ПОЧЕМУ МЫ ТОПЧЕМСЯ НА МЕСТЕ?
Мы живем в эпоху великого обмана. Не политического, не экономического – духовного. Обмана самих себя. Христос произнес слова, которые должны были бы леденить душу каждому, кто хоть раз переступал порог храма: «Кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Осужден. Вне зависимости от внешних, обрядовых исполнений. Просто задумайтесь, можно перед аналоем часами зачитывать списки грехов, причащаться каждую неделю, годами жить в монастырях, знать Писание наизусть, все догматы, быть чуть ли не профессором по патристике и досконально знать учения св. отцов, – но если в сердце нет живой, трепещущей веры, доверия Богу, то все это – фасад. Красивый, но пустой звук. Почему?
Потому что сердце наше часто – не живая СЕРДЦЕвина, а камень. Гранит, бетон. Рассудите сами: знаем, что зависть – яд. Но завидуем. Знаем, что ложь разъедает душу. Но врем. Знаем, что блуд – самоуничтожение. Но… «жизнь такая», «времена изменились, общество поменялось». Знаем, что без молитвы, без храма человек духовно умирает. Но не идем. Носим крестик на шее, но не живем по-христиански. Хотя каждый бьет в грудь кулаком с восклицанием: «Мы русские, с нами Бог!» Бог-то с нами, а мы с Богом? Мы открыто, нагло попираем собственное знание добра. Почему? Потому что не верим. Не верим по-настоящему в реальность Суда, в реальность геенны огненной, в реальность Вечности. Мы столько знаем, столько всего прочитали, столько лекций, бесед и проповедей прослушали. Знание есть – веры нет. Знание без веры – мертво. Оно не преобразует жизнь. Оно лишь усугубляет вину – «всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:48). Задумайтесь, в мировой истории христианства еще не было такого времени с настолько доступным знанием о вере. Церковные лавки ломятся от книг, в интернете миллионы часов проповедей и бесед. И мы это поглощаем. Зачем?
Знаю женщину, которая вместо музыки в машине слушает проповеди о. Андрея Ткачева. Как-то ехали с ней в долгой дороге. Отец Андрей толковал места из Ветхого Завета. Ставлю на паузу беседу. Спрашиваю: «А вы что думаете по поводу такой интерпретации текста?» Отвечает: «Ой, я особо не вслушивалась, настолько привыкла, что отец Андрей что-то говорит. Просто фоном уже звучит». Вот так вот. Раньше люди на одежде записывали какие-то духовные мысли, если не было бумаги под рукой, а теперь вот так – «фоном».
Оглянитесь на наш мир. На эту безумную воронку, на сумасшедшее торнадо суеты. Если бы сейчас к нам пришел Христос, в наши города, в наши мегаполисы, в этот ад информационного шума. Его голос – тихий, спокойный голос Истины – просто потонул бы. Его перекричали бы экраны смартфонов, рев соцсетей, истерика новостей, навязчивый шепот рекламы, гул вечной спешки под калейдоскопом уличных рекламных баннеров. Некоторые проповедники считают, что все улучшается. Люди возвращаются в храмы, начинают интересоваться верой. Но если птицей взлететь ввысь и посмотреть на все это с высоты, то можно увидеть, как современный мир превращается в Вавилонскую башню шума, где услышать голос Вечности – подвиг. Причем многие смешивают шумы, миксуют их. Духовные лекции, проповеди, беседы… Спросите себя: «Что читалось из апостола в это воскресение на Литургии? О чем проповедовал батюшка с амвона? Что говорилось в духовной лекции, которую вы слушали два дня назад?» Дьявол – мастер иллюзий и отвлечений. Он закрутил нас в этом вихре так, что остановиться, прислушаться к тишине внутри кажется роскошью или безумием. Мы внешне окружили себя религиозными предметами, но внутри у нас все тот же шум, все то же неверие, которое не дает нашим жизням измениться. Господь больше не придет учить тихо. Он придет судить громко. И этот суд будет для многих шоком именно потому, что они знали, читали, слушали, ходили… но не верили.
И вот корень всех наших бед – личных, семейных, общественных: неверие. Не сомнение, не маловерие – а именно тотальное отсутствие живой веры в ключевых точках бытия. Мы не верим, что благодать Святого Духа – не абстракция из учебника, а реальная сила, способная сокрушить камень нашего сердца сегодня. Сейчас! В сию секунду! Мы не верим, что смерть – не далекая абстракция, а дверь, в которую каждый войдет завтра или послезавтра, а может, сейчас, через минуту. Мы теоретики веры в кругу единомышленников, но практические атеисты в быту. Мы готовы заваливать сектантов цитатами из Библии, абзацами из апологетических сочинений. Но наш «порыв к свету» гаснет под грузом сиюминутной суеты. И жизнь проходит в топтании на месте. Изменения? Микроскопические. У большинства один и тот же список грехов, с которым мы годами (!) ходим на исповедь, которую превратили в обязательное КПП перед Причастием. Изменений нет. А ведь Царствие Божие – для святых, для тех, кто стяжал Духа Святого. Успеем ли? Или так и будем тешить себя обрядовой шелухой? Это ли не фарисейство? Впрочем, и его успели извратить. Сегодня мытарь упивается гордостью, что он не фарисей…
Во что мы верим на самом деле? Откровенно. Верим в купюру. «Деньги решают всё». Вот символ веры сегодняшнего человека. Верим в таблетку, в скальпель хирурга – «Главное – здоровье, а все остальное приложится» — сами же за столом поднимаем такие тосты. Хотя жизнь кричит: деньги не спасают от одиночества, а здоровье – временно. Каждый носит в сердце своего идола. Для одного это карьера – алтарь, на котором приносится в жертву семья, покой, совесть. Для другого – бесконечные обиды и ссоры, ставшие смыслом существования. Третий обожествил детей, четвертый – собственный комфорт и «права», пятый – политическую идею, шестой – вечную погоню за острыми ощущениями. А ведь сказано: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Мф. 6:21). То, чему служим всем существом, и есть наш настоящий бог. И только два вопроса обнажают всю жалкую тщетность этих кумиров: «Зачем я живу?» и «Что ждет меня за гробом?». Перед лицом Вечности все наши «сокровища» – пыль, прах. Здоровье угаснет, деньги потеряют цену, статус испарится, обиды покажутся детским лепетом. Останется только душа и ее выбор: вера или неверие. Не просто вера в то, что есть Высший Разум, что Иисус – реальная историческая личность и т. п. А вера! Вера как личная реакция на эти знания!
Вера – не чувство. Это выбор. Мужество довериться Христу здесь и сейчас, вопреки шуму мира и каменности собственного сердца. Это готовность спросить себя без прикрас: «А во что верю Я? Не лгу ли я себе? Не заменил ли живого Бога мертвым идолом комфорта, денег, гордыни?». Это страшно. Но только эта честная точка отсчета дает шанс. Шанс на то, чтобы камень треснул. Не ждите грандиозного чувства. Не ждите мгновенного чуда. Нет. Это все равно, что купить участок земли, заросший сорняком, камнями, мусором и начать очищать его. Это труд. Но начать нужно уже сейчас! Не нужно верить в иллюзию, что жить еще долго, что все еще впереди. Вы же открываете новостную ленту. Вот тот погиб, та умерла, третьим в дом влетел БПЛА и все погибли… Наверняка они тоже верили в иллюзию, что будут жить еще долго…
Начните с малого, с молитвы отчаявшегося: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:24). И Он поможет. Он не ждет от нас совершенства. Какое может быть совершенство от людей нашего века. Больные, немощные, неспособные уже ни на что, о чем написано в духовных книгах. Он ждет искренности и малейшего движения навстречу.
Как учит Златоуст в огласительном слове, Бог «…намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит». Нам хотя бы намерение, хотя бы предложение – «Господи, не хочу такой жизни, хочу христианского жития»! Он силен разбить любой камень. Перестаньте обманывать себя. Сделайте шаг из шума – в тишину доверия. Сейчас. Пока еще не поздно. Всё получится, потому что сила – в Нем, а не в нас. «Доколе свет с вами, веруйте в свет» (Ин. 12:36). И слава Богу, что этот Свет еще светит в мире.
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»