Мощи святых — в защиту почитания мощей
Православные христиане с благоговением относятся к мощам святых. Их почитают как святыню, исполненную Божественной благодати, и наделяют чудотворными свойствами.
На чем же основано такое почитание? Возможно ли поклонение мощам богоугодных подвижников? Не несет ли в себе эта традиция отголосков языческого идолопоклонства?
Прежде всего стоит более подробно разобраться с христианским пониманием терминов «поклонение» и «почитание». Поклонение или служение, христианин может оказывать только Творцу всего сущего, то есть Богу. С почитанием же он относится к Богородице и святым, к священным предметам (иконам, мощам, Кресту и пр). Подробнее о разнице между «поклонением» и «почитанием» можно прочитать здесь. Св. Иоанн Дамаскин писал: «Я не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему вселиться в вещество и через посредство вещества соделавшему мое спасение».
Христиане не поклоняются святым, они лишь обращаются посредством их к Богу, веря в молитвенное предстояние угодников Божиих, в их помощь перед Господом, ибо праведники находятся гораздо ближе к Спасителю, чем все остальные.
Основанием для учения о почитании мощей служит Боговоплощение Спасителя. Благодаря подвигу Христа, тело человека восстановило утраченное при грехопадении достоинство. Человек получил возможность стать храмом Духа Святого, достичь состояния единения с Богом.
С христианской точки зрения, человек, это венец Божественного творения, соединивший в себе мир духовный и мир материальный. Душа человека и его тело образуют единое целое. Тело, даже после физической смерти, остается неотделимой частью человеческой личности.
Праведник, при жизни достигнув состояния святости, исполняется Божественной благодати, он становится храмом Святого Духа, другими словами, он освящается. Человеческая природа преображается, восстанавливаясь до своего первоначального, неповрежденного грехом состояния единения с Богом. Святой спасается еще до Второго Пришествия.
Многие представители различных религиозных движений считают, что каждый человек, уверовавший во Христа уже праведен и свят. Но это не так, святость доступна немногим подвижникам. Достичь ее можно лишь путем личного подвига, путем беспрестанной борьбы с грехом, обязательно, в соработничестве с Богом. Путь к святости не единообразен для всех христиан. Для кого-то он лежит через мученичество и исповедничество, так было с древними христианами во времена гонений на Церковь. Для кого-то он в свидетельстве истины инославным. Для кого-то — в отказе от мира, в аскезе. «Святые — это наглядное обнаружение промысла Божиего о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии промысла: каждый святой со своим особым житием демонстрирует свой путь к святости и выступает как образец этого пути» (Живов В.М. Краткий агиографический словарь. Святость).
Праведник освящается не только душой, но и телом, которое как при жизни, так и после смерти является источником Божественной благодати для других верующих. Св. Иоанн Златоуст говорил: «Бог разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели». Через тело праведника Господь изливает Свою благодать, помогая страждущим.
Традиция благоговейного отношения к мощам святых была распространена еще в древние, дохристианские времена. Первые упоминания о почитании мощей можно найти в Ветхом Завете. Так царь Иосия, истребляя языческие капища, с почтением отнесся к останкам пророка Ахии, приказав сохранить их, в то время, как кости нечестивцев были уничтожены, «Сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это — могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое; никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» (4 Цар.23:17-18).
Об особом отношении к мощам говорится в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, «да будет память их во благословениях! Да процветут кости их от места своего, и имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» (Иис.Сир.46:13-15).
В Евангелии от Матфея, упоминается обычай чтить останки древних подвижников, «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников» (Мф.23:29). В этом отрывке Христос осуждает не саму традицию украшения гробниц. Он обличает внешнюю обрядовость, лицемерие фарисеев, которые украшали могилы праведников, но при этом гнали и убивали живых пророков.
Чудеса исцеления и воскрешения приписывает Ветхий Завет мощам пророка Елисея «и по успении его пророчествовало тело его. И при жизни совершал он чудеса и по смерти дивны были дела его». (Иис.Сир.48:14-15), а в Книге Царств говорится, «Умер Елисей, и похоронили его. И полчища моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4Цар.13:20-21).
Святоотеческая традиция, к мощам святых относит не только телесные останки Божиего угодника. Мощами (останками от греч. ta leipsana, leipo – оставляю) называются и личные вещи, одежда подвижника. Господь создал первого человека, соединившего в себе мир тварный и мир духовный, дабы человек стал единым с Богом, освятился сам и через себя освятил весь материальный мир. Первый человек пал и утратил связь с Господом. Христос, Воплотившись, вернул человеку утраченную возможность единения с Богом. Праведники, при жизни достигшие состояния святости, освящают свою душу, тело и окружающие их предметы тварного мира. Исполненные благодати Святого Духа, вещи праведника, так же, как и его тело, являются источниками Божественных энергий. Господь проявляет себя через них.
Примеры видимого проявления Божественных энергий через предметы тварного мира можно найти в Ветхом Завете, Господь указывает Моисею на святость земли на горе Божией, «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). В Книге пророка Даниила, Господь вразумляет осквернившего святыню царя Валтасара загадочными письменами «В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» (Дан.5:5).
Упоминания о чудотворности одежд святых встречаются в Книге Царств. Так Елисей, принимая пророческое преемство от Илии, «взял милоть /мантию/ Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4 Цар. 2:14).
В Новом Завете о чудесах исцеления посредством одежды Апостолов говорится в Книге Деяний, «На больных возлагали платки и опоясания с тела его [ап. Павла], и у них прекращались болезни» (Деян.19:12). Даже тень святого, согласно Книге Деяний, была чудотворна, «выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян.5:15).
В истории христианства, наряду с учением о почитании мощей, периодически появлялись мнения о бесполезности и пагубности этой традиции. Так во времена иконоборческих споров (VIII-IX вв), иконоборцы отвергали не только святые образы, но и всякое почитание священных предметов. Мощи праведников уничтожались, противники иконоборчества подвергались гонениям. И хотя эпоха иконоборцев давно закончилась, а их учение осуждено соборно, некоторые современные религиозные течения и секты продолжают выступать против христианской традиции почитания мощей святых. Противники учения, для аргументации своей позиции, приводят различные цитаты из Священного Писания. Рассмотрим некоторые из них.
В первую очередь это отрывок из Книги Второзакония, в которой сказано о Моисее, «никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор.34:6). Сектанты делают вывод: раз место погребения Моисея неизвестно, значит Бог не пожелал, чтоб иудеи совершали поклонение мощам праведников. В ответ можно возразить, зачем же тогда Господь совершил чудо воскрешения от мощей Елисея (4 Цар.13:20-21)? Разве не для того, чтобы прославить мощи пророка? Мощи Моисея Господь сокрыл по Своему Промыслу, смысл которого нам неизвестен, а вовсе не для того чтобы показать ненужность почитания останков.
В качестве другого аргумента против почитания мощей приводится отрывок из 1-го Послания Коринфянам, «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор.15:50), из чего, по мнению сектантов, следует, что останки святых не нужны и бесполезны. Но в данном отрывке идет речь о тленном теле человека, которое изменится и предстанет в новом своем виде перед Господом во Втором Пришествии, «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:52). Никто из христиан не утверждает о буквальном предстательстве мощей перед Богом в их нынешнем состоянии.
Обращаясь к Ветхому Завету, сектанты ссылаются на отрывок из Книги пророка Иеремии, в которой говорится об уничтожении всех останков и могил иудеев-идолопоклонников. Да, в этом отрывке действительно говорится об истреблении костей и захоронений иудейских, но относится это лишь к могилам вероотступников и беззаконников, в то время, как гробницы праведников в Ветхозаветную эпоху почитались и сохранялись.
В заключении можно подвести итог вышесказанному:
Истоки почитания мощей святых находятся в Священном Писании, еще в ветхозаветную эпоху к останкам праведников относились с благоговением и верой в их чудодейственную силу.
Христианское почитание мощей святых, не имеет ничего общего с поклонением, воздаяние которого возможно лишь Богу и уж тем более с идолопоклонством, ведь православные верят не в силу самих останков, посредством святых они воздают молитвы к Богу.
Православные обращаются к святым за помощью, веря в единство Церкви Земной и Небесной и надеясь на предстательство святых перед Господом, ибо те находятся гораздо ближе к Богу, чем остальные христиане. При этом непосредственным источником помощи страждущим, является исключительно Господь.
Праслова Ирина