Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние тридцать шестое

Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние тридцать шестое


К оглавлению

К разделу


Дѣяніе тридцать шестое.
5 ноября 1917 года.

I. Въ сей день Божественную литургію въ храмѣ Христа Спасителя совершаютъ Члены Собора:

Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Владиміръ, Митрополитъ Петроградскій и Гдовскій Веніаминъ, Архіепископъ Казанскій и Свіяжскій Іаковъ, Архіепископъ Приморскій и Владивостокскій Евсевій, Архіепископъ Рижскій и Митавскій Іоаннъ, Архіепископъ Тамбовскій и Шацкій Кириллъ, Архіепископъ Донской и Новочеркасскій Митрофанъ, Архіепископъ Симбирскій и Сызранскій Веніаминъ, Архіепископъ Могилевскій и Мстиславскій Константинъ, Архіепископъ Таврическій и Симферопольскій Димитрій и Архіепископъ Кишиневскій и Хотинскій Анастасій соборне въ сослуженіи Членовъ Собора Протопресвитеровъ: военнаго и морского духовенства Георгія Щавельскаго и Большого Московскаго Успенскаго собора Николая Любимова; архимандритовъ: члена Петроградскаго духовно-цензурнаго Комитета Владиміра, ректора Таврической духовной семинаріи Веніамина, инспектора Казанской Духовной Академіи Гурія, настоятеля Макарьево-Унженскаго монастыря, Костромской епархіи, Виссаріона, настоятеля Оптиной пустыни, Калужской епархіи, Исаакія, намѣстника Боголюбова монастыря, Владимірской епархіи, Александра; митрофорныхъ протоіереевъ: предсѣдательствующаго въ Училищномъ Совѣтѣ при Святѣйшемъ Сѵнодѣ Члена Собора Павла Соколова, настоятеля храма Христа Спасителя Владиміра Маркова, главнаго священника западнаго фронта Члена Собора Константина Богородицкаго, настоятеля Троицкой въ г. Петроградѣ церкви Общества распространенія религіозно-нравственнаго просвѣщенія въ духѣ Православной Церкви и редактора «Церковно-Общественнаго Вѣстника» Члена Собора Павла Лахостскаго; протоіереевъ: настоятеля храма Воскресенія Христова, что на Екатерининскомъ каналѣ въ г. Петроградѣ, и профессора Петроградской Духовной Академіи Члена Собора Петра Лепорскаго, старшаго сакелларія Большого Московскаго Успенскаго собора Николая Пшеничникова, настоятеля Люблинскаго собора, Холмской епархіи, Члена Собора Эмиліана Бекаревича, настоятеля Богодуховскаго Успенскаго собора, Харьковской епархіи, Члена Собора Алексія Станиславскаго, настоятеля Токійскаго Собора въ Японіи, замѣстителя Сергія, епископа Японскаго, Симеона Міи, настоятеля Святотроицкаго собора г. Троицка, Оренбургской епархіи, Iоанна Ильина, ключаря храма Христа Спасителя Члена Собора Александра Хотовицкаго, протоіерея того же храма Николая Арсеньева; священниковъ: того же храма, профессора Московской Духовной Академіи Иліи Гумилевскаго и Василія Красновскаго; законоучителя Новочеркасской Платовской гимнизіи, области Войска Донского, Члена Собора Василія Чернявскаго, настоятеля церкви станицы Брюховецкой, Кубанской области, Члена Собора Николая Карташева; протодіаконовъ: Большого Успенскаго собора Константина Розова и Василія Ризположенскаго, храма Христа Спасителя — Владиміра Архангельскаго и Алексѣя Морозова; діаконовъ Членонъ Собора: Богоявленской церкви города Керенска, Пензенской епархіи, Михаила Нечаева, Михаило-Архангельской церкви десятаго округа, Бузулукскаго уѣзда, Самарской епархіи, Алексія Никольскаго; въ должности иподіаконовъ — Членовъ Собора: діакона Виленскаго каѳедральнаго собора Николая Ливая и псаломщиковъ: Успенской церкви г. Старой Руссы, Новгородской епархіи, Ивана Сперанскаго и Преображенской церкви села Гужовки, Борзненскаго уѣзда, Черниговской епархіи, Константина Самбурскаго.

II. За литургіей присутствуютъ Члены Всероссійскаго Помѣстнаго Собора — епископы, клирики и міряне; при этомъ епископы, не принимавшіе участія въ совершеніи Божественной литургіи, стоятъ, облаченные въ мантіи, во святомъ алтарѣ, а клирики и міряне занимаютъ мѣста посреди храма вокругъ архіерейскаго амвона и далѣе до солеи по обѣ стороны, непосредственно за священнослужителями.

Отсутствуютъ всѣ три кандидата на патріаршество.

Въ тотъ день Митрополитъ Московскій и Коломенскій Тихонъ совершаетъ Божественную литургію въ Крестовой церкви Троицкаго Сухарева Митрополичьяго подворья въ сослуженіи Члена Собора намѣстника Кіево-Печерской Успенской Лавры архимандрита Амвросія, Члена Собора, присутствующаго въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ протоіерея Александра Рождественскаго, протодіакона Большого Успенскаго Московскаго собора Николая Румянцева и братіи подворья. При семъ присутствуетъ сакелларій Большого Успенскаго собора протоіерей Василій Субботинъ. Остальные два кандидата на патріаршество имѣютъ пребываніе: Архіепископъ Харьковскій и Ахтырскій Антоній — на подворьѣ Валаамскаго монастыря и Архіепископъ Новгородскій и Старорусскій Арсеній на Троицкомъ Сухаревомъ Митрополичьемъ подворьѣ, ожидая извѣщенія о совершившемся священнымъ жребіемъ избраніи одного изъ кандидатовъ въ санъ Патріарха Всероссійскаго.

III. По окончаніи чтенія часовъ Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Владиміръ входитъ во святый алтарь и становится съ лѣвой стороны предъ уготованнымъ столикомъ. Секретарь Собора Василій Шеинъ на блюдѣ подноситъ три чистыхъ одинаковаго вида и размѣра жребія, въ формѣ восьмой доли обыкновеннаго писчаго листа бѣлой бумаги, съ синею изъ краски печатью Собора, на коихъ Митрополитъ Владиміръ, собственноручно начертываетъ имена трехъ избранныхъ Соборомъ кандидатовъ на патріаршество: Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго Антонія, Архіепископа Новгородскаго и Старорусскаго Арсенія и Митрополита Московскаго и Коломенскаго Тихона, свертываетъ каждый жребій въ трубочку, слагаетъ ихъ поперекъ, надѣваетъ на каждый изъ нихъ резиновое кольцо и влагаетъ каждый отдѣльно въ особый ковцежецъ, гдѣ они размѣстились вполнѣ свободно, встряхиваетъ этотъ ковчежецъ, закрываетъ его и обвязываетъ тесьмою, концы которой запечатываетъ сургучною печатью.

IV. При надписаніи и запечатаніи жребіевъ присутствуютъ, въ качествѣ свидѣтелей, сослужащіе епископы и по три избранныхъ Соборомъ представителя Собора отъ клириковъ и мірянъ: Протопресвитеръ Большого Московскаго Успенскаго собора Николай Любимовъ, протоіерей Люблинскаго собора, Холмской епархіи, Эмиліанъ Бекаревичъ, законоучитель Новочеркасской Платовской гимназіи области Войска Донского священникъ Василій Чернявскій, проф. Петроградской Духовной Академіи Иванъ Соколовъ, проф. Казанской Духовной Академіи Павелъ Лапинъ и крестьянинъ села Красная Поляна, Головецкой волости Симбирской епархіи, Иванъ Маловъ, коимъ означенные жребіи были предъявлены и оказались дѣйствительно одинаковаго вида и размѣра, съ надписаніемъ именъ трехъ поименованныхъ выше кандидатовъ въ патріархи, о чемъ и составленъ свидѣтелями особый актъ.

(Приложеніе I).

V. Взявъ запечатанный ковчежецъ въ руки, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Владиміръ износитъ его изъ святаго алтаря на солею и полагаетъ на особо уготованномъ тетраподѣ съ лѣвой стороны отъ царскихъ вратъ, предъ мѣстною иконою Божіей Матери. На томъ же тетраподѣ полагается списокъ съ чудотворной Владимірской иконы Божіей Матери.

VI. Всѣ священнослужители, участвующіе въ совершеніи Божественной литургіи, исходятъ на средину храма; начинается Божественная литургія при пѣніи на правомъ клиросѣ Сѵнодальнаго хора и и лѣвомъ — хора храма Христа Спасителя; во время литургіи въ положенныхъ мѣстахъ возносится моленіе о трехъ избранныхъ кандидатахъ на патріаршество.

VII. Во время чтенія Апостола въ храмъ Христа Спасителя прибываетъ изъ Большого Московскаго Успенскаго собора чудотворная Владимірская икона Божіей Матери и поставляется на тетраподѣ, на которомъ стоитъ запечатанный ковчежецъ со жребіями.

VIII. Чудотворную Владимірскую икону Божіей Матери въ пути изъ Московскаго Большого Успенскаго собора въ храмъ Христа Спасителя сопровождаютъ Митрополитъ Тифлисскій, Экзархъ Кавказскій, Платонъ и причтъ Большого Успенскаго собора.

IX. Во время причащенія священнослужащихъ Епископъ Астраханскій и Царевскій Митрофанъ произноситъ приличествующее случаю слово о значеніи патріаршаго служенія въ Церкви Православной.

(Приложеніе II).

X. По окончаніи литургіи совершается молебное пѣніе, по нарочито составленному, прилагаемому при семъ, чину Христу Спасителю, Пречистой Богоматери и Святителямъ Московскимъ: Петру, Алексію, Іонѣ, Филиппу и Ермогену.

(Приложеніе III).

Молебное пѣніе совершаютъ: Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Владиміръ, Митрополитъ Тифлисскій, Экзархъ Кавказскій Платонъ, Митрополитъ Петроградскій и Гдовскій Веніаминъ, Архіепископъ Казанскій и Свіяжскій Іаковъ, Архіепископъ Рижскій и Митавскій Іоаннъ, Архіепископъ Приморскій и Владивостокскій Евсевій, Архіепископъ Тамбовскій и Шацкій Кириллъ, Архіепископъ Донской и Новочеркасскій Митрофанъ, Архіепископъ Симбирскій и Сызранскій Веніаминъ, Архіепископъ Волынскій и Житомірскій Евлогій, Архіепископъ Могилевскій и Мстиславскій Константинъ, Архіепископъ Таврическій и Симферопольскій Димитрій, Архіепископъ Кишиневскій и Хотинскій Анастасій, Епископъ Омскій и Павлодарскій Сильвестръ и Епископъ Камчатскій Несторъ, въ сослуженіи о.о. Членовъ Собора и прочаго духовенства, участвовавшаго въ совершеніи Божественной литургіи, и другихъ священнослужителей всего до 50-ти.

Во время совершенія молебнаго пѣнія неслужащіе епископы Члены Собора стоятъ въ мантіяхъ на ступеняхъ солеи.

XI. По прочтеніи молитвы, въ назначенное по чину время предстоятель Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Владиміръ восходитъ на солею и приближается къ тетраподу, на которомъ положенъ ковчежецъ съ заключенными въ немъ тремя жребіями съ именами кандидатовъ на патріаршество, и, принявъ его въ руки, износитъ на амвонъ, приподнимаетъ его на виду всѣхъ присутствующихъ и сотрясаетъ, при чемъ присутствующимъ хорошо видно, что печать и тесьма сохранились неприкосновенными.

XII. Въ это время восходятъ на амвонъ: Митрополитъ Тифлисскій, Экзархъ Кавказскій Платонъ, Митрополитъ Петроградскій и Гдовскій Веніаминъ, Архіепископъ Казанскій и Свіяжскій Іаковъ, Архіепископъ Приморскій и Владивостокскій Евсевій, Архіепископъ Рижскій и Митавскій Іоаннъ, Архіепископъ Кишиневскій и Хотинскій Анастасій, вышеуказанные шесть представителей Членовъ Собора отъ клира и мірянъ и съ ними іеромонахъ-затворникъ Зосимовой пустыни Алексій, облаченный въ клобукъ, мантію, епитрахиль и поручи.

XIII. Обратясь лицемъ къ народу, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Владиміръ пріемлетъ въ руки ножницы, разрѣзаетъ тесьму, снимаетъ ее съ ковчежца, поднимаетъ крышку онаго и благословляетъ іеромонаха-затворника Зосимовой пустыни Алексія на вынутіе жребія съ именемъ избраннаго, по указанію Божію, въ санъ Патріарха Всероссійскаго.

XIV. Старецъ затворникъ Зосимовой пустыни іеромонахъ Алексій, принявъ благословеніе Митрополита Кіевскаго и Галицкаго Владиміра и трижды осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ, изъемлетъ изъ ковчежца одинъ жребій и вручаетъ его Митрополиту Владиміру.

XV. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Владиміръ вскрываетъ жребій, снимая съ онаго резиновое кольцо, предъявляетъ жребій вышеуказаннымъ шести избраннымъ Священнымъ Соборомъ, въ качествѣ свидѣтелей при вынутіи жребія, представителямъ отъ клира и мірянъ и оглашаетъ предъ лицемъ епископовъ, клира и народа имя избраннаго въ Патріархи Митрополита Московскаго и Коломенскаго Тихона.

XVI. Старшій изъ свидѣтелей, представителей клира, протопресвитеръ Большого Московскаго Успенскаго собора Николай Любимовъ вынимаетъ оставшіеся въ кончежцѣ два жребія съ именами неизбранныхъ кандидатовъ, вскрываетъ сіи жребіи и предъявляетъ прочимъ избраннымъ Священнымъ Соборомъ, въ качествѣ свидѣтелей, представителямъ клира и мірянъ.

XVII. Весь Священный Соборъ и всѣ предстоящіе въ храмѣ троекратно воспѣваютъ въ честь новоизбраннаго Патріарха — Митрополита Московскаго и Коломенскаго Тихона «аксіосъ» и возносятъ благодареніе Господу торжестненнымъ пѣніемъ: «Тебе Бога хвалимъ».

XVIII. По обычномъ отпустѣ, протодіаконъ Розовъ возглашаетъ многолѣтіе «Господину нашему Высокопреосвященнѣйшему Митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному и нареченному въ Патіархи богоспасаемаго града Москвы и всея Россіи».

Весь Священный Соборъ и всѣ присутствующіе въ храмѣ торжественно воспѣваютъ троекратно многая лѣта новоизбранному Патріарху.

XIX. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Владиміръ совершаетъ отпустъ, и для благовѣстія Митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону о томъ, что на него, по изволенію Божію, палъ жребій воспріять служеніе въ санѣ Патріарха Всероссійскаго, изъ храма Христа Спасителя, по окончаніи въ ономъ молебнаго пѣнія, отправляется въ Троицкое Сухарево подворье нарочитое посольство въ составѣ старѣйшихъ архипастырей Членовъ Собора: Митрополита Кіевскаго и Галицкаго Владиміра, Митрополита Тифлисскаго, Экзарха Кавказскаго Платона, Митрополита Петроградскаго и Гдовскаго Веніамина, Архіепископа Казанскаго и Свіяжскаго Іакова, Архіепископа Приморскаго и Владивостокскаго Евсевія, Архіепископа Рижскаго и Митавскаго Іоанна, Архіепископа Кишиневскаго и Хотинскаго Анастасія, поименованныхъ выше представителей трехъ отъ клириковъ и трехъ отъ мірянъ — Членовъ Собора: протопресвитера Николая Любимова, протоіерея Эмиліана Бекаревича, священннка Василія Чернявскаго, профессора Павла Лапина, профессора Ивана Соколова, крестьянина Ивана Малова и Секретаря Собора Василія Шеина.

XX. По прибытіи на Троицкое Сухарево подворье лицъ, назначенныхъ Священнымъ Соборомъ для патріаршаго благовѣстія, избранный и нареченный въ санъ Патріарха Всероссійскаго Митрополитъ Московскій и Коломенскій Тихонъ въ алтарѣ Крестовой церкви подворья облачается въ мантію и малый омофоръ, возлагаетъ на главу митру и совершаетъ стоя предъ Св. Престоломъ, краткое молебное пѣніе по слѣдующему чину: «Благословенъ Богъ нашъ». Трисвятое… Отче нашъ. Тропарь святому, егоже есть храмъ (Преподобному Сергію Радонежскому Чудотворцу), и дневный (воскресный 7 гласа) и Богородиченъ (того же гласа). Ектенія: «Помилуй насъ, Боже, по велицѣй милости Твоей». «Еще молимся о Богохранимой Державѣ Россійской, правителяхъ ея и о всемъ христолюбивомъ воинствѣ». «Еще молимся о Всероссійскомъ Церковномъ Соборѣ и Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». «Еще молимся за всю братію и за вся христіаны». Возгласъ: «Яко милостивъ и человѣколюбецъ Богъ еси» и отпустъ.

XXI. По совершеніи молебствія, избранный и нареченный въ санъ Патріарха, Митрополитъ Московскій и Коломенскій Тихонъ исходитъ изъ алтаря и становится на амвонѣ, обратясь лицемъ къ народу.

XXII. Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Владиміръ съ прочими прибывшими въ посольствѣ Членами Священнаго Собора восходитъ на амвонъ, приближается къ избранному въ санъ Патріарха всея Россіи Митрополиту Тихону и торжественно благовѣститъ ему патріаршество, говоря: «Преосвященный Митрополитъ Тихонъ, Священный и Великій Соборъ призываетъ твою святыню на патріаршество богоспасаемаго града Москвы и всея Россіи».

XXIII. Избранный и нареченный въ санъ патріарха Митрополитъ Московскій и Коломенскій Тихонъ отвѣтствуетъ: «Понеже Священный Великій Соборъ судилъ мене недостойнаго быти въ таковѣ служеніи, благодарю, пріемлю и ни мало вопреки глаголю».

XXIV. Протодіаконъ Большого Успенскаго собора Николай Румянцевъ возглашаетъ многолѣтіе: «Господину нашему Высокопреосвященнѣйшему Митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному и нареченному въ Патріарха богоспасаемаго града Москвы и всея Россіи, подаждь, Господи, здравіе, спасеніе, во всемъ благое поспѣшеніе и сохрани его на многая лѣта».
Ликъ поетъ: «Многая лѣта».

XXV. Избранный и новонареченный Патріархъ Митрополитъ Московскій и Коломенскій Тихонъ произноситъ краткое слово.

(Приложеніе IV).

XXVI. Протопресвитеръ Большого Московскаго Успенскаго собора Николай Любимовъ краткимъ словомъ привѣтствуетъ новонареченнаго Патріарха съ Божіимъ избраніемъ (Приложеніе V) и подноситъ ему въ благословеніе на великій подвигъ первосвятительскаго въ Россійской Церкви служенія отъ Большого Успенскаго, отнынѣ Патріаршаго, собора святую икону — списокъ съ Чудотворной Владимірской иконы Божіей Матери, который стоялъ на тетраподѣ вмѣстѣ сь ковчежцемъ съ именами кандидатовъ на патріаршество.

XXVII. Членъ Священнаго Собора и первоприсутствующій Святѣйшаго Сѵнода Митрополитъ Тифлисскій, Экзархъ Кавказскій Платонъ привѣтствуетъ новонареченнаго Патріарха отъ имени Святѣйшаго Сѵнода; при этомъ привѣтствіи находятся присутствующіе въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ протопресвитеръ Николай Любимовъ и протоіерей Александръ Рождественскій.

XXVIII. Члены Священнаго Собора протоіерей Эмиліанъ Бекаревичъ и священникъ Василій Чернянскій привѣтствуютъ избраннаго и новонареченнаго Патріарха.

(Приложеніе VI).

XXIX. Избранный и новонареченный Патріархъ, Митрополитъ Московскій и Коломенскій Тихонъ на каждое изъ привѣтствій отвѣтствуетъ краткимъ словомъ и, по окончаніи привѣтствій, преподавъ благословеніе народу, удаляется въ свои покои.


Приложеніе I къ дѣянію XXXVI.

Актъ [о вынутіи жребія при избраніи Всероссійскаго Патріарха].

5 ноября 1917 года въ храмѣ Христа Спасителя въ Москвѣ, послѣ совершенія часовъ предъ Божественною Литургіей, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій Владиміръ, въ нашемъ присутствіи, на особомъ столикѣ, поставленномъ во святомъ алтарѣ по лѣвую сторону престола, собственноручно начерталъ на предварительно намъ представленныхъ чистыхъ и одинаковаго вида и размѣра жребіяхъ имена трехъ избранныхъ Священнымъ Соборомъ кандидатовъ на патріаршество: Архіепископа Харьковскаго и Ахтырскаго Антонія, Архіепископа Новгородскаго и Старорусскаго Арсенія и Митрополита Московскаго и Коломенскаго Тихона. Означенные жребіи, въ формѣ 1/8 доли обыкновеннаго писчаго листа бумаги, были намъ предъявлены и оказались съ синею изъ краски печатью Собора, одинаковаго вида и размѣра, надписаніемъ именъ трехъ указанныхъ выше кандидатовъ въ Патріархи. Засимъ Митрополитъ Владиміръ свернулъ каждый изъ сихъ жребіевъ въ трубочку, сложивъ ихъ поперекъ, надѣлъ на каждое изъ нихъ резиновое кольцо одинаковаго размѣра и вложилъ въ особый ковчежецъ, гдѣ они размѣстились вполнѣ свободно, встряхнулъ этотъ ковчежецъ, закрылъ его и перевязалъ тесьмою, концы которой запечатлалъ сургучною печатью. Взявши запечатанный ковчежецъ въ руки, Митрополитъ Владиміръ изнесъ его изъ святого алтаря на солею и поставилъ на особо уготованномъ тетраподѣ съ лѣвой стороны отъ царскихъ вратъ предъ малою Владимірскою иконою Божіей Матери. Изъ числа насъ трое — протопресвитеръ Большого Успенскаго собора Н. А. Любимовъ, настоятель Люблинскаго собора, Холмской епархіи, протоіерей Э. И. Бекаревичъ и законоучитель Новочеркасской Платовской гимназіи, области Войска Донского, священникъ В. А. Чернявскій приняли участіе въ совершеніи Божественной Литургіи, а остальные трое: профессоръ Казанской Духовной Академіи П. Д. Лапинъ, профессоръ Петроградской Духовной Академіи И. И. Соколовъ и крестьянинъ села Красная Поляна, Головецкой волости, Симбирской епархіи, И. И. Маловъ находились безотлучно при ковчежцѣ. Во время чтенія Апостола изъ Успенскаго собора была принесена чудотворная Владимірская икона Божіей Матери, которую сопровождалъ Митрополитъ Тифлисскій Платонъ, и поставлена на солеѣ по лѣвую сторону царскихъ вратъ, на томъ самомъ тетраподѣ, на которомъ находилась малая икона Богоматери и ковчежецъ съ жребіями. Предъ чудотворною иконою стали протоіерей Бекаревичъ, профессоры Лапинъ и Соколовъ и крестьянинъ Маловъ. По окончаніи Божественной Литургіи и послѣ совершенія молебнаго пѣнія Христу Спасителю, Пречистой Богоматери и святителямъ Московскимъ Петру, Алексію, Іонѣ, Филиппу и Ермогену, — въ назначенное по чину время, Митрополитъ Владиміръ вошелъ на солею, приблизился къ тетраподу, на которомъ стоялъ ковчежецъ съ заключенными въ немъ тремя жребіями, — взялъ его въ руки и, ставъ на срединѣ солеи, приподнялъ ковчежецъ въ виду всѣхъ присутствующихъ и сотрясъ его, причемъ присутствующимъ было хорошо видно, что печать и тесьма сохранились неприкосновенными. Принявши въ руки ножницы, Митрополитъ Владиміръ разрѣзалъ тесьму и поднялъ крышку съ ковчежца. Старецъ-затворникъ Зосимовой пустыни іеромонахъ Алексій, во время молебна ставшій въ мантіи предъ чудотворной иконою Богоматери, принялъ благословеніе Митрополита, трижды осѣнилъ себя крестнымъ знаменіемъ, вынулъ изъ ковчежца одинъ жребій и вручилъ его Митрополиту Владиміру. Митрополитъ Владиміръ предъявилъ намъ жребій, и огласилъ предъ лицомъ епископовъ, клира и народа имя избраннаго въ Патріархи — Митрополита Московскаго и Коломенскаго Тихона. Послѣ сего вынуты были изъ ковчежца остальные два жребія съ именами Архіепископовъ Харьковскаго Антонія и Новгородскаго Арсенія и намъ предъявлены.
Все вышеизложенное удостовѣряемъ нашими подписями.

Московскаго Большого Успенскаго собора Протопресвитеръ Николай Любимовъ.
Настоятель Люблинскаго собора, Членъ Церковнаго Собора Протоіерей Емельянъ Бекаревичъ.
Профессоръ Петроградской Духовной Академіи Иванъ Ивановичъ Соколовъ.
Профессоръ Казанской Духовной Академіи Павелъ Лапинъ.
Крестьянинъ Иванъ Ивановичъ Маловъ.
Московскаго Каѳедральнаго во имя Христа Спасителя собора ключарь Протоіерей Александр Хотовицкій.
Секретарь Собора В. Шеинъ.


Приложеніе II къ дѣянію XXXVI.

Слово, произнесенное Преосвященнымъ Митрофаномъ, Епископомъ Астраханскимъ и Царевскимъ, въ храмѣ Христа Спасителя въ день избранія Всероссійскаго Патріарха.

Свѣтися, свѣтися, новый Іерусалиме, слава бо Господня на тебѣ возсія (Изъ 9 пѣсни пасх. канона).
Благочестивые русскіе люди, такъ называемые паломники, восѣщавшіе Іерусалимъ и другія священныя мѣста Востока, съ особымъ умиленіемъ и радостію по возвращеніи оттуда разсказываютъ, что они не разъ были за службой патріарха, принимали отъ него благословеніе, а иные получали отъ него на память какой-либо подарокъ, и этотъ обычно недорогой подарокъ они хранятъ какъ драгоцѣнность и нерѣдко завѣщаютъ положить его съ собою, какъ священное напутствіе въ лучшую жизнь. Многіе наши отечественные боголюбцы имѣютъ въ своихъ домахъ на почетномъ мѣстѣ портреты восточныхъ патріарховъ, знаютъ имена ихъ и поминаютъ ихъ. Откуда же такая трогательная привязанность у русскихъ къ восточнымъ іерархамъ? Здѣсь, конечно, прежде всего отзывается голосъ вселенскаго братскаго единства вѣрующихъ, составляющихъ едино стадо Христово, хотя и разсѣянное по всей вселенной. Церковная іерархія или священноначаліе и служитъ благодатнымъ средствомъ сохраненія вселенскаго единства, и тамъ, гдѣ она (іерархія) прекращается, тамъ пресѣкается и токъ благодати и спасенія.

Наша русская Церковь получила свое начало съ Востока, изъ Византіи, и посему ей естественно туда обращаться и сохранять нерушимо духовную связь съ православнымъ Востокомъ. Но помимо сего есть и нѣчто другое, что плѣняетъ взоры русскихъ людей на Востокѣ, а именно та красота и полнота церковнаго чина, какая достигается служеніемъ патріарха, вокругъ котораго собираются и духовные и міряне, для которыхъ онъ является общимъ духовнымъ отцомъ, воистину носящимъ живой воодушевленный образъ служенія Христа. И видя и наблюдая такую церковную красоту, наши паломники невольно съ затаеннымъ сожалѣніемъ останавливаются на порядкахъ своей родной Церкви и съ недоумѣніемъ вопрошаютъ: почему же у насъ нѣтъ патріарха, почему же мы лишены этой полноты церковнаго устроенія? Была, братіе, и у насъ такая полнота, былъ нѣкогда и на Руси святѣйшій патріархъ, его не стало у насъ со времени Петра перваго, а раньше до того времени, можно безъ преувеличенія сказать, что вся наша исторія совершалась съ патріархомъ или около него. Имя и служеніе патріарха было хорошо извѣстно въ древней Руси. Принявъ христіанство изъ Византіи, русская Церковь стала въ подчиненіе Константинопольскому патріарху, и имя его возносилось и у насъ за богослуженіемъ. Патріархи часто присылали свои грамоты или посланія, а иногда и сами появлялись на Руси, принося своимъ посѣщеніемъ радость и торжество. Къ нимъ за поставлѣніемъ ѣздили и наши митрополиты, пока не пріобрѣли полной церковной независимости, что совершилось со времени Іоны, поставленнаго митрополитомъ московскимъ сонмомъ однихъ русскихъ іерарховъ, безъ участія патріарха.

Но было время, когда Византія пала подъ ударами турокъ, а Москва начала рости и собирать около себя русскую силу. И вы знаете, какое участіе принимали наши святители въ этомъ великомъ дѣлѣ собиранія Русской земли. Безбоязненно они ходили въ Орду и своимъ кроткимъ словомъ укрощали свирѣпыхъ хановъ, примиряли внутри страны враждующихъ князей, а непокорнымъ грозили гнѣвомъ, а иногда проклинали. И слово святителей было такъ сильно, что предъ ними склонялись самые необузданные и непокорные. Исторія передаетъ намъ и такіе случаи, когда враждующія стороны выходили другъ на друга и закипала междоусобная брань. Такъ было въ особенности въ Новгородѣ, гдѣ не разъ святители останавливали кровопролитіе своимъ появленіемъ или посланіемъ. О, какъ нуженъ бы и намъ такой голосъ пастырскаго дерзновенія, такой сильный призывъ къ миру, братству и прекращенію междоусобія! Никогда, даже въ самые страшные моменты своего существованія Русь не переживала такихъ ужасовъ, какіе переживаемъ мы. Нельзя словами изобразить всего горя, страданія и позора нашей родины. Рана открытая, живая, болѣзненно сочится, когда къ ней прикасаются… Раны нашего сердца открыты и не будемъ трогать ихъ воспоминаніями, отъ которыхъ кровь стынетъ и все наше существо содрогается. Одно мы чувствуемъ и сознаемъ, что жить такъ дальше нельзя, и жизнь дѣйствительно у насъ замираетъ. Остановиловь всякое производство, остановилась торговля, молчатъ суды и едва влачитъ свое существованіе просвѣщеніе народа. Такъ неужели же наступитъ параличъ всего нашего отечественнаго организма, еще недавно такъ сильнаго и могучаго? Нѣтъ, этого не можетъ и не должно быть! Жизненныя силы Россіи духовныя и физическія неизсякаемы: нужно ихъ разбудить, привести въ движеніе.

Извѣстно, что дѣлаетъ врачъ, когда вдругъ, неожиданно останавливается работа организма, онъ прежде всего старается нащупать сердце и его привести въ движеніе, а тогда заработаетъ и весь организмъ. Сердце русскаго народа составляетъ его вѣра, святое его упованіе. Жива вѣра, живъ и русскій народъ — крѣпко его упованіе, крѣпка и несокрушима тогда Русь. Итакъ, спросимъ себя: жива ли у насъ теперь вѣра, крѣпко ли мы стоимъ въ святомъ упованіи, или они ослабѣли, угасли въ насъ? Тогда понятно, почему и вся жизнь наша начинаетъ замирать! Всякій, кто не потерялъ духовнаго чутья и правильнаго смысла пониманія совершающихся событій, долженъ признать, что съ ними случилось именно это духовное обнищаніе. Мы стали холодны, равнодушны къ своей вѣрѣ, и она уже не воодушевляетъ насъ къ тѣмъ подвигамъ, какіе по ея внушенію совершали наши предки. И вотъ, съ охлажденіемъ въ сердцахъ нашихъ вѣры, помутился нашъ разумъ, изсякла любовь, отошла отъ насъ правда, всюду пошли обманъ, ложъ, грабительство и клятвопреступленія, наступила великая разруха Русской земли, бóльшая той, какую пережила Русь въ памятную годину лихолѣтія. Но это же естественное сближеніе двухъ отдаленныхъ эпохъ не укажетъ ли намъ и средство врачеванія отъ переживаемыхъ намъ золъ? Что тогда спасло Россію? Спасла Троицкая Лавра съ ея молитвами и благословеніемъ, спасли грамоты патріарха Ермогена, которыя воспламенили сердца россіянъ!

Не отсюда ли родилась и въ наши дни мысль о патріархѣ, какъ испытанномъ средствѣ духовнаго оживленія русскаго народа? Кто слѣдилъ за ходомъ вопроса о возстановленіи въ Русской Церкви патріаршества, тотъ долженъ признать, что это было именно такъ. Мысль о патріархѣ, никогда не умиравшая у вѣрующихъ, сама собой ожила подъ вліяніемъ переживаемыхъ событій, быстро окрѣпла въ сознаніи народа, стала господствующей, и силой внутренней присущей ей исторической правды сразу покорила сердца вѣрующихъ людей, со всей Россіи собравшихся въ Церковный Соборъ. Участники Собора съ изумленіемъ наблюдали, какъ прямо чудодѣйственно вырастала мысль о патріархѣ и скоро воплотила въ себѣ лучшія чаянія лучшихъ людей. И вотъ нынѣ мы присутствуемъ на самомъ торжествѣ чина избранія Всероссійскаго Патріарха. Какой торжественный и радостный моментъ въ жизни Русской Церкви! Его она ждала больше 200 лѣтъ. Жребіи нашихъ избранниковъ лежатъ у чудотворной Владимірской иконы Божіей Матери: еще нѣсколько мгновеній — и станетъ извѣстнымъ имя того, кто будетъ нашимъ отцемъ, молитвенникомъ и печальникомъ земли Русской!

Въ этотъ моментъ наступленія рѣшенія возникшаго вопроса всей нашей церковной жизни естественно намъ вопросить себя: чего же мы ждемъ отъ нашего грядущаго Патріарха, чѣмъ онъ долженъ явиться на Руси? По обстоятельствамъ переживаемаго времени онъ прежде всего долженъ собрать воедино всѣ живыя вѣрующія силы народа и вдохновить ихъ на подвигъ служенія тѣмъ вѣковѣчнымъ завѣтамъ, на какихъ строилась и жила Россія. Среди общаго распада и разрухи онъ долженъ идти впереди своего стада, воодушевляя его своимъ примѣромъ. О, сколько потребно ему мужества, самоотверженія и любви, чтобы выполнить тотъ подвигъ, на какой зоветъ его страждущая наша родина! И взирая на величіе его подвига, невольно сомнѣніе закрадывается въ душу: да можно ли одному человѣку все сіе совершить, по силамъ-ли кому-либо такое тяжкое бремя служенія? Говоря по человѣчески трудно и почти невозможно выполнить все одному человѣку, но невозможное отъ человѣка, возможно отъ Бога. И съ какимъ понятнымъ душевнымъ трепетомъ ожидаютъ наши избранники высшаго указаннаго служенія. Если подвигоположникъ и начальникъ нашего спасенія Господь Іисусъ Христосъ наканунѣ искупительныхъ стражаній молился въ Геѳсиманскомъ саду до кроваваго пота и съ мольбой взывалъ къ Отцу Своему: Отче, аще возможно, да мимо идетъ чаша сія отъ Мене, то что должны чувствовать и испытать въ предвѣдѣніи величайшаго подвига служенія Церкви Христовой призываемые къ сему? Ангелъ съ небеси явился и укрѣплялъ Божественнаго Страдальца. Станемъ и мы на духовной стражѣ и укрѣпимъ грядущаго нашего подвижника и печальника земли Русской. Молись усердно въ сей часъ, вся Русь Православная, и молитвой испроси себѣ у Господа избранника, который поведетъ насъ по пути спасенія. Обвѣянный общенародной молитвой пріидетъ онъ, говоря библейскимъ языкомъ, яко дождь на руно и яко капля, каплющая на землю, напоитъ своимъ живоноснымъ словомъ жаждущія сердца, затеплитъ въ нихъ огонь святой и поведетъ всѣхъ къ подвигу служенія и стоянія за Святорусскую землю.

Къ вамъ, великіе святители и молитвенники земли Русской, свв. Петре, Алексіе, Іоно, Филиппе и Ермогене, обращаемъ свой молитвенный вопль: пріидите къ намъ и подкрѣпите своимъ дерзновеннымъ ходатайствомъ нашу пламенную молитву, дабы далъ намъ Господь мужа, который, преемствуя вамъ въ служеніи, явился бы среди насъ и живымъ примѣромъ того самоотверженія и любви, какими пламенѣли ваши сердца въ дни земнаго вашего служенія Русской Церкви!

Царица Небесная, наша Предстательница и Заступница! Не остави насъ въ сей часъ великаго всенароднаго моленія и Сама укажи жребій служенія тому, котораго со слезами испрашиваетъ у Господа русскій народъ. Призри на моленіе рабъ Твоихъ, всенепорочная Владычице! Все упованіе наше возлагаемъ на Тя, Мати Божія, сохрани насъ подъ кровомъ Твоимъ. Аминь.


Приложеніе III къ дѣянію XXXVI.

Чинъ молебнаго пѣнія предъ совершеніемъ избранія Патріарха Всероссійскаго.

«Благословенъ Богъ нашъ…».

Слава Тебѣ, Боже нашъ, слава Тебѣ. Царю Небесный. Богъ Господь и явися намъ… Тропари: «Благословенъ еси, Христе Боже нашъ…». «Днесь свѣтло красуется славнѣйшій градъ Москва…». «Первопрестольницы Россійстіи…». Слава, и нынѣ, Богородиченъ. Запѣвы Спасителю, Божіей Матери и Святителямъ Московскимъ. Ектенія: «Помилуй насъ, Боже…». Запѣвы и ектенія малая.
Евангеліе — Матѳ. 10 гл, ст. 1-8.

Запѣвы. Достойно есть. Трисвятое. [И по] Отче нашъ. Возгласъ: «Яко Твое есть Царство…». Тропарь: «Благословенъ еси, Христе Боже нашъ…». Ектенія: «Помилуй насъ, Боже…». «Еще молимся о еже сохранитися граду сему…». Возгласъ: «Услыши ны, Боже Спасителю нашъ…».
Діаконъ: «Господу помолимся». Клиръ: «Господи, помилуй».

Предстоятель чтетъ молитву:

«Господи, Сердцевѣдче всѣхъ, призри на молитву смиренныхъ и недостойныхъ рабъ Твоихъ и покажи, егоже избралъ еси пріяти жребій первосвятительскаго служенія въ Церкви Россійстѣй. Сотвори его быти подобника Тебѣ, истинному Пастырю, положшаго душу свою о овцахъ своихъ, наставника слѣпымъ, свѣта сущимъ во тьмѣ, наказателя безумнымъ, свѣтильника въ мірѣ, началовождя пастыремъ, яко да устроитъ души, ввѣренныя ему въ настоящемъ житіи, и предстанетъ судищу Твоему не посрамленъ и великую мзду пріиметъ, юже уготовалъ еси пострадавшимъ о благовѣстіи Евангелія Твоего. Ты бо еси пастырь и посѣтитель душъ нашихъ, и Тебѣ славу возсылаемъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь».


Приложеніе IV къ дѣянію XXXVI.
Слово Высокопреосвященнаго Митрополита Московскаго Тихона въ Крестовой церкви Троицкаго подворья при благовѣстіи ему патріаршества.

Возлюбленные о Христѣ отцы и братіе. Сейчасъ я изрекъ по чиноположенію слова: «Благодарю, и пріемлю, и ни мало вопреки глаголю». Конечно, безмѣрно мое благодареніе ко Господу за неизреченную ко мнѣ милость Божію. Велика благодарность и къ Членамъ Священнаго Всероссійскаго Собора за высокую честь избранія меня въ число кандидатовъ на патріаршество. Но, разсуждая по человѣку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранію. Ваша вѣсть объ избраніи меня въ патріархи является для меня тѣмъ свиткомъ, на которомъ было написано: «плачь, и стонъ и горе», и каковой свитокъ долженъ былъ съѣсть пророкъ Іезекіиль (II, 10; III, 1). Сколько и мнѣ придется глотать слезъ и испускать стоновъ въ предстоящемъ мнѣ патріаршемъ служеніи, и особенно — въ настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейскаго народа — пророку Моисею, и мнѣ придется говорить ко Господу: «для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашелъ милости предъ очами Твоими, что Ты возложилъ на меня бремя всего народа сего? Развѣ я носилъ во чревѣ весь народъ сей и развѣ я родилъ его, что Ты говоришь мнѣ: неси его на рукахъ твоихъ, какъ нянька носитъ ребенка? Я одинъ не могу нести всего народа сего, потому что онъ тяжелъ для меня» (Числ. XI, 11-14).

Отнынѣ на меня возлагается попеченіе о всѣхъ церквахъ Россійскихъ, и предстоитъ умираніе за нихъ во вся дни. А къ симъ кто доволенъ, даже и изъ крѣплихъ мене!

Но да будетъ воля Божія! Нахожу подкрѣпленіе въ томъ, что избранія сего я не искалъ, и оно пришло помимо меня и даже помимо человѣковъ, по жребію Божію. Уповаю, что Господь, призвавшій меня, Самъ и поможетъ мнѣ Своею всесильною благодатію нести бремя, возложенное на меня, и содѣлаетъ его легкимъ бременемъ. Утѣшеніемъ и ободреніемъ служитъ для меня и то, что избраніе мое совершается не безъ воли Пречистыя Богородицы. Дважды Она, пришествіемъ Своея Честныя Иконы Владимірскія, въ храмѣ Христа Спасителя присутствуетъ при моемъ избраніи; въ настоящій разъ самый жребій взятъ отъ Чудотворнаго Ея образа. И я какъ бы становлюсь подъ честнымъ Ея омофоромъ. Да простретъ же Она — Многомощная — и мнѣ слабому руку Своея помощи, и да избавитъ и градъ сей, и всю страну Россійскую отъ всякія нужды и печали.


Приложеніе V къ дѣянію XXXVI.
Привѣтственное слово, произнесенное протопресвитеромъ Н. А. Любимовымъ при поднесеніи избранному и нареченному въ Патріарха Высокопреосвященному Митрополиту Тихону Владимірской иконы Богоматери.

Святитель Божій, Богоизбранный въ Патріарха Богоспасаемаго града Москвы и всея Россіи.
Пріими сію святую икону Пречистыя Богоматери отъ Твоего отнынѣ Патріаршаго соборнаго храма въ благословеніе на великій подвигъ Твоего первосвятительскаго въ Россійской Церкви служенія.

Вѣдомо тебѣ, какъ глубоко скорбели мы, священнослужители Успенскаго собора о томъ, что, по причинѣ страшныхъ, кровавыхъ событій послѣднихъ дней, избраніе Всероссійскаго Патріарха не могло состояться въ семъ святомъ Домѣ Богоматери, у мощей Святителей Московскихъ, у раки Священномученика Ермогена и у гробницъ Всероссійскихъ Патріарховъ… И сегодня еже утромъ всѣ мы глубоко опечалены были извѣстіемъ, что чудотворная Владимірская икона Богоматери не можетъ быть даже принесена въ тотъ соборный храмъ, въ которомъ долженъ совершиться судъ Божій надъ Русскою Православною Церковью избраніемъ ея Святѣйшаго Патріарха.
Но преложился на милость къ намъ грѣшнымъ гнѣвъ Божій: Пречистая Богоматерь пришла съ Своею благодатною иконою въ соборный храмъ благословить Твое избраніе. И осѣняемый Ея благодатнымъ покровомъ, пріими, Святитель Божій, на рамена свои подвигъ первосвятительскаго въ Русской Церкви служенія и неси его бодро и мощно, во славу Божію и во благо всѣхъ вѣрующихъ сыновъ Русской земли.

Въ тяжкіе, тревожные дни пріемлешь Ты власть русскаго Первосвященника, но съ Тобою благодать Божія, на Тебѣ благословеніе Царицы Небесной, а съ такою благодатною помощію, съ такимъ небеснымъ благословеніемъ не страшны для Тебя никакія тревоги и волненія, и мы вѣруемъ, что Ты благоустроишь жизнь Церкви Россійской на радость всѣхъ вѣрныхъ сыновъ ея… Дерзай, Святитель Божій!


Приложеніе VI къ дѣянію XXXVI.
Привѣтственное слово, сказанное избранному и нареченному Патріарху Высокопреосвященному Митрополиту Тихону протоіереемъ Е. Н. Бекаревичемъ и священникомъ В. Чернявскимъ.

Во всѣхъ храмахъ Православной Церкви сегодня за литургіей читалось Евангельское повѣствованіе:

Сотникъ — начальникъ военной дружины просилъ Господа посѣтить его домъ и излѣчить его больную дочь, и Господь внялъ его просьбѣ.

Женщина, страдавшая много лѣтъ кровотеченіемъ, получила исцѣленіе, и прекратился токъ ея крови.

Въ домѣ сотника Господь воскресилъ, возвратилъ жизнь его умершей дочери.

Въ дни, подобные нынѣшнимъ, въ нѣкоторыхъ христіанскихъ церквахъ сохранился древній обычай предугадывать о Волѣ и Промыслѣ Божіемъ чрезъ Св. Евангеліе. Если этотъ древній обычай не противорѣчитъ нашей вѣрѣ, если наши надежды и упованія относительно будущности нашего избранника и возглавляемой имъ нашей Церкви могутъ быть обоснованы на Евангельскомъ повѣствованіи, то мнѣ бы хотѣлось думать такъ.

Какъ Господь воскресилъ умершую дочь Іаира, такъ Тотъ же Господь вмѣстѣ съ Твоимъ, Святитель Христовъ, избраніемъ и нареченіемъ воскреситъ тотъ высокій санъ Патріарха, который, будемъ надѣяться, окажется для блага нашей Церкви, для оживленія ея христіанской жизни по завѣтамъ Христа и христіанской нравственности. Да будетъ такъ! Твое избраніе состоялось въ дни междуусобной кровавой брани и обильно пролитой братской крови. Подобно тому, какъ Господь остановилъ токъ крови у женщины, съ вѣрою прикоснувшейся къ краямъ Его ризы, не остановитъ-ли Онъ, Спаситель, токи нестроенія, гнѣва, вражды и братской крови среди сыновъ нашей дорогой Родины въ дни Твоего Архипастырскаго служенія? Не водворитъ ли Онъ довѣріе, миръ и любовь въ нашемъ несчастномъ изстрадавшемся Отечествѣ? Да будетъ такъ. Въ дни испытанія, Божьяго посѣщенія и великой скорби многіе изъ нашихъ братьевъ и дѣтей, облекшись въ военную форму для защиты дорогой Родины, не вынесли тяжкихъ страданій и истощенія, пали подъ тяжестью выпавшаго на ихъ долю креста, впали въ малодушіе и отчаяніе, ожесточили свое сердце и неразумно возстали противъ того, что составляло святыню нашихъ предковъ и что давало мощь и силу нашему христолюбивому воинству и нашему православному царству. Подобно сотнику, не обратятся ли и они, эти недугующіе духовно Твои духовныя чада, ко Христу Спасителю съ мольбою о прощеніи и посѣщеніи и исцѣленіи? Не услышитъ ли Господь ихъ мольбы и не исцѣлитъ ли Онъ, Всеблагій, и ихъ измученнаго, изстрадавшагося и ожесточеннаго сердца, и не восхвалитъ ли тогда наша Православная Церковь Господа силъ едиными усты и единымъ сердцемъ? Не совершится ли все это въ Твое Архипастырское служеніе? Да будетъ такъ, Господи!