ПРОТЕСТАНТАМ ОБ ИКОНЕ: ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫНЬ
Одним из популярных аргументов протестантов является утверждение об отсутствии в Библии заповеди, которая бы предписывала почитание священных предметов. Разберем, так ли это на самом деле.
Неуважение к святыням приводит к множеству отступлений от духа Библии. Можно долго перечислять возможные последствия, но самое важное из них — непочтение к Богу. Ведь тот, кто почитает царя, уважает, почитает и благоговеет ко всему, что принадлежит ему. Более того, если сам царь приказывает чтить и благоговеть перед определенными предметами, это становится еще более значимым.
Пророк Давид в Псалтыре говорит: «Хвалите Бога во святыне Его…» (Пс.150:1). Что такое святыня и почему именно в ней Святой Дух через Давида призывает прославлять Бога? В Библии под святыней понимается всё, что освящено благодатью или связано с богослужением: предметы, знание или общество.
Святыней названа диадима, которая крепилась на священническом кидаре (Исх.29:6), мясо животных, принесенных в жертву, сам жертвенник и все принадлежности его (Исх.29:33-37), святыней названа кровь очистительной жертвы (Исх.30:10), умывальник и подножие его (Исх.30:28-29), котлы для варки жертвенного мяса (Зах.14:21), священное миро (Исх.30:31-32), травы для воскурения (Исх.30:35-38), хлебное приношение (Лев.2:3), жертвенный скот (Лев.27:10), десятина (Лев.27:30), серебро, золото и сосуды, принадлежащие сокровищнице (Иис.Нав.6:18), город Израиль (Иер.2:3,Иоил.3:17), земельные участки (Иез.48:12), гора Сион (Авд.1:17). Святыней названо также Евангелие (Матф.7:6) и Кровь Нового Завета (Евр.10:29).
Слова о вознесение хвалы Богу в святынях означает то, что воздаваемая почесть к священным предметам переходит непосредственно к Богу. То есть через священные предметы человек служит Богу, поэтому воздаваемая честь принадлежит не предмету, а Творцу. Как и молитва перед иконой предназначается не образу, а первообразу. Это древнейший духовный принцип.
Неуважительно отношение к священным предметам осуждается в Библии: «Святынь Моих ты не уважаешь и субботы Мои нарушаешь» (Иез.22:8). Господь требует не просто уважительного отношения к священным предметам, а глубокого благоговения. Наказание за непочтительное отношение было высшее: «Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь» (Лев.22:3).
Ковчег Завета был для евреев символом их связи с Богом. Почему они относились к нему с таким благоговением? Разве они не понимали, что Ковчег — это лишь предмет, а не Творец? Нет, Ковчег был для них посредником между человеком и Богом, и почести, воздаваемые Ковчегу, на самом деле принадлежали Богу. Если бы евреи почитали Ковчег отдельно от Творца, это было бы идолопоклонством.
Это яркая параллель с иконопочитанием. В православной Церкви никто не почитает образ отдельно от личности, которая на нём изображена — это уже язычество!
Библия учит нас с уважением относиться к любой материи или веществу, освященной благодатью и через которые Бог проявлял свою благодать. Примеров в Писании этому множество. Например, вспомним встречу Бога и Моисея на горе Хорив.
В книге Исход повествуется: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:1-5).
Мы знаем, что Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ. Но возникает вопрос: если Его присутствие охватывает всё, то почему на одном участке земли Он велел Моисею снять обувь? Что такого особенного в этой земле, что она стала святой? Ответ прост: любая материя, чрез которую Творец действует видимым образом или освящает благодатью, требует почитания.
Непочтительное отношение к священным предметам являло не только наказание, но и кару Божию. Примечателен эпизод с перенесением Ковчега, описанный во второй книге Царств: «И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия» (2Цар.6:7).
Такая же участь постигла и Валтасара за непочтительное отношение к священным сосудам, вынесенным из Иерусалимского храма (Дан.5:2-30).
Те, кто изучают Библию, знают немало эпизодов, в которых Бог наказывал людей за непочтительное отношение к священным предметам.
Святыни — это предметы, связанные с Богом. К ним относятся храмовая утварь, иконы, Писание и богослужебные вещи. Эти предметы требуют особого уважения. Тот, кто почитает Бога, будет с почтением относиться и к тому, что связано с Ним.
Почитать святыню — это не грех. Ведь Ковчег Завета, утварь храма, да и сам храм и другие предметы не являлись Богом, но сколько благоговения и почитания было у евреев к этим вещам. Если бы почитание противоречило откровению, разве Бог не предупредил бы об этом через пророков? Почитание святынь исходит не от человека, а от Бога.
Приводимый протестантами аргумент не выдерживает критики и противоречит Библии. Заповедь почитания священных предметов остается в силе. Для протестантов освященная коробка — это просто коробка, освященная чаша — просто чашка, а книга — просто книга. Однако Библия говорит о другом.
В протестантских собраниях, где учение и понимание Писания искажены, можно увидеть шокирующие вещи. Например, я лично был свидетелем того, как в одной из протестантских общин Воронежа, после прославления и «причастия», оставшиеся хлеб и вино просто выкинули в мусорку… Хоть для них это всего лишь символы Тайной Вечери, а не истинные Тело и Кровь Христа, разве это не повод проявить больше уважения и благоговения к этим предметам? Но увы…
Рассуждая над этим вопросом, стоит помнить вышеописанные тезисы:
1) Святой Дух устами пророка призывает воздавать хвалу Богу в Его святынях.
2) Святыней является любая материя, посвященная Богу, освященная благодатью или имеющая богослужебную принадлежность, а также связывающая человека с Богом (например древний Ковчег или новозаветные иконы и пр.).
3) Неуважительное и непочтительное отношение к священному предмету является сугубым грехом, за который Бог истребляет человека от Своего Лица.
4) Почитательное поклонение и благоговейное отношение к святыням — отличаются от поклонения Богу.
5) Воздаваемая честь святыне принадлежит не веществу, а личности, которой этот предмет посвящен: «Хвалите Бога во святыне Его…» (Пс.150:1).
6) Заповедь о почитании святынь никто не отменял.
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»