ПРАЗДНИК ТРОИЦЫ: ЗАЧЕМ В ХРАМЕ ЗЕЛЕНЬ?
Наверное, многие из вас, задавались вопросом – почему на Троицу храм украшают зеленью? Свежие ветви берез, цветы… Зачем эта зелень? Что общего у деревьев с таинственным догматом о Триедином Боге? Это просто красивый обычай или в нем спрятан гораздо более глубокий смысл?
Корни этого обычая уходят вглубь веков, в саму ткань библейской истории. Одна ниточка ведет нас к дубраве Мамвре. Помните? Праотцу Аврааму явился Бог в образе трех Ангелов. Это первое явление Троицы в Писании. Иконы праздника часто изображают эту встречу именно под сенью дерева. Так что зелень – это как бы отголосок той самой дубравы, напоминание о встрече человека с Божественным.
Другая ниточка тянется к горе Синай. Пятидесятница – это не только христианский праздник сошествия Духа Святого на апостолов. Он заместил собой древний иудейский праздник, отмечавший ровно через 50 дней после Исхода из Египта. Что же произошло тогда, на пятидесятый день? Народ подошел к горе Синай, и Бог дал Моисею десять заповедей – тот самый нравственный фундамент, на котором, хотим мы того или нет, стоит и наша современная цивилизация. В то время склоны Синая, как повествует предание, были покрыты цветущей зеленью. Вот и первые христиане, украшая свои дома и места молитвы в день Новозаветной Пятидесятницы, как бы возвращались мысленно к тому моменту Откровения, к горе, одетой в праздничный наряд природы. Несомненно, и та самая горница, где собрались апостолы в ожидании Духа, могла быть украшена так же.
Но давайте пойдем глубже, к самому сердцу символа. Представьте голую ветку зимой. Холод, безжизненность, кажущаяся смерть. Но приходит весна – и ветка оживает, покрывается нежной зеленью, листочками, а может, и цветами. Разве это не потрясающая картина нашего внутреннего мира? Наша душа. Сколько в ней бывает зимнего холода, оцепенения, замерзших надежд и чувств? Скука, рутина, разочарования, горечь – эта внутренняя зима знакома каждому. И вот Троица, праздник сошествия Святого Духа, говорит нам: благодать Божья – это та самая весна для души. Это то живительное прикосновение, которое способно растопить лед в сердце, пробудить его к жизни, к любви, к радости, к созидательному творчеству. Зелень в храме – это символ нашей души, которая может и должна расцвести от прикосновения Небесного Света.
Но тут есть и предостережение. Взгляните на эти срезанные ветви в храме. Они прекрасны, ароматны, полны жизни… но только несколько дней. Оторванная от дерева, от корня, ветка обречена засохнуть. Какой жестокий, но какой точный образ! Сам Христос сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Вот она, суть. Наша душа, наша внутренняя жизнь, наша способность любить, верить, надеяться, творить христианское добро – все это живет, пока мы соединены с Источником Жизни, с Тем, Кто есть Любовь и Смысл. Стоит этому соединению оборваться – душа начинает сохнуть, жизнь теряет вкус и глубину, превращаясь в существование.
Праздник Троицы, с его зелеными ветвями, становится для нас не просто воспоминанием древних событий, а очень личным напоминанием и призывом. Призывом держаться за ту Лозу, что дает нам живительные соки. Призывом просить, чтобы благодать Духа Святого, данная нам однажды, не оскудевала в нас. Просить словами древней молитвы, которая звучит в этот день с особой силой: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся».
А знаете, что еще удивительно в этой истории с зеленью? Ее экологическое измерение. Еще в 1875 году Святейший Синод издал указ, запрещающий использовать для украшения молодые деревца березы, разрешая брать только цветы, кустарники и ветви взрослых дерев. Новгородская духовная консистория тогда разъяснила: цель – не уничтожить прекрасный обычай, а предотвратить ненужное истребление молодняка, сохраняя леса. Мудрость! Даже в таком, казалось бы, сугубо религиозном обычае, Церковь видела ответственность перед творением, перед природой. Это ли не урок для нас сегодня, в эпоху глобальных экологических вызовов? Не напоминание для тех настоятелей, которые забыв об этом указе идут в разрез церковному указу, который никто не отменял с 1875 года? Забота о душе неотделима от заботы о мире, в котором эта душа живет.
(ознакомится с указом Синода можно в библиотеке Дышу Православием — ЧИТАТЬ, страница 159)
Так что в следующий раз, увидев храм в зелени на Троицу, остановитесь на мгновение. Вспомните и дубраву Мамре, и гору Синай, и апостолов в горнице. Но главное – взгляните внутрь себя. Нет ли там зимнего холода, нуждающегося в весеннем тепле Духа? Держитесь ли вы за свою Лозу? И что в вашей жизни требует обновления, оживления, той самой благодати, что зеленью символизируется? Ведь душа каждого человека – это та самая драгоценная ветвь, призванная цвести вечно.
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»