МЫСЛЬ: АРХИТЕКТОР МИРА

Мы живем в мире, который кажется таким осязаемым. Вот стул – твердый, вот дождь – мокрый, вот боль – острая. И кажется, что этот мир диктует нам свои правила. Но давайте задумаемся на мгновение. Что предшествует всему этому? Что предшествует нашему ощущению красоты заката, нашему отвращению к подлости, нашей тоске по чему-то большему, чему-то вечному?

Мысль.

Все начинается здесь. В этой невидимой мастерской нашего сознания. Наше понимание красоты – это не просто чувство, это результат мысли, оценки, сравнения. Отвращение – это реакция мысли на то, что противоречит нашим внутренним представлениям о должном. Даже жажда Бога, чувство, что есть что-то большее, высшее над нами – оно тоже начинает оформляться в мысли. Мир, который мы видим и чувствуем, во многом – это мир, который мы думаем. Мы выстраиваем его из кирпичиков представлений, убеждений, страхов и надежд. Как архитектор рисует чертеж, прежде чем возвести здание, так и наша мысль рисует план нашего восприятия реальности.

Но вот вопрос: кто учил нас мыслить? Кто давал нам инструкцию к этому мощнейшему инструменту? Со школьной парты мы учимся читать, писать, считать. Мы осваиваем профессии. Но кто учит нас мыслить правильно, глубоко? Мыслить честно перед самим собой? Не скатываясь в самообман или в угоду какой-то выгоде? Ведь мысль – это действие. Это труд. Мысль может быть ясной, а может быть мутной и тяжелой, как болотная топь. Она может возводить мосты между людьми или воздвигать непреодолимые стены ненависти и предубеждения в виде войн. Все начинается с мыслей.

Посмотрите вокруг. Сколько боли, разобщенности, непонимания! Социальные сети бурлят гневом. Люди готовы растерзать друг друга за инакомыслие, даже не попытавшись понять ход мысли оппонента. Мы легко навешиваем ярлыки: «либерал», «консерватор», «святоша», «безбожник». Но прежде чем этот ярлык приклеился, что произошло? Мысль. Вернее, часто – отказ от мысли. Отказ от попытки понять, что движет другим человеком, каковы его мотивы, его боль, его внутренняя логика, пусть даже ошибочная. Мы заменили труд мысли готовыми штампами. И мир от этого становится жестче, холоднее, опаснее.

Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.» (Рим. 10:17). Обратите внимание на цепочку: Слово Божие (объективная реальность) -> Слышание (восприятие ухом и, главное, умом) -> Вера (результат осмысления и принятия услышанного). Вера рождается не на пустом месте. Ее семя падает в почву нашей мысли. Чтобы услышанное Слово стало живой верой, его нужно обдумать, принять умом и сердцем. Бог обращается к нашему разуму!

Но тут возникает закономерный вопрос, знакомый, наверное, многим. Мы слышим: Церковь учит, Святые Отцы говорят, догматы все эти… Но ведь это все передавалось людьми! Писали книги – люди, формулировали догматы – люди, служат в храмах – люди. А вдруг здесь что-то «от себя», человеческое, ошибочное привнесено? Вдруг это не Божья мысль, а человеческая выдумка? Мысль сомнения – сильная мысль. Она может увести далеко. Но давайте послушаем самих этих людей, которых Церковь считает столпами веры.

Апостол Павел исповедует: «…и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Речь не о том, что он выдумал учение, а о том, что его собственная личность, его ум, его воля настолько соединились с Христом, что источником его слов и дел стал Сам Господь – «я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10). Это не его личные философские изыскания, а свидетельство жизни во Христе. Так же и с прочими людьми, которых мы называем – Святые отцы. Сам Христос обещал Своим ученикам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Научить – это одно. А напомнить? Напомнить можно только то, что уже знаешь, но забыл, или то, что было сокрыто в глубине. Дух Святой действует в умах учеников, направляя их мысли, освещая память, помогая правильно осмыслить и передать услышанное от Учителя. Это не человеческое изобретение, это Божественное вдохновение ума и сердца.

Библия – это не просто книга древних преданий. Это инструмент. Это светильник для нашего ума. Это единственный надежный компас, способный выправить нашу внутреннюю навигацию, задать правильные координаты для наших мыслей. Потому что мысли определяют слова, слова формируют поступки, поступки строят характер, а характер определяет судьбу – нашу личную и, в итоге, общую. Мир начинается с мысли о мире в моем сердце. Добро начинается с мысли о добре. Вера начинается с мысли о Боге, поданной через Его Слово.

И тут мы упираемся в главную проблему нашего времени, друзья. Наш ум, эта священная мастерская, постоянно обстреливается. Со всех сторон! Новостные ленты, соцсети, реклама, бесконечный поток мнений, часто агрессивных и поверхностных. Мы теряем способность к глубокому мышлению, к тишине, в которой только и рождаются по-настоящему важные мысли. Мы привыкаем к мыслям-клише, мыслям-реакциям, мыслям-штампам и ярлыкам, навязанным извне. А где же наше? Где то самое личное, осознанное, выстраданное? Где мысль, которая строит, а не разрушает?

Я думаю, что мир, который мы видим – во многом отражение мира внутри нас. Если внутри хаос мыслей, страхов, обид – таким будет и наш внешний мир. Если внутри начинает светить свет Христовой истины, если ум понемногу очищается и выстраивается по Евангелию – мы начинаем видеть Божий свет и в окружающем, даже самом сложном мире. Мы обретаем мир, радость и силу – не от внешних обстоятельств, а от внутреннего источника. Мы становимся способны нести этот свет другим, не осуждая, а понимая и исцеляя словом, которое дает нам Бог через мысли. Не разрушая, а созидая. Архитектор вновь берет в руки чертеж – чертеж Царства Божия, которое начинается здесь, в обновленном уме и сердце человека.

Так какой же мир строите вы сегодня своими мыслями? И готовы ли вы впустить Вечного Архитектора в свою мысленную мастерскую?

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»