КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОЩАТЬ: ХРИСТИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА БОЛЬ, МЕСТЬ И ИСЦЕЛЕНИЕ

КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОЩАТЬ // dishupravoslaviem.ru // Анатолий БадановКогда на сердце нет тяжелой обиды, когда жизнь течет ровно и спокойно, евангельские слова – «прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37) – воспринимаются легко и даже как-то сами собой разумеются. Ну да, конечно, прощать. Бывают же мелкие ссоры, бытовые трения – ну поругался с женой или коллегой, сосед музыку громко слушал, родственник что-то обидное ляпнул. В таких ситуациях простить – это почти что просто сделать глубокий вдох, выдохнуть и отпустить. Это несложно. Это даже благородно.

Но жизнь – она ведь не всегда состоит из этих мелких царапин. Иногда в нее врываются иные вещи. Такие, после которых, кажется, уже не подняться. Измена, предательство. Подлость, из-за которой потеряли репутацию или дело всей жизни. Насилие, оставляющее раны не только на теле, но и на душе. Глубокая, несправедливая обида, которая не просто царапает, а разбивает сердце вдребезги.

И вот тогда, когда ты стоишь на развалинах собственной жизни, снова слышишь эти слова: «Прощайте, и прощены будете» (Лук.6:37). Что происходит внутри? Внутри поднимается ураган. Всё наше естество восстает против этой, кажущейся бесчеловечной, заповеди. «Как?! Как я могу простить того, кто разрушил мою жизнь? Кто предал, украл будущее, оклеветал? Кто причинил боль мне или моим близким? Моя жизнь уже не будет прежней! Разве это вообще возможно? И, главное, – справедливо ли это?»

И здесь кроется главная ошибка. Мы слышим слово «прости» и тут же рисуем в воображении картину, где мы должны пожать руку обидчику, улыбнуться, сделать вид, что ничего не случилось, и даже… полюбить его. И мы отшатываемся от этого. Наше естество восстает против такой несправедливости. И оно право! Но право именно потому, что такое представление о прощении – глубоко ошибочно.

Во-первых, простить – это не значит сделать вид, что ничего не было. Это просто невозможно. Мы же не флешка, которую можно открыть, выделить ненужные файлы и нажать Delete. Это не значит объявить боль – ерундой, а предательство – мелкой оплошностью. Как раз наоборот. Прощение начинается там, где мы честно и мужественно признаем: да, мне причинили зло. Со мной поступили несправедливо. Мне было больно, горько, обидно, невыносимо. Без этой констатации факта зла – никакого прощения просто не получится. Мы не можем простить то, в чем сами не видим ничего плохого.

Во-вторых, и это, пожалуй, самое важное, простить – не значит отменить наказание для виновного. Не значит признать, что злодей может спокойно гулять и ему за содеянное ничего не будет. Наше сердце жаждет справедливости, и это – правильное, божественное чувство. Зло должно быть наказано. И оно будет наказано, если человек не осознает, если не принесет покаяния. Непременно.

Посмотрите на наш мир. Человек, совершивший преступление, может скрыться от правосудия. Он может уехать в теплые страны, сменить имя, отсидеть неполный срок и выйти по УДО. Он может даже прожить долгую и, казалось бы, счастливую жизнь. И мы видим это – и наша душа негодует. Где же справедливость?

А она – неизбежна. Просто масштаб другой. Ведь есть не только человеческий суд, но и высший. Как написано: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом… и судим был каждый по делам своим» (Откр.20:12,13). Представьте эту картину. Никто не скроется. Никто не сможет дать взятку, нанять хорошего адвоката или сослаться на смягчающие обстоятельства. Каждое злое слово, каждый предательский поступок, каждая слеза невинного – всё предстанет перед светлым и строгим взором Того, Кто есть сама Любовь и сама Справедливость. И это – не слащавая утешительная сказка для слабаков. Это – самый суровый и неотвратимый закон мироздания. Апостол ясно заповедовал – «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).

Именно поэтому нам заповедано не мстить. Не потому, что злодеяние не заслуживает ответа. А потому, что наш ответ – жалок, мелок и несправедлив по сравнению с тем, что совершит Бог. Наша месть – это эмоция, часто слепая. Его возмездие – это абсолютный и точный суд, если человек не принесет покаяния. В тяжелых случаях, покаяние это не просто слова – «прости меня, Господи». Это как вынутый гвоздь от которого остается дыра в стене. Мало вынуть гвоздь, нужно еще и от дыры избавиться. Что толку, например, обворовать людей и сказать «прости меня, Господи»? Разве этого достаточно? Нет. Нужно и украденное вернуть и компенсировать причинённую боль. Если человек этого не сделает, то Бог непременно воздаст ему по его делам.

Более того, для обуздания зла здесь, на земле, Бог установил специальный институт – государственную власть. Апостол Павел говорит прямо: «…начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Обратите внимание – «Божий слуга, отмститель». Но это месть не личная, не слепая, а законное, холодное, обезличенное воздаяние. Суд и правоохранительная система – вот тот самый «меч», который призван ограждать общество от хаоса и произвола. И обращение к этому мечу – не грех, а порой прямая необходимость.

В-третьих, простить – не значит немедленно испытать к обидчику теплые и ласковые чувства. Мы не обязаны его жертвенно любить в ту же секунду (на это способны очень немногие), нам не нужно хотеть с ним пить чай и обсуждать последние новости. Наши чувства могут еще долго быть раной. И это – нормально. Однако, прощение – это не про чувства. Это про решение. Это волевой акт. Это решение не мстить. Решение не прокручивать в голове сценарии расправы, мол я так и так сделаю, вот так скажу, так поступлю. Решение не позволить обиде и гневу съедать нас изнутри, день за днем, год за годом.

Знает ли Господь о нашей боли? Конечно знает. И поэтому оставляет заповедь — «Молитесь за обижающих вас» (Лук.6:28). Но, что делать, когда человек оказывается в эпицентре боли? Мало кто из нас сможет в этот момент произнести благословение или молитву за совершившего преступление, сломавшего жизнь. Да, это нужно сделать, этого требует Евангелие, однако у каждого из нас разный болевой порог. Что же мы можем сделать в эту минуту, на что у нас есть силы? В это мгновение мы можем отказаться от мести. Это будет самым правильным и самым трезвым решением. Уже потом, по прошествии времени, если обнаружим, что обида съедает нас, то для исцеления сердца нужно молиться о человеке. Необязательно читать длинные тексты из молитвослова. Достаточно сказать своими словами – «Господи, я знаю, что этот мир лежит во зле. Я сам нередко делаю зло. Но, сейчас мне так больно. Не получается отпустить обиду. Я очень хочу исцелиться от нее, она не дает мне жить, очень хочу простить, чтобы идти дальше, но у меня не получается. Помилуй меня и того человека, который нанес мне рану. Даруй нам покаяние и прощение».

Однажды, я услышал от Патриарха очень точное определение: «Простить – это не значит забыть. Это значит переформатировать конфликт так, чтобы он перестал быть препятствием для роста отношений». Мудрые слова, но важно понимать их контекст: тогда речь шла о семейных, бытовых неурядицах. Однако наш сегодняшний разговор – не о них. Когда речь идет о серьезных, ломающих жизнь обидах, прощение и восстановление отношений – это не одно и то же. Можно и нужно простить мошенника, но это не обязывает нас опять доверчиво скидывать ему деньги на карту. Можно отпустить обиду на предавшего друга, но это не значит – продолжать ту же дружбу с тем же доверием и распростертыми объятиями. Прощение происходит в нашем сердце, а вот выстраивание здоровых границ – это уже работа нашего разума, необходимая для самозащиты от повторного ранения.

Так в чем же тогда смысл? Зачем это всё?

А смысл – в нашей свободе. Непрощение – это не наказание для обидчика. Это – тюрьма для нас самих. Держась за обиду, мы продолжаем мысленно жить с тем человеком, который нас ранил. Мы кормим его своей жизнью, своими мыслями, своей болью. Он уже, возможно, забыл о нас, а мы – нет. Он давно свободен, а мы – в заложниках у прошлого.

Простить – это разорвать эти цепи. Это выйти из тюрьмы, в которую мы сами себя заключили. Это сказать: «Да, со мной поступили плохо. Очень плохо. Но я не позволю этому поступку управлять моей жизнью дальше. Я передаю это дело на рассмотрение Вечного и Справедливого Судьи. И я иду дальше. Я забираю свою жизнь обратно».

Это и есть тот самый путь, о котором сказано: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). Это не сделка. Это – утешение и закон духовной жизни. Зажатый в кулаке, полный обиды и злобы человек просто неспособен принять прощение от Бога. Его руки заняты. Он держит в них свое право на месть. Чтобы получить прощение – кулак надо разжать. Чтобы выйти на свободу – надо выпустить из рук то, что держит тебя в плену.

Это трудно? Невероятно трудно. Это больно? Еще как! Это требует мужества? Да, еще большего, чем для мести! Но это – единственный путь к настоящей свободе. К жизни, которая принадлежит лично нам, а не нашему обидчику. Знает ли Господь, как тяжело прощать тяжелые обиды? Конечно знает. И поэтому дает утешение и мощнейшую мотивацию – «Прощать нелегко. Но, чтобы ты захотел исцелиться от обиды, найти покой и утешение, за твое прощение, Я обещаю простить твои преступления и грехи. Да, с тобой поступили ужасно, поступили несправедливо. Но, взамен Я дам тебе куда больше, чем то, что ты надеешься получить от мести. Ты хочешь жить вечно в Моем Царстве?».

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»