СУЩЕСТВУЮТ ЛИ «НАМОЛЕННЫЕ» ИКОНЫ?
Часто мы живем в плену стереотипов, даже не подозревая об этом. Особенно это касается области веры. И сегодня я хочу предложить вам поговорить об одном таком стереотипе. Речь пойдет об иконах. А точнее, об очень популярном и, казалось бы, безобидном словечке — «намоленная» икона. Слышали такое? Наверняка. А задумывались ли вы, что на самом деле стоит за этим понятием? И почему его нет и не может быть в православном мировоззрении? Давайте разбираться вместе.
Человек, приходящий в Церковь из мира, — а все мы приходим из мира, — приносит с собой багаж. В этом багаже — весь наш прежний опыт, все наши прежние представления о том, как устроена реальность. И если этот опыт был связан, скажем, с каким-то оккультными практиками, с верой в астрологию, энергетику, карму, то есть во все то, что по сути является бесовщиной и магизмом, то и Церковь такой человек поначалу пытается понять через эту призму. Получается кривое зеркало. И вот в это кривое зеркало прекрасно вписывается миф о некой «намоленной» иконе.
Что такое магизм? Это представление о мире как о гигантской системе неких сил и энергий. Сила — вот божество магизма. И эту силу, эту энергию, по убеждению адепта, можно накопить, перераспределить, направить с помощью определенных ритуалов и предметов. Зарядить воду, зарядить камень или амулет, зарядить… икону. Вот и возникает этот самый образ: поколения верующих стоят на молитве, и их молитва, как электрический ток, накапливается в доске с краской, создавая некий «духовный аккумулятор». Потом к этому аккумулятору якобы можно подключиться и подзарядиться. Удобно? Не то слово. Популярно? Еще бы. Но какое отношение это имеет к христианству? Ровным счетом никакого.
Потому что Православие — это не религия безликих сил. Это религия Личности. Личности Бога и личности человека. Молитва — это не излучение энергии, а встреча, живой диалог, отношение. Любви, покаяния, благодарности. И икона в этой системе — не аккумулятор, а окно. Окно в горний мир, через которое мы взираем на Того, Кто изображен на ней. Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. Мы же, целуя фотографию любимого человека, не фотобумагу целуем, а образно того, кто на ней изображен. Так и здесь, только неизмеримо глубже.
Еще в восьмом веке отцы Седьмого Вселенского Собора, того самого, который утвердил догмат об иконопочитании, с предельной ясностью разъяснили эту мысль. Процитирую речь диакона Епифания из деяний Собора: «…над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. Поэтому такие предметы мы почитаем, как достойные почитания, и лобызаем их. Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. Что же касается воздаваемого нами ему поклонения, изображения его на чем либо и напечатления его в воздухе; то мы уповаем, что чрез это прогоняются демоны. Тоже самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением покланяясь ей, мы получаем освящение».
Слышите? Икона свята не потому, что ее «намолили». Она свята изначально, по своему назначению, по своей связи с тем, кого она изображает. Она — свидетельство реального воплощения Бога, того, что Он стал настоящим Человеком (не переставая при этом быть Богом), Которого можно было видеть и изобразить. Она не накапливает благодать, она ее являет, как окно являет солнечный свет, но источником света при этом остается Солнце. Источник благодати — Бог, а не мастерство иконописца и не количество молитв или свечек, поставленных перед этим образом. Бог может явить чудо даже через обычную заламинированную икону, которую человек только что приобрел в церковной лавке. Не икона, а Бог являет чудо или Сам или через святых. Если это совершается явно и массово, то такие иконы мы называем чудотворными. Не потому, что там особая доска или особые краски, а потому, что Бог через чудо захотел прославить того, кто на ней изображен.
Некоторые спросят: «Чем же тогда отличаются чудотворные иконы от «намоленных»? Разве это не одно и то же?» Нет, совсем не одно и то же. Приведу пример. Вот Моисею является Вездесущий Бог в неопалимой купине. Моисей хочет подойти, но слышит от Бога: «Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). Возникает вопрос: если Бог вездесущ, если Его присутствие охватывает всё, то почему на одном участке земли Он велел Моисею снять обувь? Что такого особенного в этой земле, что она стала святой? Ответ прост: любая материя, через которую Творец действует явным образом, освящается и требует особого почитания. Не потому, что материя долгое время «аккумулировала» молитвы и почитания христиан, или пребывала в некоем «месте силы» и теперь она может «отдавать энергию», а потому, что Бог явно совершил чудо через эту материю. Так Ему угодно. И в Евангелии мы видим, как в одном случае Он просто сказал, и совершилось чудо исцеления (Мф. 15:28), а в другом случае Он использовал землю и плюновение для исцеления слепого (Ин. 9:6), хотя всемогущему Богу достаточно одного слова.
А теперь давайте посмотрим на это с другой, социальной стороны. Почему миф о «намоленных» иконах и храмах так живуч? Почему нам так комфортнее? Потому что это снимает с нас колоссальную ответственность. Гораздо проще поехать в какой-то монастырь, отстоять очередь к «особой», «намоленной» чудотворной иконе, приложиться к ней, как к некому лечебному аппарату, в надежде, что сейчас-то оно точно сработает, и все проблемы решатся сами собой. Или повесить икону или четки у себя в машине, думая, что сам предмет поможет в дороге. Гораздо сложнее, каждый день, вот здесь, в своей комнате, перед самым простым бумажным образом, налаживать личный, трудный, подчас сухой и безрадостный диалог с Богом. Меняться самому. Каяться. Просить не «решить вопрос», а дать сил и ума этот вопрос решать правильно. Это требует титанических усилий. А миф о «намоленности» предлагает нам духовный фастфуд — быстро, знакомо на вкус и без лишних телодвижений.
Мы живем в эпоху потребления. Мы привыкли выбирать товары по отзывам, по рейтингам. Вот этот телефон мощнее, у того камера лучше. И мы бессознательно переносим этот принцип на духовную жизнь. Вот эта икона «помогает», а эта — нет. Эта — «намоленная», а эта — так, для красоты висит где-то там в углу храма. Мы составляем рейтинги святынь, забывая, что благодать действует не по рейтингам, а по сердечной вере и смирению человека. Солнце светит и для царя, и для нищего одинаково. Нужно только выйти из тени и открыться ему.
Так что же делать?
Во-первых, успокоиться. Не гнаться за особенными иконами, не коллекционировать «сильные» святыни, а исправлять пути своей жизни (Мар.1:3) для встречи с Богом.
Во-вторых, помнить, что любая икона — это прежде всего приглашение к встрече. Это окно в духовный мир. Не зарядка устройства, а приглашение. От нас зависит, откликнемся мы на него или пройдем мимо.
И в-третьих, самое главное. Бог — не безликая энергия, которую можно поймать в сеть из особых слов и ритуалов. Он — Личность. И отношения с Личностью строятся не на магии, а на любви, доверии и верности. Именно это — единственный источник настоящего преображения жизни.
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»