«НАДО СМИРИТЬ!»: КАК ДОБРО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НАСИЛИЕ

«НАДО СМИРИТЬ!» КАК ДОБРО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В НАСИЛИЕ / dishupravoslaviem.ru / Анатолий БадановЕсть одна душевная привычка, которая прилипает к нам с удивительной легкостью. Особенно когда мы оказываемся чуть выше другого – по должности, по званию, по положению в семье. Это привычка… смирять. Нам начинает казаться, будто мы совершаем нечто благое, даже спасительное, когда обрушиваемся на подчиненного грозным окриком. Когда игумен монастыря считает своим долгом сломить волю послушника «во спасение». Когда муж или жена полагают, что строгость и уничижительный тон – лучший способ «воспитать» супруга. Когда родитель искренне верит, что постоянное принижение ребенка – это и есть «наука жизни», подготовка к жестокому миру — «Без строгости нельзя, надо смирить!».

И самое страшное – все это преподносится под соусом заботы, духовного роста, пользы для самого «смиряемого». Но посмотрите на плоды! Разве это помогает? Разве человек, которого так «учат», расцветает? Мы воображаем себя чуть ли не духовными хирургами, а на деле… На деле мы часто просто ломаем. Ломаем веру человека в себя. Ломаем его доверие к нам. Ломаем саму надежду что-то изменить, идти вперед. Мы оправдываем это высокими словами: «смирение», «польза», «спасение души». Но взгляните на плоды! Разве униженный человек расцветает? Разве подавленный – обретает силу? Разве озлобленный – наполняется любовью? Где же здесь смирение?

У нас получилось общество, где слишком много господ. Суровых, требовательных, видящих в другом прежде всего объект для управления, а не душу для взращивания. А где же отцы? Те, кто ведет не страхом и давлением, а любовью и примером? Ведь Сам Бог открывается нам как Отец. Милующий, терпеливый, ждущий возвращения блудного сына не с розгой, а с объятиями. И вот что принципиально важно: Бог никого не учит смирять других. Перелистайте Евангелия, Деяния апостолов – вы не найдете ни одной сцены, где Христос или Его апостолы, имея власть, унижали бы кого-то «для его же пользы». Крик? Подавление? Презрение? Наказания рублем? (А это частенько сегодня практикуется в Церкви). Этого нет в арсенале Христовой педагогики. Власть в Его Царстве – это служение, а не господство. Поддержка, помощь, а не подавление.

Что же нам предлагает Христос? Совершенно иную программу. Он говорит прямо и просто: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Обратите внимание: научитесь от Меня. Не «научите других», не смирите других, а – научитесь сами. Кротости. Смирению сердца. И обетование – покой душам вашим. Тот самый покой, которого так не хватает и «господам», как светским, так и церковным. Покой во Христе – вот истинная цель и плод подлинного смирения. Да и как мы можем кого-то смирить, если сами не имеем смирения? Как можем кого-то научить смирению, этой духовной радости и покою, внутреннему миру, тишине, осознанию своего места перед Богом и людьми, если сами этого не имеем? Впрочем, смирять кого-то куда приятнее и удобнее, чем показать пример и смириться самому…

Почему же мы так упорно игнорируем этот прямой путь? Почему вместо того, чтобы учиться кротости и смирению сердца у Самого Источника покоя и смирения, мы предпочитаем мучительную игру в «господ и рабов», ломая других? Может, потому, что быть господином – иллюзорно проще? Кажется, что так ты контролируешь ситуацию. А вот стать чадом, учеником Христовым? С мужеством признать свою нужду в Нем? Или стать отцом (в широком смысле наставника, старшего) по образу Небесного Отца? Страшно? Неудобно? Не соответствует «статусу»? А Христу было «удобно» и «соответственно» мыть ноги ученикам? Бог на коленях перед человеком – вот высшая точка Его смирения и власти! Не в окрике, а в служении. Не в унижении, а в возвышении другого. Да, это не просто. Да, это требует огромного терпения, любви и жертвенности. Но, ведь не ради «властной дубины» Бог поставил тебя на порожек выше другого человека. «Кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.» (Лук.12:48). Взыщется не сколько за саму власть, будь то родительская, светская или духовная, но за количество любви, смирения и кротости, которым мы научились от Христа и вложили в эту власть. Иными словами, за то, какими были мы «отцами» в самом широком смысле этого слова вне зависимости от гендера.

Христос, Создатель вселенной, омывает ноги человеку. Просто вдумайтесь, остановитесь на этой мысли. Омывает не для показухи. Не для «смирения» их. А из любви. Чтобы показать путь истинной власти – власти служения. Да, для генеральных директоров крупных компаний это может прозвучать смешно. Однако, это можно и нужно использоваться, как инструкцию к действиям. В следующий раз, когда рука потянется сломить другого «для его же пользы», а язык захочет изрыгнуть унижение – вспомните ЭТО. Вспомните Бога на коленях. И спросите: Как Учитель поступил бы здесь? Как я могу исправить ситуацию, а не подавить и размазать своим авторитетом? Как сделать так, чтобы человека направить, а не сломать? Я не говорю, что так должны делать все руководители от светских до духовных. Нет. Потому, что этот выбор – не для слабых. Он – для сильных духом. Сильных Христовой силой. К великому сожалению сильных духом у нас мало. Но, размышлять об этом, понимать свою ответственность перед Богом, когда ты имеешь хоть малейший процент власти – нужно каждому.

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»