УНЫЛЫЙ РАЙ: КАК УНЫНИЕ И РОПОТ РАЗЪЕДАЮТ ДУШУ
Сегодня в личку мне пришло сообщение с комментарием к моему фильму о фонде святого Антония (Смирницкого). Сначала речь шла о технических вопросах, но затем обсуждение перешло к сути. В конце фильма я показал благотворительные обеды для бездомных, которые ежедневно проходят при храме. Комментатор написал: «Вы устроили бомжатник в центре города. Зачем их кормить? Человеку нужно давать удочку, а не рыбу! Пусть идут работать. Путинская Россия… Этим должно заниматься не Церковь, а государство!»
Знакомые нотки, правда? Вариации на эту тему звучат вокруг постоянно. В соцсетях, в разговорах на кухне, в ток-шоу. «Денег нет!», «Власть такая-сякая!», «До чего страну довели!», «Кругом нищета!» – нескончаемый хор недовольства и обвинений. И вот первая горькая констатация: главные солисты этого хора чаще всего – люди, чья собственная жизнь, если взглянуть объективно, далека от катастрофы.
Вступать в перепалку с такими людьми, что-то доказывать – бессмысленно. Но, иногда, очень полезно включить режим наблюдателя. Я называю его – «режим Николая Дроздова». Давайте посмотрим на недовольных со стороны. «Режим Дроздова» фиксирует:
ОБЪЕКТ В РУКЕ: Не кирпич, не кнопочная «звонилка». В кармане – смартфон. Ценник? «Минимум за 30-40, а то и более тысяч». Факт. Гаджет стоимостью в месячный (а то и больший) прожиточный минимум.
ПОВЕДЕНИЕ: Есть время и ресурсы «постоять в очереди за айфоном или в магазине за шмотками». Уточнение: «В магазине, не в секонд-хенде!». Факт. Потребительская активность выше базового выживания.
ПИТАНИЕ/ПРИВЫЧКИ: Курят сигареты, далеко не «Приму» и не «рассыпуху», а хорошие сигареты, айкос или вейп. «Ежедневный кофе». Факт. Привычки, требующие устойчивых финансовых потоков. «Дошиком» никто из них не питается.
МОБИЛЬНОСТЬ: Скорее всего имеющие автомобиль или деньги на такси. Доступ к комфортным средствам передвижения. Это факт. Среди нищих нет тех, кто на такси ездит, а в среде этих «хористов» ездят почти все.
ВЫВОД НАБЛЮДАТЕЛЯ: Перед нами не вид, стоящий на грани выживания. Это вид, обитающий в зоне относительного комфорта и потребления. Базовые и социальные потребности удовлетворены. Есть крыша, еда, одежда, средства связи, развлечения. Не роскошь, как у Гэтсби, но и далеко не крайняя нужда.
А теперь подойдем к храму в тот момент, когда раздают обеды. Посмотрите на тех, кому «хористы» предлагают не еду, а «удочку». На людей, у которых действительно ничего нет. Ни дома, ни работы, часто – ни здоровья, ни поддержки. На людей, которых общество предпочло бы не видеть. Лицо земли. И мы видим поразительную констатацию: Именно у них, на дне социальной лестницы, не редко можно лицезреть не озлобленность, а… благодарность. Искреннюю. Иногда даже – проблески счастья. За много лет таких акций, я пообщался не с одной сотней нищих. Видел это своими глазами. Радость и благодарность. Искреннюю. Счастье. Да-да. На этих изможденных, часто больных лицах – искорки настоящей радости и счастья. От тарелки горячей еды. От человеческого слова. От того, что их не оттолкнули, а просто… накормили, поговорили. Они не клянут власть, не ругают врачей (которые частенько их сторонятся), не обвиняют законы в своей беде. Они – благодарны за малое. За здесь и сейчас. За кусок хлеба и кружку чая. Парадокс? Парадокс…
Тот, у кого есть почти все необходимое для жизни – недоволен, зол, видит вокруг лишь мрак. Тот, у кого отнято все – находит в себе силы благодарить и даже улыбаться. Почему? В чем корень этого удивительного несоответствия?
Я рискну высказать мысль, которая, возможно, покажется странной, но, по моим наблюдениям, она близка к истине. Корень – в унынии. Да-да, в том самом древнем понятии, которое отцы Церкви считали одним из самых тяжких грехов, душевной болезнью. «Как же так? – спросите вы. – Уныние – это же когда грустно, тоскливо, депрессия. А тут человек злится, негодует, полон энергии для критики!» А вот и нет. Уныние гораздо глубже и коварнее. Это, по сути, наша яростная, разрушительная реакция на то, что мир не крутится вокруг наших хотелок. Что реальность не соответствует нашим ожиданиям. Уныние – это моя реакция на то, как все происходит не так, как я хочу.
У человека есть дом, работа, семья (пусть неидеальная), еда на столе, одежда, гаджеты. Жизнь как жизнь. Но… он хочет большего. Не просто большего – а идеального по его меркам. Бали или Мальдивы – не Анапа, не Лазаревское или Сочи. Не такую машину, которая есть – а круче. Не этот телефон – а новейший флагман. И сталкивается с тем, что обычным трудом (трудом, на который он согласен) это «идеальное» не достижимо. И тут включается механизм поиска виноватого. Кто виноват, что я не могу получить то, что я хочу? Конечно, не я! Виновата власть! Путин! Чиновники! Олигархи! Массоны! Система! Страна! Они украли мою возможность, мою мечту, мое идеальное будущее! Вот где корень этого гнева – в нереализованном, гипертрофированном хотении. Однако, если спросить человека – что ты сделал для того, чтобы улучшить свое финансовое положение? Может получил специализированые знания для иной профессии, открыл свое дело или может вошел в среду общественной работы, которая активно поддерживается государством через грантовую систему? Да ничего такой человек по настоящему не сделал!
И дальше – начинается страшная метаморфоза восприятия. Человек, пораженный унынием-недовольством, словно надевает особые очки. Очки, которые фильтруют реальность, оставляя только негатив. Его взгляд и ум становятся магнитом для всего плохого. Дороги? Конечно, плохие! (Хотя, объективно, они стали гораздо лучше при Путине, чем были при Ельцине). Медицина? Ужасная! (Хотя она спасает миллионы жизней, но не выглядит как в голливудском сериале с идеальными палатами и со стодолларовыми улыбками медперсонала). Новости? Только те, где жесть, СВО, катастрофы, скандалы, преступления, коррупция и т.п.. Позитивное? Его сознание просто отторгает как неважное, неинтересное. Попробуйте спросить такого человека: «Назови пять хороших, добрых, обнадеживающих событий или новостей, которые ты заметил за последнюю неделю?» Скорее всего, вы увидите растерянность. Ему придется напрягаться, копаться в памяти. А зачем? Его сердце, его душа жаждут другого – подтверждения своей правоты о том, как все ужасно, всё плохо. Очень быстро этот фокус на негативе превращает человека в озлобленного, вечно недовольного критика. Он недоволен всем. Даже добро, чистое, бескорыстное добро, вызывает у него лишь раздражение и желание обличить: «Зачем кормите бомжей? Этим должно заниматься государство!». И в этом возгласе – вся трагедия его состояния. Он уже не способен радоваться добру, видеть милосердие. Его душа отравлена.
И знаете, что самое страшное? Это состояние – саморазрушительно. Уныние и ропот – это духовный яд. Здесь не важно, верующий человек или атеист. Духовные законы едины для всех, даже если их предпочитают не замечать. Уныние и ропот отравляют не только самого человека, но и все вокруг. Он становится несчастным, даже имея все необходимое. Он перестает ценить то, что есть – семью, крышу над головой, здоровье (пока оно есть), саму возможность жить. Он сосредоточен только на том, чего нет. И это состояние, увы, имеет духовные последствия. По наблюдениям моего режима «Дроздова», Господь отворачивается от упорного ропотника. Почему? Потому что ропот – это бунт против Промысла Божьего, против того, что Господь сейчас дает тебе. Это отвержение Его даров, которые ты еще не научился принимать. И жизнь такого человека действительно начинает рушиться. Черная полоса? Проблемы на работе? В семье? Со здоровьем? Финансовые неурядицы? Они начинают восприниматься не как испытания или временные трудности, а как неопровержимое доказательство того, что «все плохо», что «жизнь не удалась». И ропот усиливается. Уныние перерастает в отчаяние. Знаю людей, которые в этой воронке дошли до самых мрачных мыслей: «Зачем жить? Все равно все плохо, и будет только хуже». Страдают близкие, рушатся отношения. Жизнь превращается в тот самый «унылый рай» – внешне благополучный, а внутри – ад недовольства и тоски.
Есть ли выход? Да. И выход этот – в смирении. Не в том ложном смирении, про которое часто говорят: «Молчи, терпи, смиряйся!» – когда под смирением понимают пассивность, затыкание рта, покорность злу. Нет. Истинное смирение – это нечто совершенно иное. Во-первых, это – величайшая тайна духовной жизни. Во-вторых, смирение это не случай, а состояние. Мой покойный духовник, старец Силуан (Сухаревский), человек глубочайшего молитвенного опыта, как-то сказал с улыбкой: «Я очень люблю смирение, правда, я не знаю, что это такое». Он понимал его глубину и непостижимость.
Святые отцы говорят о смирении как о чем-то божественном. Преподобный Исаак Сирин пишет потрясающие слова: «Смиренномудрие есть одеяние Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и чрез него приобщилось нам в теле нашем. И всякий, облеченный в оное, истинно уподобился Нисшедшему» (Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 53).
Вы только вслушайтесь — смирение – это риза Самого Бога! Христос, пришедший на землю, облекся в смирение. Это не слабость, а величайшая сила, божественная красота, гармония с Волей Отчей. Это состояние полноты благодати, которое исцеляет душу, возносит ее на такие высоты, где слова бессильны. Парадокс в том, что истинно смиренный человек этого в себе не видит. Наоборот, чем больше благодати, тем отчетливее он видит свои грехи и немощи. Первое действие благодати, как учил преподобный Петр Дамаскин, – это видеть свои грехи бесчисленными, как песок морской. Смиренный видит не свою «святость», а свою нужду в Боге, свою немощь. И Бог наполняет и покрывает такого человека. И в этом – его сила и свобода.
Вот почему многие из тех самых нищих, которых так легко осудить, оказываются порой ближе к этой тайне. Не все, конечно. Но во многих из них есть это странное, глубокое принятие своей доли. Не мазохизм, не слабость, а какое-то внутреннее знание, доверие. Говоря с такими людьми, слушая их простые, а порой и сбивчивые слова, чувствуешь, как что-то в душе откликается. Чувствуешь прикосновение к чему-то настоящему, подлинному. К жизни без масок, без претензий, к жизни «здесь и сейчас». Это сложно передать словами, но это ощущается как глубина, как тишина, как… присутствие. Как будто с некоторыми из них действительно, по слову Христа, рядом идет Сам Господь. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф. 25:40).
А после общения с вечным нытиком, ропотником, осуждающим всех и вся, даже имея все блага мира, – остается тяжелый осадок. Пустота. Раздражение. Усталость. Это закономерно. Потому что ропот и уныние – это духовная тьма, они ничего не созидают, только разрушают и отравляют.
Вот так друзья, перед нам открывается выбор. Два пути. Путь постоянного недовольства, ропота, фокуса на недостатках мира и своей жизни – путь, ведущий во тьму души, в «унылый рай», где есть все, кроме радости. И путь – пусть трудный, пусть таинственный – доверия. Путь благодарности за то, что есть. Путь попытки увидеть добро. Путь смирения перед непостижимостью Божьего Промысла, который ведет нас порой совсем не туда, куда мы планировали, но куда нужно для нашей души. Это путь к тому самому блаженству, о котором говорил Христос в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом… Блаженны плачущие… Блаженны кроткие…» (Мф. 5:3-5). Это блаженство – не от внешних обстоятельств. Это внутренний, неиссякаемый источник света, мира и силы, который Бог зажигает в сердце, открытом Ему в смирении и доверии. Попробуем довериться Ему?
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»