Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние девяносто четвертое

Протокол девяносто четвертый

27 февраля (12 марта) 1918 года

1. Заседание открыто в соборной палате в 10 часов 5 минут утра под председательством митрополита Арсения в присутствии 260 членов Собора, в том числе 36 епископов.

На повестке заседания: 1) Текущие дела. 2) Доклад Отдела о церковном имуществе: «Об изыскании средств на содержание духовно-учебных заведений» (продолжение). 3) Доклад Отдела об благоустроении прихода: «Положение о православном приходе» (продолжение).

2. Секретарь оглашает постановление Совещания епископов об изменении порядка чинопоследования Православия в неделю первую Великого поста (см. Приложение).

3. Митрополит Харьковский Антоний дает разъяснение.

Я скажу только несколько слов вне очереди. Если кто-нибудь в душе своей смущается, что теперь выпущены те анафематствования, в которых анафеме предавались революционеры, то нужно помнить, что эти анафематствования были выделены Петром I, их нет в древних чинопоследованиях в неделю Православия. Таким образом, опущением этих анафематств нечего смущаться.

4. ПОСТАНОВЛЕНО: постановление Совещания епископов о чинопоследовании Православия в первую неделю Великого поста принять к сведению.

5. Продолжается обсуждение доклада Отдела о церковном имуществе и хозяйстве — «Об изыскании средств на содержание духовно-учебных заведений». Выступает председатель Отдела архиепископ Кишиневский Анастасий.

6. Докладчик проф. Л. И. Писарев даст заключительное слово.

Вопрос об изыскании средств для срочной помощи духовно-учебным заведениям есть вопрос о бытии самих этих заведений. В настоящее время они лишены возможности продолжать свое существование, так как лишились источника средств. Доселе годовой бюджет всех духовно-учебных заведений выражался в сумме около 22 миллионов рублей, которая слагалась следующим образом. До десяти миллионов падало на местные епархиальные средства, казенное пособие ассигновалось в сумме семи с половиной миллионов и из специальных средств Св. Синода расходовалось четыре миллиона восемьсот тысяч.

В настоящее время из этих средств почта аннулировано 12 миллионов (7,5 миллионов казенной ассигновки и 4 миллиона 800 тысяч из специальных средств Св. Синода). Что касается 10 миллионов из местных средств, на которые содержались, главным образом, епархиальные женские училища и лишь отчасти Духовные семинарии, то эти средства остались нетронутыми. Таким образом, задача состоит в том, чтобы изыскать 12 недостающих миллионов, что составит 1 миллион на месяц. А так как Отдел поставил себе задачу обеспечить содержание духовно-учебных заведений на ближайшие 5 месяцев с 1 марта по 1 сентября, то, следовательно, нужно изыскать 5 миллионов. Могут спросить, почему мы ставим себе задачу найти средства на будущее время, а не уплатить жалование за истекшие месяцы, с ноября по февраль, в течение которых служащие духовно-учебных заведений уже не получали жалование? Дело в том, что казенные кредиты продолжали действовать в конце прошлого года и особым декретом они продолжены на два месяца нынешнего года, так что, по крайней мере частично, ассигновки на духовно-учебные заведения поступали и продолжают поступать, особенно там, где управляющими казенной палатой состоят люди, расположенные к Церкви.

Почему мы рассчитывали обеспечить духовно-учебные заведения именно на 5 месяцев? Это потому, что мы имели в виду, во-первых, удовлетворить наиболее острую нужду, а во-вторых, мы предполагаем, что в течение 5 месяцев могут быть изысканы постоянные источники доходов и будет установлен самый план постоянного обеспечения духовно-учебных заведений.

Как разъяснил Владыка Анастасий, Отдел, по мотивам весьма существенным, остановился на проекте 10-рублевого налога на продажную стоимость пуда свечей и отказался от 6%-ного налога на валовой доход церквей. Я должен сказать, что в Отделе были и другие предложения. Были члены Отдела, которые высказались за введение обоих налогов, такое протоиерей Станиславский. Некоторые выдвигали и другие источники обеспечения, например, установление ежегодного единовременного пожертвования (протоиерей Н. Цветков), установление церковной лепты Апостола Петра (Н. Н. Медведков), установление особых сборов пожертвований в церквах (протоиерей Масальский, Н. М. Шахов), самообложение приходов (священник Концевич и Н.М.Шахов), установление особой платы за право учения (священник Ф. Ф. Григорьев), заключение займа (С. Осипов и тот же священник Ф. Ф. Григорьев). Наконец, некоторые предлагали ввести тарелочные и кружечные сборы. Это последнее предложение примыкает к докладу, с той лишь разницей, что в докладе предлагается производить сборы три раза в год, а некоторые члены (Н. Ф. Миклашевский) предлагают установить ежемесячные сборы. Все эти предложения были бы вполне приемлемы, если бы мы предполагали использовать для нужд духовно-учебных заведений все возможные статьи церковных доходов. Но нельзя обращать все источники доходов на нужды одних только духовно-учебных заведений.

Некоторые ораторы предлагали передать дело обеспечения духовно-учебных заведений в ведение епархий (архиепископ Тверской Серафим , Н. Д. Кузнецов). Но это значило бы, в сущности, сдать дело в дальний ящик и оставить вопрос, который нуждается в спешной разрешении, неразрешимым. Разве епархии не могли уже придти на помощь Духовной школе? Но только в некоторых епархиях вопрос этот разрешен, да и то только отчасти. И, конечно, при введении 10-рублевого налога может быть принято во внимание, что та или другая епархия уже затрачивает средства на поддержание духовно-учебных заведений.

Отдельные ораторы указывали способы распределения тех сумм, которые будут получены от введения проектируемого налога. Предлагали такой порядок, что эти суммы должны поступать непосредственно в ведение правлений духовно-учебных заведений. По предложению Отдела, Центральная Церковная власть должна взять на себя общую инициативу распределения и урегулирования средств, поступающих от проектируемого налога. Самое же распределение может быть возложено на епархиальные управления.

Как уже разъяснял Владыка Анастасий, по проекту Отдела эмеритальные кассы являются лишь источником временного позаимствования суммы, необходимой на нужды духовно-учебных заведений. Таким образом, все возражения со стороны некоторых ораторов, будто бы мы залезаем в карман эмеритальных касс, не достигают своей цели.

В. К. Недельский предлагал обратить внимание на особенно тяжелое положение эвакуированных духовно учебных заведений. Конечно, это нужно принять во внимание, тем белее, что один только Собор и может позаботиться о судьбе этих эвакуированных духовноучебных заведений. Здесь говорили об епархиальных женских училищах. Указывали, что наш доклад не предусматривает их нужды. Но дело в том, что епархиальные училища почти исключительно содержатся на местные епархиальные средства, на суммы из тех 10 миллионов, о которых я уже говорил и которые собираются на местах. Конечно, если проектируемый10-рублевый налог даст некоторый излишек средств, этот излишек может быть обращен на расходы по епархиальным училищам. Во всяком случае, епархиальные архиереи могут удовлетворять нужды епархиальных училищ из сумм, которые поступят в распоряжение Церкви, если будет введен предполагаемый налог.

Здесь указывали на то, что в настоящее время лишились средств многие законоучители светских учебных заведений и говорили о необходимости помочь им в настоящее время. Мысль эта, конечно, весьма хорошая. Но Отдел не имел в виду этого обстоятельства. Отделу дано было определенное задание — разработать проект спешной помощи собственно только служащим духовно-учебных заведений. Преследуя это свое задание, Отдел не имел в виду нужды законоучителей. Но если будет дано особое задание разрешить вопрос о помощи законоучителям, оставшимся без средств с изгнанием Закона Божия из школы, то, конечно, оно может быть разрешено своим порядком.

Делаю общую формулировку целей того обложения, установить которое предлагает Отдел: «Обложение устанавливается для удовлетворения материальной нужды Духовных Академий, семинарий, Духовных училищ, женских училищ Духовного ведомства и только отчасти епархиальных женских училищ». Почему именно для них требуются средства, ясно: потому что они потеряли 12 миллионов казенной ассигновки.

Здесь говорили, что введение этого налога должно быть предварено рассылкой особого воззвания, в которой разъяснялась бы вся необходимость немедленной помощи духовно-учебным заведениям. Такое предложение сделал Н. Н. Медведков. Это мера разумная и полезная, я не сомневаюсь, что она будет осуществлена.

В заключение я коснусь той мысли, которую высказал А. И. Июдин и которая отчасти заключена в словах архиепископа Серафима. А. И. Июдин сказал, что Духовная школа в сущности не служит Церкви и что не стоит тратить церковные средства на учреждение, на котором стоит фальшивая вывеска. Конечно, совесть А. И. Июдина смущена некоторыми отрицательными фактами в деятельности духовно-учебных заведений. И, конечно, не следует закрывать глаза на недостатки Духовной школы, но эти недостатки нужно исторгнуть. Исправление их есть важная задача, к разрешению которой и следует приступить скорее. Но теперь мы не должны смущаться этими недостатками. Отказывать в помощи Духовной школе в настоящее крайне для нее тяжелое время, это значит повергнуть ее в бездну несчастий, это значит нанести ей такой удар, который ее убьет. Без этой помощи Духовная школа прекратит свое существование, Церковь останется без просвещения, а между тем Духовная школа есть мозг церковных установлений. Конечно, эта школа нуждается в исправлении, поэтому Отдел и предлагает свой способ изыскания средств на ее нужды лишь как временную, экстренную меру, за которой должно последовать исправление недостатков самой Духовной школы.

7. Председательствующий оглашает поступившие поправки к докладу Отдела и расчленяет эти поправки на заключающиеся в них основные положения.

8. Председательствующий ставит на голосование вопрос о том, кто, Собор или местные епархиальные учреждения, должен установить сборы на содержание духовно-учебных заведений.

9. ПОСТАНОВЛЕНО: принять, что сборы на содержание духовно-учебных заведений устанавливает Священный Собор.

10. Председательствующий ставит на голосование вопрос: два ли сбора — 10 рублей с пуда восковых свечей и 6%-ный сбор с валового дохода церквей, или только один из указанных сборов установить на нужды духовно-учебных заведений.

11. Большинством в 119 голосов против 74 ПОСТАНОВЛЕНО: принять один сбор.

12. Председатель ставит на голосование, какой сбор установить из двух, указанных в статье 10 сего Протокола.

13. Выступают члены Собора: протоиерей Н. В. Цветков, М. А. Семенов, протоиерей К. М. Аггеев.

14. Докладчик профессор Л. И. Писарев и Председатель Отдела о церковном имуществе и хозяйстве архиепископ Кишиневский Анастасий дают разъяснения.

15. ПОСТАНОВЛЕНО: принять сбор в размере 10 рублей с пуда восковых свечей.

16. Председательствующий ставит на голосование, нужно ли установление добровольного тарелочного сбора в церквах на удовлетворение обще-церковных нужд и в том числе на содержание духовно-учебных заведений.

17. ПОСТАНОВЛЕНО: признать нужным установление тарелочного сбора.

18. Председательствующий ставит на голосование вопрос, в определенные дни или во все праздники производить в церквах тарелочный сбор.

19. ПОСТАНОВЛЕНО: тарелочный сбор в церквах производить в определенные дни.

20. Председательствующий ставит на голосование вопрос, в какие именно дни производить сбор.

21. Выступают члены Собора А. И. Надеждин, граф П. Н. Апраксин, А. В. Васильев, протоиерей П. Н. Лахостский, священник И. А. Артоболевский, священник А. П. Масальский, С. Г. Зибарев.

22. ПОСТАНОВЛЕНО: поручить Священному Синоду в соединенном присутствии с Высшим Церковным Советом определить дни для тарелочного сбора в церквах на обще-церковные нужды и, в том числе, на нужды духовно-учебных заведений.

23. Председательствующий ставит на голосование вопрос о том, где (в центральном или в епархиальных учреждениях) сосредоточить суммы и распределение собираемых на церковные нужды сумм.

24. К порядку голосования выступают члены Собора А. Д. Самарин и архиепископ Тамбовский Кирилл.

25. ПОСТАНОВЛЕНО: прием и распределение сумм сосредоточить в центральном учреждении.

26. Председательствующий ставит на голосование вопрос, на какой срок устанавливаются указанные в статьях 15 и 17 сего Протокола сборы.

27. ПОСТАНОВЛЕНО: установить сборы на один год.

28. Член Собор А. В. Васильев высказывается за отмену всех сборов на нецерковные нужды.

29. Председательствующий объявляет, что распоряжение об этом сделано Священным Синодом.

30. Председательствующий ставит на голосование вопрос о предоставлении не только Епархиальным съездам, но и педагогическим корпорациям широкого почина в деле изыскания на местах средств на содержание духовно-учебных заведений в течение ближайших 5-6 месяцев.

31. ПОСТАНОВЛЕНО: предоставить указанным съездам и корпорациям широкий почин в деле изыскания средств.

32. Председательствующий ставит на голосование предложение М.Ф, Глаголева: «Обеспечение педагогов тех учебных заведений, которые содержатся на епархиальные, монастырские или иные, не обще-церковного характера, средства, возложить, уравняв в нормах окладов, на учреждения, средствами которых они обеспечиваются, допустив возможность, в случае надобности, временного позаимствования денег из источника, указанного в статье 1 доклада Отдела».

33. Выступают члены Собора М. Ф. Глаголев, священник П. А. Чельцов, архимандрит Матфей, протоиерей К. М. Аггеев.

34. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение М. Ф. Глаголева.

35. Председательствующий ставит на голосование предложение В. К. Недельского о том, что «расходы по содержанию духовно-учебных заведений, эвакуированных из епархий, которые заняты неприятелями, впредь до окончательного решения вопроса о дальнейшей судьбе этих заведений в связи с судьбою упомянутых епархий, должны покрываться из сумм, находящихся в непосредственном распоряжении Высшего Церковного Управления».

36. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение.

37. Председательствующий ставит на голосование предложение священника Ф.Ф. Григорьева о том, что свободная наличность свечных заводов, эмеритальных касс, епархиальных попечительств может быть взята взаимообразно лишь тогда, когда на то выразят свое согласие Епархиальные съезды духовенства и мирян; чтобы ускорить обсуждение Епархиальными съездами вопроса об изыскании таковых средств, предложить епархиальным архиереям созвать таковые экстренно не позже мая сего года».

38. Выступают члены Собора священник Ф. Ф. Григорьев и Г. И. Булгаков.

39. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение священника Ф. Ф. Григорьева.

40. Председательствующий объявляет, что Отдел о церковном имуществе имеет оформить все принятые на настоящем заседании положения и представить их Собору.

41. Член Собора М. Ф. Глаголев вносит предложение о поручении Епархиальным съездам духовенства и мирян обсудить вопрос об обеспечении законоучителей светских учебных заведений.

42. ПОСТАНОВЛЕНО: предоставить Епархиальным съездам духовенства и мирян войти в обсуждение вопроса об обеспечении законоучителей светских учебных заведений.

43. Председательствующий ставит на голосование предложение протоиерея Н. В. Цветкова: «Обратиться к членам приходских общин с предложением сделать единовременные взносы или делать ежемесячные взносы для поддержания церковных учреждений и, в частности, на содержание духовно-учебных заведений».

44. ПОСТАНОВЛЕНО: предложение протоиерея Н. В. Цветкова принять.

45. Член Собора архимандрит Матфей вносит предложение об освобождении от принятого Собором 10-рулевого сбора с пуда свечей тех епархий, которые уже изыскивали местные средства на содержание духовно-учебных заведений.

46. В 12 часов 15 минут объявляется перерыв.

47. Заседание возобновляется в 12 часов 40 минут.

48. В соборную палату прибывает Святейший Патриарх Тихон.

49. Председательствующий объявляет, что в принятом предложении М. Ф. Глаголева есть указание на уравнение в нормах окладов содержания служащих в епархиальных женских училищах с окладами служащих в мужских духовно-учебных заведениях и что этот вопрос требует особого обсуждения. Член Собора М. Ф. Глаголев предлагает принять увеличение окладов содержания служащих в епархиальных женских училищах по мере возможности.

50. Председательствующий предлагает принять уравнение в нормах окладов содержания служащих в епархиальных женских училищах со служащими в мужских духовно-учебных заведениях в виде пожелания.

51. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение Председательствующего.

52. Председательствующий оглашает предложение архимандрита Матфея об освобождении от 10-рублевого сбора с пуда свечей тех епархий, которые изыскали средства на содержание духовно-учебных заведений.

53. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора А. Д, Самарин, епископ Пермский Андроник, Д. И. Боголюбов.

54. Председательствующий предлагает передать предложение архимандрита Матфея в Отдел о церковном имуществе и хозяйстве.

55. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение Председательствующего.

56. Продолжается обсуждение статьи 15 доклада Отдела о благоустроении прихода — «Положения о православном приходе». В обмене мнений принимают участие члены Собора священник С. В. Нежинцев, протоиерей Э. И. Бекаревич.

57. Председательствующий предлагает прекратить запись ораторов.

58. ПОСТАНОВЛЕНО: запись ораторов прекратить.

59. В дальнейшем обмене мнений по статье 15 «Положения о приходе» принимают участие члены Собора Д. А. Несмеянов, А. В. Васильев, епископ Уральский Тихон.

60. Заседание закрыто в 2 часа дня.

Приложение

Предложение Его Святейшества обсудить вопрос о совершении чинопоследования Православия в неделю первую Великого поста, где некоторые места требуют исправления, или опущения, а в некоторых требуются, применительно к переживаемым Церковью обстоятельствам, и дополнения.

По довольном суждении постановили: в чине последования в неделю Православия первые десять анафематствований оставить без изменений, одиннадцатое (помышляющим яко православные государи) выпустить, двенадцатое оставить без изменений, после которого добавить новое: «Глаголющим хульная и ложная на святую веру нашу и Церковь, возстающей на святые храмы и обители, посягающим на церковное достояние, помещающим и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема трижды». При возглашении «вечной памяти» выпустить поименное перечисление государей, начиная с Петра так как в предшествующем стихе «вечная память» возглашается «всем от рода царем… представльшимся». Возглашение «вечной памяти усопшим патриархом и епископом православным» оставить без изменения; в последнем же возглашении вечной памяти — «пострадавшим и убиенным» выпустить слова «в различных походех». Первое, второе и третье многолетствование опустить и начинать многолетствования так: «Великому Господину нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону, многая лета» (трижды). Следующее возглашать: «Святейшим Патриархом», причем многолетствовать их поименно, третье — «Преосвященному (имя рек) многая лета» (трижды), четвертое — «Преосвященным православным митрополитом», после какового возглашения «Христианскаго благочестия ревнителем и защитником Христовой Церкви, и всем православным хрнстианом многая лета» (трижды). Опустить «Благоверным, Правительствующему Синклиту» и т. д. Во всем прочем чинопоследование сохранить в прежнем виде. Порядок анафематствования, возглашений «вечной памяти» и многолетствований прилагается при сем.

«Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен, и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывают, анафема (трижды).

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть: или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща, и подобная хуления произносящим, анафема (трижды).

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не Единосущный и не Равночестный Отцу, такожде и Дух Святой, и исповедающим Отца и Сына, и Святаго Духа, не Единаго быти Бога, анафема (трижды).

Безумие глаголющим, не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, анафема (трижды).

Не приемлющим благодати искупления Евангелием проповеданнаго, яко единственнаго нашего ко оправданию пред Богом средства, анафема (трижды),

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве дева, анафема (трижды).

Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов, и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину, анафема (трижды).

Отмешущим безсмертье души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесах, а за грехи осуждение, анафема (трижды).

Отмещущим вся Таинства святая, Церковию Христовой содержимая, анафема (трижды).

Отвергающим Соборы святых Отец и их предания, Божественному откровению согласная и Православно-Кафолическою Церковию благочестно хранимая, анафема (трижды).

Ругающим и хулящим святыя иконы, их же Святая Церковь ко воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, а глаголющим оныя быти идолы, анафема (трижды).

Глаголющим хульныя и ложныя на святую веру нашу и Церковь, возстающим на святыя храмы к обители, посягающим на церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема (трижды).

Всем же о православии подвизавшимся словесы, писании, учении, страдании и богоугодным житием, яко защитником и пособником онаго, Христова Церковь, летнее воспоминание творящи, всклицает:

Святому благоверному и равноапостольному царю Константину, и матери его Елене, православным греческим царем; великому Феодосию, Феодосию юнейшему, Иустиану и прочим православным царем и царицам греческим вечная память (трижды).

Благоверному и равноапостольному великому князю Владимиру, благоверной велицей княгине Ольге, и прочим благоверным царем и великим князем, царицам и великим княгиням, и всем от рода царей и великих князей российских представльшимся, вечная память (трижды).

Святейшим патриархом Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и Всероссийским, Преосвященным митрополитом, архиепископом и епископом православным, в вере и благочестии скончавшимся, вечная память (трижды).

Пострадавшим и убиенным за православную веру и Отечество князем, боляром, христоименитому воинству и всем православным христианом в истинней вере и благочестии и в надежде воскресения скончавшимся, вечная память (трижды).

Православная Христова Церковь торжественно воспоминающи подвизавшихся во благочестии, и сие всем своим христоименитым чадом к подражанию представляющи, имеет такожде долг восхваляти подвига сих, иже ныне спасительною верою и добродетелию приуготовяюще себе к вечному блаженству утверждают православие.

Посем возглашает:

Великому Господину нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону, многая лета (трижды).

Святейшим Патриархом православным Константинопольскому Герману, Александрийскому Фотию, Аниохийскому Григорию и Иерусалимскому Дамиану, многая лета (трижды).

Преосвященным православным митрополитом, архиепископом и епископом и всему освященному причту, многая лета (трижды).

Христианскаго благочестия ревнителем и защитником Христовы Церкви, и всем православным христианом, многая лета (трижды)».