ОБИДЫ: ПОЧЕМУ БОГ МЕНЯ НЕ СЛЫШИТ?

ОБИДЫ - ПОЧЕМУ БОГ МЕНЯ НЕ СЛЫШИТ? /// dishupravoslaviem.ru // Анатолий БадановУ каждого дома есть или робот или обычный пылесос. И мы все прекрасно знаем, для чего он нужен. Мы видим пыль на полу, мы включаем этот аппарат, и он своё дело делает. А теперь представьте, что будет, если этот пылесос поставить в центре гостиной, любоваться им, хвастаться перед гостями, каждое утро протирать его влажной салфеткой… но никогда не включать. Бесполезная трата места, правда? Смешно и глупо.

А теперь давайте присмотримся к нашей собственной жизни. К тому, что мы привыкли называть духовной жизнью, верой. Ведь очень часто мы поступаем точно так же. Мы обставляем быт иконами, лампадками, делаем красивые молитвенные уголки. Свечки, ладан, книги духовные ставим на видное место, посты соблюдаем, молитвы утром и вечером читаем, (часто на автомате). Ходим в храм, даже деньги нищим даем. Всё есть. Весь арсенал. А результата ноль. Душа как была полна тревоги, злости, раздражения, обид и пустоты, так и остаётся. «Духовный пылесос» стоит, блестит, а «духовная пыль-то» вся на месте. И даже приумножается.

В чём же дело? А дело в том, что мы забыли, где находится кнопка «включить». Мы подменили процесс подготовки — самим процессом очистки. Мы думаем, что если мы обладаем атрибутами веры, то мы уже автоматически и очищаемся ей. Это великая и очень опасная иллюзия.

Возьмём самое простое. Молитву «Отче наш». Её знают, наверное, все. И многие читают. Но слышат ли? Вникают? Обращали внимание на одну важную деталь, которая заложена в самом её центре? «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Господь вкладывает в наши уста условие. Жёсткое, бескомпромиссное, недвусмысленное. Прощение нам от Бога приходит ровно в той мере, в какой мы сами прощаем тех, кто нас обидел. Не по факту посещения храма, не по количеству прочитанных молитв, а именно по этому критерию.

Мы произносим эти слова и… ничего не происходит. Мы не прощаем. Мы лелеем свои обиды, как драгоценность. Мы годами храним в себе зло на коллегу, который когда-то подсидел, на родственника, который не помог, на друга, который предал. Мы составляем подробные списки претензий к мужу или жене. Наши ссоры в семье все чаще напоминают праздник 9 мая – «никто не забыт, ничто не забыто». Мы носим это в себе, как некий внутренний яд, который медленно отравляет нас самих. И при этом продолжаем механически бубнить: «остави нам долги наша…». Да мы же сами подписываем себе приговор! Мы сами блокируем единственный канал, по которому к нам может прийти милость и прощение. Мы сами себя подставляем, потому что, по сути, говорим: «Как я не прощаю другому обиду, так и Ты, Господи, мне не прощай».

Вот он, главный социальный недуг современного человека: тотальная непрощаемость. Мы живём в обществе вечной правоты. Соцсети, суды, бесконечные споры и скандалы — всё построено на том, чтобы доказать свою правоту и унизить оппонента. Мы стали экспертами в поиске соринки в глазу другого и совершенно слепы к тому, что в нашем собственном глазу вырос целый лесоповал. Мы требуем справедливости и снисхождения для себя, но для других у нас в запасе только суд и осуждение.

И что же получается? Получается симулякр. Подделка. Внешняя, бутафорская духовность. Мы имитируем веру, но не живём ею. Мы хотим небесных благ, но не хотим заниматься внутренней работой по очистке собственного сердца. Старец Силуан (Сухаревский), как то сказал: — «Некоторые вместо того, чтобы каяться в своих грехах, оправдывают себя, придумывая множество оправданий. Они похожи на больную женщину, которая вместо того, чтобы лечиться, красит себе лицо, чтобы выглядеть здоровой».

Вот она, яркая метафора! Красим лицо, вместо того чтобы лечить болезнь. А болезнь тем временем прогрессирует.

Но Господь не оставляет нас в этом замкнутом круге. Он не тиран, который ждёт, чтобы мы споткнулись и упали. Он — Врач. И он показывает нам диагноз. Эта самая непрощаемость, эта обида, это раздражение — они и есть тот самый симптом, который кричит о болезни души. И каждый раз, когда мы это в себе чувствуем, когда нас что-то бесит, выводит из себя, заставляет злиться — это не повод впасть в уныние и сказать «я плохой». Нет! Это повод вспомнить: «Ага! Вот она, кнопка «включить»!». Это момент истины. Это возможность не продолжить механически бубнить молитвы, а обратиться к Богу по-настоящему. Сказать: «Господи, видишь, какой я ядовитый? Видишь, как меня разжигает от злости? Я не могу простить сам. Но я хочу. Помоги мне. Возьми моё сердце, разожми эти каменные тиски обиды и вынь из меня этот чёрный камень».

И Он поможет. Обязательно поможет. Потому что Он ждёт не нашего идеального исполнения обрядов. Он ждёт нашего малейшего движения навстречу. Ждёт нашего искреннего желания измениться. Начать видеть в другом не врага, а такого же заблудшего, запутавшегося, может, обиженного жизнью человека. Духовная жизнь — это не про то, чтобы стать святее всех и всех обличить. Она про то, чтобы увидеть свою собственную немощь и позволить Богу её исцелить.

Это и есть то самое знание Бога, о котором говорили святые. Не теоретическое, не из книг, а жизненное. Тот, кто действительно увидел хоть искорку Божьего света в своей душе, тот уже не может жить по-старому. Он начинает творить волю Божию не из-под палки, а потому что по-другому уже не может. Потому что иначе темно и тесно.

Так давайте же перестанем любоваться нашим духовным пылесосом. Давайте, наконец, включим его. Нажмём на эту сложную, неудобную, требующую усилий кнопку прощения. Начнем с малого. С одной, самой маленькой обиды. И посмотрим, как заработает механизм милости Божией. Он сильнее любой нашей обиды. Сильнее любой нашей боли. Нужно только сделать первый шаг. И у нас обязательно всё получится.

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»