ЭКСПЕРИМЕНТ АБРАМОВИЧ «РИТМ 0»: 6 ЧАСОВ БЕЗ БОГА

Неаполь, 1974 год. Молодая сербская художница Марина Абрамович стоит в галерее перед столом. На нем семьдесят два предмета. С одной стороны – вещи нежные: роза, перо, кусочек меда и пр.. С другой – предметы опасные, жестокие: ножницы, нож, булавки, серп, молоток, даже заряженный пистолет с одной-единственной пулей. Марина объявляет зрителям: следующие шесть часов она будет просто объектом. Они могут делать с ней все, что захотят, используя любые предметы со стола. Она берет на себя полную ответственность за последствия и обещает не двигаться, не сопротивляться. Зрители могут делать с ней всё, что захотят… Так начался ее знаменитый перформанс «Ритм 0», целью которого было исследование поведения людей в условиях абсолютной свободы действий и отсутствия запретов, чтобы выявить, насколько быстро человек теряет моральные ориентиры и проявляет жестокость, когда получает неограниченную власть над другим. Абрамович, по сути, повторила стэнфордский тюремный эксперимент…

Сначала люди осторожничали. Кто-то вручил ей розу, другой нежно поправил волосы. Но атмосфера менялась стремительно, как будто невидимая плотина рухнула. Кто-то взял ножницы и разрезал ее платье. Другой схватил булавку и царапал кожу вокруг пупка. Третий приставил нож к ее горлу. Нарастала жестокость: порезы, уколы, сексуальные домогательства, смех толпы. Люди пили ее кровь из пореза. Изощренно издевались над ее телом. Ведь сейчас все можно, она разрешила! Никому и в голову не пришло сделать что-то доброе, приятное для человека. Нет. Кульминацией стал мужчина, который схватил пистолет, вложил его в руку Марины и направил ствол прямо к ее виску. Его палец дрожал на курке. Шок был настолько сильным, что кто-то из зрителей все же выбил оружие. Позже Марина скажет страшные слова: она осознала, что если оставить решение за ними, они убьют ее. Шесть часов абсолютной власти обернулись шестью часами абсолютного ужаса и унижения. Когда перформанс закончился, и неподвижная до этого сербка шагнула навстречу зрителям – они в панике разбежались. Не выдержали взгляда на свое отражение. А той ночью, глядя в зеркало, художница обнаружила свою первую седую прядь – как немую печать встречи с черной бездной, спрятанной в, казалось бы, обычных людях…

Что же произошло в этой галерее? Марина говорила о тонкой грани между цивилизацией и варварством. И она права. Но давайте взглянем глубже, сквозь призму вечных вопросов. Разве этот эксперимент – не жуткая притча о мире, который решил, что Бога больше нет или что Он молчит? О мире, где провозглашено: «Все позволено!»? Где стерты понятия высшего Суда, абсолютного добра и зла, где забыта заповедь «Не убий», «Не пожелай…», «Не укради…»? Где единственный закон – это моя сиюминутная прихоть и моя власть над тем, кто беззащитен? Если гражданский закон не поймал меня, то я не виноват! А если я имею власть над законом, я могу делать все, что захочу.. (и как правило, вот это «всё, что захочу», не находится на светлой стороне..)

Вы скажете: но мы же не режем друг друга ножами в выставочных залах! Верно. Но посмотрите вокруг трезво. Разве не происходит нечто похожее, только растянутое во времени и прикрытое маской приличия или анонимностью? Как легко мы «раздеваем» человека в соцсетях, превращая его жизнь в объект для насмешек и травли ради лайков. Как часто равнодушно проходим мимо чужой боли, унижения коллеги, потому что «не мое дело», «не хочу проблем». Как оправдываем собственную подлость, хождение по головам или жестокость удобными фразами: «Все так делают», «Это бизнес», «Он сам виноват» и т.п.. Это не физические порезы, но раны души от такого равнодушия или злорадства не менее глубоки. Да, мы не подносим пистолет к виску другого человека, но мы легко делает так, что он сам подносит его к своей голове… Это та же самая темная энергия, что вырвалась наружу в том неаполитанском зале, только облагороженная цивилизационной шелухой. Да, в мире много зла, но мир состоит из людей. А значит это зло, этот черный свет есть и в тебе и во мне. Нужно только увидеть его в себе…

Любовь – это не абстракция, не какая-то там химия. Это тот самый внутренний стержень, та сила, которая дает мужество выбирать добро, даже когда ничто не мешает сделать зло. Даже когда «все можно»… Достоевский пророчески писал: «Если Бога нет, то все дозволено». Эксперимент Абрамович – это страшная, буквальная иллюстрация этих слов.

Так что же делать нам, глядя в это жестокое зеркало? Не повторять ошибку тех зрителей, не разбегаться в панике от увиденного в себе и в мире. Начать с малого. Спросите себя сегодня, прямо сейчас: не превратил ли я кого-то рядом в безгласный «объект» для своих насмешек, равнодушия, использования? Чью боль, чью немую просьбу о помощи я предпочел не заметить, потому что было неудобно? Помните: даже в том зале, среди охваченной мраком толпы, нашлись те, кто выбил пистолет. Добро часто тише зла, оно не так крикливо, но оно есть. Ищите свою опору, свой источник того самого тепла, которое дает силы оставаться человеком даже в толпе безумия. Может, это тихая молитва, может, голос совести, может, строчки Евангелия, говорящие о Любви, прикасаясь к которым, как к Источнику истинного Света, мы обретаем силы противиться тьме.

Цивилизация – это не железобетонная стена. Это тонкий слой лака, едва прикрывающий темные глубины нашего естества. Но любовь, милосердие, сострадание – это та Живая Вода, которая способна превратить болото в цветущий сад. Не ждите глобальных перемен вокруг. Начните поливать этот сад сегодня. Хотя бы одной каплей доброго слова, одного искреннего поступка, одного мгновения, когда вы остановились и помогли. Пусть каждый такой шаг будет вашим ответом на тот шестичасовой ужас, вашим утверждением: человек может быть иным.

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»