СОВРЕМЕННОЕ БЕСНОВАНИЕ: ПРОВЕРКА МОЛИТВОЙ

СОВРЕМЕННОЕ БЕСНОВАНИЕ - ПРОВЕРКА МОЛИТВОЙ // dishupravoslaviem.ru // Анатолий БадановВ наш «просвещенный» век не принято говорить о бесновании, особенно в его самой распространенной, незаметной и потому опасной форме, которая может касаться каждого. Форме, которая, возможно, касается и вас.

Словно вспышка молнии в темноте, в Евангелие от Матфея есть одна строка: «привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить» (Мф. 9:32). Одна строка. Но какая бездна за ней открывается! Видите эту картину? Человек. Немой. Не потому, что болезнь сковала язык, нет. Дух тьмы, напрямую, грубо, физически вырвал у него дар речи.

Так же явно, без масок и прикрытий, действовала нечистая сила и на царя Саула, ввергая его в пучину мрачного безумия. Просто, откройте Библию – вы найдете громадное количество таких примеров. В те времена демоны действовали в открытую, не таясь, не стесняясь. Почему? Ответ прост: потому что мир был верующим. Не было тех, кто отрицал бы существование духовного мира. Явное действие бесов лишь подтверждало, закрепляло эту веру, подчас заставляя целые народы трепетать и служить нечистым силам из-за страха.

Но всё перевернулось с приходом Христа. Посылая апостолов на проповедь, Он дал им власть, о которой прежде и помыслить было нельзя – власть над бесами (Матф.10:1). И вот явное, открытое беснование стало оборачиваться против самих сил тьмы! Каждое изгнание нечистого духа на глазах у толпы, каждое исцеление, каждое чудо, совершенное Именем Христа – были не просто победы. Это был сияющий ореол Божественной силы, окружавший раннюю Церковь. Люди видели: вот – истина, вот – сила, вот – освобождение! И они шли на этот свет, потянулись к истинному Богу, к Его ученикам. Прежняя стартегия демонов – тактика устрашения и явного насилия – стала для бесов катастрофой. Она работала против их же целей удержать мир во тьме и страхе. И тогда… тогда тьма сменила тактику.

2025-й год. Наше время. Эпоха, которая самодовольно именует себя «просвещенной», «прогрессивной», «свободной от предрассудков». Но посмотрите вокруг. Вот они – миллионы крещеных людей. Крестик на шее? Есть. Верующий? Конечно, правда «в душе»! А что за этим стоит? Подлинно верующих – (тех, для кого вера не этнографический курьез, а сама ось жизни, вращающаяся вокруг Литургии, Таинств, дышащая молитвой, освещаемая Евангелием) –единицы. Остальные? Остальные – «верующие неверующие». Парадокс? Реальность. Их душа — запущенный пустырь. Заброшенная земля, где колючим ковром разрослись сорняки суеты: вечной погони за чем-то мимолетным. Сорняки страха: перед будущим, перед потерей комфорта. Сорняки похоти: глаза, вечно алчущие нового зрелища, тело, требующее новых ощущений. И все это завалено грудой мусора бесконечного потребления: информации, развлечений, пустых разговоров, сиюминутных удовольствий. Душа-пустырь. Душа-свалка.

Теперь представьте, что в такого «верующего неверующего» решает вселиться демон (хотя зачем, человек и так идет в ад с гордо поднятой головой…). Но, просто представим. Демон решает действовать по старинке, по накатанной схеме. Войти и – бац! – лишить речи. Или заставить корчиться на полу офиса. Или заорать безумным голосом что-то кощунственное в переполненном метро или маршрутке. Что произойдет? Случится невероятное! Произойдет ошеломляющее, неопровержимое доказательство! Сам факт этого явного беснования станет кричащим свидетельством: ДА, БЕСЫ РЕАЛЬНЫ! А раз бесы реальны – как пыль, поднятая колесницей, свидетельствует о самой колеснице – то РЕАЛЕН И БОГ! Реальна та самая Церковь, которую он считал архаичным клубом по интересам! Реальна та самая молитва, которую он стеснялся шепнуть! Реальна сила Креста, который он снимал перед офисным корпоративом, потому что он не подходил к одежде! Это будет не просто испуг. Такое явное чудо (хоть и со знаком минус) стало бы для него самым мощным в жизни толчком к покаянию. Он бы рванул в храм, как тонущий – к спасательному кругу! Он бы искал священника, искал молитвы, искал защиты у Того, Кого вчера еще игнорировал. Он бы уверовал по-настоящему.

Поэтому-то демонический мир и сменил тактику. Как же он стал действовать сегодня? Хитро. Фрагментарно. Избирательно. Он позволяет человеку жить его привычной жизнью. Ходить на работу? Свернословить? Блудить? Завидовать? Служить идолу чревоугодия? Смотреть всё подряд? Осквернять свою душу и тело? Да пожалуйста! Никаких видимых изменений. Рот извергает гнусности – но это «нормально». Глаза блуждают по скверне – но «все так живут». Тело служит страстям – но «это же естественно». Человек чувствует себя «свободным», «нормальным». Бес не мешает его «нормальной» греховной жизни. Он ее поощряет! Даже «плюшками» балует.

Но! Стоит такому человеку попытаться сделать что-то святое, что-то, обращенное к Богу – бес немедленно включает свой блокиратор! Вот он покупает капучино в «Русапе». Мысль: «Надо бы «Отче наш» прочитать перед едой или хотя бы перекрестить стаканчик с кофе, так делают христиане». И вдруг – паралич воли. Еще 5 минут назад, человек мог говорить, что ему плевать на мнение окружающих, а сейчас на него навалилась неловкость. Стыд. Что прохожие подумают? Изнутри приходит бесовский голос, который человек воспринимает за свой: «Да ну, зачем? Это же формализм!». Уста сковываются. Произнести, даже про себя, знакомые слова становится физически невозможно. Почему вчера он час обсуждал чужой развод или новости, а сегодня двух слов Богу сказать не может? Не может именно фрагментарно, будто тот евангельский бесноватый немой.

Или классика: идет мимо храма или едет в маршрутке. Рука потянулась перекреститься… И – стоп! Тормоз! Бес: «Ты чо? Люди увидят! Подумают – юродивый! Неловко! Не надо!». И человек, которому плевать на мнения окружающих, останавливается. Странно, да? Бес не мешает ему идти на работу. Не мешает ему грешить. Он мешает ему только в одном: в обращении к Богу. Мешает помолиться. Перекреститься. Мешает открыть Евангелие. Мешает пойти в храм в воскресный день, мешает пойти на Исповедь. Вот она – современная тактика беса! Фрагментарное, точечное беснование. Он не владеет человеком полностью, как тогда, с немым. Он владеет только «рубильником», подключенным к святыне. И включает «стоп-кран» только тогда, когда человек пытается повернуться к Свету.

Это и есть самый точный духовный лакмус. Самая яркая метка беснования в современном мире. Не конвульсии. Не крики (мы же так себе представляем беснование, да?). А вот эта избирательная немота, этот внезапный паралич воли и языка исключительно перед лицом святого. Человек свободно извергает тьму – и язык его повинуется. Он пытается издать луч света – и язык немеет. Он уверенно, харизматично действует в мире, но покрывается потом в храме. Уже сегодня масса людей произносит одну и туже фразу – мне плохо в храме, мне плохо от запаха ладана и поэтому я не хожу. То есть тебе не плохо возле дымного костра с шашлыком, не плохо от кальяна, но плохо от ладана? И это тебя не наводит ни на какие мысли? Просто задумайся, кому это выгодно? Ответ очевиден. Это не «лень», не «забывчивость», не «стеснение», не «реакция организма», не повальная «аллергия на ладан». Это действие. Целенаправленное. Рассчитанное. Действие врага, который знает: явное беснование его выдаст, а вот тихое, фрагментарное саботирование связи с Богом – оставит человека в иллюзии свободы, погруженным в грех, и главное – уверенным, что «бесов не существует».

Так что же делать? Как сломать бесовский «блокиратор»? Только сознательным, волевым усилием веры. Назвать вещь своим именем: когда не можешь перекреститься у храма – это не твой стыд, это действие беса. Когда не можешь прочитать «Отче наш» – это не твоя забывчивость, неловкость, это враг держит твой язык и накрывает тебя стыдом, когда ты хочешь просто перекрестить пищу в офисе на обеденном перерыве. А чего стыдиться? Мы живем не в исламском халифате, мы живем в христианской стране! И нужно с силой, буквально через «не могу», через сопротивление, свершить хотя бы это малое святое дело. Перекреститься. Прошептать молитву. Открыть Евангелие. Каждый раз, преодолевая эту бесовскую немоту, ты вырываешь у врага инструмент воздействия. Ты показываешь ему и себе: «Здесь ты не хозяин. Здесь – мое решение. Здесь – мой Бог». Это и есть война. Не с призраками, а с реальным, хитрым врагом, который боится только одного – твоего сознательного, волевого обращения к Богу, пусть даже самого робкого.

«Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7).

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»