ЭТО НЕ Я!»™: ПРИБЫЛЬНЫЙ ТРЕНД СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Сегодня – разговор неожиданный. Не о вере в привычном смысле, а о… ответственности. О том, как мы, люди, умудряемся играть в странные игры с самими собой. Играть так давно, что корни этой игры – в самого начала истории человечества. Помните Эдемский сад? Человек согрешил. И что же? «Жена, которую Ты мне дал…» – говорит Адам Богу. А Ева? «Змей обольстил меня». Виноваты все: жена, змей… кто угодно, только не я. Эта мелодия самооправдания звучит в нас тысячелетиями, только инструменты стали другими.
Вот представьте: человек ранен пулей. Кто виноват? Сама пуля? Или ствол, из которого она вылетела? Может, виноваты физики, открывшие законы динамики, или инженеры, создавшие автомат? Нет. Мы без колебаний указываем на того, кто нажал на спусковой крючок. Автомобиль сбил пешехода. Кто виноват? Дорога? Машина? Конструктор? Нет. Ответственен водитель. На заводе хаос и бардак. Мы ищем не «виноватую» систему управления, а конкретного нерадивого начальника, мастера, работника. Человек. Всегда человек.
Нож. Орудие труда, кухонный помощник. Им можно хлеб нарезать, а можно и жизни лишить. Инструмент нейтрален. Мир технологий, машин, структур – это лишь продолжение наших рук, нашего разума, нашей воли. Мы управляем ими. Они не управляют нами в конечном счете. Или… управляют?
Вот здесь начинается самое интересное, странное и, увы, очень распространенное. Мы переходим в сферу души, психики, внутреннего мира. И… происходит магическая подмена. Вдруг инструмент, созданный для понимания человека, помощи, его исцеления – психология – становится главным подозреваемым, а чаще – главным оправданием. Почему-то здесь железная логика «виноват стрелок, а не автомат» дает сбой. Мы охотно верим современным поп-психологам, блоггерам, авторам книг, что виновато прошлое. Что виноваты гены. Что виновата «травма», как некое мистический клеймо. Виноваты родители, начальник, экономика, политики, звезды в небе, карма, да что угодно и кто угодно, только не я…
«Если бы не эта работа, я бы не пил!» – говорит человек. Сменит работу – и что? Часто оказывается, что новая работа тоже «каторжная», или просто… пятница. «Если бы не измена жены, я бы не озлобился на всех женщин!» – оправдывает свое мрачное состояние муж. Но разве злоба исцеляет рану? «Бедность заставила меня воровать!» – кричит задержанный. Но разве бедность – это приказ, который снимает нравственный выбор? Алкоголик искренне верит: вот найдет новую работу, переедет в другой город – и тогда заживёёёт. Проходят годы в ожидании «идеальных условий». А если и переедет? Очень часто бутылка находит его и там. Потому что корень – не в городе, не в работе. Корень – внутри. В той пустоте, в той боли, в том неумении жить иначе, которую он пытается затопить спиртным.
И вот тут на сцену выходит современная массовая психология. Вот она, сморите. Особенно на вот эту, что в коммерческой упаковке. Она, увы, часто не исцеляет, а… консервирует (ведь задача коммерции – продать). Она ловко улавливает древний Адамов рефлекс самооправдания и превращает его в товар. В ответ на запрос «Скажите, что я не виноват!» она услужливо шепчет: «Ну да, Рафик был ни в чём не виноват! Виноваты родители (недолюбили/перелюбили). Виновата система (угнетает). Виноваты гены (такая наследственность). Виновата травма (а помнишь тот случай в 5 лет?).» Люди вокруг тоже виноваты (просто тебя окружают одни токсики и абьюзеры). Она активно культивирует и поощряет жертвенную позицию. Стать «жертвой обстоятельств» становится психологически комфортно – это снимает груз ответственности, тяжесть необходимости что-то менять в себе.
Создается иллюзия, очень удобная иллюзия, что любую внутреннюю проблему можно решить внешним, почти техническим способом. От стресса – вот тебе волшебные антидепрессанты (не разбираясь в источнике стресса или депрессии). От одиночества – вот тебе «5 техник построения отношений» (без работы над своей закрытостью, эгоизмом, страхами). От тоски и неудовлетворенности своим телом/весом – вот тебе аффирмации: «Я самая обаятельная и привлекательная». Как будто сложнейший, глубокий, духовный мир человека – это какой-то простецкий механизм, где нужно подкрутить гаечку, сменить детальку, побрызгать WD-40 и все заработает. Но душа – не машина, не механизм. Грех, страсть, пустота – не лечатся простыми техниками по управлению настроением. Это требует гораздо более глубокой, честной и часто болезненной работы над собой. Работы, где ключевое слово – «Я». «Я» должен измениться. «Я» должен взять ответственность. «Я» должен нажать на свой внутренний «стоп-кран», или подняться из лужи, даже когда очень трудно.
Психология как наука, как метод познания – бесценна. Но когда она превращается в индустрию, обслуживающую наше нежелание взрослеть, нежелание каяться (в самом широком смысле – признавать свои ошибки и меняться), нежелание нести свой крест – она становится опасным инструментом. Инструментом самообмана. Помните: «Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей» (Еккл.10:8). Пытаясь разрушить ограду ответственности, мы выпускаем змея самооправдания, который в итоге жалит нас же, лишая силы и свободы.
Возьмите, к примеру, моду на «токсичных людей». Само понятие важное, оно помогает распознать разрушительные отношения. Но посмотрите, как это работает на практике? Человек, не научившийся выстраивать границы, прощать или просто терпеть мелкие неудобства, вдруг обнаруживает, что вокруг – одни «токсики». Родители – токсичны (потому что лезут не в свое дело). Друзья – токсичны (потому что не поддержали). Коллеги – токсичны (потому что конкурируют). Начальник – токсичен (потому что требует). Муж – токсичен (требует убираться дома и готовить ужин. Я вышла замуж за абьюзера). Постоянная охота на «токсиков» становится способом не видеть собственные сложности в общении, свой эгоцентризм, свою неготовность вкладываться в отношения. Легче объявить кого-то «токсиком» и отгородиться, чем разбираться в сложной паутине взаимных претензий и обид.
И вот мы подходим к самому горькому парадоксу. Индустрия «быстрой психологической помощи», эксплуатирующая наше желание снять с себя ответственность, на самом деле делает нас слабее. Она лишает свободы выбора. Свободы отвечать за свои поступки. Свободы признавать: да, мне было больно, но я выбираю, как жить с этим дальше. Да, меня обидели, но я решаю, прощать или нет, и как это прощение будет выглядеть. Да, у меня есть слабости, страсти, но я борюсь с ними. Это трудно? Невероятно трудно! Это требует мужества каждый день. Но это и есть путь взросления, путь к настоящей, а не иллюзорной свободе.
Противоположность этому – путь вечной жертвы. Он комфортен лишь на первый взгляд. На самом деле это путь в клетку самооправдания, где ты всегда прав, потому что всегда обижен. Где мир обязан тебе, потому что тебе «недодали». Где любое требование к тебе – это насилие, потому что у тебя же «травма». Это ПУТЬ БЕСКОНЕЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ – ОТ ПСИХОЛОГА, от таблетки, от одобрения, от поиска виноватых. Это путь духовного паралича.
Так что же, отвергать психологию совсем? Ни в коем случае! Мудрый врач нужен и душе. Но врач, который помогает тебе встать и идти самому, а не тот, кто предлагает вечную каталку и убаюкивающие сказки о твоей невиновности. Настоящая психология (и настоящая аскеза, кстати) – это всегда про работу. Про усилие. Про честный взгляд внутрь себя. Про признание: «Да, это я нажал на курок гнева. Я позволил лени взять верх. Я выбрал путь мести вместо прощения. Я не захотел разбираться со своей пустотой и заткнул ее суррогатом». «Это не бабы меркантильные, это я выбираю не тех женщин потому, что…». Это страшно? Вообще да. Но именно этот страх и есть начало подлинного освобождения. Как писал Ф.М. Достоевский: «Человек, который лжет себе и верит собственной лжи, доходит до того, что не может уже различать правду ни в себе, ни кругом себя, и, таким образом, приходит в неуважение и к себе, и к другим. Не уважая никого, перестает любить…». Начните с малого: перестаньте лгать себе в том, кто нажимает на спусковой крючок ваших поступков и вашего состояния. Кто внутри вас держит оружие?
Ответственность – это не тяжелый камень, который нам вменяют в вину. Это – руль. Взять ответственность – значит признать: я – капитан этого корабля под названием «Моя жизнь». Да, бывают штормы – болезни, потери, несправедливость, последствия чужих поступков. Да, ветра прошлого могут сбивать с курса. Но решение – как реагировать, куда плыть дальше, какие паруса поднять (веру, надежду, любовь, волю), а какие убрать (гнев, уныние, зависть) – это решение капитана. Это решение мое. Психология может быть прекрасным штурманом, помогающим читать карты души, понимать течения и мели. Но она не должна хвататься за штурвал вместо меня, убаюкивая сказками о моей полной невиновности перед лицом жизненных бурь.
Путь жертвы – это тупик. Он выглядит как убежище, но на деле – это тюрьма с решетками из собственных оправданий. Путь ответственности – это путь воина духа. Это трудный, порой изматывающий подъем в гору. Но только с вершины этой горы открывается простор настоящей, ничем не обусловленной свободы и мира. Мира не от отсутствия бурь, а от знания, что ты имеешь силу и право ими управлять.
Так кто же держит оружие вашей души сегодня? Кто нажимает на курок ваших решений, ваших реакций, вашего состояния? Родители, начальники, друзья-токсики, жена/муж — абьюзер, обстоятельства, прошлое – или вы?
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»