ДЕГРАДАЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДЕГРАДАЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Анатолий Баданов. Дышу ПравославиемУ многих из нас сегодня есть настойчивое, почти физическое ощущение, что мир вокруг деградирует. Мы замечаем это по мелочам, которые трещинами проступают повсюду: по новым фильмам, где вместо диалогов — тупые штампы, по песням, где три аккорда заменяют мелодию, по разговорам, где сленг и мат вытесняют богатую речь. Мы все чувствуем, что русская культура мельчает на глазах, как мы теряем что-то очень важное — какую-то высоту, серьезность, способность к глубокому и продолжительному чувству.

И первым порывом бывает найти виноватых. Удобнее всего указать на молодежь — вот они, сидят в телефонах, клиповое мышление, ничем не интересуются кроме интернета, игрушек. Это позволяет нам успокоиться. Мол, мы то нормальные, с нами-то все в порядке…

Но давайте посмотрим на себя. Ведь это мы, взрослые и вроде бы разумные люди, продолжаем кормить эту систему. Мы возмущаемся, глядя на новый блокбастер, будто его сценарий писала нейросеть — картонные персонажи, примитивные диалоги, тупой сюжет. Но идем его смотреть, оправдываясь: «А что еще делать? Посмотреть хоть что-то». Мы называем современную музыку тупой, но именно она звучит в наших наушниках, когда мы хотим «отключить голову» и «не думать ни о чем».

Парадокс пронизывает нашу жизнь. Нас раздражает нативная реклама, но мы покупаем разрекламированный товар. Мы с тоской вспоминаем интеллектуальные ток-шоу и с отвращением переключаем передачу, где гости орут друг на друга, — но… наш телевизор зачастую работает в фоновом режиме именно на этом канале.

Мы с презрением ругаем соцсет, но рефлекторно, достаем телефон в очереди, в маршрутке, за чашкой кофе, чтобы бессмысленно листать ленту. Мы замечаем, как мельчает наша речь, но ловим себя на том, что и сами пользуемся этим словарем. Мы сокрушаемся, что в обществе не осталось места для серьезных дискуссий, — но едва войдя в интернет, ввязываемся в пустые перепалки в комментариях.

Получается порочный круг. Мы видим симптомы деградации, возмущаемся ей, но на деле сами являемся ее двигателями и спонсорами. Финансируем этот цирк вниманием, временем, деньгами. Не зря же в бизнесовой сфере говорят, что внимание — главная валюта нашего времени. И вот мы ругаем культурный «фастфуд», но продолжаем им питаться, потому что это быстро, дешево и не требует усилий.

Здесь возникает очень неудобный вопрос: а что, если не мир так деградировал, а мы позволили своим душам и умам облениться? Что, если деградация — это не какой-то заговор, а закономерный результат молчаливого согласия и ежедневного выбора?

Вопрос — не для самобичевания, нет. Он — для трезвой диагностики. Почему мы стали заложниками парадокса? Почему, потребляя терабайты информации, мы испытываем интеллектуальный голод? Почему, забивая себя под завязку цифровым шумом, наша душа пребывает в жажде? Ответ прост — душа не питается этим. Она истощается. Ей, как и телу, нужна не масса, а качество. Нужны не «калории», а «витамины и белки». А мы подменяем сложную, питательную пищу для ума — простыми углеводами информационного фастфуда. Что происходит с телом, если питаться только в «русапе» или во «вкусно и точка»? Тело расползется в ширину. Тоже самое происходит и с душой.

Задумайтесь, почему же мы так боимся текста, который заставляет перечитывать абзац? Боимся фильма, который требует не расслабления, а со-творчества, как например фильмы Тарковского? Потому что это — труд. Нас приучили, что любое усилие, даже умственное, — это уже не отдых, а работа. Нам продали идею, что счастье — это состояние перманентного расслабления, «отключки». Но разве вы не замечали, что после такого «отдыха» за сериалом или в соцсетях не ощущается никакой бодрости? Приходит лишь опустошенность, словно вы провели несколько часов в шумном торговом центре, а не на природе.

Этот «фастфуд» создан для того, чтобы его глотали, не задумываясь. Нам говорят: «Ты заслужил простой смех». И мы смеемся над шуткой из Camedy Club, которая была смешна в пятом классе. Нам даже подсказывают где смеяться, пуская закадровый смех. Не случайно же мы, способные за вечер «съесть» объем  «Войны и мира» в виде клипов, постов и сериалов, отшатываемся от одной главы настоящей книги, которая заставляет остановиться. Перечитать абзац. Почти физически почувствовать дискомфорт от работы мысли. Нам предлагают легкий путь — путь пассивного потребления, где за тебя уже все продумали, разжевали и сделали вывод. И мы идем по этому пути, оправдываясь усталостью. Но разве отдых — это превращение в овощ?

Это и есть главный механизм контроля. Неудовлетворенный, вечно ищущий новых стимулов, но не способный к насыщению человек — идеальный объект для манипуляции. Его вечный внутренний голод легко подменить вечной жаждой покупок, развлечений, одобрения, идеями заговора. Ему можно бесконечно продавать шмотки, телефоны, машины, статусы, курсы «быстрого успеха», потому что он ищет вовне то, что может родиться только внутри — смысл, умиротворение, радость от усилия и преодоления.

Представьте, что вы возвращаетесь в спортзал после многолетнего перерыва. Первые подходы даются с трудом, мышцы ноют. Но уже через несколько дней вы чувствуете не боль, а тонус, прилив сил и странное, забытое чувство — радость от самого процесса усилия. С нашей душой происходит то же самое. Первые десять страниц «Братьев Карамазовых» могут потребовать волевого усилия. Первые пятнадцать минут «Зеркала» Тарковского — терпения. Но преодолев этот порог, вы испытываете не усталость, а катарсис — очищение. Вы чувствуете, как внутри вас просыпается что-то настоящее, давно забытое. Как ум прочищается, а душа наконец-то получает ту самую, желанную пищу.

И тогда вы понимаете, что «скучный» Достоевский или «унылый» Гоголь — это про нас сегодняшних. А «загонный» Тарковский или «замороченный» Дрейер — это разговор с самим собой на языке образов и снов. Это и есть пробуждение. Кадры, как сны, начинают резонировать с нашими собственными воспоминаниями, страхами, надеждами. Эти произведения не развлекают – они вскрывают. И после этого сеанса «терапии» мы чувствуем себя более цельными, глубокими.

Но как подступиться к этому, если все вокруг кричит, что это «неформат»? Если твой собственный изнеженный ум бунтует и требует привычного фастфуда? Здесь мы сталкиваемся с главной проблемой современности — проблемой проводника.

Вспомните «Сталкера» Тарковского. Герои идут в таинственную Зону, где сбываются сокровенные желания. Но сами они не знают туда дороги. Им нужен Сталкер — тот, кто уже был там, кто знает все ловушки и обходные пути. Глубокая вера и высокая культура  — это такая же Зона. Это территория смыслов, куда не проложены асфальтированные дороги массового потребления. Туда нужен свой проводник.

Есть древнее пророчество: в последние времена не потому не будет великих старцев и духовников, что Господь их не пошлет, а потому что они станут невостребованными. Их просто перестанут искать. Их голос будет тонуть в оглушительном хоре развлечений. Ту же участь сегодня разделяют и проводники в мир высокой культуры. Они не исчезли. Просто общественный запрос на них почти угас.

Но они есть. Это тот самый друг, который не просто посоветует послушать «Времена года» Вивальди, а сядем рядом и скажет: «Слышишь? Вот это — замерзшая река, а это скрип льда. А вот тут — первая капель, пробуждение». Это преподаватель физики, который покажет вам не сухую формулу F=ma, а грандиозную картину: как эта зависимость описывает падение яблока и движение галактик, открывая Замысел Творца, стоящий за мирозданием. Это искусствовед, который остановит вас перед «Троицей» Рублева и тихо скажет: «Смотри, как наклонены головы Ангелов. Это не просто поза — это безмолвный диалог, круговорот любви. А этот цвет…». И простая доска с красками станет окном в вечность.

Оглянитесь. Для большинства школа превратила математику и физику в сухие, скучные формулы. Но если найти того, кто сможет показать вам элегантность теоремы Пифагора, гармонию чисел Фибоначчи в подсолнухе и раковине наутилуса, или объяснить, как мнимая единица позволяет описать ток в электрических цепях – это будет откровение. Вы увидите, что это не про скучные вычисления, а про язык, на котором говорит сама Вселенная. Это поэзия логики, музыка строгих форм. Это созерцание, доступное немногим, но только потому, что немногие нашли своего ПРОВОДНИКА.

Читая «Братьев Карамазовых» в одиночку, можно увязнуть в философских спорах. Но если вам поможет человек, понимающий контекст, знающий, что «легенда о Великом инквизиторе» это не просто литературный вымысел, а  духовный выбор всего человечества, книга зазвучит как симфония. Она перестанет быть романом, а станет картой человеческой души, где вы найдете и себя.

Можно прочитать стихотворение Ахматовой «Молитва» как красивый набор строк. Но если проводник расскажет о контексте – о Первой мировой, о том, как это – быть женщиной и поэтом в стране, охваченной огнем, и что значит в такой момент молиться, отдавая Богу самое дорогое –

«Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар…»

– эти строки прожигают страницу. Они перестают быть текстом. Они становятся поступком, криком души, который отзывается эхом в твоей собственной груди.

Диалоги Платона могут казаться заумными и далекими. Но если проводник раскроет, что «Государство» – это не трактат о политике, а грандиозная метафора о строении человеческой души, где вожделение, ярость и разум ведут свою вечную борьбу, вы вдруг узнаете в этом себя. Вы увидите, что тысячи лет назад человек бился над теми же вопросами, что и вы сегодня: что есть справедливость? в чем благо? как жить правильно? И это знание, что ты не одинок в своих поисках, что самые великие умы человечества шли этой же тропой, – придает сил.

Русское церковное пение. Для неподготовленного уха – это просто странные, заунывные напевы на непонятном языке. Но если проводник растолкует систему осмогласия, объяснит, что каждый глас – это не просто нота, а определенное молитвенное настроение, от покаянного до ликующего, то вы почувствуете, как эта монодия, этот одноголосный поток, увлекает за собой и успокаивает душу. Вы вдруг откроете для себя целый континент красоты. Это пение не для удовольствия, оно – для исцеления души, для настройки ее на один лад с вечностью.

И вот, оглядываясь на все эти примеры — от музыки Вивальди до «Троицы» Рублева, от математических формул до великой поэзии, — задаешься неизбежным вопросом: а почему доступ к этому богатству заблокирован в нашей повседневности? Почему гигантская индустрия развлечений, многомиллиардный бизнес, вся архитектура современного пространства работают как один слаженный механизм, уводя нас от этой красоты?

Ответ пугающе прост. Потому что пробудившимся русским человеком, с тонким вкусом, обостренной совестью, умом, привыкшим к сложности, — невозможно управлять. Такого человека не заставишь покупать ненужные вещи, гоняться за сиюминутными статусами, бояться навязанных страхов. Такой человек начинает задавать неудобные вопросы. В том числе и самому себе.

Вся эта система работает как гигантская фабрика по производству ограниченного мышления. Это не обязательно злой умысел масонской ложи — это логика рынка, потребления, общества, основанного на тотальной конкуренции за ваше внимание. Ваш внутренний покой, ваше развитие. Вы должны понять и уяснить – ваша душа — никого не интересуют на этом рынке. Для системы вы — потребитель. И чтобы вы потребляли эффективно, вы должны оставаться голодным. Но голодным не по настоящему хлебу, а по этим вечным «чипсам» и «газировке» для души, которые только разжигают аппетит, но не насыщают.

Пошлый юмор, примитивные сериалы, музыка-однодневка, новости, построенные на эмоциях, — все это не просто «отдых». Это — инструменты. Инструменты насильственного отведения человека от настоящей высоты и красоты. Стримы блоггеров, передачи типа Comedy Club, бесконечные ток-шоу, соцсети с тупыми мемами и шортсами — это цеха фабрики по упрощению, по деградации человека.

Поэтому ваш порыв к сложному и глубокому, к православной вере, к великим писателям, режиссерам, художникам, музыкантам, историкам, ученым. В конце концов прорыв к тишине и созерцанию — это не просто смена хобби. Это — акт сопротивления. Это личный бунт против системы, желающей оставить вас духовным инвалидом. Это воскрешение того, что делает нас по настоящему русским человеком. Каждая осознанная Литургия, каждая книга, каждый такой фильм, каждая минута, проведенная в размышлении, — это саботаж. Это побег!

Этот побег начинается с простого, осознанного выбора – я могу быть современником Моргенштерна и Гуфа или быть современником Пушкина, Достоевского, Гумилева, Пастернака или вообще Рублева и Сергия Радонежского? Я свободен в этом и эту свободу никто не сможет у меня отнять. Никогда. Но, этот побег всегда начинается с поиска проводника. С того, чтобы найти своего «сталкера» в мире высокой культуры, науки и духовности. Это может быть мудрый друг, вдумчивый книжный обзор, лекция толкового искусствоведа, комментарий священника или даже голос в хорошей аудиокниге, который становится вашим спутником.

Система держится на нашем одиночестве и убежденности, что «яркие краски современных мультиков» способны затмить любой интерес к тому на чем зиждилась великая русская культура. Сломайте это правило. Сознательно найдите того, кто поможет вам «распаковать» одну симфонию, один фильм, одну молитву. Ваш запрос, ваше искреннее «я не понимаю, но хочу понять» — это уже магнит, который притягивает таких людей и такие ресурсы.

Система, построенная на суррогатах, боится радости от подлинного. Она бессильна перед человеком, который узнал вкус «настоящего хлеба» и уже не захочет возвращаться к «пустым углеводам».

Выбор в пользу познания веры, в пользу сложной книги, глубокого фильма, тишины для размышления — это не уход от мира. Это наше инвестирование в самого себя. В свой внутренний стержень, который не сломается от ветра новостей и чужих мнений.

Начните это путешествие не как борьбу, а как самое увлекательное приключение вашей жизни — приключение по освоению собственной души. Вы уже сделали самый трудный шаг — задумались. Теперь следующий шаг будет легче. Просто начните. И откроется мир, по сравнению с которым все «суррогаты» померкнут. У вас всё получится, потому что эта красота наше наследие. Наследие великого русского народа!

P.S. Если вы дочитали этот текст до конца — вы уже совершили маленькую победу. Победу в мире, который привык к клиповому мышлению, в мире, где немногие добровольно готовы осилить несколько страниц связного текста. Сам факт того, что вы это сделали, доказывает — ваша душа не хочет смиряться с диетой из обрывков. Она жаждет цельности. И эта жажда — та самая дверь. Дверь, которая может открыться к Баху и Чайковскому, к Достоевскому и Чехову, а через них — и к чему-то бесконечно большему. К тому, что православная вера называет исканием Истины. И раз вы это услышали — значит, всё уже началось. Пусть этот момент станет для вас точкой отсчета. Следующая страница, следующая симфония ждут. И вы непременно справитесь.

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»