ПИДЖАК НИКУЛИНА И УРОК ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

ПИДЖАК НИКУЛИНА И УРОК ЧЕЛОВЕЧНОСТИ // dishupravoslaviem.ru // Анатолий БадановМы идем по улицам, едем в маршрутке, отдыхаем в кафе, стоим в очередях. И вокруг нас – люди. Море лиц. Прохожие. Коллеги. Продавцы. Мы скользим по ним взглядом, часто не замечая, как скользим по поверхности глубокого, темного озера. Мы видим одежду, выражение лица, социальную роль – «бизнесмен», «дворник», «мать с ребенком», «бомж». И по этим ярлыкам, как по обложке книги, часто судим о содержании. Но каждая из этих жизней – целый мир. Глубинная, сложная, часто трагическая или героическая история, о которой мы не имеем ни малейшего понятия.

Вспомнилась история из жизни Юрия Никулина, которую я прочитал в одной статье. Вот представьте: солнечный день, московская улица. Известный человек, артист, директор цирка Никулин спешит на встречу. Важнейшая встреча. Японская делегация, посол, журналисты. Протокол требует безупречности – костюм, галстук. И вдруг… резкий скрежет тормозов. Крик. Толпа сбегается. На пешеходном переходе – лежит неподвижная фигура молодой женщины. И рядом – маленький мальчик. Женщину насмерть сбила машина. Воздух пронзает громкий детский плач. Страшная, леденящая картина.

Что делает Никулин? Он не может пройти мимо. Он видит не просто труп и ребенка – он видит катастрофу маленькой души. Спеша на свой важный протокольный прием, он останавливается. Срывает с себя пиджак и накрывает им тело матери – чтобы мальчишка не видел ужас, который может сломать его навсегда. Он подходит к рыдающему малышу. Какие слова утешения найдешь перед такой бездной горя? Перед таким шоком? Их нет. И тогда он делает нечто неожиданное – снимает свой яркий, узнаваемый красный галстук с вышитой пчелой и отдает его мальчику. Не как сувенир знаменитости, а как частичку тепла, как странный, но искренний знак: «Вот, держи. Это все, что я могу дать тебе сейчас против твоего горя». Он вызывает такси и отвозит ребенка к родным.

И вот он с большим опозданием врывается на встречу. Без пиджака. Без галстука. Рубашка помята, рукава закатаны. Вид – вопиющее нарушение дипломатического этикета. Глава японской делегации, господин Ито Кобаяси, воспринимает это как личное оскорбление, демонстративное пренебрежение. Не слушая сбивчивых объяснений Никулина о «какой-то аварии», он в гневе покидает зал. Внешняя картина была настолько «говорящей», что не оставила места сомнению: русское хамство и неуважение.

Прошли годы. Никулин рассказал эту историю на творческом вечере. Она попала в газеты. Одна из этих газет добралась до Японии. До господина Кобаяси. И тогда произошло удивительное. Человек, увидевший лишь «обложку» – разгневанный чиновник без пиджака и галстука, – вдруг прочитал книгу. Увидел всю глубину поступка, всю меру жертвенности и милосердия, стоявшего за этим внешним беспорядком. И Кобаяси немедленно пригласил Никулина в Токио. И он полетел.

Когда Юрий Владимирович вышел в зал прилета аэропорта, его встретили семьдесят представителей японской элиты. И все они стояли… без пиджаков. Без галстуков. С аккуратно закатанными рукавами белых рубашек. И когда Никулин появился, они синхронно поклонились ему до самой земли. Это был поклон не артисту, не директору цирка. Это был поклон Человеку. Человеку, который в критический миг предпочел милосердие – протоколу, сострадание – карьере, человечность – формальности.

Вот она, жестокая и прекрасная иллюстрация нашей слепоты. Мы так легко судим по одежде, по опозданию, по внешнему виду, по социальному статусу. Актер на сцене или нищий на перекрестке. Успешная бизнес-леди или женщина, заснувшая от усталости в переходе с протянутой рукой. Бездомный с тарелкой супа на благотворительных обедах. За каждой «обложкой» – невидимая для нас книга жизни. Со своими потерями, болью, борьбой, маленькими подвигами или великим смирением. История, которая, если бы мы ее знали целиком, возможно, заставила бы нас не осуждать, а… поклониться до земли. Или хотя бы просто пройти мимо без колкого замечания, без презрительного взгляда. Не пора ли нам чаще снимать мысленно свой «пиджак» формальных ожиданий и попытаться разглядеть за оболочкой – душу? Не пора ли учиться видеть не только то, что на поверхности?

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»