Поместный Собор 1547-1549 г. Макарьев­ский

Поместный Собор 1547-1549 г. Макарьев­ский

• Грамота преосвященного Макариа митрополита всея Росии.

• Вторая грамота преосвященного Макария митрополита всея России.

• Сий указ новым чюдотворцем на кийждо день указася коемуждо празновати.

• Из жития преподобного Мартиниана Белозерского.

• Послание новгородского архиепископа Пимена (1552-1570) всероссийскому митрополиту Макарию в связи с обретением мощей святителя Никиты.

• Открытие мощей муромских чудотворцев.

• О пришествии епископа Иоасафа в монастырь И о игумене Иларионе. Чюдо тридесятое. 1561 г. Из жития преподобных Григория и Кассиана Авнежских.

О Соборах

Макарьевские соборы — поместные соборы Русской церкви, созванные митрополитом Московским Макарием в 1547 и 1549 годах с целью канонизации русских святых. По этой причине период Макарьевских соборов называют «эпохой новых чудотворцев». По мнению церковного историка А. В. Карташёва, митрополит Макарий созвал эти соборы с целью канонизации русских святых, исходя из понимания «особого положения русской церкви во Вселенной» и «свершившегося факта политического объединения Руси».

Макарьевские соборы окончательно сформировали порядок канонизации святых по соборному решению епископов и с санкции предстоятеля церкви. Изначально исследователи считали, что данные Соборы только закрепили богослужебное празднование святым, бывшим до этого местночтимыми, в общецерковном масштабе. Мнение о том, что Соборы совершали канонизацию ряда святых, имеется у митрополита Макария (Булгакова), но впервые о том, что они имели своей целью только канонизацию святых, написал В. О. Ключевский. Современные исследователи считают, что данные соборы были скорее литургическими, чем канонизационными — то есть имели своей целью не прославление новых святых, так как их почитание известно и в дособорный период, а систематизацию агиографии данных святых и утверждение их гимнографии.

Собор 1547 года был открыт 26 февраля в неделю Торжества Православия. Поимённый список прославленных на Соборе святых известен из соборного указа о праздновании святым. Он сохранился в трёх списках, заметно различающихся между собой (число канонизированных святых варьируется от 11 до 14 в отношении общецерковных святых, число местночтимых во всех списках одинаковое — 9). По исследованию историка Е. Е. Голубинского Собором были канонизированы следующие святые:

Общецерковные святые Местночтимые святые
Общие во всех списках Указа
  • Иона Московский
  • Иоанн Новгородский
  • Пафнутий Боровский
  • Никон Радонежский
  • Макарий Калязинский
  • Михаил Клопский
  • Зосима Соловецкий
  • Савватий Соловецкий
  • Павел Обнорский
  • Дионисий Глушицкий
  • Александр Свирский
  • Максим Московский, юродивый
  • муромский князь Константин Святославич и его сыновья Феодор и Михаил
  • Пётр и Февронья Муромские
  • Арсений Тверской
  • Прокопий Устюжский
  • Иоанн Устюжский
Указанные в различных редакциях Указа
  • Александр Невский
  • Никита Новгородский
  • Савва Сторожевский

Все прославленные данным Собором к общецерковному почитанию святые именуются чудотворцами, при этом Иона, Иоанн, Пафнутий и Макарий названы великими чудотворцами, а остальные новыми. Особо в деянии отмечено, что канонизация Александра Невского состоялась «со всяцем испытанием о чудесех, бывающих от честныя раки».

Деяние Собора 1549 года не сохранилось. О нём известно из речи царя Ивана IV к Стоглавому собору 1551 года, а список канонизированных лиц определён Е.Е. Голубинским на основании сличения полного перечня канонизированных Макарием святых с указом Собора 1547 года. Поскольку данный Собор не разделял святых на общецерковных и местночтимых, то исследователи выделяют среди 16 канонизированных на нём святых тех, кто уже имел местное почитание и новых.

Имевшие статус местночтимых Новопрославленные святые
  • Евфимий Новгородский
  • Иаков Ростовский
  • Стефан Пермский
  • Всеволод Псковский
  • Михаил Тверской
  • Авраамий Смоленский
  • Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий
  • Евфимий Суздальский
  • Савва Вишерский
  • Ефрем Перекомский
  • Нифонт Новгородский
  • Иона Новгородский
  • Григорий Пельшемский
  • Евфросин Псковский

В память о канонизации святых на Макарьевских соборах установлен соборный праздник Собор Российских чудотворцев, прославленных святителем Макарием в 1547 и 1549 гг.. После канонизации святых на Макарьевских соборах монахом Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря Григорием была составлена служба в которой соборно прославлялись все русские святые. В каноне после перечисления имен всероссийских святых, прославленных ещё прежде, следуют имена святых, канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. Жития прославленных святых вошли во вторую и третью редакции Великих Четьих-Миней — Успенский и Царский списки.

Празднование собору совершается 16 (29) июля на следующий день после памяти святого равноапостольного князя Владимира

Википедия


Грамота преосвященного Макариа митрополита всея Росии.

(цитируется по » Архимандрит Макарий (Веретенников) — Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов и их значение». Русская художественная культура XV-XVI веков, том XI / М, 1998. — 271 с: ил. — Материалы и исслед. / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль»)

Благословение преосвященнаго Макария Митрополита всея Росии в царство Владимерское и Московское и Новгородское и всю Росийскую землю, владыкам и архимаритам и игуменом и протопопом, попом и диаконом градским и сельским и всем християном. Повелением господина и сына нашега благовернаго и христолюбиваго царя и ве-ликаго князя Ивана Васильевича всея Росия самодержца и по совету о Святем Дусе с сыновы и со служебники нашего смирения со архиепископы и епископы и со всем освященным Собором Росийския Митрополия установили есмя ныне праздновати новым чюдотворцом Росийския земля, что их Господь Бог прославил Своих угодников многими различными чюдесми и знаменми и не бе им до днесь соборнаго пения. Мы же о Святем Дусе с сыновы своими со архиепископы и епископы о со всем освященным Собором уставихом праздновати соборне по прежеуложеному уставу святых Отец во царствующем граде Москве в соборней л. 176 об. Церкви и по всем святым великаго царства Росийскаго по всем градом и весем пети и праздновати повсюду: месяца сентября в 7 день Иоанну
архиепископу Новгородскому; пети и праздновати повсюду ноября в 17 день Никону чюдотворцу, ученику Сергиеву;пети и праздновати повсюду ноября в 23 день великому князю Александру Невскому, во иноцех Алексию; пети и праздновати повсюду декабря день преподобному Павлу Комельскому; пети и праздновати повсюду ген-варя в 11 день преподобному Михаилу иже Христа ради уродивому Клопскому, иже в Великом Новеграде; пети и праздновати повсюду марта в 12 день новому чюдотворцу Арсению, епископу Тверскому пети и праздновати повсюду; того же
дни праздновати новым чюдотворцом Христа ради юродивым Устюжским Прокопию и Иоанну пети и празновати на Устюзе; марта в 17 день великому чюдотворцу Макарию Колязинскому пети и праздновати повсюду; марта в 30 день великому чюдотворцу Ионе, Митрополиту всея Росия пети и праздновати повсюду; апреля в 17 Зосиме и Саватию Соловецким чюдотворцом пети и праздновати повсюду; майя в 1 день преподобному чюдотворцу Пафнотию Боровскому пети и
праздновати повсюду; майя в 21 день благоверному князю Констянтину и чадом его Михаилу и Феодору Муромским праздновати в Муроме; июня в 1 день подобному Дионисию Глушицкому; пети и праздновати повсюду; июня в 25 день благоверному князю Петру княгине Февроние новым чюдотворцом Муромским пети и прзновати в Муроме; июля в 9 день явления Пречистыя Богородица в Колоче пети и празновати в Муроме повсюду; августа в 13 день преподобному Максиму Христа ради юродивому Московскому чюдотворцу пети и праздновати повсюду; августа в 30 день новому чюдотворцу Новгородскому преподобному Александру Сверскому пети и праздновати повсюду. И вы бы тем святым праздновали (…) праздновати повсюду по прежеуложенному Уставу святых Отец и по сей нашей соборней грамоте. А милость Божия и Пречистыя Богородица и великих чюдотворцов, молитва и благословение и нашего смирения благословение да есть всегда с вашим боголюбством в веки аминь.

Писана на Москве лета 7051-го (1543) февраля в 26 день.


Вторая грамота преосвященного Макария митрополита всея России.

В лето 7053 месяца февраля 26 преосвященный Макарей Митрополит да со Алексеем, епископом Ростовскым и Ярославскым, да с Ионою епископом Суздальскым и Торуским, да Ионою, епископом Резанским и Муромским; да с Феодосием, епископом Коломенским и Коширским; да с Савою епископом Сарьскым и Подоньскым; да с Киприаном епископом Пермскым и Вологодским и с честными архимариты и с честными игумены со всем священным Собором уставили есмя ныне праздновати новым чюдотворцем в Русской земле, что их Господь Бог прославил угодников Своих многими и различными чюдеси и знаменми и не бе им до днесь соборнаго пениа. Мы же уставиша им на том Соборе празновати по преж уложенному уставу святых отец празновати в царствующем граде Москве в соборной церкви и по всем святым церквам и по всем святым мо настырем и по всем градом великого царьства Росийскаго: пети и празновати повсюду сентября 7 великому чюдотворцю Иоанну архиепископу Великого Новаграда и Пьскова; Соловецкому чюдотворцу Саватию; ноября 17 новому чюдотворцю Никону, ученику святого Сергия; ноября 23 великому князю иноку Алексею Невскому чудотворцю; генваря 10 преподобному игумену Павлу Комельскому иже на Вологде; генваря 11 новому чюдотворцу преподобному Михаилу иже Христа ради уродивому иже в Великом Новеграде; марта 17 преподобному игумену Макарию Колязинскому; марта 30 великому чюдотворцю Ионе Митрополиту Киевьскому и всея Руси; апреля 17 преподобному игумену Зосиме Волоколамского монастыря.


Сий указ новым чюдотворцем на кийждо день указася коемуждо празновати.

Месяца сентебря 7 Иоанну архиепископу Ноугородскому. Месяца ноября в 17 преподобному Никону Сергиеву ученику. Месяца того же 23 великому князю Александру Невскому. Месяца генваря 11 преподобному Павлу Обнорскому. Месяца марта 17 преподобному Макарию Колязинскому. Месяца тогож 30 Ионе митрополиту. Месяца апреля 17 Зосиме Соловецкому. Месяца Майя 1 преподобному Пафнотию Боровскому. Месяца июня 1 преподобному Дионисию Глушицкому чюдотворцу. Месяца августа 30 преподобному Александру Сверскому.


Из жития преподобного Мартиниана Белозерского.

Почто великий святитель Макарий митрополит Руския земли не положи в грамотах, иже пела по градом и великим монастырем в лето 7055 года в преминовении царя и великаго князя Иоанна Васильевича всеа Росии и иже избра и разеуди с тогоже бяша Собора пети и праздновати повеле святых отец по всем вам Великйя Росии, а сих остави, понеже не небрежением сия сотвори святый митрополит, ниже просто яко же прилучися вещь сия. Приехавши убо игумен тоя обители после Собора того много дней минувшым и жития святых отец Ферапонта и Мартиниана с собою привезшу повеления и благословения государьска просити и вдаст сия в руце святителя. Великий же сия бяже расмотрев повеле паки Собору быти и собравъшимся к нему всем святителем перваго того Собора Алексию архиепископу Ростовскому, да Ионе епископе Суздалскому, да Ионе же епископу об Рязанскому, да Акакию епископу Тверскому, да Феодосию епископу Коломенскому, да Савве епископу Сарскому, да Киприану епископу Пермскому и з честными архимандриты и с честными игумены великих монастырей и старцем издбранным и всему священному Собору и взят книги святыя и повеле пред собою пронести жития святых и чюдеса. И разеудив всем тем Собором, яко неправедно есть оставити святых, благослови и повеле игумену тоя обители пети и праздновати святых отец с предиреченными святыми преподобного Ферапонта и Мартиниана и жития их чести на Соборе в славу Отца и Сына и Святаго Духа Вседержителя Бога. Но и се яко да не возглаголют нецыи мнением рекуще, повелел есть святый митрополит единой церкви обители тоя праздновати святых. Смотри и испытай известно, не бывает сицево повеление во святых писаниих неправды зазор сотворши и обрящещися ложь пред Богом. Святыя книги пишут: едино стадо и един Пастырь Христос, едина церковь, едина вера, дал есть Единой Церкви и иным вда не дати ниже единой вдасться Добре святый ми приложи святых отец праздновати повеле, и блгослови. Мы же блаженныя сия отцы поминающе, братие добрая их предания не имамы ино что воздаянием даровати или достойно похваление принести противу трудов их и болезней и любезно попечения еже о душах наших искренно положиша и любовь о Христе лику показаша всегодно празднуем пречестную память их, аки благовродная и возлюбленная чада родитель своих и тепле молим всии купно глаголюще, но о пастырие добрии преблаженнии и истинии строитилие винограда Христова и наказатели иноческаго жития, отцем слава, преподобным единокровнии и праведным иноком наставницы, ангельским житием жизнь свою поживше смиреннии мудростию приятели всекраснии прибегающым к вам всем помощницы проро ком и постником радование и сожительства иже с ними. О преблаженнии отцы Ферапонте и Мартинианне свыше нас назирайте отеческий призирающи, иже над нами державу добре и боголюбезне устроити и егда же Бог на суднем Престоле сядет и наша дела и словеса испытая праведно приидите предложите болезни и труды ваю, их же в постничестве тмами понесли ести и благому помолитися Владыце, иже нас ради Самому до крестныя смерти исшедъшему спасеных части причастники сотворите нас благодатию и щедротами и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же слава, честь и держава и поклонение со Безначалным Его Отцем и со Пресвятым и благим и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веком. Аминь.


Послание новгородского архиепископа Пимена (1552-1570) всероссийскому митрополиту Макарию в связи с обретением мощей святителя Никиты.

Послание об обретении мощей Никиты епископа. Да здесь, господине, в Новегороде явися благодать Божиа и милость сего лета в соборной, господине, церкви в Софеи Премудрости Божий, прослави Господь угодника Своего епископа Никиту Новогородского чюдотворца, о нем же пишется в Патерице Печерском. Бысть убо сий блаженный на епископии в Великом Новеграде (1)3 лет и преставися лета 6616 и погребен бысть в святей Софеи в приделе святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. И ныне, господине, Божиим изволением пресвященный архиепископ Пимин и узре святаго епископа Никиту в гробе лежаще в святительстем сану в плоти и благоухание велие испущающе. И о сем убо государь радости исполнися и вскоре возвести о том православному царю и государю, великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии и святейшему Макарию Митрополиту. Царь же православный, и Митрополит, и все людие прославиша Бога о таковом великом чюдеси. И повелеша архиепископу истое раки каменыа выняти святое тело и положили в новую раку древяну тем же образом, яко же Алексей чюдотворец лежит в раце и праздновати ему велели, яко же прочим чюдотворцем. Архиепископ же о том велик подвиг сотворити к Богу месяца апреля в 30 день, на память святаго Апостола Иакова, брата Иоанна Богослова,  сотвори  празник  светел  обретению  честных  его  мощей  с архимандритом и с игумены и с всем освященным собором молебная пели всем градом не по един день. И того дни служило в Софеи Премудрости Божий с архиепископом велий собор, яко 60 человек игуменов и священников и диаконов, и на столованье было у архиепископа в полате не по един день. А того дни архиепископ за столом сам стряпал, ясти и пити ставил въ все столы. И бысть того дни и потом и ныне христаном радость, яко в последняя дни проявил Господь Своего угодника святителя Никиту чюдотворца. Святый же лежит ныне в раце всеми видим и покланяем, яко же Алексей чюдотворец, и Иона, и Сергий, и прочий святии откровени в святых раках лежат. Истачает целбы с верой приходящим. А лежал, господине, погребен 450 лет и три месяци. И мы, господине, милости ради святаго послали к тебе на бумазеобраз святаго Никиты епископа, да от риз святаго две части на благословение твоему преподобьству. Аще убо, господине, получиши сий дар, и ты и иных сподоби таковыа благодати, а с того, господине, образца вели написати икону, образ святаго. И вели, господине его писати без брады, чтоб было немножко власов на браде и на усе, чтобы едва знати власы брадные на теле седы, якоже бысть и при животе, тако и ныне обретеся в гробе. Таков аз и к тебе послал образец, да тропарь и кондак святому послал же есми тебе. И ты, господине, помяни нас въ святых своих молитвах. А о том, господине, не сумнися, что он написан епископом, а не архиепископом, понеже изначала была в Новеграде и в Ростове епископы до Иоанна архиепископа Новогороцкаго чюдотворца, а от Иоана, господине, почали быти архиепископы и до сего времени. А Никита, господине, бысть шестый епископ в Новеграде. И ты, господине, вели его писати епископом, и зде его поминают епископом.


Открытие мощей муромских чудотворцев

В лето 7061-го году государь царь и великий князь Иоанн Васильевич всея России по благословению отца его и богомольца преосвященнаго Макария митрополита Московскаго и всея России и всего освященнаго Собора пойде на безбожнаго царя Казанского и на его агарян на злых босурманов незнающих Бога. И прииде государь царь Иоанн Васильевичь со всем своим царским воинством во град Муром и пребысть во граде Муроме две недели и прииде помолитися в первоначалную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и к Муромским чудотворцем и молебны повеле служите. И по совершении молебнаго пения из ыде из церкви и нача вопрошати священноинока Герасима, где почивают отца моего и мои сродичи Муромские чудотворцы благоверный князь Константин с чады. И священноинок Герасим поведа и место указа, где почивают мощи благовернаго князя Константина с чады. И на них лежит дека самородная каменна великая. Та дека стоит и до ныне на их месте с южная страны у церковныя стены. И государь царь и великий князь Иоанн Васильевичь у чудотворцевых гробниц поклонися, моляся им со слезами, помощи прося на сопостаты, победы и одоление. И нача боляром глаголати, аще Господь Бог и Пресвятая Богородица и Муромские чудотворцы благоверный князь Константин с чады своими подадут мне победу на казанскаго безбожнаго царя и на его злых босурманов немилостивых одоление и с своим недругом управлюся и Казань град возму и возвращуся с победою и аз повелю зде устроити храм каменный Благовещения Пресвятая Богородицы и предел Муромских чудотворцев благовернаго князя Константина с чады со всею лепотою Божиею и церковною. И иде государь царь и великий князь Иоанн Васильевич из Мурома в Казань град и Божиею милостию и предстательством Пресвятыя Богородицы и молением Муромских чудотворцев Казань град взял в лето 7061-м году, месяца октоврия во 2 день на память священномученика Киприана и святыя мученицы Иустины. И прииде государь царь к Москве и того же лета прислал в Муром каменщиков и начаша копати пд храм пошву и обретоша мощи благовернаго князя Константина и чад его князя Михаила и князя Федора. Обретены мощи в лето 7061-м году месяца иуния в 6 день на память преподобного Илариона Нового и преподобного Виссариона.  И повеле Герасим звонити во вся тяжкая и услышание  граждане муромстии на роди звон во обители пресвятая Богородицы и снидошася мужие и жены и всяких чинов множество людей и реша вси: повеждь нам Господа ради, священноиноче Герасиме, почто нас призывавши в обитель святую, не потай от нас данныя ти благодати от Господа, повеждь нам честный отче скоро, да не вотще труды наши будут, что тебе мзда сристанию  нашему будет в дом Пречистыя Богородицы. И рече им священноинок Герасим: отцы и братия моя вас бо созываю не на плотское веселие, но призываю вас на духовную трапезу, и не на земное пиршество, но на небесное. И хощу вам объявити новоявленных чудотворцев, мощи благовернаго князя Константина с чады своими Михаилом и с князем Феодором, просветителей наших, и предлагаю вам, всенародному множеству сию трапезу духовную а не телесную. Народи же слышавше от священноинока Герасима глаголы сия и реша ему все людие от радости сердечныя со слезами: о священоиноче, отче Герасиме, не на тленное мы богатство стекохомся, но приидохом видети благодать духовную, мощи святых чудотворцев. И священноинок Герасим слыша сие от народа, от радости сердечныя рекши: О велие милосердие Божие, какое дарова нам богатство негиблемое и сокровище некрадомо, како посети нас убогих и нищих своею милостию. И рече к народу: приидите отцы и братия, приидите и видите благодать духовную, а не телесную, се бо трапеза духовная предстоит, се пиво духовное пивше возвеселимся. Приидите вси любящий, приимите исцеление, приидите вси почерпите здравие от источника неистощимаго. Приидите вси богатии и убозии. раби и свободни и вси людие возвеселитеся себе нам радостная весна возсия, бо нашы учители и просветители явишеся, сими познавше свет истинный Господа нашего Иисуса Христа, сими избавлшеся тмы и познавше свет и вси вкупе возвеселимся в нынешний день праздника торжественнаго. И начаша молебное пение воздавати новоявленным чудотворцем, благоверному князю Константину с чады и в то время бысть чудо от святых мощей их преславно, исцелити старицу Феодосию, четыре лета глуха и безгласна пребысть. Да в то же время подали исцеление боярскому сыну именем Иоанну, много лет болезнию и недугом одержим бысть и многия недужныя исцеление получина и духи нечистыя от человек отгнаша и весь град Муром просветиша невечерним светом. Святыя мощи их источают чудеса и до сего дни непрестанно. И на преднее возвратимся. Егда обретоша святые мощи чудотворцев и бысть на святых мощах земли полторы пяди, и совершивше каменную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и предел чудотворцев Муромских и содеявше в церковной стене святым мощем их место, сиречь пещеру. И гости муромския писали к Москве к государю царю и великому князю (Ивану) Васильевичу Четверток Сычев, да Семен Попяткин о обретении мощей святых чудотворцев и о чудесах от святых мощей бывших, и о церковном строении что тот храм строили. И государь царь и великий князь Иоанн Васильевич прислал в Муром в храм Благовещению Пресвятыя Богородицы и к муромским чудотворцем в предел образы, книги, ризы и колокола и на святыя мощи покровы и всю утварь церковную. И прислал государь царь с Рязани в Муром богомолца своего преосвященного Гурия и повеле святыя их мощи в раке положите и в церкве в стене каменной в пещере честно поставити и устроити монастырь пречестен и повеле быти игумену и священником и братии. И по государеву цареву велению епископ Гурий прииде в Муром честныя святыя и целебныя их мощи в раке положил и в церкве в пещере поставил и храм Благовещения Пресвятыя Богородицы и предел святых чудотворцев освятил и все якоже лепо по чину церковному и монастырскому устроил месяца генваря в 24 день на память преподобныя матери нашея Ксении Римляныни. И моляся епископ Гурий Благовещению Пресвятей Богородице и святым чудотворцем Муромским и пренесение их мощей праздноваша честно, игумену и братии яже о Христе целование подав, изыде из Мурома с великою честию на свой святительский престол во град Переяславль Рязанский, а государь царь и великий князь Иоанн Васильевичь  во  своем  царском  богомолий  у  Благовещения  Пресвятыя Богородицы и чудотворцев игумена з братиею  по чину устроил и пожаловал их и даде им из своея царския казны ми-лостину неоскудну. И даде им свою царскую уставную грамоту за красною печатью, како игумен з братиею во обители Благовещения Пресвятыя Богородицы и у святаго Апостола Иоанна Богослова и святых чудотворцев благовернаго князя Константина с чады в предидущия лета служити и потом своей царской грамоте велел игумену з братиею ругу имати на пропитание, а за него государя Бога молите о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава и ныне и присно и во веки веков аминь.


О пришествии епископа Иоасафа в монастырь И о игумене Иларионе. Чюдо тридесятое. 1561 г. Из жития преподобных Григория и Кассиана Авнежских.

 Преосвященный же Митрополит Макарий, собра архиепископы и епископы, и весь освященный Собор и устави праздновати святым. И посла книги своя Пермскому епископу Иоасафу, да идет тамо, идеже святии лежаху. Епископ же посла книги своя во вся монастыри сущыя под ним, да идут с ним вси игумены в пустыню, идеже святии лежаху, по повелению же преосвященного Митрополита видети очима слышанная. Сам же епископ со дщанием седе в ладицу, поим с собою весь причет церковный и потребная повеле братии сущым в пустыни, и плыша тамо по реке. Такоже игумены по повелению епископа, кождо их от монастыря своего тамо идуще. В них же бе игумен Иларион Лопотова монастыря, яко тяшко сие внят путное шествие и яко же тщету некую вменяя и всуе труды: глаголя в себе, бе бо яко маловерием одержим ко Преподобным, но бояшеся преслушати епископа и нехотя идяше путем: от своего (епископа) монастыря на осляти еха. Егда же бысть ему близ монастыря святых разсвирепеся осля его, и зсверже его с себе и сокруши его толико, яко же ничим ему не владети, и состави ему вси сотрясошася, и принесоша его в монастырь святых. И внесоша его в келлию и положиша и на одре. Прииде же епископ и вси игумены с ним и певще вечерню и заутриню. Тому же игумени Илариону болезнующу, и кающуся о неверии своем, и молящуся Богу и святым Его на одре своем. И тако помалу нача ощущати облегчение болезни своея, и повеле пети вечерню и заутриню и тако боле облегчение получи и повеле правилная вся пети потребная к Божественной Литургии. Егда же приспевшу времени святей службы входит епископ и сущий с ним игумени и священницы во святую церковь, входит же и той с ними игумен Иларион. И бысть служа со епископом, святую Литургию. По совершении же службы бысть здрав, яко николиже что пострада. И извествует епископу и всем ту сущым с ним Божию Благодать и преподобных отец Григория и Кассиана великая, и дивная, и преславная их чюдеса, иже прежде инем, неверующым о святых последи же сам: известен сказатель святых о чюдесех бываемых той же игумен Иларион. Егда же совершивше Божественную Литургию и повеле епископ раскопати землю, идеже святии лежаху, и обрете гроб цел и открыта, и воня благоухания на вся предстоящыя и видеша мощи составы нерушимы, и не имуще дебельства тела, яко кожа присохла к костем, и светящеся яко снег. Другий же гроб рушим от mejhu якоже и прежде писахом, егда свеща являхуся, и мнеша, яко сокровище  ископаху, тогда в нощи и смесиша, мощи с перстию, тем же и месть тогда прияша. И паки покаявшеся здравие получиша. Мы же на предлежащее да возвратимся. Тогда же прииде чернец некий от веси глаголемыя Наремы, именем Иеремий. И той бысть в иступлении ума от многих лет, припадая к мощем святых и в той час здрав, и смыслен. И отиде во своя си, прославляя Бога и святых Его угодников.