ЗАБЫВ О ПРОПАСТИ: ПОИСК ГЛУБИНЫ В МЕЛКОВОДЬЕ
Современный человек, даже если он верит в Бога или как язычник – в богов, глубоко внутри перестал верить в реальность вечной гибели. В ее неотвратимость. Необходимость спасения, как спасения от чего-то ужасного. Ну, если глобально посмотреть, серьезность религии, ее подлинная глубина и вес всегда коренились именно в этой самоочевидности выбора: жизнь или смерть? Спасение или гибель? Вечность с Богом или вечность без Него? Это был не каприз, не психологическая причуда наших предков. Это был основной опыт жизни, которая неизбежно смотрится в лицо смерти и видит за ней вечность.
Посмотрите на опыт прошлого. Святые отцы шли к Богу не от страха наказания – они шли от Любви. Но и достигнув вершин святости, они знали реальность этой пропасти, реальность того, от чего спасает Христос. Они знали то, что называется «страх Божий» – не трусливый ужас, а благоговейное трепетное осознание величия Бога и страшной реальности отпадения от Него.
А что теперь? Теперь нам говорят: «Как хорошо, что религия страха ушла в прошлое!» Как будто это был лишь неприятный психологический пережиток, а не отражение самой сути человеческого бытия перед лицом Вечности. И вот, шаг за шагом, мы стали упрощать, «очеловечивать» веру. Сначала убрали дьявола – как некую архаичную страшилку. Потом поставили под сомнение ад – «милосердный Бог не может так наказывать». Потом размыли понятие греха – до личных предпочтений или социальных условностей. И что осталось? Осталась… духовная дешевка. Религия как товар широкого потребления. Либо откровенное шарлатанство – «заплати, и тебе будет счастье». Либо расплывчатый, ни к чему не обязывающий гуманизм – «главное быть хорошим человеком», где «хорошесть» определяется текущей повесткой дня. Духовный ширпотреб, где Бога используют для самореализации, для комфорта, для оправдания своих желаний, но никак не для спасения от реальной гибели.
Ирония в том, что страха в нашем мире – хоть отбавляй. Даже религиозного страха! Мы боимся украинского терроризма, наступлений или отступлений, экономических кризисов, экологических катастроф, потери работы, одиночества, болезней, старения… да чего угодно! Мы окружены страхами, как никогда. Но это совсем не тот «страх Божий». Это страх перед тварным миром, перед обстоятельствами, перед другими людьми, перед будущим. Это страх в пустоте, оставленной после исчезновения подлинной духовной вертикали, где есть и Высота, и Бездна. Мы боимся всего на свете, кроме того единственного, чего действительно стоило бы бояться – окончательного отрыва от Источника Жизни.
Не потому ли так много тревоги? Не потому ли так много бессмысленной суеты, попыток заглушить внутреннюю пустоту? Когда исчезает горизонт Вечности, когда стирается глубина пропасти, жизнь неизбежно мельчает. Серьезный выбор подменяется сиюминутными хотелками. И мы барахтаемся в мелководье своих мелких страхов, забыв, что рядом – бездна, забыв о том, что есть путь из нее. Возможно, пора снова задуматься о серьезности нашего положения? О том, что значит быть человеком перед лицом не просто смерти, но Вечности?
Мы остановились на странном парадоксе нашего времени: страхов – море, но главного – того самого благоговейного страха Божьего, осознания той бездны, от которой только и может спасти подлинная Вера – словно и нет. Мы заменили вечные категории временными, а вертикаль Вечности – горизонталью сиюминутных тревог. И эта подмена, друзья, не просто «теоретическая» ошибка. Она бьет по самой сердцевине человеческого существования, лишая его серьезности и глубины.
Взгляните вокруг. Мы живем в эпоху невиданного комфорта и одновременно – невиданной внутренней тревожности. Человек, окруженный гаджетами, сытый, защищенный законами – почему он так часто чувствует себя потерянным, загнанным, бесцельным? Почему успех порой кажется пустым, а изобилие – пресным? Может, потому что все это – лишь горизонталь. А вертикаль – тот самый выбор между жизнью вечной и гибелью вечной – стерта из нашего сознания? Без этой вертикали, без этого измерения Вечности, самая яркая горизонталь жизни превращается в бесконечную, утомительную плоскость. Бег по кругу. Суета сует, как сказал Екклесиаст. Мы суетимся, боимся провала на работе, насмешек в соцсетях, не успеть за модой, не соответствовать стандартам… Но разве это тот масштаб? Разве это та пропасть, перед лицом которой только и обретает истинный смысл слово «спасение»?
Возьмем острый социальный пример – кризис смысла жизни, особенно среди молодых, внешне успешных людей. Сколько историй о депрессиях, о выгорании, о чувстве пустоты за, казалось бы, идеальными фасадами соцсетей? Психологи говорят о давлении, о нереалистичных ожиданиях. Но не лежит ли корень глубже? Не в том ли, что человеку, лишенному вечного горизонта, предлагается искать смысл только в самореализации, карьере, потреблении или личных отношениях? А что, если этого недостаточно? Что, если душа, созданная для Вечности, не может насытиться только временным? Она интуитивно чувствует, что есть Нечто Большее, Нечто Серьезное, но не находит этому языка, не находит этого измерения в плоском мире «духовного ширпотреба». И тогда нарастает тревога – неосознанный страх перед не названной, не признанной, но реально существующей пропастью. Страх без имени, без адреса, блуждающий страх в пустоте. Мы боимся всего мелкого, потому что не видим, не хотим видеть главного страха – страха окончательной потери себя, потери Бога, потери Жизни вечной.
Возможно, возвращение серьезности вере – это не возвращение к запугиванию, а возвращение к реализму. К признанию всей глубины человеческой драмы. Драмы выбора. Без понимания бездны гибели свет спасения теряет свою ослепительную силу. Без осознания того, от чего мы спасаемся, само спасение становится непонятной абстракцией. Может, пора перестать бояться слова «гибель»? Не для того, чтобы пугать, а для того, чтобы обрести подлинную надежду. Надежду, которая имеет смысл только там, где есть реальная опасность. Надежду, которая сияет ярче всего именно над краем Пропасти. Надежду, имя которой – Христос!
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»