонкие паутинки самооправдания: «Я напоминаю людям о войне, чтобы они очнулись, задумались! Живут, как будто ничего не происходит». Но скажите честно, за три года войны, вы знаете хоть одного человека, который кардинально изменил свою жизнь и включился в помощь, увидев пост некоего Васи или Тани о том, как они передавали ящики с гуманитаркой?

Другое дело, когда о нашем труде рассказывают другие, искренне вдохновившись. Но когда источник поста — мы сами…

Эти мелкие, ежедневные внутренние реакции — и есть самый точный диагностический инструмент. Он показывает нашу скрытую зависимость. Мы редко совершаем нечто откровенно предосудительное ради похвалы. Но мы с поразительной легкостью позволяем чужому мнению становиться тем самым топливом, без которого наши добрые дела начинают «глохнуть». И это топливо начинает бросать наше настроение то в шторм обиды, то в штиль радости.

Даже участвуя в крупных церковных проектах, даже будучи их авторами и убеждая себя — «я делаю это для Церкви, для Христа» — нет-нет, да и проскользнет где-нибудь пост о том, как нас наградили, вручили благодарственное письмо. И вот это письмо мы уже вешаем на стену в кабинете. Для чего? Конечно же, для того, чтобы гости, увидев его, воскликнули: «Слава Богу, как Господь промыслительно устраивает всё руками этого человека!» Сам-то человек — ничто, пыль, а вот Бог — да! Это всё — Его слава! Именно для этого мы и вешаем эти грамоты. А для чего же еще? Все эти KPI, гонка за популярностью в медиа-пространстве — мы убеждаем себя, что всё это ради того, чтобы славили Христа. Господи, даже пишу это с горькой улыбкой. Мы реально так оправдываемся. Смешно… и как-то горько.

Попробуйте представить келью преподобного Серафима Саровского, увешанную грамотами и благодарственными письмами «За высокие достижения в области возрождения и сохранения исторических, культурных и духовных традиций», «За поддержку и духовное окормление бойцов на фронте», «За вклад в развитие духовно-нравственных традиций», «За оказанную финансовую поддержку», «За личный вклад в духовно-нравственное воспитание молодежи», «За активное сотрудничество в сфере духовно-патриотического и нравственного просвещения». Абсурд? Но в нашей христианской жизни этот настенный абсурд стал настолько привычным, что мы его почти не замечаем.

Эта невидимая, но прочнейшая нить, что тянется от нашего сердца к мнению других людей, и есть та самая древняя страсть. Страсть, которую святые отцы называли тщеславием. И сегодня она расцвела пышным цветом, научившись рядиться в одежды благочестия и приняв самые изощренные, самые тончайшие формы.

Посмотрите вокруг. Мы живем в эпоху, где главной валютой стало человеческое внимание. Где Евангелие на деле перестало быть единственным и незримым судией нашей совести. Иначе нам было бы абсолютно плевать на тех, кто косо посмотрит, как мы перекрестили стаканчик капучино на улице или тихо прочитали «Отче наш» в ресторане, осеняя себя и трапезу крестным знамением. Но нет. Внутренний социальный барометр неумолимо показывает: на первый план вышло общественное мнение. Именно оно все чаще диктует нам, что носить, о чем говорить, о чем писать в своих блогах, как отдыхать и даже что чувствовать. Мы редко в этом признаемся вслух, но внутри постоянно, будто на автопилоте, оглядываемся по сторонам, сверяя с другими каждый свой шаг.

Эта тотальная зависимость — не просто дурная привычка или модель поведения. Это конкретная, мощная страсть с очень древним и очень точным именем. Страсть, которую мы даже внутри сегодняшней Церкви возвели в степень нормы и через это перечеркнули все свои труды. И ладно бы другие хвалили нас, но когда мы сами… Как тут не вспомнить слова Иоанна Лествичника «Господь часто скрывает от глаз наших и те добродетели, которые мы приобрели; человек же, хвалящий нас, похвалою открывает нам глаза; а как скоро они открылись, то и богатство добродетели исчезает».

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»