ЧУВСТВА ИЛИ ВЕРА: КТО УПРАВЛЯЕТ ТВОЕЙ ЖИЗНЬЮ?
Каждый из нас, даже самый далекий от веры, в глубине души хочет быть хорошим человеком. Совершать добрые поступки. Делать что-то правильное, хорошее. Но вот в чем загвоздка — а что такое, собственно, это самое «добро»? Где его эталон? Кто выдает эталонную меру на правое дело? Если серьезно зададимся этим вопросом, то обнаружим, что у каждого из нас свое представление о добре и зле. И что же тогда делать? Кому верить?
Мы живем в мире, который напоминает огромный аукцион, где с молотка продаются понятия. Будто в гигантском супермаркете идей, где на полках лежат рядом «добро» и «зло» с одинаково яркими ценниками, и главный критерий выбора — не истина, а популярность бренда. Сегодня «добром» может быть объявлено то, что еще вчера казалось немыслимым. И наоборот. Социальные сети, медиа, мнения блогеров, модные тренды — все это создает оглушительный, непрекращающийся информационный гул, в котором тонут отдельные голоса. В этом шуме очень легко потерять собственный внутренний голос. Тот самый, который тихо и негромко шепчет: «стой, не туда». Голос, который мы часто заглушаем, потому что он говорит неудобные вещи, выбивается из общей массы мыслей, ломает комфортные схемы и требует остановиться там, где все бегут.
Не имея внутри себя твердого фундамента, четкого представления о добре и зле, мы плывем по течению, подчиняясь сиюминутным порывам сердца. Или как советуют люди, мнению которых мы доверяем. Или как подсказывает логика, просчитав все «за» и «против». Это кажется самым простым, рациональным и очевидным путем. Но это путь в тупик самообмана. Здесь нас подстерегает главная ловушка — мы ищем эталон добра среди таких же, как мы, поврежденных грехом людей. Надеемся на мнение и оценки людей, которые часто далеки от Бога и святости. Пророк Давид вскрывает эту ошибку, противопоставляя два вида надежды: «Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека» (Пс.117:8). Почему? Потому что наша природа неизбежно искажает восприятие. Он там в Псалтире объясняет причину: «…всяк человек ложь» (Пс.115:2).
Речь не о том, что все вокруг сознательные вруны. Речь о фундаментальной «кривизне» нашего падшего естества. Человеческое мнение всегда будет искать обходные пути, льстить нашему самолюбию, оправдывать слабости. Оно будет изощренно находить тысячи причин, почему именно в моем случае можно отступить от правила. Оно будет нашим адвокатом, но судьей — никогда. А Бог… Бог говорит так, что Его слово режет правдой, как скальпель, вскрывая гнойник самооправдания. От Его взгляда не спрятаться.
И этот контраст становится очевиден, когда Заповеди Божьи сталкиваются с человеческой логикой. Заповеди для современного человека — все равно что включенный в темной комнате прожектор. Первая реакция — либо бежать от этого света (что, кстати, честно), либо… начать уверять себя и других, что этот свет — и есть тьма, а тьма — свет. Именно про вторых людей грозно говорит пророк Исаия: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою!» (Ис.5:20). И это не просто древнее предупреждение. Это диагноз нашей эпохи, где извращенная ложь тиражируется через все медиа и становится новой нормой. Оглянитесь назад: то, что нашими предками считалось мерзостью и безоговорочным злом, сегодня или объявлено нейтральным, либо извращено как новая форма нормальности.
Нам с детства известен персонаж множества баллад и сказок по имени Робин Гуд. Молодой человек живет в средневековом шервудском лесу, грабит богачей, иногда убивает их, а награбленное отдает нищим. Этот образ настолько романтизирован, что стал архетипом «благородного преступника» — того, кто нарушает закон во имя высшей справедливости. Весь мир восхищается его «добродетелью», но давайте посмотрим на это с трезвой, библейской точки зрения. А она беспощадна: Робин Гуд — не герой, а обычный грабитель и убийца. Разве, украв у грабителя, ты перестаешь быть вором? Разве, убив убийцу, ты уменьшаешь количество убийц в мире? Нет. Ты лишь умножаешь их. Ты становишься частью той же порочной системы, где сила и произвол решают, что справедливо, а что — нет. Это не добро. Это месть, переодетая в костюм добродетели. Это классическая подмена, где зло апплодирует самому себе, прикрываясь благими намерениями.
И этот принцип работает не только в сказках. Посмотрите на современных «робин гудов» — хакеров, взламывающих корпорации «ради правды», террористов, убивающих «во имя веры», взрывающих, расстреливающих и мучающих невинных людей. Я вас уверяю, каждый из них убежден в том, что он делает добро, несет радость и свет этому миру. Но зло, даже совершаемое с самыми «чистыми» помыслами, не перестает быть злом. Плоды его горьки. Или возьмем пример ближе — людей, жаждущих мести. В своем большинстве они убеждены, что возмездие является добрым и даже необходимым поступком.
Как видим, понятие о добре и зле в этом мире очень расплывчато до полной противоположности у разных людей, но, несмотря на это, в мире есть единый мотив, объединяющий все эти представления. Этот мотив начинается и заканчивается комфортом в отношении себя. Эта вседозволенность, эта игра в добро и зло без правил всегда эгоцентрична. Она вращается вокруг оси «я»: мне удобно, мне приятно, мне выгодно, соответствует моей картине мира…
Безусловно, у каждого человека свое представление о комфорте, и это объединяет людей в различные группы, движения, субкультуры. Создаются целые идеологические вселенные, где грех объявляют добродетелью, а добродетель — угнетением. Люди объединяются в группы взаимного одобрения, где коллективно подтверждают друг удугу, что их грех — это нормально, а то, что их обличает — устарело. Я сейчас не только про ЛГБТ и прочую мерзость, этот принцип намного шире. Иными словами, мир называет добром то, что сам считает добром, и злом называет то, что причиняет ему дискомфорт в любой области. Это и есть главный обман — сделать мерой всему не Божью правду, а собственные ощущения, удовольствия, мнения. Это путь в никуда, где нет ни истины, ни твердой почвы под ногами, а есть лишь бесконечные споры о том, чей комфорт важнее.
Православие предлагает совершенно иной, радикальный подход. Он пугающе прост и неумолим: добро — это то, что добро в Очах Божиих. Зло — то, что зло в Очах Божиих. Это не вопрос мнения или голосования. Это данность. Так же, как закон тяготения действует независимо от того, верим мы в него или нет, так и духовные законы бытия объективны. Здесь нет места двойным стандартам. Никакого «а вот если очень хочется, то можно». Никакого «красть и убивать нельзя, кроме случаев, когда ты романтичный парень с луком по имени Робин Гуд». Или кроме случаев, когда твоя «священная ярость» оправдывает погромы или хейт в интернете. Нет. Грех остается грехом, даже если его совершают «хорошие парни» с правильными лозунгами.
Этот эталон — не внутри нас. Не в наших эмоциях, которые сегодня одни, а завтра другие. Наши чувства — ненадежный компас в бушующем море страстей. Они сбиваются с курса от малейшего ветра сиюминутных выгод и обид. Эталон выше, он вовне. Он неизменен. Это — Заповеди! Это как скала среди зыбучих песков меняющихся общественных договоренностей. Только за них можно и нужно держаться.
Как же нам понять этот эталон? Как отличить, где мое субъективное «хочу», а где объективное «должно»? Есть только два ключа.
ПЕРВЫЙ КЛЮЧ — это Священное Писание. Но не как сборник цитат для подкрепления своей правоты, а как живое Слово, с которым нужно сверять свою жизнь, как камертоном настраивают расстроенный инструмент. Не выдергивать удобные стихи, а вчитываться, впускать в себя весь контекст, всю стройную систему координат спасения. Открывать и честно спрашивать: «Господи, что эта Книга говорит обо мне и моей жизни?».
ВТОРОЙ КЛЮЧ — это молитва. Не заученное бормотание, а искренняя, пусть даже неискусная, беседа с Богом. Это момент предельной честности перед Творцом, где можно и нужно сказать: «Господи, я запутался. Не знаю, где моя ложь, а где Твоя правда. Но я хочу ее узнать. Открой мне глаза, даже если правда будет мне неприятна. Научи меня видеть мир Твоими глазами, а не оправдывать свои поступки. Исправь пути моей жизни. Научи меня, чтобы я жил не так, как хочу я, а как хочешь Ты.».
Именно через это — через чтение Писания и молитву — человек вступает на путь, о котором говорит апостол Павел. Путь, где у человека «чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:14).
Как же происходит это научение, это обострение духовного слуха и видения? Не через мгновенное озарение, а через ежедневный, порой очень незаметный труд. Это как учиться играть на скрипке или осваивать иностранный язык. Сначала все дается с трудом, звуки фальшивят, слова путаются. Но ежедневные, пусть и короткие, упражнения постепенно делают свое дело. Человек старается жить по совести, сверяя ее с Заповедями. Он старается молиться регулярно, пусть даже это всего лишь несколько минут утром и вечером. И если во всем этом есть хоть капля смирения — а «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6) — то в его сердце по капле начинает жить эта самая благодать. Она-то и становится тем самым внутренним Учителем, тем камертоном души.
Вы наверняка испытывали это странное, непонятное чувство: вроде все хорошо, все разрешилось в твою пользу, конфликт выигран, цель достигнута… а на душе — тяжело, пусто, неприятно. Как будто совесть скребет. Вот это и есть голос того самого внутреннего камертона. Это не укоры совести в привычном смысле. Это благодать мягко отступает, указывая нам: «Здесь ошибка. Ищи. Вспоминай». И ты начинаешь мысленно перебирать прожитый день и находишь: ага, вот здесь я солгал, здесь проявил трусость, здесь с наслаждением осудил коллегу и т.д. Каешься, просишь прощения у Бога — и на душе снова становится светло и мирно. Так, шаг за шагом, падением за падением и покаянием за покаянием, человек учится. Его внутренние чувства обостряются. Он начинает различать добро и зло уже не по внешним табличкам и советам, а по внутреннему, духовному чутью.
Это никакая не магия и не удел избранных. Это навык. Так же, как музыкант с первого аккорда слышит фальшь, а сомелье различает малейшие оттенки вкуса, так и человек, трудящийся над своей душой, с помощью благодати учится слышать тихий, но четкий голос Истины в оглушительном хоре этого мира.
Не ищите легких путей — их не существует. Путь к Истине — это не приятная прогулка по лесу или ухоженному парку, а восхождение в гору. Здесь нужно прилагать усилия, спотыкаться, подниматься и идти дальше. Не доверяйте слепо своему переменчивому сердцу, ни мнениям этого шумного мира. Мир будет предлагать вам удобные костыли — готовые ответы, идеологии, психологические уловки, которые оправдают любую вашу слабость. Но костыли не учат ходить самому. Ищите единственный верный ориентир — тот, что не зависит от ветра моды или людских страхов.Этот ориентир – Бог и Его Заповеди.
Это трудный путь? Безусловно. Это путь борьбы и пота. Но это и есть путь к единственной настоящей свободе — свободе от диктата собственных страстей, от необходимости постоянно подстраиваться под чужие мнения. Это путь к тому миру в душе, который не смогут нарушить никакие внешние бури, кризисы или потрясения. Вы обретете внутренний стержень, который нельзя сломать.
У нас обязательно получится. Не потому что мы сильные, а потому что Тот, Кто призвал вас на этот путь, — верен. Он не даст нам непосильной ноши и будет поддерживать на каждом шагу. Сделаем первый шаг сегодня. От нас немощных, Бог не требует подвигов сегодня. Хотя бы просто откройте Евангелие. Прочтите несколько строк. Хотя бы искренне, из самой глубины сердца шепните: «Господи, помоги мне увидеть правду. Научи меня отличать добро от зла. Научи меня отличать Твой голос от всего этого шума».
И тогда начнется самое главное путешествие в нашей жизни — путешествие домой. К Тому, Кто ждал этого шага всю нашу жизнь…
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»