ЗАЧЕМ ЦЕРКВИ ПАТРИАРХ?

Сегодняшний разговор с группой людей заставил меня задуматься и написать эту статью. Они ушли в раскол. Их главным обвинением в адрес Церкви стал Патриарх Кирилл. Ссчитают, что он не соответствует своей должности, а потому вся Церковь прогнила и не является Церковью в своей сути. Удивительное невежество…

Вообще, вы заметили, как за последнее время разговоры о Патриархе стали какими-то бесконечными? О том, что он сделал или не сделал, сказал или промолчал? Эти разговоры – они как шум: постоянный, навязчивый, полный страсти, осуждения, а чаще – полнейшего непонимания сути. Особенно для людей не церковных. Возникает простой, казалось бы, вывод: вот он, «самый главный поп в православии». Значит, если он ошибается – ошибается вся Церковь. Если он ведет дела с властью, встречается с президентом – значит, все они там такие – «под колпаком у Кремля и фейсов», «продались». Если у него есть резиденция, служебные машины, охрана – ну ясно же! Все они в рясах такие – лицемеры, стяжатели, всё ради денег и власти! Список тем для гневных постов, кухонных разборок, язвительных мемов или ухода из Церкви – просто неисчерпаем.

Увы, эта грязь льется не только за пределами Церкви. Откройте некоторые «православные» чаты, сайты, послушайте разговоры после службы в трапезной. Там своя кухня. Там свои обвинители, часто куда более яростные: «Патриарх – экуменист! Потому что встретился с Папой Римским! Предал веру!», «Предатель! Общается с муфтиями, раввинами и вообще не пойми с кем! Легитимизирует ересь!» «Патриарх готовит всё для прихода антихриста!», «Кирилл – прогнулся! Потому что не обличает власть!». (Ох, как бы многим хотелось, чтобы он был рупором гнева, церковно-политической дубиной, да?). Обвинительный список просто бесконечен, достаточно открыть ЖЖ Кураева и вы утонете в этой грязи.

Патриарх оказывается под двойным прицелом: со стороны светского мира – за то, что он вообще связан с властью и не бедствует; со стороны части самой церковной ограды – за то, что он недостаточно радикален. И в этом шуме, в этой буре претензий и обвинений, теряется самое главное. Фундаментальное. А кто такой Патриарх на самом деле? Что такое Церковь? И зачем Церкви Патриарх?

Давайте отодвинем на мгновение все эти ярлыки – «главный поп», «продажный чиновник», «предатель веры», «слуга режима». Вернемся к корням. К словам, на которых стоит всё. Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Заметьте: Он не сказал: «Создам Патриарха, и он будет непогрешим». Он говорил о Церкви. И врата ада – не какие-то мелкие скандалы, а сама мощь сатаны – бессильны против нее. Почему? Потому что ее Глава – не земной человек. Ее Глава – Сам Христос. Это не поэтический образ. Это догмат. Сердцевина нашей веры. Вот здесь и кроется ключ к пониманию всей этой какофонии. В отличие от католиков с их догматом о непогрешимом Папе, как наместнике Христа и главе Церкви, у нас все иначе. Патриарх Московский и всея Руси – не царь, не владыка над верой. Кто же он тогда?

В православной Церкви нет такого сана – «Патриарх». Как и любой епископ, Патриарх является монахом, то есть дает обеты безбрачия и нестяжания, это означает, что все имущество патриарха (которое так смущает сегодня людей), принадлежащее ему как предстоятелю (резиденция, машина и т. п.), принадлежат не ему лично, а Русской Православной Церкви. Это – имущество Церкви, необходимое инструменты для исполнения его представительских функций в мире, который ожидает от фигуры такого уровня определенного статуса. Монашеский обет нестяжания касается личного имущества, а не инструментов большой работы. В самой же Церкви существует всего три духовных сана – диакон, священник, епископ. Все эти протодиаконы, протоиереи, архиепископы, митрополиты, патриархи и т.д. – это всего лишь титулы или административные послушания. Единственное отличие Патриарха от других епископов – на него возложено тяжелейшее административное послушание. «Послушание» – вот ключевое слово. Это не сан, не степень святости, а работа. Трудная, ответственная, видимая, но – работа.

Представьте большую корпорацию. Есть ее духовная суть, миссия, идея. А есть генеральный директор, который обеспечивает ее функционирование в мире. Его личные ошибки в управлении могут навредить репутации или финансам, но они не отменяют самой миссии компании, если она истинна. Миссия будет продолжаться даже если сменится гендиректор. Или так — огромная больница. Ее миссия – лечить. Но чтобы она работала, нужны не только врачи. Нужны и те, кто договаривается с поставщиками лекарств, кто взаимодействует с властями по вопросам лицензий и финансирования, кто решает конфликты между отделениями, кто представляет больницу на медицинских форумах, в том числе и с коллегами, чьи методы лечения могут вызывать вопросы. Это – не предательство миссии. Это – необходимость ее выживания и функционирования в сложном мире. Так и здесь. Патриарх – такой же епископ, как и все. Просто на него Церковью возложено тяжелейшее, часто неблагодарное, административное послушание. Это – работа, административная церковная должность. Гигантская, ответственная должность по управлению сложнейшим организмом – Русской Православной Церковью в конкретной стране, в конкретном мире, со всеми его политическими, социальными и межрелигиозными реалиями.

Кто-то сейчас скажет:- «Ок. Патриарх – администратор. Но почему тогда его слова и поступки так резонируют? Почему его встреча с политиком, жест или высказывание мгновенно становятся поводом для громких заголовков и жарких споров, даже среди людей далеких от Церкви?» Это – очень важный вопрос, и он упирается в наше, человеческое, восприятие власти и символов. Мы привыкли, что «начальник» олицетворяет всё учреждение. Гендиректор – лицо компании. Президент – лицо государства. Переносим этот шаблон и на Церковь (хотя здесь все по другому). Видим человека в облачении, в центре внимания, общающегося с сильными мира сего – и рефлекторно думаем: «Этот самый главный человек в Церкви». И если он скажет что-то спорное или сделает что-то, что нам кажется несовместимым с идеалом святости – возникает когнитивный диссонанс: «Как же так? Он же главный! Значит, и Церковь такая?» Вот этот разрыв между ожиданием видеть в Патриархе святого старца, отрешенного от мира (как может отрешенный от мира, представлять Церковь в миру?), и его реальной, очень земной, административной и представительской ролью – и рождает львиную долю недоразумений и скандалов.

Но давайте вспомним библейскую историю. Царь Давид – помазанник Божий, великий правитель, автор Псалтири. Но он же – покаявшийся блудник и убийца. Его личный грех – страшен. Означает ли это, что за его грех Бог отверг весь Израиль? Что ЗАВЕТ потерял силу? Нет. Это означало тяжелейшие последствия для самого Давида, его семьи, но не отменяло Промысла Божьего о народе. Патриарх – не помазанник в ветхозаветном смысле, он – епископ, несущий конкретное служение. Его личная слабость или ошибка – это трагедия для него и соблазн для некоторых, но не катастрофа для Церкви. Христос строил Церковь не на безгрешности людей (таких просто нет!), а на силе Своей Благодати, Своей Жертвы и на камне исповедания Петра: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Иоан.6:69).

Когда Патриарх встречается с Президентом – он выполняет свою прямую ОБЯЗАННОСТЬ — представлять интересы миллионов верующих перед государством. Как Моисей вел переговоры с фараоном – не из любви к нему, не из-за того, что «прогнулся», не из-за того, что хотел выгоды для себя, а чтобы исполнить промысел Божий о народе. Когда Патриарх встречается с лидером другой религии – это не признание истинности их веры, а церковная дипломатия в многоконфессиональном мире, попытка поддерживать диалог ради мира (ведь у нас мультирелигиозная страна) или решения общих проблем (сироты, наркомания, защита традиционных ценностей и т.п.). Это его прямые обязанности, работа – сложная, тонкая, часто невидимая для посторонних глаз.

Да, он человек. Грешный. Как и я. Как и ты. Как и любой священник в любом храме. Административная должность не делает его автоматически святым. Может ли он впасть в грех? Ну, конечно может. Даже Николай Чудотворец исповедовался, а значит и падал (иначе зачем ему исповедь?). Исповедовались все святые, а значит они падали, просто их падения были на другом уровне, в отличии от нас с вами. Но, падения были. Грех патриарха – его личная трагедия и его личный путь к Богу. Но разве ошибка Михаила Альбертовича Мурашко, отменяет медицину? Разве падение генерала означает крах всей армии? Конечно же нет!

Я это говорю для тех, кто любит копаться в грязном белье и находить что-то, что даст оправдание позиции – «я в Бога верю, но в Церковь не хожу». Послушайте, грех Патриарха – это грех Патриарха, такой же как твой или мой. Грех человека из духовенства бросает тень на него лично, вызывает скорбь, требует церковного суда, если это серьезно. Но он никак не затрагивает суть Церкви, ее Таинства, ее невидимую Главу – Христа. Церковь – это не Патриархия. Это – мистическое Тело Христово со Христом во Главе. Это – святые всех веков. Это – батюшка в соседнем храме, исповедующий бабушку и подростка. Это – монах, молящийся в глухой обители. Это – мы сами, когда творим милостыню, искренне каемся, исполняем заповеди. Это собранные вокруг Христовой Чаши все умные творения Божии. Это – нерушимо. «Врата ада не одолеют» — это обетование – не о безгрешности администраторов, а о силе Божией.

Так что же делать нам, слышащим весь этот шум обвинений? Может, стоит задать себе другой вопрос: «А кого я ищу в Церкви? Безупречного администратора? Святого епископа? Или Христа?» Если третье – то смотрите на Него. Читайте Его Евангелие. Ищите Христа в Таинствах. Молитесь Ему в тишине сердца. Административная система, со всеми ее сложностями и человеческими слабостями – это оболочка, необходимая в нашем несовершенном мире. Иногда она скрипит, иногда вызывает справедливые вопросы. Но Жизнь внутри – та, что от Христа – течет своей рекой. Независимо от того, кто и как поливает грязью Патриарха или саму Церковь. Врата ада ее не одолевают.

Функции Патриаха прописаны в Уставе Церкви. Это не произвол, а четкий регламент. Представлять Церковь перед государством – это его прямая обязанность. Он общается с другими предстоятелями, чтобы хранить единство православия. Он освящает миро – священное масло для Таинств. Он объезжает епархии, решает конфликты между архиереями, назначает епископов. Список его административных обязанностей зашкаливает. Это огромный объем чисто организационной работы, необходимой для жизни многомиллионной общины в огромной стране и мире.

Поймите же наконец — Церковь существует не в вакууме. Она – в мире, в государстве, в социуме. И ей нужен тот, кто будет заниматься этим сложным, часто неблагодарным, но необходимым земным устроением. Чтобы священники могли спокойно служить в храмах, чтобы монахи молились в монастырях, чтобы люди приходили на исповедь и причастие без страха исключения из партии или чего похуже, что наша историческая память еще помнит. Патриарх такой же владыка, как и прочие. Просто он – первый среди равных епископов, несущий крест администратора. Его власть – не над верой, а над порядком.

«Но что, если Патриарх впадет в ересь? Если он начнет публично учить против догматов?» – спросит дотошный читатель. Отвечу: — Церковь – организм живого предания. У нее есть механизмы защиты. Патриарх подотчетен Соборам – и Архиерейскому, и Поместному. Если его учение или действия вступят в явное противоречие с православной верой – его может осудить и низложить именно Собор епископов. История знает такие примеры. Церковь выживала и после падений иерархов. Потому что ее фундамент – не человеческая безгрешность, а Божественная Истина и Дух Святой, действующий в соборном разуме Церкви.

Поэтому, когда волна гнева накатывает из-за очередного скандала, спорного заявления «наверху» или от очередной грязи вылитой на Церковь и ее служителей, сделайте три шага назад:

1. Отойдите от экрана. Выключите телевизор/ноутбук/смартфон, закройте вкладку с язвительным блогом или гневным «православным» чатом. Этот информационный шум — не Церковь. Это пыль, поднятая в человеческой свалке. Она застилает глаза душе.

2. Откройте Евангелие. Не для галочки. Не для поиска цитат «за» или «против». Просто почитайте. Вслух. Медленно. Остановитесь на словах Христа. Не Патриарха, не блогера, не политика — Христа. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Вот Он — наше единственное Пристанище в буре. Его слова — якорь. Его Церковь — единственное место где можно спастись!

3. Войдите в тишину храма. Не в грандиозный собор, где служит Патриарх, а в ваш приходской храм. Туда, где знакомый батюшка (тоже не святой, но старающийся жить по Евангелию) служит Литургию. Туда, где пахнет воском и ладаном. Туда, где можно просто постоять, помолиться своими немудреными словами, поставить свечу, причаститься Тела и Крови Христовых. Вот она — невидимая, но реальная пуповина, связывающая вас с истинной Церковью, которую «врата ада не одолеют». Вот где живет та самая Жизнь!

Да, церковная «система» может болеть. Да, люди в ней, даже на самых верхах, могут падать, ошибаться, скандалить. Это трагедия. Это соблазн. Но это не отменяет реальности Христа и Его Благодати, действующей в Таинствах. Кто и что бы не говорил — уйти из Церкви, отказаться от участия в Таинствах (которых больше нигде нет), означает — обречь себя на добровольную погибель. Я хочу, чтобы вы услышали это! Когда вы исповедуетесь, священник — лишь свидетель. Прощает Христос. Когда вы причащаетесь, вы принимаете Христа. Ваша вера питается не от безупречности церковных администраторов или настоятелей храмов, а от этой невидимой, но могучей Реки Благодати.

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»