ЗАЧЕМ ПЕРЕЧИТЫВАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ?

ЗАЧЕМ ПЕРЕЧИТЫВАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ? // dishupravoslaviem.ru /// Анатолий БадановКак-то на почту «Дышу Православием» пришел вопрос – «Зачем каждый день читать Евангелие?» И действительно, зачем? Сюжет известен, заповеди помнятся, притчи уже разобраны вдоль и поперек. Информации новой не найти. Так в чем смысл этого перечитывания? Неужели Бог ведет счет прочитанным главам? Или здесь скрыто что-то иное, жизненно важное для нас здесь, сегодня, в этом безумном ритме, где каждая минута на счету, а мозг буквально перегружен информационным шумом?

Если представить наше сознание вечером после работы, семьи, дел…, то оно похоже на перегруженный сервер, который вот-вот зависнет от терабайтов данных, тревог и задач. И в этот момент – выбор: дать ему перезагрузку живым Словом или погрузить в цифровое забытье сериала или болталку на Ютубе? Почему первый путь кажется таким трудным? И главное – зачем через это напряжение идти? Вот об этом – сегодняшний разговор.

Апостол Павел бросает вызов, звучащий как ультиматум для всех эпох: «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2). Но как не сообразовываться, если «век сей» – это воздух, которым мы дышим? Он не просто вокруг – он внутри наших гаджетов, привычек, желаний. «Век сей» – это не только про интернет или моду. Это глобальная система ценностей, где высшее благо – временное: власть, деньги, комфорт, удовольствие, признание. Как умный алгоритм, «век сей» вычисляет наши слабости и подсовывает «решение»: вот тебе доза признания в лайках, вот порция комфорта в новой покупке, вот иллюзия власти в споре онлайн. Плата? Твоя жизнь. Твое время. Твоя энергия. Твое внимание – по кусочкам. Результат? Внутренняя пустыня. Опустошение. Святые отцы не оставляют иллюзий: вся льстивость и обманчивость этой системы откроются человеку в полной мере лишь в час смерти, когда пути назад уже нет. Сколько существует свидетельств людей, которые были на грани смерти? Почитайте и посмотрите о чем они говорили, о чем так жалели в последние секунды жизни, когда смерть была на пороге. А Христос и вовсе ставит жирную точку: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Или-или. Компромисса нет.

Социальная ловушка нашего времени в том, что мир кричит о балансе «работа-жизнь». Но, посмотрите трезво, этот баланс крадет и то, и другое. Работа не кончается с выходом из офиса – она в чатах, письмах, мыслях. Дома – битва не за покой, а за выживание: быт, дети, счета, обязательства. Даже «отдых» превратился в гонку: надо успеть отдохнуть «правильно», посмотреть новое, быть в теме. К финалу дня — ресурсы на нуле. И здесь «век сей» ловко подсовывает анестезию: «Ты устал, ты заслужил – просто расслабься, включи сериал, запусти игрушку, открой ютуб, разгрузи мозг…» Выбор между Евангелием и пультом от телевизора или смартфоном – это не выбор между трудным и легким. Это выбор: позволить миру добить твои последние силы – или дать душе шанс на восстановление.

Оглянитесь. Прислушайтесь. Почти каждую минуту в мире слышится один и тот же вопрос — «Как найти силы?».  И Церковь дает ответ. Он парадоксален: наша загруженность – не враг духовной жизни, а потенциальный союзник. Почему? Потому что человеку, систематически погруженному в труды и заботы, легче подвигнуть себя к молитве, к чтению, к богомыслию, чем человеку праздному. Потому что праздность расслабляет волю, душу, делает любое усилие мучительно тяжелым. А душа, привыкшая к ежедневному труду, к дисциплине, способна найти резерв даже на краю усталости. Вспомните древних монахов: новичка не сразу сажали в келью молиться. Его ставили плести корзины, рубить дрова, выполнять простую, но требующую внимания работу. Описаны случаи, когда новоначальным благословлялось просто таскать камни из одного места в другое. Зачем? Затем, чтобы не было праздности – этой колыбели всех страстей. Через этот внешний труд шла подготовка к труду внутреннему – молитве. Так и нам, в миру, наша хроническая занятость может стать не камнем преткновения, а ступенькой, союзником. Если уловить суть.

А суть – в продолжении слов апостола Павла: «Не сообразуйтесь с веком сим, НО ПРЕОБРАЗУЙТЕСЬ ОБНОВЛЕНИЕМ УМА ВАШЕГО» (Рим. 12:2). Вот ключ! Преобразование начинается с обновления ума. Святые отцы утверждают: ум в падшем человеке поврежден менее всего. Исправлять жизненный путь легче всего с него. Настроить его на волну Вечности. И уже от него – выправлять сердце, учиться управлять телом.

Возникает закономерный вопрос — «как и чем обновлять ум?» И вот тут мы подходим к тому с чего начали – «зачем перечитывать Евангелие?». Потому что главный инструмент в этом деле – Слово Божие. Вот для чего нужно перечитывать! Не для сбора фактов, а для перезагрузки. Для обновления операционной системы души. Для прикосновения к благодати. Да, Евангелие — это бездна благодати. Старец Силуан (Сухаревский) учил, что бесы боятся даже того места, где лежала святая Книга. Вот какая сокрыта в ней сила.

Представьте скальпель хирурга: он всегда должен быть острым, стерильным, готовым к мгновенному действию. Так и старец Серафим Саровский, даже на закате своей святой жизни, каждый день прочитывал все Евангелие. Зачем? Ну казалось бы, ты уже наизусть знаешь это текст! Зачем? Оказывается для того, чтобы ум всегда был острым, чистым, настроенным на Божию правду, мгновенно отличающим истину от лжи в собственной душе и в окружающем хаосе. Каждое вдумчивое чтение Евангелия, даже знакомого текста, – это тренировка духовного иммунитета. Это очищение ума от налипшей мирской грязи, от вирусов ложных ценностей. Оно незаметно меняет внутренний строй, «обновляет» ум, задает правильный вектор всей жизни, текущей в вечность. Евангелие – единственная книга в мире, которая благодатно меняет человека, даже если вначале он не понимает, что читает. Об этом есть масса свидетельств.

Понимаете теперь глубокий смысл традиции читать Псалтирь? Об усопших, о болящих, в скорбях? Некоторые по-протестантски спрашивают – А зачем читать молитвенное правило? Зачем читать каноны, написанные молитвы, кафизмы? Для чего? Разве нельзя просто помолиться своими словами? Конечно, можно. Но чтение Псалтири (как и правила) – не магический обряд. Это – настройка камертона души. Мы погружаемся в богодухновенные слова Давида – в его радость, покаяние, упование. И через это чтение наш собственный дух настраивается на ту же святую частоту, которая была у святых, становится созвучнее ей. И уже из этого состояния, более гармоничного, более «чистого», мы возносим свою личную, конкретную молитву. Этот принцип действует с любыми правилами, молитвами, канонами. Так же и глава Евангелия, прочитанная утром или перед сном, – не ритуал. Это – подготовка почвы сердца для нашего разговора с Богом. Чтобы наше обращение шло не из хаоса мирской суеты, а из пространства, освященного Его вечным Словом. Да и сколько свидетельств того, что каждый раз перечитывая святой текст Евангелия, люди каждый раз открывают для себя что-то новое.

Так что, когда вечером рука вновь потянется к смартфону или пульту, а взгляд упадет на Евангелие, вспомните: это не выбор между отдыхом и трудом. Это выбор – какую программу установить в свой изможденный ум перед завтрашним днем? Программу «века сего» – с ее тревогами, пустотой и вечной гонкой? Или программу Вечности – с ее светом, миром и подлинным смыслом? Десять минут, а то и пять. Одна глава. Не для галочки. Не для знания. Не для академического разбора. Нет. Для перезагрузки. Для настройки. Для того, чтобы завтра, вновь окунувшись в водоворот, ваше сердце помнило, Кто его истинный Господин, и куда оно держит путь. Начните с малого. Просто возьмите и прочтите. Сегодня. Может даже сейчас. Пусть это станет вашим малым, но самым важным ежедневным сопротивлением – против системы, стремящейся высосать вашу душу до дна.
У вас обязательно получится.
Сделайте первый шаг.

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»