Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние третье

ДѢЯНІЕ ТРЕТЬЕ.
17 августа 1917 года.

I. Засѣданіе открыто въ Соборной Палатѣ въ 12 час. дня подъ предсѣдательствомъ первенствующаго члена Св. Сѵнода Митрополита Кіевскаго Владиміра, въ присутствіи 445 Членовъ Собора.

II. Заслушаны привѣтствія:
1) Отъ имени Верховнаго Главнокомандующаго генерала Л. Г. Корнилова — князь Г. Н. Трубецкой: «Я получилъ по телеграфу отъ Верховнаго Главнокомандующаго порученіе передать Помѣстному Собору привѣтъ и искреннее пожеланіе успѣха въ его святомъ дѣлѣ. Позвольте принести привѣтъ и пожеланія и отъ всѣхъ чиновъ Ставки Верховнаго Главнокомандующаго и высшихъ чиновъ арміи. Среди тяжелыхъ испытаній, какія переживаеть Россія, у насъ не умерла мысль, что густой туманъ разсѣется и что изъ глубины Россіи возсіяетъ возрожденіе. Намъ не страшенъ внѣшній врагъ. Мы вѣримъ, что духъ христолюбиваго воинства не вовсе отлетѣлъ изъ рядовъ арміи, и что съ помощью доблестныхъ сыновъ ея воскреснетъ свободная Русь. Позвольте же просить Помѣстный Соборъ своими молитвами поддержать армію, возжечь тотъ пламень вѣры, который нуженъ намъ».

2) Отъ Кіевскаго религіозно-философскаго Общества — предсѣдатель Общества Э. Н. Глокке: «Кіевское религіозно-философское Общество, ставящее своей основной задачей свободное исканіе религіозной истины, въ лицѣ руководящаго его дѣятельностью Совѣта проникнуто съ самаго основанія Общества непоколебимымъ убѣжденіемъ, что эта истина только въ враеугольномъ камнѣ, на которомъ зиждется Церковь Православная, въ Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ, Который только Одинъ есть «животъ и истина». Поэтому Кіевское религіозно-философское Общество, болѣзненно съ сыновней любовью переживавшее скорби и муки нашей общей матери Русской Православной Церкви, томившейся долгіе годы подъ тяжкимъ гнетомъ самодержавной, вѣдомственной государственности, сковывавшей свободные члены ея живого соборнаго тѣла, теперь въ пресвѣтлые дни ея новой Пасхи, ея животворящаго воскресенія къ дѣятельной, проникнутой взаимной любовью творческой жизни, къ которой призваны теперь всѣ ея члены по мѣрѣ даннаго каждому изъ нихъ таланта, съ благоговѣйной молитвенной радостью привѣтствуетъ нынѣшній Всероссійскій Освященный Соборъ въ лицѣ входящихъ въ его составъ святителей, пресвитеровъ, діаконовъ и мірянъ и твердо вѣритъ, что почивающая на этомъ Соборѣ благодать Всесвятаго Духа поможетъ ему совершить великое дѣло строительства Церкви россійской на новыхъ и въ то же время старыхъ, какъ само христіанство, соборныхъ, демократическихъ началахъ во славу Божію и въ утвержденіе истины».

3) Отъ Галиційской церкви — Архіепископъ Волынскій Евлогій: «Мнѣ поручили передать привѣтъ Помѣстному Собору представители новоучрежденной Галиційской церкви, зародившейся въ годы страшной войны. Имъ судилъ Господь быть исповѣдниками и мучениками за свою родную православную вѣру. Они обращаются въ лицѣ моемъ къ Помѣстному Собору съ горячею мольбою принять ихъ въ общеніе съ Православной Церковью, увѣренные найти себѣ успокоеніе въ лонѣ этой Церкви. Они живутъ молитвой, что Господь укрѣпитъ узы, соединяющія ихъ съ Православной Церковью, и что Соборъ положитъ твердыя основанія для общенія съ ними въ любви и единовѣріи».

4) Отъ Московскаго университета — проф. князь Е. Н. Трубецкой: «Я приношу Вамъ привѣтъ отъ старѣйшаго русскаго университета и религіозно-философскаго общества имени В. С. Соловьева, которое полагаетъ православную вѣру въ основу своихъ изысканій. Среди великой, тяжкой скорби, переживаемой нами теперь, есть одинъ проблескъ свѣтлой радости. Никто не забудетъ тѣхъ минутъ, которыя мы провели въ Успенскомъ соборѣ и на Красной площади 15 августа. Радость, которую мы испытали тогда, мы не чувствовали бы такъ сильно, если бы мы не переживали такихъ страданій. Скорбь никогда не была такъ осязательна какъ теперь. И голодъ, и холодъ, и вражеское нашествіе… Въ основѣ всѣхъ этихъ бѣдствій лежатъ наши грѣхи, наши преступленія. Можно вести нескончаемую повѣсть о нашихъ грѣхахъ и преступленіяхъ, объ оскудѣніи вѣры и любви къ родинѣ. И вотъ какъ вѣсть изъ другого міра, пришелъ къ намъ этотъ Соборъ. Всѣ мы вѣруемъ въ слова Христа: «гдѣ двое или трое собраны во имя Мое, тамъ Я посреди ихъ». И вотъ самъ Христосъ посреди насъ. Вся Москва 15 августа двинулась въ срѣтеніе Христу. И пусть это будетъ великимъ сдвигомъ, который насъ исцѣлитъ и воскреситъ. Никакая политическая мудрость не выведетъ душу народа изъ ада. Нужна Господня благодать. Да будетъ же во всей Руси то, что мы видѣли въ Москвѣ! Пусть Соборъ прозвучитъ благою вѣстью о воскресеніи Христа и о воскресеніи во Христѣ русскаго народа!»

5) Отъ инородческихъ миссій Сибири и, въ частности, Алтая — Епископъ Томскій Анатолій: «Привѣтствуютъ Соборъ миссіонерскіе дѣятели на окрайнѣ Сибири и въ Алтаѣ. Тяжелый трудъ несутъ эти миссіонеры. Они ожидаютъ, что Освященный Соборъ подумаетъ и о нихъ, позаботится и объ ихъ нуждахъ, и просятъ благословенія на свои дальнѣйшіе труды, вѣря, что Соборъ не оставитъ ихъ безъ своей помощи духовной и матеріальной».

6) Отъ мелкихъ народностей Поволжья — Епископъ Уфимскій Андрей: «Въ Приволжьи существуютъ многія мелкія народности. Сейчасъ они переживаютъ совершенно критическій періодъ въ ихъ религіозной жизни. Они испытываютъ культурный натискъ отъ татаръ-мусульманъ и кромѣ того среди нихъ происходитъ внутренній расколъ. Болѣе сильные изъ нихъ шлютъ свой привѣтъ Помѣстному Собору и мольбу помочь имъ, чѣмъ мы можемъ. Мы можемъ спасти ихъ великимъ примѣромъ русскаго народа. Къ несчастью, жизнь этого народа являетъ теперь примѣръ ужасной разрухи. И мы болѣе всѣхъ отталкиваемъ отъ себя, чѣмъ привлекаемъ. Прошу принять привѣтъ отъ этихъ мелкихъ народностей и просьбу помолиться и не отказать во вниманіи къ религіознымъ нуждамъ этихъ христіанъ, среди которыхъ нынѣ можно встрѣтить настояшихъ исповѣдниковъ».

7) Отъ съѣзда иноковъ — Епископъ Уральскій Тихонъ: «Радуюсь, что Господь привелъ мнѣ сказать привѣтъ отъ съѣзда иноковъ. На Руси издавна были обители. Русь ополчалась на внѣшнихъ враговъ — татаръ, укрѣпляемая духомъ иноковъ, крѣпкихъ вѣрою. Опираясь на эту твердыню, всегда крѣпка была Русь. И теперь народъ сотнями идетъ въ обители, находитъ здѣсь спасеніе отъ пьянства, семейнаго горя. Сколько слезъ здѣсь утирается, сколько скорби облегчается! А теперь раздается голосъ дьявола: долой монастыри, долой церкви! Гдѣ же мы утремъ слезы народнаго горя? Съѣздъ иноковъ шлетъ свой привѣтъ, земно кланяется, молитъ, чтобы крѣпко стояли церкви Божіи, и проситъ защитить обители святыя».

8) Отъ православныхъ латышей Рижской епархіи — свящ. І. І. Намнѣкъ: «Православные латыши всегда были въ тяжеломъ положеніи, испытывая притѣсненія отъ бароновъ и находясь подъ давленіемъ неправославныхъ вліяній. Нынѣ присоединилось новое бѣдствіе. Почти половина территоріи латышей опустошена войной и занята непріятелемъ. Латыши должны были покинуть свою родную землю и теперь скитаются по всей Руси. Привѣтствуя Соборъ, православные латыши надѣются найти въ Соборѣ поддержку для своихъ надломленныхъ силъ».

III. Заслушаны доложенныя протопресвитеромъ Н. А. Любимовымъ телеграммы:
1) Отъ Московскаго биржевого Общества: «Московскій биржевой комитетъ отъ имени Московскаго биржевого Общества привѣтствуетъ Всероссійскій Церковный Соборъ по случаю его открытія и выражаетъ благоговѣйныя чувства передъ предстоящей его работой по укрѣпленію и утвержденію русской церковной жизни на началахъ, положенныхъ ея Основателемъ. Предсѣдателъ Московскаго биржевого комитета Сергѣй Третьяковъ».

2) Отъ Уфимскаго съѣзда духовенства и мірянъ: «Уфимскій съѣздъ духовенства и мірянъ, вознеся Господу Богу молитвы, привѣтствуетъ Всероссійскій Помѣстный Соборъ въ день открытія его занятій и выражаетъ ему искреннія пожеланія плодотворной работы на пользу Церкви и православнаго народа. Предсѣдатель съѣзда Ница».

3) Отъ братства діаконовъ и псаломщиковъ Петроградской епархіи: «Братство діаконовъ и псаломщиковъ Петроградской епархіи съ благоговѣйной почтительностью привѣтствуетъ открытіе Помѣстнаго Всероссійскаго Собора, молитвенно проситъ Господа Бога ниспослать на членовъ Собора даръ Святаго Духа на великое дѣло обновленія и устроенія церковной жизни въ Россіи на началахъ Христовой любви, апостольской ревности и мученической стойкости въ дѣлахъ вѣры православной и смиренно надѣется, что и младшимъ членамъ клира будетъ дана полная возможность примѣнить всю ревность и усердіе въ близкомъ ихъ сердцу церковномъ дѣлѣ. Отъ братства діаконъ Аркадьевъ».

4) Отъ гражданъ г. Череповца: «Граждане Череповца, собравшись крестными ходами всѣхъ городскихъ церквей на площадь для молебствія, молились о томъ, чтобы Всероссійскій Церковный Соборъ обновилъ приходъ, колыбель русской общественности, и сказалъ непререкаемое слово, что вѣра и церковь для русскаго счастья необходимы. Земной поклонъ Собору. Уполномоченный собраніемъ протоіерей Фарфоровскій».

IV. Заслушаны привѣтствія:

1) Отъ общества «Соборная Россія» — А. В. Васильевъ: «Общество «Соборная Россія», имѣющее цѣлью возсозидать и строить свободную христіанскую общественность на единственно незыблемомъ основаніи — соборности, привѣтствуетъ Всероссійскій Помѣстный Соборъ какъ высшее, наиболѣе полное и совершенное проявленіе этого божественнаго начала, какъ вѣнецъ и утвержденіе православной соборной церковности.
«Соборная Россія», какъ и весь вѣрующій русскій народъ, ждетъ отъ Церковнаго Собора не только устроенія Церкви, но и спасенія Государства. Переживаемыя нашимъ отечествомъ бѣдствія, весь этотъ распадъ и развалъ, вся эта лишняя измѣннически проливаемая кровь и ужасъ нравственнаго паденія недавно еще христолюбивыхъ и самоотверженныхъ доблестнаго воинства и трудовыхъ громадъ: все это — отъ забвенія Бога, забвенія исповѣдуемой нами въ Символѣ вѣры, но пренебреженной и загнанной въ жизни соборности, подмѣненной духомъ партійной, сословной и классовой розни, духомъ невѣрія, корысти и вражды.
Да умудритъ же Господь нашъ Іисусъ Христосъ Отчимъ Духомъ Святымъ Всероссійскій Церковный Соборъ вернуть заблудшую часть нашего народа къ вѣрѣ отцовъ: благоустроить и утвердить Всероссійскую Церковь на каноническомъ и соборномъ основаніи; возстановить живое ея общеніе съ остальными частями Вселенской Церкви; возстановить духовную цѣлость русскаго народа; призвать его къ необходимымъ для защиты Отечества и для достойнаго завершенія святой по ея цѣлямъ освободительной войны жертвамъ и честному труду; призвать всѣ состоянія и части народа Русскаго и всѣ народы Державы Россійской къ свободному единству, въ взаимному благоволенію и миру».

2) Отъ американской миссіи — Архіеп. Алеутскій Евдокимъ: «Примите привѣтствіе отъ человѣка, который пришелъ съ того свѣта, и приноситъ сыновній привѣтъ отъ лица страдальцевъ, обагренныхъ кровью, — миссіонеровъ американской церкви. Труды ихъ безпримѣрно велики. Я не преувеличу, если скажу, что никто изъ сидящихъ здѣсь не имѣетъ представленія о той великой работѣ, какую совершаютъ обездоленные, забытые наши труженики — американскіе миссіонеры. Въ Америкѣ трудятся пять православныхъ епископовъ. Одинъ работаетъ въ непривѣтливой Аляскѣ, другой — среди необозримаго пространства суровой Канады, третій — среди угорскаго народа, четвертый — среди Сиро-Арабовъ. Число вѣрующихъ съ каждымъ годомъ увеличивается, въ Канадѣ открыто болѣе 120 самостоятельныхъ приходовъ, въ Центральной Америкѣ приходы въ 5-6 тысячъ цѣликомъ переходятъ въ лоно Православной Церкви. Нынѣ мы уже считаемъ около 700 приходовъ въ Америкѣ. И изъ кого только не состоитъ американская православная церковь! Она воистину вселенская церковь: въ нее входятъ и галичане, и сербы, и далматы, и черногорцы, и арабы, и греки, и японцы. Благодаря самоотверженнымъ трудамъ нашихъ миссіонеровъ, имя нашей матери-Церкви въ Америкѣ достославно. Благодаря трудамъ нашихъ миссіонеровъ, великой любовью наполнены сердца американцевъ къ нашей родинѣ. Я пришелъ изъ чужой страны, гдѣ о Русской жизни мало извѣстно, Но, придя сюда, я вижу, какъ страдаетъ Русская Церковь отъ свободы слова и свободы борьбы. Американская Церковь давно уже страдаетъ отъ этого. Никто съ такимъ восторгомъ не привѣтствовалъ созывъ Собора, какъ Американская Церковь, потому что при свободѣ слова никто такъ не страдалъ, какъ православная американская миссія, которой приходится вести борьбу съ образованными и свободными католиками и протестантами. Благодаря многимъ недочетамъ нашего церковнаго устроенія, наши противники глубоко уязвляютъ насъ и въ значительной мѣрѣ обезсиливаютъ насъ. Посылая меня сюда, миссія проситъ чрезъ меня, чтобы Соборъ привелъ Православную Церковь къ такому устройству, какое она должна имѣть по слову Божію и церковнымъ канонамъ. Если это будеть сдѣлано, наша борьба тамъ за моремъ будетъ облегчена, и мы съ бóльшимъ успѣхомъ будемъ напрягать свои силы къ распространенію православія въ Америкѣ. Еще славнѣе станетъ жизнь Русской Церкви за моремъ. Еще съ бóльшимъ рвеніемъ будутъ устремляться къ нашей церковной оградѣ не только наши зарубежные братья, отторгнутые уніей отъ лона Православія, но и епископалы — это наши лучшіе друзья въ Америкѣ. Не забудьте же малой Американской Церкви, протягивающей къ вамъ свои руки и молящей васъ о помощи».

3) Отъ лица православныхъ въ Испаніи и Аргентинѣ — генералъ Л. К. Артамоновъ: «На мою долю выпала честь передатъ привѣтъ отъ самой маленькой православной церкви, гдѣ однако вѣра горитъ самымъ яркимъ пламенемъ. Въ далекой Испаніи одинъ свѣтскій человѣкъ (секретарь миссіи) своими трудами и переводомъ церковныхъ книгъ возбудилъ интересъ къ православію въ испанскомъ обществѣ и тѣмъ положилъ начало Православной Церкви къ Испаніи и затѣмъ въ Аргентинѣ. Эта православная община и поручила мнѣ передать Собору свой привѣтъ и просить для себя благословенія Собора».

4) Отъ Крестовоздвиженскаго Православнаго Перваго Трудового въ Черниговской губерніи Братства — свящ. А. А. Секундовъ: «Глубоко-уважаемые Архипастыри, пастыри и вѣрные сыны Церкви, члены Всероссійскаго Церковнаго Собора! «Гдѣ двое или трое собраны во имя Мое, тамъ Я посреди нихъ» (Матѳ. 18, 20). Вѣримъ, что и среди Васъ будетъ Христосъ, что Онъ объединитъ души Ваши, будетъ руководить трудами Вашими, ибо Вы, избранные по молитвамъ всей вѣрующей Руси, собрались во имя Христа, для того великаго, святого дѣла, ради котораго Онъ умеръ на крестѣ, ради возрожденія души человѣческой, для духовнаго воскрешенія жизни церковной.
Благословенны Вы, грядущіе во имя Господне! Благословенны Вы, несущіе въ своихъ сердцахъ ярко горящіе свѣтильники вѣры и любви! Духъ Святой нáйдетъ на Васъ и сила Вышняго осѣнитъ Васъ. И скажетъ Господь черезъ Васъ мятущемуся несчастному въ своей злобѣ человѣчеству, что только въ исполненіи завѣтовъ Божіихъ оно найдетъ свое счастье; и напомнитъ ему Господь о любви Своей: «Сколько разъ хотѣлъ Я собрать дѣтей твоихъ, какъ птица собираетъ птенцовъ своихъ подъ крылья, и вы не вахотѣли» (Мѳ. 23, 37). «Пріидите ко Мнѣ всѣ труждающіеся и обремененные, и Я успокою васъ» (Мѳ. 11, 28), но прежде очистите свое сердце покаяніемъ, ибо только «чистые сердцемъ Бога узрятъ» (Мѳ. 5, 8). Да, мы истомились въ хаосѣ лжи и зла; мы ждемъ отъ святого Собора призыва ко всенародному покаянію. Мы жаждемъ не того мрачнаго покаянія, которое рождается въ испуганномъ сердцѣ въ минуты ожидаемой кары, а той глубокой самопровѣрки, при которой мы поймемъ свои ошибки, поймемъ великій грѣхъ отверженія любви и правды Божіей и съ бодрой радостью пойдемъ на зовъ Отца Небеснаго, смиренно прося Его мудраго руководства.
Пусть этотъ призывъ къ покаянію прозвучитъ мощно, какъ колоколъ, зовущій во храмъ преображенія. Мы вѣримъ, что онъ не останется неуслышаннымъ, что много изстрадавшихся душъ съ мольбой обратятся къ Тому, Кто можетъ не только усмирить бушующее море злобы людской, но и водворить въ душахъ и жизни людей Свое царство любви, мира и радости о Духѣ Святомъ.
Мы, члены Крестовоздвиженскаго Православнаго Перваго Трудового Братства, объединившіеся во имя Христа для совмѣстнаго созиданія обновленной жизни, въ братской любви и общинномъ трудѣ, съ каждымъ годомъ все глубже познавая правду и силу жизни по вѣрѣ, счастье и радость ея, возносимъ горячія молитвы, призывая на Церковный Соборъ великіе дары благодати Божіей. Черезъ Ваши труды Господь да обновитъ церковную жизнь нашу, да явитъ чудо Своей всепрощающей любви и спасетъ Россію.
Да озарится Русь наша свѣтомъ отъ Свѣта Небеснаго и въ этихъ святыхъ лучахъ да узритъ путь свой. — Блюстительница Братства Марія Уманецъ».

V. В.Н. Львовымъ прочитана переданная чрезъ американскаго посланника телеграмма отъ Комиссіи Всемірной Конференціи Американской епископальной церкви: «Просимъ передать Собору Русской Церкви нижеслѣдующее: Комиссія Всемірной Конференціи Американской епископальной церкви шлетъ братскія сердечныя привѣтствія Собору Святой Православной Россійской Церкви. Духъ Святой, пребывавшій надъ Соборомъ Святыхъ Апостоловъ, да блюдетъ Вашу Священную Церковь и народъ въ эти знаменательные дни».

VI. ПОСТАНОВЛЕНО: Благодарить за привѣтствія.

VII. Предсѣдательствующій проситъ приступить къ дѣловымъ занятіямъ и обращается къ Собору съ словомъ:
«Мы всѣ желаемъ успѣха Собору и для этого успѣха есть основанія. Здѣсь на Соборѣ представлены духовное благочестіе, христіанская добродѣтель и высокая ученость. Но есть нѣчто, возбуждающее опасенія. Это — недостатокъ въ насъ единомыслія, какъ указали подготовительныя работы къ Собору, продолжавшіяся въ теченіи послѣднихъ двѣнадцати лѣтъ. Поэтому я напомню Апостольскій призывъ къ единомыслію. Эти слова Апостола имѣютъ вселенское значеніе и относятся ко всѣмъ народамъ, ко всѣмъ временамъ, но въ настоящее время разномысліе сказывается у насъ особенно сильно. Оно возведено въ руководящій принципъ жизни. Безъ фракцій, говорятъ, не обезпеченъ и порядокъ государственный. Разномысліе подкапывается подъ устои семейной жизни, подъ устои школы, подъ вліяніемъ разномыслія многіе откололись отъ Церкви; подъ вліяніемъ разномыслія принимаются иногда такія преобразованія, которыя противорѣчатъ одно другому. Разномысліе раздираетъ государство. Нѣтъ ни одной стороны жизни, которая бы была свободна отъ пререканій и споровъ. Скажите, что для блага общества нужна власть; намъ возразятъ, что всякая власть есть насиліе и т. д. На чемъ же мы сойдемся? Православная Церковь молится объ единеніи и призываетъ едиными усты и единымъ сердцемъ исповѣдывать Господа. Наша Православная Церковь устроена «на основаніи Апостолъ и Пророкъ, сущу краеугольну самому Іисусу Христу». Это скала, о которую разобьются всякія волны. Сыны Церкви умѣютъ подчинять свои личныя мнѣнія голосу Церкви. Они готовы болѣе подчиняться, чѣмъ начальствовать, и ничего не ставятъ выше подчиненія своихъ словъ и дѣйствій игу Христову. Объ объединеніи Своихъ учениковъ молился Спаситель: «да вси едино будутъ, якоже Ты, Отче, во Мнѣ и Азъ въ Тебѣ». Объ этомъ должны молиться и мы: «Отче, святи ихъ во истину Твою. Слово Твое истина есть».

VIII. Протопресв. Н. А. Любимовъ читаетъ опредѣленіе Святѣйшаго Сѵнода отъ 10 августа 1917 года объ утвержденіи Устава Помѣстнаго Собора Православной Всероссійской Церкви, въ качествѣ руководственныхъ правилъ для Собора впредь до окончательнаго рѣшенія на Соборѣ вопроса объ Уставѣ Помѣстнаго Собора, и сообщаетъ, что на основаніи ст. 36 сего Устава обязанности секретаря Предсѣдательствующимъ возложены на него, Протопресвитера Любимова, а обязанности помощниковъ секретаря на Членовъ Собора управляющаго Канцеляріей Св. Сѵнода П. В. Гурьева и правителя дѣлъ Учебнаго Комитета при Св. Сѵнодѣ В. Н. Самуилова, и просить приступить къ избранію Предсѣдателя Собора изъ числа епископовъ.

IX. ПОСТАНОВЛЕНО: Опредѣленіе Св. Сѵнода и распоряженіе Предсѣдательствующаго принять къ свѣдѣнію.

X. Проф. П. П. Кудрявцевъ. Предварительно каждаго дѣлового засѣданія Собора необходимо разослать повѣстку съ обозначеніемъ предметовъ занятій, чтобы всякій напередъ могъ подготовиться къ обсужденію дѣла. Между тѣмъ повѣстки къ настоящему собранію разосланы не были. Что касается выборовъ Предсѣдателя, то лучше совсѣмъ не производить ихъ, чѣмъ производить недостаточно сознательно и безъ подготовки. Необходимо обставить ихъ всѣми гарантіями правильности. И прежде всего нужно намѣтить кандидата. Итакъ: 1) дѣловое засѣданіе можетъ происходитъ, когда будетъ разослана повѣстка; 2) необходимо намѣтить кандидата въ Предсѣдатели Собора и 3) не слѣдуетъ избирать однимъ и тѣмъ же актомъ и Предсѣдателя Собора и его товарищей.

XI. Протопресв. Н. А. Любимовъ. Въ ст. 38 и 42 Устава всѣ недоумѣнные вопросы проф. Кудрявцева предусмотрѣны. Здѣсь опредѣленно сказано, что предварительно избранія записками намѣчаются кандидаты и что выборы Предсѣдателя и его Товарищей производятся не однимъ актомъ, но каждаго изъ нихъ особо. Что же касается повѣстки, то разослать ее къ настоящему собранію было невозможно по техническимъ условіямъ. Нѣкоторые Члены Собора прибыли только сегодня; адреса другихъ неизвѣстны; напечатать повѣстки, при современныхъ условіяхъ типографской работы, было невозможно, а изготовить ихъ канцелярскимъ способомъ не представлялось возможности, за недостаткомъ средствъ.

XII. Графъ П. Н. Апраксинъ вноситъ предложеніе, чтобы день, часъ и предметъ занятій каждаго засѣданія Собора были объявляемы на особой доскѣ въ помѣщеніи Собора, въ зданіи Семинаріи и Епархіальнаго Училища и сообщались путемъ объявленія въ двухъ наиболѣе распространенныхъ газетахъ.

XIII. Архіепископъ Волынскій Евлогій. Желательно, чтобы въ концѣ каждаго засѣданія объявлялась повѣстка слѣдующаго собранія и его время.

XIV. Архіепископъ Казанскій Іаковъ. Необходимо огласить списокъ епископовъ, прибывшихъ на Соборъ.

XV. Помощникъ секретаря П. В. Гурьевъ оглашаетъ списокъ епископовъ.

XVI. Архіепископъ Новгородскій Арсеній. Необходимо создать на время Собора особый печатный органъ, въ которомъ бы сообщалось, что дѣлается на Соборѣ.

XVII. Протопресв. Н. А. Любимовъ. Не угодно ли кому-либо высказаться по содержанію предложенія Высокопреосвященнаго Арсенія. Съ своей стороны могу сообщить, что бывшій въ Москвѣ противоалкогольный съѣздъ издавалъ особыя Извѣстія съ цѣлью информаціи членовъ съѣзда.

XVIII. Епископъ Пермскій Андроникъ. Нужно сдѣлать Соборнымъ органомъ «Церковно-Общественный Вѣстникъ», чтобы всѣ сыны Православной Церкви знали, что происходитъ на Соборѣ. Это и дешевле и удобнѣе, чѣмъ создавать новый органъ.

XIX. И. М. Бичъ-Лубенскій. Желательно изданіе особаго органа для освѣдомленія всего православнаго населенія Россіи о томъ, что происходитъ на Соборѣ.

XX. М. В. Родзянко. Я съ удивленіемъ узналъ, что повѣстки не могли быть разосланы за недостаткомъ средствъ. Всѣ расходы по созыву Собора должны быть возмѣщены государствомъ. На тотъ же источникъ надлежитъ отнести и расходы по изданію особаго Соборнаго органа.

XXI. Священникъ Н. Т. Карташевъ. Я не буду говорить о томъ, гдѣ печатать отчеты о дѣяніяхъ Собора, но скажу, что слышалъ на мѣстахъ въ Кубанской области. Нужно заинтересовать народъ тѣмъ, что происходитъ на Соборѣ. Въ свѣтской прессѣ Соборъ игнорируютъ. Епархіальную печать не читаютъ. «Церковно-Общественный Вѣстникъ» тоже не имѣетъ распространенія въ народныхъ кругахъ. Намъ нужно развить церковную агитацію. Нужно въ теченіе Собора издать нѣсколько, примѣрно 10 названій, листковъ, выясняющихъ значеніе Собора и результаты его работъ. Нужно освѣщать наиболѣе важныя постановленія Собора и разъяснять ихъ значеніе. Нужно разсылать листки по приходамъ: листковъ по 300 на причтъ. Это составитъ 30-40 руб. расхода на церковь. Я замѣтилъ, что въ народѣ очень мало знаютъ о Соборѣ, но когда узнаютъ, то спрашиваютъ, гдѣ можно подробно узнать о Соборѣ. Нужно издавать листки, съ разрѣшенія Собора, расклеивать ихъ на видномъ мѣстѣ, и раздавать ихъ народу въ храмахъ и внѣ ихъ, по линіямъ желѣзныхъ дорогъ и т. п.

XXII. В. Н. Львовъ. Святѣйшимъ Сѵнодомъ отпущено 1.000.000 руб. на содержаніе Собора. Этой суммы хватитъ только на три мѣсяца. Св. Сѵнодомъ возбуждено ходатайство объ отпускѣ средствъ изъ казны на нужды Собора, но если бы ждать, когда состоится правительственное постановленіе по сему предмету, то Соборъ задержался бы на долгое время. Поэтому я присоединяюсь къ мысли М. В. Родзянко объ исходатайствованіи средствъ изъ Государственнаго Казначейства на покрытіе расходовъ по созыву Собора, и прошу Соборъ въ первую очередь обсудитъ этотъ вопросъ и внести свое ходатайство по сему предмету чрезъ г. Министра Исповѣданій на уваженіе Правительства.

XXIII. М. В. Родзянко. Я присоединяюсь къ мысли о необходимости популяризаціи дѣяній Собора и что на это потребуются большія средства, которыя должно дать Государство, но нахожу неудобнымъ начинать Соборъ съ постановленія о ходатайствѣ объ отпускѣ средствъ; поэтому я прошу не ставить этотъ вопрось на обсужденіе. Я не вижу необходимости разрѣшать вопрось въ настоящемъ засѣданіи, и мои слова были сказаны мною лишь для предупрежденія правительства.

XXIV. А. В. Карташевъ. На расходы по созыву Всероссійскаго Помѣстнаго Собора Св. Сѵнодомъ испрашивается изъ средствъ Государственнаго Казначейства безпроцентная ссуда въ количествѣ 2.000.000 руб. На это ходатайство поступилъ ужъ отзывъ отъ Государственнаго Контролера, который не высказывается противъ ассигнованія, хотя и сокращаетъ нѣсколько самый размѣръ испрашиваемаго пособія. Можно надѣяться, что не встрѣтится препятствій къ ассигнованію средствъ на Соборъ и со стороны Министерства Финансовъ. Высказанныя же членомъ Собора Родзянко и другими членами Собора сужденія дадутъ ему опору для болѣе настоятельнаго ходатайства предъ Временнымъ Правительствомъ объ отпускѣ средствъ.

XXV. П.И. Астровъ. Москва переживаетъ великіе дни праздниковъ высокаго религіознаго одушевленія. Желательно, чтобы Члены Собора пережили то же религіозное одушевленіе, которое переживаетъ православное населеніе г. Москвы, и источникомъ котораго являются ея святыни и соединенныя съ ними историческія воспоминанія. Нужно, чтобы будущій Соборный органъ вводилъ Членовъ Собора въ кругъ Московскихъ празднествъ, знакомилъ съ ихъ происхожденіемъ и значеніемъ.

XXVI. Протоіерей С. І. Шлеевъ. Соборъ получитъ значеніе не только отъ своихъ постановленій, но и отъ того, какъ они будутъ восприняты православнымъ народомъ. И по мѣрѣ того, какъ его постановленія будутъ восприниматься народнымъ сознаніемъ, будутъ захватывать его душу, будетъ возрастать и значеніе Собора. Я бы предложилъ избрать особую Комиссію, которая разработала бы вопросъ о томъ, какъ приблизить Соборъ къ народному сознанію.

XXVII. В. П. Шеинъ. Наши сужденія получаютъ неожиданное направленіе. Говорятъ о средствахъ на покрытіе расходовъ по Собору. Этотъ вопросъ разъясненъ Министромъ Исповѣданій. Говорятъ объ изданіи и распространеніи листковъ о Соборѣ. Но то и другое частность. Важно не то, какъ мы распространимъ въ населеніи свѣдѣнія о томъ, что мы говоримъ, и не то, на какія средства мы распространимъ то, что мы будемъ говорить, а важно то, чтó мы будемъ говорить. Этого ждетъ вся вѣрующая и невѣрующая Россія. Войска, города, земства, биржевой комитетъ и многія общественныя учрежденія высказали намъ свои благожеланія и возложили на насъ свои чаянія. И долженъ же раздаться голосъ, который бы затронулъ всю Россію и могъ бы образумить многихъ. Должно же въ наше время упадка и вѣры и упованія прозвучать слово вѣры, въ наше время лжи и всякаго извращенія истины — слово правды и въ наше время всякихъ насилій, озлобленій, вражды — слово мира. И, прежде всего, нужна пламенная молитва объ устроеніи Церкви и спасеніи Россіи. Нужно въ храмѣ Христа Спасителя вознести всенародное моленіе о ниспосланіи побѣды русскому воинству и спасеніи русской Церкви и русской земли; во-вторыхъ, нужно въ полномъ составѣ Собора помолиться у раки преп. Сергія; въ третьихъ, обратиться съ посланіемъ ко всему русскому народу, въ которомъ призвать его оставить вражду и злобу, сказать ему слова правды и призвать къ покаянію. Поэтому я предлагаю выбрать особыхъ лицъ и поручить имъ обсудить вопросъ о всенародномъ моленіи и о составленіи посланія. Переходя къ вопросу о порядкѣ дня, я нахожу, что прежде всего нужно избрать комиссію для повѣрки полномочій Членовъ Собора.

XXVIII. Князь А. Г. Чагадаевъ. Я согласенъ по существу съ тѣмъ, что сказалъ В. П. Шеинъ, но думаю, что особой комиссіи для обсужденія вопроса о моленіи и составленіи посланія къ народу не требуется. Нужно спѣшить. Жизнь не ждетъ. На фронтѣ льется кровь и я предлагаю сейчасъ же совершить молебствіе о спасеніи Россіи и панихиду о павшихъ на защиту родины.

XXIX. А. І. Ивановскій. Предо мною встаетъ образъ патріарха Ермогена. Какъ бы ни были тяжелы настоящія минуты, но тѣ минуты были еще горше, еще тяжелѣе. Польскій гарнизонъ стоялъ въ Кремлѣ, а патріархъ Ермогенъ говорилъ, что Русская Земля не погибла и призывалъ всѣхъ къ борьбѣ за Родину и Церковь. Необходимо и намъ сказать, что Русская Земля еще сильна, необходимо чтобы во всей Землѣ Русской было разослано воззваніе. Необходимо обратиться съ увѣщаніемъ къ арміи и флоту, сказать имъ, что Русская Земля еще сильна, и призвать ихъ къ смѣлой и рѣшительной борьбѣ за родину.

XXX. Священникъ Е. Ѳ. Сосунцовъ. Намъ нуженъ: 1) маленькій органъ для насъ самихъ; 2) органъ освѣдомительный для епархій: такимъ органомъ можетъ быть «Церковно-Общественный Вѣстникъ»; 3) нуженъ особый органъ для широкаго распространенія въ народѣ свѣдѣній о Соборѣ и популяризаціи его идей. Средства и силы для изданія этихъ органовъ найдутся.

XXXI. По предложенію Предсѣдательствующаго ПОСТАНОВЛЕНО: Запись ораторовъ прекратить.

XXXII. Протопресв. Г. І. Шавельскій. Мнѣ крайне тяжело говорить объ арміи въ ея настоящемъ положеніи послѣ того, какъ я видѣлъ ее въ расцвѣтѣ силы и славы. Вспоминаю начало этой безпримѣрной войны. Армія вышла на поле брани слабо снабженной, плохо снаряженной, безъ достаточнаго количества ружей, орудій, снарядовъ. Но она была сильна духомъ, вѣрой, любовью къ родинѣ и готовностью на какой-угодно подвигъ. Она была могуча вѣрой въ Бога и въ этой вѣрѣ черпала одушевленіе для подвиговъ своихъ. Началась борьба съ могучимъ врагомъ. Въ декабрѣ 1914 г. я сотни верстъ проѣхалъ по Вост. Пруссіи, посѣщая войска на позиціяхъ. Я видѣлъ разгромленныя непріятельскими и нашими снарядами деревни и города, разоренные дома, оставленые жителями, но кирки вездѣ стояли нетронутыми и все въ нихъ бывшее оставалось неприкосновеннымъ. Я наблюдалъ трогательную заботливость нашихъ воиновъ объ оставшихся жителяхъ. Въ то время нѣмцы ознаменовали уже вторженіе въ наши предѣлы рядомъ звѣрствъ: оскверненіемъ нашихъ храмовъ, насиліями надъ жителями, изнасилованіемъ женщинъ, избіеніемъ стариковъ и дѣтей. Я спрашивалъ нашихъ солдатъ: «А вы оскверняли нѣмецкіе храмы?» «Никогда!» отвѣчали они. «Надругались надъ мирными жителями?» «Нѣтъ!» кричали мнѣ. «Не насиловали женщинъ, не обижали стариковъ и дѣтей?» «Боже сохрани!» отвѣчали мнѣ. Да, я еще разъ свидѣтельствую, что наша армія въ 1914 году вышла на брань со страхомъ Божіимъ, не затѣмъ, чтобы грабить и разорять чужія земли, а лишь затѣмъ, чтобы защитить отъ грознаго врага свою родную землю, и, защищая ее, воины наши покорно страдали, съ молитвой и благословеніемъ умирали, вѣруя въ великую святость того подвига, какой совершали они.
Настало лѣто 1915 года. Началось Галиційское отступленіе нашихъ войскъ. Пріѣзжаю въ одну дивизію. Начальникъ этой дивизіи говоритъ мнѣ: «Люди еще у меня есть, но ружей и снарядовъ нѣтъ. Что же дѣлать? Вооружу дубинами и пущу въ атаку, пусть отбиваются!» И наши богатыри съ дубьемъ въ рукахъ или камнями отбивались отъ вооруженнаго съ ногъ до головы непріятеля. Въ сентябрѣ 1915 г. посѣтилъ я 3-ю стрѣлковую дивизію, на сѣверномъ фронтѣ. Одинъ изъ ея полковъ только что потерялъ почти весь свой составъ. Къ моему пріѣзду выстроился «весь» полкъ… въ немъ было всего 92 штыка. «Ну что, братцы, какъ чувствуете себя?», спросилъ я. «Постоимъ за Родину!» дружно отвѣтили мнѣ. И постояли. Эта безоружная, обезсиленная боями, но могучая вѣрой и молитвой армія остановила натискъ врага, а вскорѣ показала ему и силу свою. Что теперь стало съ нашей, когда-то могучей, славной арміей?

Вы знаете подробности Тарнопольскаго прорыва и разгрома. Вы слышали о звѣрствахъ надъ мирными беззащитными жителями, о безчинствахъ и кощунствахъ, которыми наши войска опозорили себя. Я не стану распространяться обо всемъ этомъ, — одно лишь скажу: въ теченіи болѣе двухъ лѣтъ мы очень усердно собирали свѣдѣнія о нѣмецкихъ звѣрствахъ, набраны груды документовъ. Но теперь все это надо сжечь, такъ какъ всѣ нѣмецкія звѣрства являются дѣтскими шалостями по сравненію съ тѣмъ, что натворили наши христолюбивые воины…
Что же за причина столь огромной перемѣны, происшедшей въ душѣ нашей арміи? Причина одна: ее охватилъ животный страхъ. Нашимъ довѣрчивымъ и уставшимъ воинамъ посулили царство небесное на землѣ: всю землю и волю; и въ это же время освободили ихъ отъ долга: отъ обязанностей и отъ возмездія за трусость, измѣну и всякія другія нарушенія высокаго воинскаго долга. Нашимъ воинамъ пообѣщали рай на землѣ, и подъ вліяніемъ этой проповѣди людьми овладѣлъ животный страхъ за свою драгоцѣнную жизнь. Не можетъ быть доблести, мужества, храбрости въ сердцахъ людей, которые ищутъ однихъ земныхъ благъ, дрожатъ за свою жизнь, ибо боятся вмѣстѣ съ нею потерять все…

Но я неисправимый оптимистъ и вѣрю въ возможность возрожденія арміи. Сейчасъ настроеніе арміи таково. Есть въ ней извѣстный процентъ обезумѣвшихъ, неисправимыхъ. Несравненно больше растерявшихся, которые или не знаютъ, что дѣлать, къ кому пристать, или боятся выявить лицо свое. Есть, наконецъ, извѣстный процентъ людей, скорбящихъ за настоящую разруху арміи. Ихъ мы называемъ Никодимами, ибо они приходятъ къ намъ, пастырямъ, за совѣтомъ, за утѣшеніями чаще ночью, чѣмъ днемъ. Надо третьихъ окончательно укрѣпить, надо вторыхъ вразумить или ободрить. Священный Соборъ долженъ придти на помощь арміи. Я считаю необходимымъ, во-первыхъ, чтобы Всероссійскій Помѣстный Соборъ обратился къ арміи съ воззваніемъ самымъ рѣшительнымъ и горячимъ. Только свѣтъ божественной истины можеть разсѣять омраченіе, обуявшее умы. Во 2-хъ, считаю необходимымъ, чтобы отъ имени Собора безпрерывно издавались листки для арміи. Въ этихъ листкахъ въ одной части должно быть назиданіе, а въ другой освѣдомленіе о томъ, что происходитъ на Соборѣ. Въ 3-хъ, нужно послать отъ Собора проповѣдниковъ въ Московскій гарнизонъ и для всего Московскаго населенія, ибо настроеніе гарнизона отражаетъ въ себѣ настроенія общества. Въ 4-хъ, нужно устроить всенародное моленіе ко Господу о спасеніи отечества и вразумленіи заблудшихъ, 26 августа, въ день Владимірской иконы Божіей Матери. Это наиболѣе подходящій день для такого моленія.

XXXIII. Архіепископъ Тамбовскій Кириллъ. Началось съ вопроса объ изданіи листка въ цѣляхъ освѣдомленія членовъ Собора о томъ, что на немъ происходитъ. Затѣмъ, по предложенію В. П. Шеина поставленъ вопросъ объ изданіи посланія къ народу и листковъ для народа. Я подѣлюсь тѣмъ, что слышалъ во время литургіи, когда возносились моленія о Соборѣ и спасеніи Россіи. Мнѣ говорили, что необходимо эти моленія возносить во всѣхъ церквахъ и за каждою литургіей. И я вношу предложеніе просить Св. Сѵнодъ, чтобы онъ сдѣлалъ необходимое по этому предмету распоряженіе.

XXXIV. Протопресв. Н. А. Любимовъ. Опредѣленіе Св. Сѵнода по настоящему предмету уже состоялось.

XXXV. Графъ П. Н. Апраксинъ. Мы стоимъ на грани. Мы строимъ новую Россію, и для насъ вопросъ жизни и смерти, какой камень положили во главу угла строители новой гражданской жизни Россіи. И мы видимъ, что этотъ краеугольный камень ищутъ внѣ Церкви Православной. Мы видимъ, какъ отъ лицъ православныхъ типографіи, гдѣ печатались богослужебныя книги и молитвенники, переданы для печатанія изданій, быть можетъ, и очень хорошихъ, но которыя во всякомъ случаѣ не лучше нашихъ молитвенниковъ. Мы должны говорить открыто. Мы должны не отрекаться отъ исповѣдничества, мы должны сказать, что то нечеловѣческое слово, котораго ищутъ для спасенія Россіи, — есть слово «Богъ», что камень, на воторомъ должно быть построено государственное зданіе Россіи, — есть православная вѣра и Церковь. Замѣчаются нѣкоторые признаки возрожденія. Недавно одинъ изъ правителей совершилъ паломничество къ Иверской иконѣ Божіей Матери. Это даетъ надежду, что православная вѣра получитъ то значеніе, какое должно принадлежать ей въ государственной жизни Россіи.

XXXVI. Проф. Н. М. Абрамовъ. И по своему образованію и по роду дѣятельности я все время былъ далекъ отъ дѣлъ Церкви, но Промыслу Божію угодно было призвать меня въ число Членовъ Помѣстнаго Собора Всероссійской Православной Церкви въ качествѣ представителя мірянъ отъ Донской области. Я съ радостью и восторгомъ принялъ это избраніе и ѣхалъ сюда, признаюсь, охваченный энтузіазмомъ и вѣрой, напутствуемый просьбой своихъ избирателей: «Поѣзжайте на Соборъ, стойте тамъ крѣпко за св. вѣру и спасите вѣру, а вмѣстѣ съ нею и Церковь и Государство». Вотъ почему я съ радостью услышалъ, что первымъ дѣломъ Соборъ рѣшилъ обратиться съ посланіемъ къ чадамъ Церкви и въ арміи и флоту. Исполняя порученіе своихъ избирателей, я горячо поддерживаю намѣреніе Собора сказать вѣское слово русскому народу и русскимъ воинамъ о томъ, что вѣра въ Бога должна лежать въ основѣ всей нашей дѣятельности, особенно теперь. Можеть быть, намъ удастся зажечь пламень вѣры въ сердцахъ всѣхъ гражданъ Россіи, а особенно арміи и флота, и снова поднять въ нихъ тотъ духъ, какой постарались въ нихъ угасить, а вмѣстѣ съ этимъ, можетъ быть, удастся и оправдать надежды пославшихъ насъ сюда, что Соборъ, спасая и отстаивая вѣру и Церковь, спасетъ отъ гибели и нашу дорогую родину.

XXXVII. Князь Е. Н. Трубецкой. Соборъ долженъ быть всенароднымъ, чтобы церковные верхи слились съ низами, чтобы въ каждомъ захудаломъ приходѣ слышался отзвукъ того, что здѣсь происходитъ. Всенародное моленіе нужно вознести не только здѣсь, въ Москвѣ, гдѣ собрался Соборъ, но и по всей Россіи. Нужно готовиться, чтобы вознести эти моленія. Должны быть дни поста. Народъ — темная масса: онъ не сознаетъ, что его постигло великое бѣдствіе. Нужно призвать всѣхъ къ жертвамъ. И пусть вся Россія объ этомъ узнаетъ, въ какомъ положеніи мы находимся. Соборъ замалчиваютъ. Всероссійскій церковный съѣздъ ознаменовалъ свою дѣятельность поѣздкой къ ракѣ Преподобнаго Сергія. Вокругъ этой раки и мы должны собраться и помолиться Великому предстателю земли русской. Нужно создать настроеніе, чтобы благодать Святаго Духа сошла на землю. И это будетъ, быть можетъ, болѣе значительнымъ, чѣмъ самыя постановленія Собора.

XXXVIII. В. Н. Львовъ. Посланіе къ народу, арміи и флоту должно быть. Но я не согласенъ съ тѣмъ, что составленіе этого посланія должно быть поручено какому-либо особому лицу. Посланіе должно идти отъ лица Собора. Но Соборъ еще не организовался. Мы еще не знаемъ другъ друга. Поэтому въ настоящее время обращаться съ посланіемъ преждевременно и неосмотрительно. Сначала нужно сорганизоваться и затѣмъ избрать особую комиссію изъ пяти лицъ, которой и поручить составленіе посланія.

XXXIX. Протопресв. Н. Л. Любимовъ. Поступило заявленіе резюмировать сдѣланныя сегодня предложенія. Идетъ оно отъ В. П. Шеина, который предлагаетъ: 1) избрать комиссію изъ трехъ Членовъ для обсужденія вопроса объ установленіи всенароднаго моленія; 2) избрать комиссію изъ пяти Членовъ для составленія проекта воззванія отъ имени Собора къ чадамъ Православной Церкви. Откладывать этого дѣла не слѣдуетъ, ибо иначе мы не исполнимъ своего долга. Во главѣ этой комиссіи поставить о. протопресвитера Шавельскаго.

XL. Протоіерей А. В. Смирновъ. Намъ нужно идти въ своей дѣятельности опредѣленнымъ путемъ, указаннымъ въ Уставѣ Собора, ибо иначе не будеть никакого порядка. Въ ст. 99 Устава сказано, что Члены Собора вносятъ свои предложенія въ письменномъ видѣ за подписью не менѣе 30 лицъ. Этого порядка и нужно придерживаться. Предложеній сдѣлано много. Мы ничего не потеряемъ, если отложимъ ихъ обсужденіе до завтрашняго дня. Итакъ, нужно, стоя на почвѣ правилъ Устава, выбрать самые необходимые вопросы для обсужденія въ ближайшемъ засѣданіи Собора.

XLI. Протопресвитеръ Н. А. Любимовъ. По распоряженію Предсѣдательствующаго, слѣдующее засѣданіе Собора назначается 18 августа въ 10 часовъ утра. Предметами его занятій будутъ: 1) избраніе Предсѣдателя Собора; 2) обсужденіе вопроса о выборѣ особой комиссіи объ установленіи нарочитаго моленія о спасеніи отечества и Церкви и комиссіи для составленія посланій отъ имени Собора къ православному народу, арміи и флоту.

XLII. Засѣданіе закрыто въ 4 часа дня.