Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский (582 — 595), известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же. Это — наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников. Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся. Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или «канонарии») из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше. Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.
В Греческой, а затем и в Русской Церквах правила святого Иоанна Постника почитались наравне «с прочими святыми правилами» и номоканон его считался книгой, «принятой всей Православной Церковью». Преподобный Никодим Святогорец включил его в греческое руководство для духовников (Екзомологитарий), изданное первый раз в 1796 году, и в греческую «Кормчую книгу» (Пидалион), изданную им в 1800 году.
Первый славянский перевод был сделан, возможно, еще святым равноапостольным Мефодием, одновременно с выполненным им переводом «Номоканона в 50 титулов» святого Патриарха Иоанна Схоластика, преемником которого на Константинопольской кафедре был святой Иоанн Постник. Этот древнейший перевод сохранился на Руси в «Устюжской Кормчей» (XIII) и был издан в 1902 году.
С XVI века в Русской Церкви распространился номоканон святого Иоанна Постника в другой редакции, составленной иеромонахами-духовниками Святой Горы Афонской. В этом виде он неоднократно издавался в Киево-Печерской Лавре (в 1620, 1624, 1629 годах). В Москве Покаянный номоканон издавался в виде приложения к Требнику: при Патриархе Иоасафе — в 1639 году, при Патриархе Иосифе — в 1651 году, при Патриархе Никоне — в 1658 году. Последнее издание с тех пор неизменно печатается при Большом Требнике. Научное издание номоканона с параллельными греческим и славянским текстами и с подробным историческим и каноническим комментарием осуществил А. С. Павлов («Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями». М., 1897).
Кто без всякаго принуждения, безразсудно, отрекся Христа, тот может, согласно 73 правилу Василия Великаго, быть удостоен св. причастия пред смертию, и никто не может освободить его от епитимии, равно не может сделать ему какое-либо снисхождение. Св. Григорий Нисский, перечислив по порядку все, что касается апостатов (отступников), подвергает тому же наказанию всех, добровольно переходящих от веры к заблуждению, определяя, что продолжительность наказания должна равняться продолжительности самой жизни каждаго грешника; лиц же, сделавшихся отступниками по принуждению, подвергает наказанию блудников, т.е. девятилетней епитимии. Точно также подразделяет апостатов и Анкирский Собор, равно священномученик Петр Александрийский и Василий Великий в своем 81 правиле. Однако, церковь ныне следует тому, что установил и определил святейший константинопольский патриарх Мефодий, и, согласно с этим, поступает с теми, которые так или иначе провинились в данном преступлении. Ибо он (Мефодий) говорит, что тот, кто еще в детстве уловлен был нечестивыми и страха ли ради, или по неведению, или же по неосведомленности в вере, принужден был отречься от веры отцев, впоследствии, придя в зрелый возраст, снова обратится к христианской жизни и вступит в кафолическую церковь с покаянием и исповеданием, – пусть ежедневно до седьмаго дня слушает у священника четыре предписанныя молитвы, а в восьмой день да измыется; затем пусть совлечет свою одежду и опояшется лентионом и тогда помазан будет св. миром подобно новокрещающимся, и после всего этого, наконец, да будет удостоен св. причастия; в течение же дальнейших восьми дней пусть присутствует в церквах на св. богослужениях подобно новокрещающимся. Подобнаго человеколюбия да будет удостоен и тот, кто, уловленный нечестивыми в совершеннолетнем возрасте, принужден будет мучениями отречься от веры отцев. Только таковый должен прежде всего поститься дважды по сорока дней, воздерживаясь от мяса, сыра и яиц, и, кроме того, по три дня каждую седмицу и от вина и елея; за все же это время пусть молится и творит поклоны, сколько будет сил. Затем, когда исполнится этот срок, дважды по сорока дней, пусть в течение семи дней слушает ежедневно молитвы умилостивления, а в восьмый день, подобно вышеупомянутому, да измыется, да помажется миром и удостоится св. причастия; в течение же следующих восьми дней пусть посещает церковныя службы. Добровольно отрекшегося от веры, без всякаго насилия, ожидает страшное наказание; но, по неизреченному Божию человеколюбию, и таковаго нужно лечить милостиво. Поэтому, таковый да постится два года, воздерживаясь от мяса, сыра и яиц и, кроме того, по три дня каждую седмицу от елея и вина, и да творит ежедневно, по мере сил, по сто или двести поклонов. Когда исполнится два года, пусть и он семь дней слушает молитвы умилостивления, а в прочем да поступлено будет с ним, как сказано выше.
(Ап. 62; I Всел. 10, 11, 12, 14; Трул. 102; Анкир. 1–9, 12, 21; Лаод. 2, 19; Карф. 43; Григория Неокес. 2, 11; Василия Вел. 3, 73, 81, 84; Петра Алекс. 1–14; Григория Нисск. 2).
Настоящее и прочие правила св. Иоанна Постника, приводимые здесь в русском переводе по Афинской Синтагме, по оригинальному тексту своему, не суть те самые, которые составил сам Постник. Самые же правила, или точнее Κανονικόν Постника, по всей вероятности, в первоначальной своей редакции ныне уже не существуют. Κανονικόν служил настольной книгой для духовников при наложении епитимий за различные грехи, причем почти каждый духовник переписывал эту книгу для собственного пользования, добавляя и другие правила для случаев, Иоанном не предусмотренных. Вследствие этого, Κανονικόν Постника, с течением времени, потерял свой первоначальный облик, так что среди многочисленных редакций этой книги трудно было узнать, которая из них подлинная, и какая, следовательно, является настоящим Κανονικόν-ом Постника. Поэтому многие начали пренебрегать им, так что он стал терять прежний свой авторитет. В XIV веке Матфей Властарь снова возвысил прежнее значение книги Постника. Из нее он составил довольно обширный Синопсис (48 правил) и приложил его к своей Алфавитной Синтагме. Как этот Синопсис М. Властаря, так и Алф. Синтагма его получили общее признание в восточной церкви, и по этому Синопсису правила Иоанна Постника снова вошли во всеобщее употребление. Среди множества древних греческих рукописей находится и Властарев Синопсис, который с одной из этих рукописей и был напечатан в Афинской Синтагме. В ней правила Постника приведены с заглавием, которое мы перепечатали в 4-м примечании на 42 стр. I тома. По тому же Синопсису правила Постника вошли и в древнесербские рукописи Синтагмы М. Властаря, как об этом говорит проф. Т.Д. Флоринский в своей книге «Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков» (Киев, 1888, стр.309 и сл.). Из приведенных замечаний, которые мы сочли нужным предпослать толкованию правил Постника, легче понять смысл всех отдельных правил, которые, по своему тексту, вовсе не суть правила Постника.
Все правила св. Иоанна Постника разделены на три группы. Это разделение соответствует тому разделению, которое ввел Григорий Нисский в своем 1-м правиле, согласно трем силам души: λογικόν, έπιθυμτικόν και θυμοειδες, из которых могут проистекать различные грехи. Подобно правилам св. Григория Нисского, и правила св. Иоанна Постника перечисляют грехи по схеме вышеупомянутых сил души. Отдельные группы правил Каноникона Иоанна Постника имеют, в оригинале Синопсиса М. Властаря, и заглавия, соответствующие указанному подразделению, так что первая группа озаглавлена – τά τοδ λογιστικού (της ψυχής μέρους αμαρτήματα) и содержит в себе, как и у Григория Нисского, правила о грехах против веры (1 и 2); вторая (группа) – περί του έπιθυμητικου μέρους и содержит в себе правила, (4–30) о грехах против нравственности, а третья (группа) – περι του θυμικού τής ψυχής μέρους – излагает правила (31–48), касающиеся грехов против любви к ближним. Кроме семи, все остальные правила Каноникона в Синопсисе принадлежат св. Иоанну Постнику; а из упомянутых 7 правил в 1-м, 2-и и 16-м имеются вставки М. Властаря, правила же 22, 23, 26 и 27 составил сам М. Властарь.
Настоящее (1) правило делится на две части. Первая часть, в которой упоминаются правила Анкирского Собора и отцов – Петра Александрийского, Василия Великого и Григория Нисского об отрекшихся от Христа, – принадлежит св. Иоанну Постнику, который находит, что, при наложении епитимий на отступников, возвращающихся в церковь, надлежит сообразоваться с предписаниями вышеупомянутых правил. Другая часть настоящего правила принадлежит М. Властарю, который правило Иоанна Постника дополнил предписанием Константинопольского Собора, заседавшего при патриархе Мефодии (842–846), о способе принятия в церковь отступников от Христа, каковое предписание во времена М. Властаря имело силу.
Тех, кто занимается волшебством или отравлением, божественный Василий, в своем 65 правиле, подвергает наказанию, как убийц, которое продолжается двадцать лет; так точно и тех, по правилу 72, которые прибегают к чародеям или просто склоняются на их сторону. Григорий же Нисский, в своем 2 (3) правиле предписывает, соответственно его подразделению грехов, наказывать, как апостатов (отступников), всех тех, которые, оставляя нашу веру, прибегают к чародеям; с другой же стороны тех, которые обращаются к чародеям по принуждению, или по малодушию своему, подвергает наказанию как прелюбодеев. 61 правило VI вселенскаго собора присуждает последних к шестилетнему наказанию. Анкирский собор, 24 правилом, сокращает епитимью таковым до пяти лет. Прочитай 86 правило Лаодикийскаго собора, которое подробно разсматривает разногласие по этому вопросу. Для занимающихся волшебством или отравлением Иоанн Постник сократил срок покаяния до трех лет, в том случае, если они усердно постятся, довольствуясь, ежедневно, после девятаго часа, сухою и черствою пищею, чтобы только жить, если ежедневно творят двести пятьдесят поклонов, преклоняя благоговейно чело к самой земле. Тому же наказанию он подвергает и женщин, увешивающих себя талисманами и занимающихся волшебством.
(Трул. 61, 65; Анкир. 24; Лаод. 36; Василия Вел. 7, 65, 72, 81, 83; Григория Нисск. 3).
Данное правило составлено М. Властарем на основании соответствующего оригинального правила Иоанна Постника: в нем говорится сначала о правилах соборов и св. отцов против тех, которые занимаются волшебством, и затем приводится предписание Иоанна Постника против таковых грешников.
То, что мы (говорит Иоанн Постник) сокращаем сроки покаяния, не должно бы казаться, как я думаю, для тех, кто судит правильно, лишенным основания. Ибо, раз ни великим отцем Василием, ни другими более древними нашими божественными отцами, не предписаны для грешников посты, или бдение, или число поклонов, а только отчуждение от св. причастия, то нам казалось, что для тех, которые искренно каются и готовы усмирять плоть свою строгим поведением, благоразумно жить, так, чтобы новая жизнь являлась противоположностью прежней порочной жизни, – надлежит, в меру их воздержания, умерить и сократить сроки покаяния. Напр., если кто либо даст обет не пить вина по известным дням, то мы согласны сократить ему на год установленный отцами за его преступления срок епитимии; точно также, если таковый даст обет воздерживаться, по известным дням, и от мяса, то мы согласны сократить ему срок епитимии еще на год; или в случае воздержания его от сыра и яиц, или от рыбы, или елея, – мы согласны, чтобы ему, за воздержание от каждаго из упомянутых предметов, сокращена была епитимия еще по одному году. Таким же точно образом надлежит поступать и с каждым, кто частыми поклонами старается умилостивить Бога, и в особенности, если обнаруживает непринужденное усердие в раздаче милостыни. Далее, мы согласны еще больше сократить наказание тому, кто, после падения, предастся благочестивому и отшельническому житию, подвергая себя страданиям, свойственным этому житию.
(I Всел. 12; IV Всел. 16; Трул. 102; Анкир. 5; Василия Вел. 74).
Между епитимьями за различные грехи, предписываемыми Иоанном Постником, и епитимьями, предписанными на соборах и отцами прежних времен, в их правилах, заметна большая разница. Эти последние епитимии очень строги, а епитимии Иоанна гораздо снисходительнее за соответствующие грехи. Чтобы не навлечь гнев ревнителей отеческих постановлений, св. Иоанн счел нужным объяснить здесь, в чем дело и почему он сокращает сроки покаяния наполовину, а иногда и больше половины. Он замечает, что Василий Великий и другие св. отцы, за различные грехи, предписывали только удаление подлежащих грешников от св. причастия (μόνη τής ίερας αποχή κοινωνίας) на более или менее продолжительное время, причем не принимали во внимание пост, бдение и поклоны, как своего рода епитимии, которые, при наличности искреннего покаяния грешника, могут содействовать тому, чтобы таковый удостоен был св. причастия ранее, чем он удостоился бы, если бы не подвергался посту, бдению и поклонам. Это обстоятельство Иоанн Постник подчеркивает, замечая, что если он сокращает срок покаяния некоторым грешникам, которые укрощают плоть свою постом, молитвою и поклонами, и дозволяет им удостоиться св. причастия раньше времени, предписанного прежними правилами, не упоминающими об этих средствах, то таковое сокращение сроков покаяния должен признать вполне основательным всякий, кто хочет правильно судить (τοις όρθώς λογίζομένοίς), и это тем более, что на это уполномочивает и сам Василий Великий своим 74-м правилом; и после этого Иоанн Постник приводит пример, как это сокращение сроков покаяния можно и должно применять, сообразно роду епитимии для подлежащего грешника. Впрочем, это сокращение сроков покаяния, о котором говорит Иоанн Постник, касается только некоторых видов грехов, тогда как для всех прочих, более тяжких, грехов он считает обязательными епитимии, предписанные прежними правилами; точно также он считает обязательными эти епитимии и за те грехи, за которые он предписывает менее суровые епитимии, если данное лицо не исполняет усердно его предписания касательно поста и поклонов, как ниже увидим.
Это совершенно правильное и обоснованное суждение Иоанна Постника все же не было желательным для строгих ревнителей древних предписаний об епитимьях, так что они утверждали, будто для многих вредно это снисхождение к грешникам. На вопрос афонских монахов, надлежит ли держаться, при наложении епитимий, Каноникона Иоанна Постника, – патриарх константинопольский Николай III (1084–1111) ответил, что дальше увидим, в том смысле, как мы уже сказали: ответил, именно, что своим великим снисхождением этот Каноникон многих погубил. Однако, мало-помалу, это мнение о правилах Иоанна Постника изменилось, и они вошли во всеобщее употребление в восточной церкви, так что ныне духовники в Греции обязаны налагать епитимии, при исповеди, только согласно этим правилам.
Действие на сердце нечистых помыслов, если грех еще не содеян, не подвергается епитимии.
В этом правиле нашло свое выражение правило римского права, согласно которому cogitationis poenam nemo patitur, т.e. задуманное преступление не может быть принимаемо во внимание, чтобы только на этом основании предпринять меры против кого-либо; задуманное преступление должно и осуществиться, в положительном или отрицательном каком-либо деле, дабы о таковом можно было судить как о наказуемом.
Только что сказанное имеет силу в делах внешнего церковного суда (in foro externo), но оно имеет значение также и для внутреннего церковного суда (in foro interno), a именно: для духовников при сакраментальной исповеди, для которых это правило и предназначалось. Но об этом см. следующее (5) правило патриарха Иоанна.
Сочувствие сердца с помыслами очищается двенадцатью поклонами.
В 4-м правиле сказано, что задуманное преступление не подлежит наказанию, в предположении, что задуманное имело случайное и преходящее значение, и что не овладело сердцем человека. Однако, если случится последнее, т.е. если злое помышление утвердилось в человеке, и не осуществилось в каком-либо уголовном деле только потому, что этому помешали обстоятельства внешнего характера, в таком случае духовному наказанию подлежит и самый злой помысл, как сказано в настоящем (5) правиле. И в римском праве это имело силу при известных обстоятельствах, причем в этом праве только условно сказано, что fraus sine poena esse potest, может, следовательно, злой помысл остаться без наказания, конечно, если вовсе не обнаружился в каком-либо уголовном деле; но что эта fraus должна всегда остаться ненаказанной, – об этом в римском праве нигде не говорится.
Борьба (со страстями) бывает достойна или награды, или наказания.
Награду заслужит человек, если в борьбе со страстями не уступит, а победит их; наказанию же он подлежит, если не будет иметь силы противиться им, а допустит побороть его. Наказание будет назначено применительно к тяжести греха.
Согласие (с злыми помыслами) есть причина и начало наказаний.
Настоящее правило представляет разъяснение трех предшествующих правил (4, 5 и 6), и говорит, что человек сам виноват, если будет подвергнут наказанию за то, что не имел силы противопоставить добродетель страстям, ибо сам заслужил себе наказание, осуществив преступное дело, которое задумал.
Кто во сне осквернится экризисом, лишается причастия на один день, и будет считаться очищенным от нечистоты, если прочтет 50 псалом и сделает сорок девять поклонов.
(Дионисия Алекс. 4; Афанасия Вел. 1).
Афанасий Великий в своем 1-м правиле спрашивает: «что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение» (φυσική εκρυσις)? Согласно этому, он за таковое и не подвергает наказанию. Тоже и Дионисий Александрийский, упоминая в своем 4-м правиле непроизвольное нощное истечение, замечает, что данное лицо, с которым это приключится, является своим собственным судьею; но наказания за это не налагает. Настоящее же правило, наоборот, предписывает не допускать к причастию человека, оскверненного нечистотою в предшествующую ночь, ибо он нечист, и только соответствующею епитимией может быть освобожден от нечистоты. Нам кажется, что предписание настоящего правила Иоанна Постника хорошо и уместно.
Кто в состоянии бодрствования осквернится экризисом, подлежит удалению от причастия до семи дней, причем каждый день должен прочитывать 50 псалом и делать сорок девять поклонов.
(Дионисия Алекс. 4; Афанасия Вел. 1).
Здесь уже речь идет не об осквернении «нощным истечением» во сне и, следовательно, непроизвольном, а о том, когда человек в бодрственном состоянии осквернится намеренно, произвольно. Наказание, которое за этот грех налагает настоящее правило, небольшое, если примем во внимание, какого развратного нрава должен быть человек, который, будучи в полном сознании, все же дозволит себе совершить такую срамную противоестественную нечистоту.
Кто совершит малакию (рукоблудие), подвергается сорокадневной епитимии, которую должен проводить в сухоядении, делая ежедневно сто поклонов.
Малакия осуждена еще ветхозаветным Св. Писанием, когда Бог наказал сына патриарха Иуды, Авнана (Онана), который проливал семя на землю (Быт.38:8-10), почему эта противоестественная и гнусная нечистота называется еще и онанизмом. Наказание за малакию, предписываемое настоящим (10) правилом, мы считаем слишком слабым, ибо этот грех оскорбляет заповедь самого Бога.
Когда два, взаимно, сделают малакию, то наказываются, как за двойную малакию, восьмидесятидневной епитимией.
Мы рассматриваем настоящее правило Иоанна Постника в связи с его 29-м правилом о мужеложстве, о котором упоминает в cвоем 4-м правиле св. Григорий Нисский, и о чем мы говорили в толковании 62-го правила Василия Великого. В настоящем своем правиле Иоанн Постник называет эту гнусность двойною малакиею, что она и есть, но все же предписывает для виновников незначительное наказание в сравнении с тяжестью преступления. Василий Великий за это преступление назначает пятнадцатилетнюю епитимью, как и за прелюбодеяние, а Григорий Нисский, в вышеупомянутом правиле, восемнадцатилетнюю. Думается, что для церковной практики должны бы иметь силу предписания последнего св. отца, а никоим образом не предписание Иоанна Постника о мужеложстве. В своем 29-м правиле св. Иоанн Постник видоизменил предписание настоящего правила (II), повысив епитимью до трех лет, а при неусердии в исполнении оной до пятнадцати лет; но и в этом последнем случае все же на три года меньше, чем у Григория Нисского, хотя Иоанн Постник связывает, надо признать, епитимью за мужеложство с трудными ежедневными телесными подвигами – непрестанной с сокрушенным сердцем молитвой и постом, а по вечерам виновник должен довольствоваться сухоядением и каждый день должен делать двести земных поклонов.
Если какой-либо клирик подвержен был пороку малакии до рукоположения во священники, и опасается, что не будет принят в оный чин, то пусть принимают его безпрепятственно, но по выдержании соответствующей епитимии. Если же по принятии священническаго сана впадет в тот же грех, то да будет отлучен на один год от священнослужения, к каковому надлежит допустить его снова по выдержании предписанной епитимии. Если же и после сознания своего греха он снова, во вторый и третий раз, отдастся тому же пороку, в таком случае надлежит лишить его священства и низвести в разряд чтецов.
В толковании 3-го правила этого св. отца мы одобрительно отозвались о его снисходительности в отношении назначения наказаний за различные преступления. Однако, слишком большая снисходительность, проявленная в настоящем (12) правиле, по нашему мнению, чрезмерна, принимая во внимание тяжесть греха, о котором оно говорит, также и то, что это грех против природы и против Божией заповеди, о чем мы уже упоминали в толковании 10-го правила того же св. отца, и особенно, когда в этот грех впадают духовные лица, о которых говорит это правило. Получается впечатление, будто этот св. отец не считает малакию столь тяжким грехом, каким она на самом деле есть. Он допускает беспрепятственное принятие в священнический чин лиц, подверженных малакии до рукоположения, если только таковое лицо выдержало сорокадневную епитимью. Для вторично впавших в грех он предписывает годичное отлучение от священнослужения, по истечении какового срока они снова допускаются к священнослужению. Малакия относится к числу срамнейших преступлений противоестественного блудодеяния или содомского греха. И если сам Бог осудил содомский грех, что подтверждается как ветхозаветным, так и новозаветным Св. Писанием (Быт.18 и сл.; Рим.1:26-27; 1Кор.6:9), то как можно терпеть в рядах священства лицо, которое хотя бы однажды впало в указанный грех? Только в том случае, когда доказано будет, что какое-либо священное лицо продолжает оставаться в пороке малакии, настоящее правило требует исключения такового лица из священства.
Епитимии за малакию подвергается и женщина, которая лобызается с мужчиной и с ним приходит в соприкосновение, хотя при этом и не доходило бы до осквернения.
Совершенно справедливо св. отец подвергает епитимии и женщину, которая целуется с посторонним ей человеком и с ним приходит в близкое соприкосновение, хотя бы таковое и не оканчивалось действительным блудодеянием, ибо и это целование женщины с посторонним мужчиной и телесное соприкосновение вызывает половое раздражение и кончается малакией, следовательно, противоестественным блудодеянием. Здесь св. отец имеет в виду, без сомнения, лиц, не состоящих вовсе в браке; в противном случае это было бы прелюбодеянием.
Блудника лишает св. причастия 3 правило св. Григория Нисскаго на девять лет, а 59 правило Василия Великаго на семь лет.
(Василия Вел. 4, 21, 22, 26, 59, 79, 80; Григория Нисск. 4).
21 правило Василия Великаго гласит, что женатый человек, впавший в блуд, заслуживает большаго наказания, чем неженатый, подверженный той же страсти.
(Василия Вел. 9, 19, 21, 26, 34, 37, 39, 58, 59, 77, 79, 80; Григория Нисск. 4).
В настоящем правиле речь идет о прелюбодеянии, притом со стороны мужа, между тем о прелюбодеянии со стороны жены ничего не говорится, равно как об этом ничего не говорится в 21-м правиле Василия Великого, содержание которого приводит св. Иоанн Постник. Настоящее его правило мы понимаем в смысле прелюбодеяния, основываясь на словах самого правила, хотя Василий Великий, в упомянутом правиле, называет блудником человека, изменившего своей законной жене. А каковому наказанию подвергается прелюбодей, об этом сказано в том же самом правиле Григория Нисского, которое приводит Иоанн Постник в своем 14-м правиле, а именно – восемнадцатилетней епитимии.
60 правило Василия Великаго подвергает монахов, равно и посвященных женщин, за блуд епитимии как за прелюбодеяние, ибо они расторгли связь с духовным своим женихом Христом; 44 правило Трулльскаго собора предписывает, чтобы монах, впавший в блуд, был наказан точно так же, как и мирянин… Мы же (говорит Иоанн Постник) думаем, что каждаго, кто совершит блудодеяние, достаточно будет отлучить от причастия на два года, с тем, чтобы он довольствовался, после девятаго часа, сухоядением и творил ежедневно двести пятьдесят поклонов. Если же будет нерадив в этом, то должен выдержать полный срок епитимии, назначаемой отцами.
(IV Всел. 16; Трул. 44; Анкир. 19; Карф. 16; Василии Вел. 6, 18, 19, 20, 44, 60).
Настоящее правило говорит о монахах, не принявших рукоположения, и о посвященных женщинах, следовательно, о лицах, не связанных узами брака, впавших в блуд. В виду этого, М. Властарь совершенно уместно внес в это Иоанново правило предписание 44-го трулльского правила, по которому монах (а равно и посвященные женщины, которые по обету воздержания уподобляются монахам), впавший в блуд, подлежит наказанию блудника, т.е. семилетней епитимии. Иоанн Постник уменьшает эту епитимью на целую треть; но Зонара, в толковании упомянутого трулльского правила, замечает, что обязательную силу должно иметь предписание трулльского правила, как изданного позже, чем правило (60) Василия Великого, приведенное Иоанном Постником в настоящем (16) правиле. По нашему мнению, Зонара в данном случае прав.
Согласно предписаниям отцев, осквернения, производимыя насильно жестокими людьми или господарями, не подлежат наказанию; об этом же говорит в частности Василий Великий в своем 49 правиле.
(Анкир. 11; Григория Неокес. 2; Василия Вел. 30, 49).
Относительно клириков блудодействовавших Василий Великий, своим 32 правилом, предписывает, чтобы они были извержены, но не отлучены.
(Ап. 25, 29, 30; I Всел. 9; Трул. 4, 21; Неокес. 1, 8; Карф. 27; Василия Вел. 3, 32, 51, 70, 82).
В 32-м правиле Василия Великого, приводимом здесь, упоминается смертный грех, за который член клира, впавший в оный, должен быть извержен. В числе смертных грехов значится и блуд, а потому ссылка Иоанна Постника на упомянутое правило Василия Великого уместна, если предположить, что здесь имеются в виду безбрачные члены клира, так как в противном случае они должны бы быть подвергнуты наказанию как прелюбодеи.
В своем 4 правиле Василий Великий говорит, что второбрачных некоторые подвергают годичной, а другие двухлетней епитимии, троебрачных же лишают причащения на три и четыре года; мы же, говорит Василий, отлучаем, согласно обычаю, троебрачных от причастия на пять лет, однако под условием нерасторжения брака, при неимении детей от прежних браков.
(Ап. 17; I Всел. 8; Трул. 3, 87; Анкир. 19; Неокес. 3, 7; Лаод. 1; Василия Вел. 4, 12, 30, 41, 50, 53, 80, 87).
Ссылка здесь на 4-е правило Василия Великого правильна; однако, для понимания предписания настоящего правила надлежит обратиться к нашему толкованию упомянутого правила (4) св. Василия. Заключение правила, согласно которому брак троебрачных не расторгается, основывается на 50-м правиле Василия Великого, каковой брак он хотя и называет «нечистоты в церкви», однако считает его лучшим состоянием, нежели «распутное любодеяние».
6 правило св. Григория Нисскаго отлучает прелюбодея от причастия на восемнадцать лет, а 38 правило Василия Великаго на пятнадцать лет; 20-е же правило анкирскаго собора предписывает оканчивать епитимию после седьмаго года. А мы (говорит Постник) считаем, что прелюбодей может быть удостоен причастия и после трехлетней епитимии, если при этом будет довольствоваться, после девятаго часа, сухоядением и творить ежедневно двести пятьдесят поклонов. Если же будет нерадив в этом, да ожидает окончания срока епитимии, установленнаго отцами.
(Ап. 48; Трул. 87, 93, 98; Анкир. 20; Карф. 102; Василия Вел. 9, 21, 31, 35, 36. 46, 48, 58, 77, 80; Григория Нисск. 4).
В настоящем правиле упоминаются епитимии для прелюбодеев трех степеней: семилетние, пятнадцатилетние и восемнадцатилетние. Иоанн же Постник все это сокращает до трех лет, под условием ежедневных телесных подвигов. Самым правильным наказанием мы считаем наказание, предписанное св. Григорием Нисским, имея в виду святость брака, оскверняемую прелюбодеянием как мужа, так и жены.
В священнический чин не может, согласно 8 правилу Неокесарийскаго собора, вступить тот, чья жена уличена была в прелюбодеянии. Таковый или должен отпустить жену, уличенную в прелюбодеянии после хиротонии своего мужа, или же сам должен отречься от священства.
(Ап. 18; Трул. 3, 6, 13, 26; Неокес. 8; Василия Вел. 27).
Ссылка в настоящем правиле на 8-е правило Неокесарийского Собора совершенно правильна. В толковании этого последнего правила мы говорили между прочим и о жене священника, изменившей своему мужу.
98 правило Трулльскаго собора осуждает, как прелюбодея, всякаго, кто женится на девице, обрученной с другим.
(Трул. 98; Анкир. 11; Василия Вел. 22, 69).
Настоящее правило включено М. Властарем, как было упомянуто, в число правил Иоанна Постника. О значении обручения, как препятствия к браку, мы достаточно говорили в толковании 98-го правила Трулльского Собора.
Согласно 72 правилу Трулльскаго собора, брак между православным и женою еретическою, и наоборот, почитается не твердым и должен быть расторгнут, как незаконное сожитие. Если они желают все же оставаться в таковом браке, то подлежат отлучению от причастия.
(IV Всел. 14; Трул. 72; Лаод. 10, 31; Карф. 21).
И это правило тоже включено М. Властарем в число правил св. Иоанна Постника. В этом (23) правиле приведено начало 72-го правила Трулльского Собора, воспрещающее брак между православными и иноверными лицами, и предписывающее, чтобы таковой брак, если случайно заключен, был расторгнут. Но в указанном трулльском правиле упомянута и возможность так называемого смешанного брака (matrimonium mixtum) между православными и неправославными лицами; о чем, как равно и о норме, имеющей быть соблюдаемой при заключении смешанных браков, мы говорили в толковании 72-го трулльского правила, – это имеет и ныне юридическое значение.
Из впадающих в грех кровосмешения Василий Великий отлучает от причастия на пятнадцать лет того, кто учинит блудодеяние с собственною сестрою. Мы же предписываем, чтобы таковый был удостоен причастия после трехлетней епитимии, если ежедневно будет поститься, довольствуясь по вечерам сухоядением, и творить пятьсот поклонов.
(Василия Вел. 67, 68, 75; Григория Неокес. 11).
Правило, на которое делается ссылка в настоящем (24) правиле, это 67-е правило Василия Великого. В последнем имеется в виду блудодеяние брата с родною, и по отцу и по матери, сестрою, ибо блудодеяние брата с сестрою только по отцу, или только по матери, 75-е правило Василия Великого наказывает меньшей епитимией, а именно – двенадцатилетней. В настоящем правиле св. Иоанна Постника эта разница не оттенена.
Впавший в блудодеяние со своею снохою (невесткою) лишается, согласно Василию Великому, причастия на одиннадцать лет; мы же лишаем таковаго только на два года, причем он должен ежедневно довольствоваться сухоядением, после девятаго часа, и творить триста поклонов. Если будет нерадив в этом, тогда да исполнит все, что установлено отцами.
(Ап. 19; Трул. 26, 54; Неокес. 2; Василия Вел. 23, 27, 67, 68, 75, 76, 78, 79, 87; Тимофея Алекс. 11; Феофила Алекс. 5).
Упомянутое в настоящем (25) правиле правило Василия Великого 76-е. Одиннадцатилетнюю епитимию, которую Василий Великий предписывает за блудодеяние с снохою (невесткою) своею, Иоанн Постник сокращает до двух лет, при условии ежедневных телесных подвигов.
Тем же епитимиям подлежит и тот, кто, оставаясь в браке со своею женою, воспылал бы страстью к своей теще, согласно закону, который гласит: что в начале утверждено, то должно остаться непоколебимым, что бы там ни случилось. Однако, священный и божественный собор ныне определяет, что те, которые впадут в такой проклятый грех, должны быть лишены причастия в течение шести лет, причем должны быть подчинены следующему правилу: в течение первых шести месяцев должны воздерживаться совершенно от мясной пищи, посещая постоянно священные собрания в церкви, за исключением случаев болезни или неотложнаго дела, причем должны стоять вне церкви и слезно просить у Бога прощения своих грехов; за это время не могут получать антидор, пить освященную воду, если случится накануне Богоявления, а могут есть благоговейно только обыкновенный хлеб в честь Св. Троицы и как залог человеколюбия Божия; не должны также прикладываться к св. иконам, а могут целовать только их подножие с благоговейным страхом. И в течение всех шести лет должны ежедневно творить сто поклонов, кроме субботы и воскресения, а в каждую среду и пяток должны довольствоваться сухоядением, воздерживаясь от рыбы, вина и елея. В течение двух лет (следующих за первыми шестью месяцами) могут стоять в церкви, однако позади певцев, и слушать божественные песни. Остальные три с половиною года могут стоять в церкви вместе с верными и с ними молиться, и таким образом, по исполнении шести лет, могут быть удостоены св. причащения. Кроме того, должны еще давать посильную милостыню, и особенно в постные дни, т.е. в среду и пяток; в частности должны раздавать бедным все то, что правилом дозволено было им есть, прежде чем подпали под наказание, и таким образом побуждать их молиться за них; далее, если имеют достаток, каждую неделю должны посылать в церковь нужное для литургии, воздерживаясь притом от лжи и клятвы, ведущих часто к клятвопреступлению. В случае же тяжкой болезни да удостоятся божественнаго причастия; а по выздоровлении да пребудут на той ступени покаяния, на которой были до причастия, преподаннаго им по нужде, стараясь как сокрушенным сердцем, так и теплыми слезами омыть тяжкий грех души.
(Василия Вел. 87).
И это правило одно из тех, которые М. Властарь включил в Синопсис Иоаннова Каноникона. Той же самой епитимии, предписанной Василием для впавших в блуд с своею невесткою (Василия Вел. прав. 76), по мнению М. Властаря, должен подлежать и тот, кто совершит блудодеяние с своею тещею. Однако, тут же присовокупляет он синодальное определение, сокращающее двенадцатилетнюю епитимью св. Василия до шести лет, и говорит, что это определение и ныне, т.е. в XIV веке, имеет силу. Это определение утверждено было в 1232 году при патриархе константинопольском Германе II.
То же правило имеет силу и по отношению к чародеям, прелюбодеям, человекоубийцам и всем прочим, кто совершит тяжкие преступления, однако, смотря по усердию и расположению к покаянию, наказание сокращается, или же увеличивается.
Настоящим правилом, включенным М. Властарем в число правил Иоанна Постника, подвергаются, согласно синодальному определению при константинопольском патриархе Германе II, шестилетнему отлучению от св. причастия: чародеи, прелюбодеи и человекоубийцы. Согласно же предписаниям Василия Великого, послужившим главным источником для правил св. Иоанна Постника, чародеи отлучаются от св. причастия на двадцать лет (прав. 65), верящие же чародеям – на шесть лет (прав. 83), прелюбодеи – на пятнадцать лет (прав. 58) и человекоубийцы: невольные – на десять лет (прав. 57), а намеренно убившие – на двадцать лет (прав. 56). Для первых Постник сократил наказание до трех лет (прав. 2), тоже и для других (прав. 20), а для вольных убийц – до пяти лет, для невольных же – до трех лет (прав. 31). Для всех этих грешников М. Властарь приводит вышеупомянутое синодальное определение.
2 правило св. Дионисия и 7 правило Тимофея требуют от жен, которыя находятся «в очищении», не прикасаться ни к чему, что свято. Это предписывает и старый закон [В. Завет]; кроме того воспрещает им также сходиться с мужьями, ибо случается, что то, что сеется, бывает болезненно и слабо, вследствие чего божественный Моисей предписывал побивать камнями отца даннаго урода, ибо он, вследствие невоздержности жены, не дождался ея очищения. Предписывается на сорок дней оставлять без причастия женщину, которая, вопреки закону, дерзнет приступить к божественным тайнам.
(Лаод. 44; Дионисия Алекс. 2; Тимофея Алекс. 6, 7).
Ни св. Дионисий Александрийский, ни Тимофей Александрийский, в своих правилах, на которые ссылается настоящее (28) правило св. Иоанна Постника, не определили наказания, которому должна быть подвергнута женщина, посещающая церковь, находясь «в очищении» (в афедроне). Дополняя это, св. Иоанн Постник предписывает, чтобы женщина, пренебрегшая этим определением закона, была отлучена от св. причастия на сорок дней.
Тот, кто учинит срамное совокупление с мужчиною, лишается, согласно 4 правилу Григория Нисскаго, св. причастия на восемнадцать лет, а согласно Василию Великому – на пятнадцать лет. Мы же предписываем, чтобы таковый лишен был причастия на три года, под условием, чтобы сокрушенно молился и постился, по вечерам же довольствовался сухоядением и ежедневно творил двести поклонов. Если же не будет усерден в этом, тогда да подвергается пятнадцатилетнему наказанию.
(Василия Вел. 7, 62; Григория Нисск. 4).
См. толкование 11-го правила этого св. отца.
Кто, будучи еще ребенком, осквернен был кем либо, тот не может вступить в священнический чин, ибо хотя, как несовершеннолетний, он и не согрешил, все же тело его осквернено и стало непригодно для священническаго служения. Если же ему, как ребенку, учинена нечистота в бедра, то ему, после соответственной епитимии, нельзя воспрещать вступить в священнический чин.
(Григория Нисск. 4).
В настоящем правиле речь идет о деторастлении (παιδοφθορία). Из правила видно, что это происходило различными срамными способами, о которых мы и упоминать не станем. Правило предписывает, что лицо, чье тело в детстве осквернено было каким-либо блудником, не может быть вовсе принято в священнический чин. Исключение делается для лиц, которым в детстве нечистота учинена была в бедра. Относительно же подобного случая правило предписывает, чтобы оскверненное лицо подвергнуто было соответствующей епитимии, хотя мы не понимаем, чем виновато лицо, которое осквернено было в детстве каким-либо негодяем.
Старый закон [Ветхий Завет] предписывает, что человекоубийца имеет быть наказан смертью; Василий же Великий, в своем 56 правиле, лишает данное лице причастия на двадцать лет за всякое намеренное и на десять лет за всякое ненамеренное убийства. Мы же лишаем причастия (на пять лет за намеренное убийство, а за ненамеренное) на три года, в случае, если тот, кто собственною рукою убьет, будет поститься ежедневно до вечера, а по вечерам довольствоваться сухоядением и, кроме того, будет творить триста поклонов. Если же будет нерадив в исполнении этого, то да исполнит определение отцев. В 22 правиле Анкирскаго собора говорится, что одно из прежних определений предписывает, что должны быть отлучены на семь лет от св. причастия те, которые совершат ненамеренное убийство, согласно же другому предписанию – должны оставаться без причастия пять лет.
(Ап. 65; Трул. 91; Анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56, 57; Григория Нисск. 5).
Начиная с этого 31-го и до 48-го правила рассматриваются, как сказано в оригинале Властарева Синопсиса Каноникона Иоанна Постника, грехи против любви к ближним.
В данном (31) правиле говорится о человекоубийцах, причем, упоминая о прежних канонических предписаниях против этих преступников, Иоанн Постник сокращает таковым срок епитимии: до пяти лет – за намеренное убийство и до трех лет – за ненамеренное, назначая, по обыкновению, ежедневные тяжелые телесные подвиги. В Афинской Синтагме значится лишь: «мы же лишаем причастия на три года (εις τριετίαν)». Так как из этого текста нельзя понять, кто, по Иоанну Постнику, подлежит трехлетней епитимии, вольный или невольный убийца, между тем он как раз об этом и хотел издать предписание, то мы этот текст дополнили по Пидалиону, где значится: τον έκούσιον μεν φόνον εις πενταετίαν, τον άκούσιον δέ .
Василий Великий, своим 13 правилом, лишает причастия на три года лиц, которыя убивали на войне, а правилом 55 и тех, которые, с целью защиты, взаимно поражают разбойников; клириков же подвергает извержению.
(Анкир. 22, 23; Афанасия Вел. 1; Василия Вел. 8, 43, 55; Григория Нисск. 5).
Автор данного правила, по-видимому, принимает взгляды Василия Великого, выраженные в предписаниях указанных правил. Между тем, средневековые комментаторы этих правил св. Василия замечают, что правила эти трудно применимы в практической жизни, о чем мы упоминали при толковании оных правил.
Женщин, намеренно убивающих плод в утробе своей и дающих и принимающих лекарства с целию отравления и извержения зачатаго плода, Василий Великий, своими 2 и 8 правилами, подвергает наказанию как убийц; мы же постановляем подвергать таковых пятилетней или трехлетней епитимии.
(Ап. 65; Трул. 91; Анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56, 57; Григория Нисск. 5).
Мы считаем чрезмерным снисхождение Иоанна Постника к таким страшным грешницам, какими являются женщины, намеренно убивающие плод в своей утробе, и думаем, что в подобных случаях надлежит строго применять предписание упомянутых правил Василия Великого. Оправданием этому служит то, что сказано нами в толковании 2-го правила Василия Великого.
Ненамеренно выкинувшая младенца подлежит епитимии на один год.
(Анкир. 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 57; Григория Нисск. 5).
Мать, заспавшая во время сна ребенка своего, может быть удостоена причастия только по истечении трех лет, если притом будет воздерживаться, в определенные дни, от употребления мяса, сыра, и если усердно будет творить прочия дела покаяния. Если это произошло по небрежению и невоздержности родителей, тогда это судится как намеренное убийство; если же случилось без намерения, то может и заслуживать прощения, но все же необходима соответствующая епитимия, ибо произошло таковое вследствие других грехов.
(Василия Вел. 8; Григория Нисск. 5).
Мать, пренебрегшая новорожденным младенцем, который вследствие небрежения ея умрет, подлежит наказанию за намеренное убийство.
(Василия Вел. 33, 52).
Если, вследствие небрежения родителей, умрет младенец без крещения, то они отлучаются от причастия на три года, довольствуясь за это время сухоядением и умилостивляя Бога коленопреклонениями, плачем и посильною милостынею. Если младенец семи дней от рождения умрет без крещения, тогда родители лишаются причастия до сорока дней, причем должны ограничиться, в течение этого времени, сухоядением и творить ежедневно сорок поклонов.
(Карф. 72).
Данное правило определяет наказания родителям, допустившим по своему нерадению умереть ребенка без крещения. Это предписание оправдывается, между прочим, еще и тем, что и гражданское законодательство, как древнее, так и новое, карает лиц, допустивших ребенка умереть некрещенным. Тоже и священник, чьим небрежением это случится, подлежит наказанию9. 72-м правилом Карфагенского Собора предписывается крестить ребенка всегда, когда есть сомнение в том, что он крещен. О педобаптизме мы говорили в толкованиях 14-го правила I Всел. Собора и 53-го правила Трулльского Собора.
Монахиня, узнавшая, при посредстве других лиц, о совершенном прелюбодеянии или о растлении дитяти, но не объявившая об этом настоятельнице, подвергается одинаковой епитимии, как если бы сама совершила это, согласно 71 правилу Василия Великаго.
(Василия Вел. 71).
Из текста настоящего правила ясно не видно, кто является субъектом прелюбодеяния и деторастления, о чем говорится в настоящем правиле. Если принять во внимание, что узнавшая об этом монахиня должна донести о случившемся игумении, тогда субъектом преступления является какая-либо другая монахиня, и в таком случае прелюбодеяние нельзя понимать в буквальном смысле слова, ибо таковое преступление могло бы совершить лишь лицо, связанное узами брака, что к монахине не может относиться; если же предположить, что монахиня совершила с кем-либо лишь блуд, в таком случае прелюбодеяние может мыслиться лишь в фигуральном смысле, т.е. что она изменила своему жениху Иисусу Христу, которому посвятила свое девство. Этим разъясняется смысл правила, ибо, имея в виду, кто и кому должен донести о совершившемся преступлении, трудно предположить, чтобы субъектом преступления было лицо не монашеского, а мирского состояния. Вина монахини, знавшей о преступлении, в том, что она прикрывала преступление, а это уже относится к наказуемому участию в преступлении, и, как знаем, укрыватели (οί υποδοχείς) преступлений подлежат такому же наказанию, как и сами преступники (αυτουργοί). С этой точки зрения может быть оправдана, в некотором отношении, ссылка Иоанна Постника на 71-е правило Василия Великого, хотя означенное правило св. Василия не говорит специально об укрывателях, но о соучастии (σύμπραξις) в преступлении, а о непосредственном участии настоящее (38) правило Иоанна Постника не говорит.
Законом наказывается, как убийца, всякая жена, которая бросит своего младенца при входе в церковь, хотя бы кто нибудь взял себе таковаго и стал бы заботиться об нем.
(Василия Вел. 33, 52).
Правило 33-е, равно и 52-е правило Василия Великого, определяют одинаковое, как и за убийство, наказание жене, которая разрешится от бремени в пути и тут же бросит на произвол судьбы своего ребенка. Некоторые женщины думали, что менее согрешат пред Богом, если своего ребенка оставят у входа в храм, в надежде, что кто-либо умилосердится и внесет такового в храм, дабы хотя бы духовно возродился. Иоанн Постник, не принимая это за оправдание, определяет таковым женщинам, в случае открытия их преступления, наказание, как за намеренное убийство.
Разбойники подвергаются наказанию как человекоубийцы, ибо они, при осуществлении своих намерений, прибегают к убийству.
(Анкир. 22, 23; Афанасия Вел. 1; Василия Вел. 8, 13, 43, 55).
Добровольно кающийся в воровстве отлучается, согласно 61 правилу Василия Великаго, на один год, в случае же если уличен будет в этом другими, отлучается на два года. Мы же лишаем причастия на сорок дней того, кто сам покается, и на шесть месяцев того, кто будет уличен в краже другими, с сухоядением после девятаго часа и ежедневными поклонами – сто в день.
(Василия Вел. 61; Григория Неокес. 3,4,5; Григория Нисск. 6).
Кто уличен в краже общественнаго добра, что называется существенною кражею, тот не может вступить в священство. Если же в краже уличен будет и по вступлении в священство, лишается таковаго, согласно 25-му правилу св. Апостолов.
(Ап. 25, 72; Двукр. 10; Григория Нисск. 6, 8).
Под кражею общественного добра в настоящем правиле нужно разуметь кражу того, что принадлежит церкви и благотворительным заведениям, и что называется святотатством. Кто совершит, еще будучи мирянином, подобное преступление, не может никогда вступить в священнический чин, если же это совершит священное лицо, то таковое лишается священнического чина. Относительно предмета настоящего правила необходимо сравнить толкования 25, 72 и 73 Апостольских правил, о св. вещах – в частности – толкование 10-го правила Двукратного Собора, где показано различие между вещами, принадлежащими св. алтарю, и вещами, употребляющимися вне алтаря, и указаны соответствующие наказания за кражу как тех, так и других святых и освященных вещей.
66 правилом Василия Великаго предписывается, что раскапывающий гробы для хищения отлучается от причастия на десять лет. Мы же таковаго лишаем причастия на один год, причем он должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно двести поклонов.
(Василия Вел. 66; Григория Нисск, 7).
И в настоящем правиле снисходительность св. Иоанна к преступникам, раскапывающим и ограбляющим могилы умерших, нужно признать чрезмерною; вот почему мы считаем совершенно оправданным десятилетнее отлучение, предписанное для таковых преступников Василием Великим в 66-м правиле и Григорием Нисским в 7-м правиле. Годичное отлучение от св. причастия, что требуется настоящим правилом (43), хотя бы оно сопряжено было еще и с более тяжелыми телесными подвигами, чем те, которые указываются у Иоанна Постника, все же таковое наказание, на наш взгляд, слишком снисходительно, если примем во внимание всю тяжесть преступления и нравственную испорченность преступника, не уважающего даже мертвецов.
Святотатство, по св. Григорию Нисскому, наказуется меньшею епитимией, чем прелюбодеяние; вообще же наказуется тремя годами.
(Ап. 25, 38, 72, 73; Антиох. 25; Двукр. 10; Григория Нисск. 8; Кирилла Алекс. 2).
82 правилом Василия Великаго предписывается, что лица, вынужденные нарушить клятву, подлежат лишению причастия на три года; нарушившия же клятву без принуждения со стороны, должны быть лишены причастия на десять лет. Мы же думаем, что их должно лишить причастия на один год, назначив им сухоядение после девятаго часа и двести пятьдесят поклонов ежедневно.
(Ап. 25; Трул. 94; Василия Вел. 10, 17, 29, 64, 82).
Правило это не сответствует предписаниям 82-го правила Василия Великого, которое здесь упоминается, ибо в этом последнем правиле тому, кто по принуждению со стороны или вследствие насилия, нарушит клятву, определено наказание – отлучение на шесть лет, нарушившему же клятву по собственному произволению – отлучение на одиннадцать лет. В настоящем же (45) правиле Иоанна Постника дело представлено иначе, причем не указано различие между преступлением, когда оно совершено по принуждению со стороны, и преступлением без принуждения; наказание же налагается, за тот и другой вид преступления, одно и то же: отлучение на один год, с добавлением обычных в правилах Иоанна Постника требований о телесных подвигах.
Ни мирская женщина, ни монашествующая не отлучаются от церкви, а только от причастия, какой бы грех ни совершили, ибо правило гласит, что так поступаем потому, что многия женщины от позора налагали на себя руку; равно также ни пресвитер, ни диакон, согласно правилу: не отмстиши дважды за едино (Наум.1:9).
(Ап. 25; Василия Вел. 34).
Если что либо нечистое упадет в колодец, или в елей, или же в вино, и кто либо будет пить, то таковый да воздержится в течение трех дней от мяса и сыра, и в течение семи дней да не причащается.
(Ап. 63; Трул. 67; Гангр. 2).
Если кто после божественнаго причащения изблюет, почему бы это ни случилось, то надлежит лишить его причастия на сорок дней, причем ежедневно он должен прочитывать 50 псалом и творить сорок поклонов; и хотя бы он и знал, что это не по его вине случилось, все же должен подвергнуться наказанию, в виду других случайных его грехов.
В Пидалионе значатся, с именем Иоанна Постника, еще и нижеследующие правила, которые мы приводим в дальнейшем последовательном порядке, оставляя их притом без особых толкований, так как о преступлениях, в них упоминаемых, мы говорили в толкованиях других соборных и святоотеческих правил.
Если кто совершит блуд со своею мачехою, подвергается епитимии на три года, причем таковый ежедневно должен поститься, довольствуясь по вечерам сухоядением, и творить пятьсот поклонов.
Если кто совершит блуд с матерью и дочерью, подвергается четырехлетней епитимии, причем должен довольствоваться после девятаго часа сухоядением и творить ежедневно триста поклонов.
Если кто совершит блуд с двумя братьями, подвергается той же епитимии.
Если кто совершит блуд со своим зятем, подвергается четырехлетней епитимии, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно двести поклонов.
Если кто совершит блуд с своим братом, подвергается восьмилетней епитимии, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно четыреста поклонов.
Если старший брат совершит блуд с младшим, а последний этого не сделает, то старший брат подвергается трехлетней епитимии, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно сто поклонов.
Если кто совершит блуд с своею дочерью только один раз, подвергается пятилетней епитимии, а если много раз, то шести-седмилетней, довольствуясь сухоядением после девятаго часа и делая пятьсот поклонов ежедневно.
Если кто совершит блуд со своею матерью только один раз, подвергается семилетней епитимии, а если много раз, то двенадцатилетней, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно пятьсот поклонов.
Если кто совершит блуд только раз с своею крестницей, подвергается восьмилетней епитимии, а если много раз, то десятилетней, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно пятьсот поклонов.
Если кто совершит блуд с матерью своего крестника, подвергается восьмилетней епитимии, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно триста поклонов.
Если кто много раз допустит «безобразие» со скотиной, имея жену, подвергается восьмилетней епитимии; если же не имеет жены и допустит указанное «безобразие» один раз или два раза, или же самое большее – три раза, то подвергается трехлетней епитимии, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно триста поклонов. Тому же наказанию, за то же преступление, подвергается и жена.
Если кто совершит блуд с племянником своим, подвергается двухлетней епитимии, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно пятьсот поклонов.
Если кто совершит блуд с язычницей, или еврейкой, или турчанкой, или же с еретичкой, имея законную жену, то подвергается трехлетней епитимии, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно двести поклонов. Подобному же наказанию подвергается и жена, имеющая законнаго мужа, если впадет в блуд с евреем, или турком, или еретиком, латинянином или армянином. Если же муж, имеющий жену, и жена, имеющая законнаго мужа, впадут в блуд с кем либо из язычников или еретиков, то подвергаются епитимии на четыре или пять лет, довольствуясь до девятаго часа сухоядением и делая двести пятьдесят поклонов ежедневно.
Если жена пресвитера или диакона совершит прелюбодеяние, то подлежит трехлетней епитимии, причем должна довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно триста поклонов; а подвергаются эти жены более тяжкой епитимии, чем другие прелюбодейки, потому, что они являются виновницами духовной смерти своих мужей, которые, из-за их прелюбодеяния, могут лишиться священства, как на деле и лишаются его, если захотят продолжать совместную жизнь со своими прелюбодейными женами. Если же хотят удержать за собою священство, то должны, сразу после прелюбодеяния, развестись с ними, согласно 8 правилу Неокесарийскаго собора.
Если какая либо женщина совершит блуд с двумя братьями, подвергается трехлетней епитимии, причем должна довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно двести поклонов.