Автор:Анатолий Баданов

Протестантам об иконах

Протестантам об иконах

Протестантам об иконах

В какой бы православный храм вы не зашли, обязательно увидите обилие икон. Священные изображения украшают не только стены храма, но и своды здания. Самым центром великолепного разнообразия, всегда будет та алтарная часть, которая разделяет храмовое пространство от алтаря. Это перегородка называется иконостас.

Следует сказать, что иконография привлекает свое внимание не только православных христиан. Многие ценители искусства, даже далекие от каких-либо религиозных убеждений, с большим интересом смотрят на иконографическое искусство. К сожалению, для таких людей, икона так и остается в рамках искусства, не неся за собой никакого духовного значения.

Для православного христианина икона, все же больше чем банальное изображение в красках. Иконопись – это своеобразное богословие, которое изначально было призвано объяснить нашу веру или ключевые события  священной истории. Следует сказать, что икона справилась с этой задачей более чем успешно. Язык изображения был понятен не только неграмотным людям, но и целым народам, которые говорили на отличном от иконописца языке. Изображение понимали все, вне зависимости от языковых или культурных барьеров.

Постепенно в христианском мире сформировались определенные каноны, которые имеют отношение не только к самой механике или стилю изображения, но и классифицирующие икону. Это удивительная и глубочайшая область для исследований и личных открытий, однако сегодняшняя беседа пойдет не об этом…

Как я уже сказала выше, существует категория людей, для которых наши священные изображения не представляют собой ничего более, как еще один раздел изобразительного искусства. Но, помимо этой категории людей, существуют так же иконоборцы. Это те люди, которые по религиозным убеждениям, считают недопустимым священные изображения. Одними из таких, являются, так называемые, протестантские движения, которые сегодня так популярны на Западе.

Эти движения довольно молодые, прогрессивные, и берут свое начало в 16 веке. С какого-то момента, лидеры различных течений, а точнее сект, наивно посчитали, что устоявшееся и глубоко проникновенное христианское богословие Запада и Востока, является неправильным. И поэтому в расход пошло все, что Церковь накопила за тысячелетия. Единственное, что оставили эти люди, так это один из центральных плодов Церкви – Библию. Однако, и здесь они пошли дальше, посчитав, что каждый может с легкостью трактовать священное Писание и как его растолкуешь, то и будет верным. Отсюда, традиционный христианский мир, с ужасом наблюдал рост различных сектантских кружков, течений и т.п., который сегодня хоть и снизил обороты, но не исчез бесследно.

В этой статье, я попробую показать те аргументы, которые приводят протестанты, защищая свои иконоборческие позиции, а так же расскажу, как правильно, по православному отвечать на все их выпады.

Основной аргумент, который приводят протестанты — это вторая заповедь Ветхого Завета: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…». (Исх. 20: 4-6). Этим они пытаются доказать, что Бог запрещает все изображения и уличают православных христиан в идолопоклонстве.

Что же православный христианин может возразить на этот выпад?

На самом деле тут все крайне просто. Одна из любимых тактик любой христианской секты — это выдергивания текста из общего контекста. Найдем в Библии вторую заповедь и прочитаем ее с самого начала, со второго стиха (Исх. 20: 1 -6) «И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им». Рассматривая заповедь полностью, а не вырванную часть из целого, видим, что она запрещает изображения других богов, которых сам человек может себе создать, то есть идолов. Эта заповедь была вполне естественна для того времени, ведь кругом было сплошное язычество в котором практиковалось идолопоклонство. Однако, при внимательном чтении свщ. Писания, мы видим, что наряду с запретом на изображения «других богов», Господь повелевает создавать правильные изображения священного характера.

Например, Бог  повелел сделать ковчег завета, крышку для ковчега из чистого золота, а на крышке изобразить иконы херувимов (Ис. 25: 17-21) «… и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями…».

Протестанты, вопреки устоявшемуся мнению, не очень хорошо знают Библию, особенно книги Ветхого Завета. Ведь в противном случае, они бы знали, что евреи почитали не только иконы на крышке ковчега, но и поставили громадные статуи херувимов, прямо в храме (3Цар. 6: 23-29) «… И поставил он херувимов среди внутренней части храма… И на всех стенах храма кругом сделал разные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне.». Согласитесь, не обязательно иметь богословское образование, достаточно простой логики, ведь если бы Господь был против подобных статуй и изображений, то вряд ли Он освятил бы иерусалимский храм, благословил его и все что в нем. Увы, это понятно любому рядовому читателю свщ. Писания, но не понятно протестантам. Если изображения были угодны Господу и делались по Его непосредственному повелению, хотя и не запечатленному в Библии, то зачем же делать выпады против наших икон? В чем же здесь такая существенная разница?

Протестанты усердно продолжают настаивать, что иконы это идолы. Давайте рассмотрим так ли это.

Как мы знаем из свщ. Писания, идолы появились вследствие человеческого неведения о Боге, заблуждения, тщеславия, вымысла. У пророка Исаии мы находим такие слова: «А из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой».» (Ис. 44-17). В приведенном стихе видим, что молитва язычника обращена к предмету. Он молится камню, статуе, почитает сам предмет. Где же здесь параллель с иконопочитанием? Я убеждена, что даже самая дремучая бабулька, стоя перед иконой Спасителя, никогда не позволит себе сказать — «ооо, святая доска с красками, помоги мне….». А все потому, что в православии молятся не иконе, а перед иконой. Молитвенно обращаются к реально существующей личности. К Богу или к тем, кто стоит перед Его престолом, т.е. святым.

Идол или кумир есть изображение личности, которой никогда не было. Разве в реальности существует Ваал, Астарта и прочие божества древнего мира? Мы христиане верим, что не существуют, верим, что есть только один Бог — Пресвятая Троица. Так в чем же здесь параллель?

Разница между иконой и идолом существенная. Идол – ничто и не имеет первообраза. Мы находим этому подтверждение в словах Павла (1Кор.8: 4-6) . «… мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого….». Не стоит думать, что Павел узнал об этом сугубо из христианской веры. Вовсе нет, это понимание он получил еще в иудаизме — «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге…» (Деян.22:3). Отсюда вопрос — по какому критерию иудеи различали идол и священное изображение тех же херувимов в храме? Ответ простой — херувимы существуют на самом деле, а идолы богов — нет. Аналогично и с иконопочитанием. Ведь все, что вы можете увидеть на иконе, все это действительно есть и берет свое начало в определенных временных вехах.

Молитва перед иконой и почитание ее заключается в следующем. Икона это есть образ святого. Важно подчеркнуть, именно образ, лик, а не портрет. Взирая на образ (икону), мы, православные христиане, возносим свой ум к той личности, которая изображена. Если на иконе изображена Богоматерь, то мы не говорим — «о святое изображение, спаси нас», но обращаемся к самой Богородице — «Матушка, умоли Сына своего…». То есть, у православных христиан молитвенное обращение направлено именно к реальной личности, а не к предмету, на котором создано изображение. И это наша догматика. Посмотрите, как звучит догмат об иконопочитании —

«Со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из дробных камней [речь о мозаике – авт.] и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения». (Догм. 7-го всел. собор.)

 

Конечно, справедливо можно возразить — разве нельзя молиться Богу или святым, не прибегая к иконе? Ведь Бог вездесущ, зачем нам иконы? Все верно, можно. Если вам так удобнее, молитесь так, но зачем ругаться на тех, кому удобнее молиться перед иконой? Разве тот кто молится без иконы и тот, кто молится перед иконой, разве они молятся разным Богам или святым? Нет конечно же. Так где же здесь идолопоклонство?

Если хотите, то иконы нужны для детей в прямом и переносном смысле. Скажите, для ребенка, какая книжка окажется интересней, та которая с картинками или та, в которой одни  буквы? Ответ очевиден. Безусловно, всякий православный христианин верует и исповедует, что Един Бог, в Троице славимый, и никакой славы или поклонения чужому «богу-идолу» он не признает, об этом даже речи быть не может. Потому, несправедливо сектанты упрекают православных в идолопоклонстве.

Если бы человек состоял из одного духа, был бестелесным, то не нуждался бы в видимых предметах, но так как он облечен плотью, то, естественно, для возбуждения молитвенного настроения необходимы видимые предметы, влияющие через тело на душу. У самих протестантов, в их залах собраний, стоит, как правило огромный крест. Если  спросите — «зачем вам крест?», то они ответят — для возбуждения молитвенного настроя, чтобы наглядно помнить о Жертве Иисуса и т.п. Хорошо. Но, разве иконы не о том же самом?

Поклоняясь телом перед видимыми священными изображениями, душа православного христианина мысленно возносится к первообразу. Если говорить о иконографических изображениях Бога, то, конечно же, вы не найдете не одну икону, где было бы изображено божество. Его просто невозможно изобразить, потому что Он совершенный Дух. То что мы изображаем на иконах, это только те события или те формы, в которых Бог являл Себя. Например, в Евангелие мы видим сюжет, где при Крещении Иисуса, Св. Дух сходит на Него в виде голубя. Конечно же Святой Дух это не голубь, но Он так пожелал проявить Свое действие видимым образом. Сам Святой Дух не изобразим, но изобразима та форма в которой Он явил Себя. Где же здесь идолопоклонство, если ту картинку, которая возникает в голове при чтении Евангелия, перенести на холст или дерево? В чем существенная разница?

Сам Бог явил нам Свой образ, так мы изображаем на иконах; Христа в том виде, как Он жил на земле; Духа Божия, как Он явился в телесном виде, в виде голубя (Лк. 3:22), а также — Божию Матерь, Ангелов, угодников Божиих. Итак, по повелению Божию мы имеем вещественную святыню для почитания и поклонения.

В качестве аргумента, можно взять и тот факт, что при святых иконах совершаются чудеса, которых Господь не сотворил бы, если чествование икон было бы противным Ему. Однако свидетельства этих чудес не останавливаются и по сей день,

Важен тот факт, что иконы напоминают о бесконечных благодеяниях к нам Господа и святых Его, о благоговейном отношении, которое мы должны иметь к ним, о подвигах, которым нужно подражать и воспитывать в себе христианские добродетели.

Можем сделать вывод, что выпады протестантов не имеют никаких оснований и доказательств в Библии, которая является для них бесспорной истиной. Это неправильное понимание и толкование слова Божия, которое влечет за собой искажение истины.

Выделим главное:
1) Вторая заповедь говорит о почитании и поклонении истинному Богу, запрещая языческих богов и их изображения;
2) Икона и идол ни одно и то же. Язычники обращаются к предмету, а православный христианин молитвенно восходит к изображенной личности.
3) Сам Бог разрешает почитание священных изображений относящихся к Нему, запрещает иных богов.

Татьяна Дверцова