ДУХОВНЫЙ МАРКЕТИНГ: КОГДА ВЕРА СТАНОВИТСЯ ТОВАРОМ
Знаете, в наше время очень легко запутаться. Особенно в том, что касается вечного, духовного. Мы окружены шумом. Шумом мнений, шумом предложений, шумом… проповедей. Блоги, трансляции, паблики, подкасты – кажется, каждый второй сегодня готов поделиться своей «истиной». И вот в этом шуме, в этой ярмарке духовных трендов, как-то теряется… суть. Теряется тихий, но мощный голос из далекого прошлого, который говорит нам нечто радикально иное.
Взять, к примеру, слова апостола Павла, человека, который из гонителя стал величайшим апостолом. Он пишет: «но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Кор. 4:2). И чуть ниже добавляет ключевое: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа» (2 Кор. 4:5).
Вдумайтесь в эту фразу: «не себя проповедуем». Кажется, все просто? Но давайте честно посмотрим вокруг. Разве не видим мы обратного? Разве не видим, как проповедь Евангелия, весть о Любви и Спасении, порой превращается в… борьбу за аудиторию? В погоню за охватами, лайками, подписчиками? Павел говорит о «скрытных постыдных делах», о «хитрости», об «искажении слова Божия». Он словно предвидел наши времена. Ведь что это, как не хитрость – выстраивать личный бренд на фундаменте священных текстов? Что это, как не искажение, когда Слово Божие подгоняется под тренды, под ожидания толпы, под алгоритмы соцсетей?
Представьте обычный рынок. Два лотка. На одном – мандарины Ивана, на другом – мандарины Петра. Естественно, Иван и Петр конкурируют. Кричат: «Мои мандарины вкуснее! Мои полезнее! Купи у меня!». Рынок, конкуренция – это его законы. Но страшная метаморфоза произошла, когда этот рыночный принцип проник туда, где ему, казалось бы, не должно быть места. Христианский мир, увы, во многом превратился в гигантский «религиозный супермаркет». И проповедники, увы, часто ведут себя как те самые Иваны и Петры, только вместо мандаринов – духовные товары. «Идите ко мне! Моя община самая правильная! Мой блог самый глубокий!» Зависть к чужим подписчикам, злость, если кто-то не сделал репост, когда ты его попросил, недопустимость даже упомянуть «конкурента» в добром слове – «Зачем ему рекламу делать?». Знакомо? Наверняка. И каждый раз, сталкиваясь с этим, внутренний голос шепчет: «Неужели это и есть то самое Евангелие? Неужели это проповедь Христа?».
Апостол Павел бьет нас сегодня по щекам, по совести своими словами. Он ставит жесткий диагноз: когда проповедь становится самопиаром, когда она использует хитрость и искажает Слово ради популярности – это не проповедь Христа. Это проповедь СЕБЯ. И это подмена, опасная и трагическая. Ведь истинная вера – это не про количество подписчиков, не про медийный или авторитетный вес. Это вообще не про вес. Это вообще не про тебя. Это про смиренное свидетельство о Том, Кто больше нас всех. Про открытую, бесхитростную встречу человека с Истиной, которая открывается его совести перед лицом Бога. Не «посмотрите, какой я духовный, как я рассуждаю», а «посмотрите, какой Он – Христос». В этом ли мы участвуем? К кому мы, в конечном итоге, ведем людей – к себе или к Нему?
Но страшно не только это превращение проповеди в маркетинг. Страшно, что мы, сами того не замечая, начинаем мерить успех веры рыночными категориями. Разве не ловим себя на мысли: «У этого много подписчиков, значит нужно копировать его стиль или понять, почему так и переосмыслить», а «У меня что-то не идет – наверное, что-то не так»? Мы переносим логику «спроса и предложения» на то, что по природе своей вне конкуренции – на Благодать, на Истину, на само присутствие Божие. Разве Христос был «популярен» у сильных мира сего? Разве апостолов встречали овациями? Их мерилом был крест, а не рейтинг.
И здесь возникает мучительный вопрос: а что же движет нами, когда мы включаем камеру, пишем пост, выходим на проповедь? Жажда быть услышанным ради Христа? Или неутолимая жажда быть признанным? Жажда подтвердить свою значимость через цифры подписчиков, через поток благодарных комментариев: «Как вы глубоко сказали!»? Не подменяем ли мы подлинную любовь к ближнему, желание ему спасения – лицемерным служением собственному падшему естеству, своей гордыне, обернутой в благочестивую оболочку? Когда зависть к чужой аудитории заедает сердце.
Апостол Павел предлагает иной путь – путь бесхитростной правды. Не «упаковка», а открытость. Не «бренд», а свидетельство. Не «посмотрите на мои успехи», а «посмотрите на Христа, Который так возлюбил вас». Это требует невероятного мужества – умалиться. Перестать быть «гуру», «звездой», «авторитетом». Стать просто проводником. Прозрачным окном, через которое льется Свет. Проповедник, забывший о себе, о своих цифрах, о своей репутации, сосредоточенный только на том, чтобы явить Христа – вот кто по-настоящему силен. Силен не собой, а Тем, Кого он представляет. Так поступали апостолы, так поступали святые…
Итак, вопрос каждому из нас, кто хоть как-то касается передачи веры – будь то в блоге, с амвона или за чашкой чая с другом: Чей образ мы лепим в сердцах людей? Свой собственный, пусть и в золотом нимбе популярности? Или неугасимый, вечный, спасительный Образ Христа? Продолжаем ли мы строить свои маленькие царства? Или мы, как Иоанн Креститель, всей жизнью говорим: «Он должен расти, а я умаляться» (Ин. 3:30)?
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»