ЕСЛИ БОГ ВСЕМОГУЩ, ТО ПОЧЕМУ НЕ ОСТАНОВИТ ЗЛО НА ЗЕМЛЕ?
Вопрос, который если не ломает, то серьезно тревожит очень многих. Вопрос, который задает и верующий, и атеист. Вопрос, на который, кажется, нет внятного ответа. Если Бог есть, если Он всемогущ и благ, как утверждает православие, то почему в мире творится такое? Почему льется кровь, почему царит несправедливость, почему страдают невинные? Войны, боль, предательства, катастрофы. Почему Он просто не остановит это зло? Не нажмет на кнопку «стоп»? Не вмешается, наконец? Не отменит зло, как плохую погоду, одним щелчком?
Часто можно услышать: мол, на этот вопрос ответа нет. Что это тупик для веры. Но давайте посмотрим на эту проблему не как на богословскую головоломку, а как на социальный и личный диагноз нашего времени. Не как схоласты, не цитируя толстые книги, а посмотрим на эту проблему через призму нашей с вами жизни, нашей человеческой природы.
Вот скажите, замечали ли вы, что у нас в голове есть некий эталон нормы. Нормы жизни. Когда тебя не предают, когда ты здоров, когда есть работа, семья, любовь и мирное небо над головой. Мы не ходим и не хвастаем этим. Это норма. Мы просто говорим — у меня всё хорошо. Однако, о своих проблемах, о боли, о неудачах мы говорим охотно и много. Мы «делимся» горем. А вот о счастье, о радости, о мире в душе — как-то меньше. Почему? Да потому, что боль — это сбой. Это ошибка в программе. А радость, покой, добро — это нормальное, штатное состояние человека. Это та самая заводская настройка, которую заложил в нас Создатель. В самой первой книге Библии, после каждого акта творения, звучит одна и та же фраза: «И увидел Бог, что это хорошо». Мир был создан хорошим, удобным для жизни, гармоничным. И человек в этом мире чувствовал себя, как рыба в воде. Зла там не было.
Откуда же оно взялось? Ответ может показаться неожиданным: зло не было сотворено. Оно не является какой-то самостоятельной силой, конкурирующей с Богом (как любят показывать в голливудских фильмах). Представьте себе свет и тьму. Тьма — это не сущность, это всего-навсего отсутствие света. Нет света — вот вам и тьма. Так и здесь. Зло — это отсутствие добра. Это отступление от Бога, Который и есть абсолютное Добро. Зло — это паразит.
Как же этот паразит проник в нашу реальность? История эта древняя. Она началась еще в мире ангельском. Самый могущественный, самый прекрасный ангел, стоявший ближе всех к Богу, вдруг возомнил, что он сам — центр вселенной. В его сердце вошла гордыня: «А могу ли я быть как Бог?». И он сделал первый шаг. Шаг прочь от Источника жизни. Но в отрыве от Источника жизнь невозможна. Это все равно что перерезать кабель, питающий мощный ноутбук. Какое-то время он будет работать на остатках заряда батареи, но потом неминуемо отключится. Так и этот ангел, которого мы теперь зовем сатаной, начал истощаться. Есть очень интересная, хоть ине очень популярная богословская мысль, что сатане потребовался внешний источник энергии. Этим источником стал человек. Чтобы лучше ее понять, вспомните сцену из фильма «Матрица», где Нео впервые сталкивается с настоящей реальностью. В этом мире искусственный интеллект, воплощенный образ сатаны, извлекает энергию из человечества, которое он выращивает, как скот в инкубаторе. Я считаю, что этот образ очень точен с духовной точки зрения.
Дьявол пришел к нашим прародителям не с дубиной. Он пришел с самой изощренной клеветой: «Бог вас обманывает. Он не хочет, чтобы вы стали как боги. Он ущемляет вашу свободу». И человек, соблазненный этим ложным посылом, сам сделал тот же роковой шаг. Шаг прочь от Добра. Шаг в автономное плавание, где зло, как вирус, вошло в него, искажая и повреждая человеческую природу. Делая ее неспособной к усваиванию себя Богу. С тех пор зло живет в мире как вирус, паразитирующий на человеческой свободе. Дьявол, по меткому выражению одного писатель, греет руки у огня человеческих страстей.
И вот мы подходим к главному. Почему же Бог не остановит это? Ответ — в самой человеческой природе. Бог сотворил нас не марионетками, не биороботами, запрограммированными на добро. Он сотворил нас свободными. Любовь, а Бог есть любовь, не может быть навязана силой. Отнять у человека свободу выбора — значит, отнять у него самое человеческое, превратить его в животное, в автомат. Бог этого не делает. Он, как мудрый и любящий Родитель, предупреждает об опасности, но дает нам право на собственный опыт, даже горький…
Апостол Павел с потрясающей точностью описывает нашу с вами внутреннюю борьбу: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19). Знакомое состояние? Внутри нас есть эта врожденная тяга к добру, к свету, к правде, к справедливости. Но есть и накопившаяся за тысячелетия привычка к этому вирусу зла. И чем больше мир грешит, чем чаще мы выбираем зло, тем больше размывается наше внутреннее зрение. Происходит страшная подмена: зло начинает казаться добром, а добро — злом. Разрушительное называют развитием, прогрессом, разврат — свободой самовыражения, грех — личным выбором. Человек, даже крещеный, имеющий благодать победить в себе зло, незаметно для себя начинает разрушаться, принимая яд за лекарство.
Но даже в самом отъявленном злодее продолжает тлеть та самая искра — образ Божий. Зло паразитирует именно на нем, на этом неистребимом добре в нас. Если бы в человеке не было вовсе добра, злу бы просто не на чем было бы паразитировать, и человек самоуничтожился бы. Само существование зла доказывает, что добро в мире еще есть, и оно — первично.
Так что же, выходит, Бог просто наблюдает со стороны? Вовсе нет. Он не устранил зло силой, но Он победил его изнутри. Он, воплотившись, сам вошел в этот мир, принял в себя всю его боль, всю несправедливость, всю грязь и победил их Своим Воскресением. Он победил даже смерть! Он превратил самое большое зло — убийство Богочеловека — в величайшее добро — спасение человечества.
И теперь поле битвы — это сердце каждого человека. Бог не силой ломает нашу волю, а тихо стучится в дверь и ждет, когда мы сами изнутри откроем Ему. Он все проявления зла, всю несправедливость, которую мы терпим, умудряется обращать к нашему же благу, закаляя нас, уча нас состраданию, милосердию, терпению. Как сказал один святой, «вредить природе, не свойственно Промыслу».
Так что вопрос «почему Бог не остановит зло?» — немножко от лукавого. Правильнее спросить себя: а что я делаю для того, чтобы остановить зло? Начать хотя бы с того, что происходит во мне самом: с моих мыслей, моих поступков, моего отношения к ближним. Зло побеждается не громоподобными вмешательствами с неба, а тихими, почти незаметными подвигами обычных людей, выбирающих добро каждый день в самых простых бытовых вещах. Нужно только захотеть, только обратиться к Богу с желанием – «я хочу по другому, дай мне сил жить так, как задумал Ты, а не как хочет этот мир».
И это — хорошая новость. Потому что это значит, что все в наших руках. Вернее, в наших сердцах. Тот, Кто победил саму смерть, конечно же, даст сил для победы над злом в нашей маленькой жизни. Надо только начать и попросить у Него помощи. Получится. Обязательно получится. Ведь Христос сказал – «Грядущаго ко мне не изжену вон» (Иоан.6:37).
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»