Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние сто пятнадцатое

Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние сто пятнадцатое


К оглавлению

К разделу


Протокол сто пятнадцатый

27 марта (9 апреля) 1918 года

1. Заседание открыто в соборной палате в 9 часов утра под председательством митрополита Новгородского Арсения в присутствии 270 членов Собора, в том числе 41 епископа.

2. Докладчик Отдела личного состава генерал Л. К. Артамонов оглашает доклад Отдела с следующим заключением: 1) признать полномочия членов Собора Феодора, епископа Прилукского, временно управляющего Пензенскою епархиею, Дионисия, епископа Кременецкого, временно управляющего Холмскою епархиею, Платона, епископа Ревельскаго, временно управляющего Рижской епархиею, Назария, епископа Енисейского и Красноярского, иеромонаха Афанасия, протоиерея И. П. Нигровского, И. И. Ульянова, К. И. Мрочковского, протоиерея М. Р. Кудрявцева, И. А. Виноградова, Н. Г. Малыгина и священника П. М. Ратьковского законными; 2) признать Бориса, епископа Чебоксарского, Павла, епископа Никольск-Уссурийского, Николая, епископа Златоустовского, Ефрема, епископа Селенгинского, Амвросия, епископа Елецкого, Аполлинария, епископа Рыльского, Гавриила, епископа Барнаульского, протоиерея Г. С. Голубцова и протоиерея М. И. Плисса на время отсутствия на Соборе уполномочивших их иерархов полноправными членами Собора.

3. ПОСТАНОВЛЕНО: заключение Отдела личного состава утвердить.

4. Член Собора И. Ф. Миклашевский сообщает сведения о произведенном 3 марта сего года расстреле, по распоряжению местного Исполнительного комитета, священника села Бельского, Устюжского уезда Новгородской епархии о. Павла Кушникова.

Собор воспевает «Вечная память».

5. ПОСТАНОВЛЕНО: сообщение об убийстве священника Павла Кушникова передать в Комиссию о гонениях на Православную Церковь.

6. Председательствующий оглашает поступившие поправки членов Собора к статье 1 доклада об епархиальном управлении, «Об уездных собраниях», и ставит на
голосование поправку Н. Н. Мавровского о добавлении после слов «уездные», «окружные» — «Несколько уездов, викариатств», после слова «уезда» — «уездов, викариатств» и о замене последних слов статьи «на епархиальное собрание членов» словами «на епархиальные собрания членов или из представителей приходов (в равном количестве клира и мирян), избранных Приходскими Собраниями».

7. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку Н. Н. Мавровского принять.

8. Председательствующий ставит на голосование поправку епископа Пермского Андроника о замене начальных слов статьи 1 «по нужде и где представляется возможность» словами «где будет признано нужным и возможным».

9. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку епископа Пермского Андроника принять.

10. Председательствующий объявляет, что за принятием поправки Н. Н. Мавровского и епископа Пермского Андроника поправка священника В. А. Беляева отпадает.

11. Председательствующий ставит на голосование статью 1 с принятыми поправками.

12. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 1 в следующем изложении: «Где будет признано нужным и возможным созываются Уездные и Окружные (несколько уездов, викариатств) Собрания, состоящие из: а) членов Благочиннических Советов уезда (уездов, викариатств), б) избранных Благочинническими Собраниями на Епархиальные Собрания членов и в) представителей приходов (в равном количестве клира и мирян), избранных Приходскими Собраниями».

13. Председательствующий ставит на голосование поправку священника В. А. Беляева о добавлении в статье 2 после слов «на настоятеля уездного собора» новых слов «на одного из благочинных уезда по избранию епархиального епископа».

14. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку священника В. А. Беляева принять.

15. Председательствующий объявляет, что поправка епископа Пермского Андроника о перестановке последних слов статьи 2 и поправка графа П. Н. Апраксина о замене слов «уездный протоиерей» словами «протоиерей уездного собора» будут переданы в Редакционный Отдел.

16. Председательствующий объявляет, что поправка Н. Н. Мавровского о внесении в статью 2 указания на то, что «Окружное собрание созывается и викариями» переносится в Положение о викариях.

17. Председательствующий ставит на голосование предложение священника В. А. Беляева о замене примечания к статье 2 новым примечанием.

18. Докладчик епископ Полоцкий Серафим дает разъяснения.

19. ПОСТАНОВЛЕНО: предложение священника В. А. Беляева отклонить.

20. Председательствующий ставит на голосование предложение Н. Н. Медведкова о дополнении статьи 2 двумя примечаниями.

21. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предлагаемые Н. Н. Медведковым два примечания к статье 2.

22. Председательствующий ставит на голосование статью 2 и примечания к ней с принятыми поправками.

23. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 2 и примечания к ней в следующем изложении: «Уездные Собрания созывается или по предложению епархиального архиерея, или по заявлению одного из благочиннических округов уезда. Организация Собрания возлагается епархиальным архиереем на викария, или на настоятеля уездного собора, или на одного из благочинных уезда, причем настоятель уездного собора является непременным членом Собрания. Председателем Собрания состоит викарный епископ, если он имеет пребывание в уездном городе или ему поручено председательствование епархиальным архиереем, или же один из членов Собрания в пресвитерском сане, по избранию собрания.

Примечания:

1. Уездные Собрания созываются ранее епархиальных.

2. В особых случаях, требующих спешного обсуждения местных церковных дел, настоятелям уездных соборов предоставляется созывать с благословения епархиального или викарного архиерея чрезвычайные Уездные Собрания. Таковые Собрания состоят из всего уездного духовенства и из мирян — членов Приходских Советов, по их избранию, в двойном числе по отношению к числу духовенства. О созыве чрезвычайного Уездного Собрания и о принятых им решениях председатель подробно доносит епархиальному архиерею.

3. В объявлениях о созыве Уездных Собраний должны быть перечислены предметы, подлежащие обсуждением.

24. Председательствующий ставит на голосование поправку епископа Пермского Андроника о добавлении статьи 3 новым четвертым пунктом: «Избрание из состава Уездного Собрания уполномоченных на епархиальное собрание одного от клира и одного от мирян каждого благочиннического округа уезда, если такой порядок будет установлен епархией».

25. ПОСТАНОВЛЕНО: принять поправку епископа Пермского Андроника.

26. Председательствующий объявляет, что поправка священника В. А. Беляева о дополнении статьи 3 новым четвертым пунктом будет передана в Редакционный Отдел для согласования с принятой поправкой епископа Пермского Андроника.

27. Председательствующий объявляет, что поправка Н. Н. Мавровского о включении в пункт 2 статьи 3 слов «округа, уезда» и в пункт 3 слов «в окружных» будет передана в Редакционный Отдел.

28. Председательствующий ставит на голосование статью 3.

29. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 3 в следующем изложении: «Ведению Уездных Собраний подлежат: 1) предварительное обсуждение дел и вопросов, подлежащих решению на Епархиальном Собрании; 2) вопросы, касающиеся религиозной и вообще церковной жизни приходов уезда и города, в частности, меры религиозно- нравственного просвещения, борьбы с расколо-сектантством, проповеди и т. п.; 3) избрание должностных лиц в уездные учреждения духовного ведомства; 4) избрание из состава Уездного Собрания уполномоченных на Епархиальное Собрание — одного от клира и одного от мирян каждого благочиннического округа уезда, если такой порядок будет установлен епархией».

30. Председательствующий оглашает поправку епископа Пермского Андроника об изложении последних слов статьи 4 в таком виде: «…епархиальному епископу по
пунктам 2 и 3, а по пунктам 1 и 4 — на Епархиальное Собрание» и предлагает передать статью 4 с поправкой епископа Андроника в Отдел об епархиальном управлении для согласования с Положением о викариях.

31. ПОСТАНОВЛЕНО: передать статью 4 с поправкой епископа Пермского Aндроника в Отдел об епархиальном управлении для согласования с Положением о викариях.

32. Председательствующий оглашает поправку П. И. Писарева о необязательности Уездных Собраний в епархиях Сибири.

33. Докладчик епископ Полоцкий Серафим дает разъяснение, что по принятой первой статье Уездные Собрания созываются только там, где окажется нужным и возможным.

34. Председательствующий объявляет, что поправка П. И. Писарева отпадает.

35. Председательствующий предлагает перейти к обсуждению доклада Отдела об епархиальном управлении — «О викарных епископах».

36. Выступает член Собора А. Г. Куляшев.

37. Докладчик епископ Полоцкий Серафим дает разъяснения.

Я дорожу временем и по настоящему докладу прошу не вносить поправок, так как в самом непродолжительном времени будет внесен доклад о преобразовании викариатств в самостоятельные епархии. Все уже готово. А здесь идет речь о викарных епископах, потому что не все же викариатства возможно обратить в самостоятельные епархии по многим причинам; и средств нет, и для епархии разделение может быть гибелью. И в некоторых епархиях останутся и должны оставаться викариатства. Все-таки викариям нужно предоставить большие права, они должны быть почти самостоятельными под руководством правящего епископа. Ведь для таких викариев составлена инструкция, а настоящее положение является только как бы введением, в котором изложены основные положения. Что касается тех благих пожеланий, которые высказаны оратором, то уверяю вас, что в самом непродолжительном времени, через 1-2 дня вы получите доклад Высшего Церковного Управления о преобразовании викариатств в самостоятельные епархии. Прошу поэтому перейти к постатейному чтению доклада (д.116, л. 50).

38. Председательствующий ставит на голосование вопрос о переходе к постатейному рассмотрению доклада о викарных епископах.

39. ПОСТАНОВЛЕНО: перейти к постатейному рассмотрению доклада.

40. Председательствующий оглашает статью 1 и поступившие поправки к ней А. Г. Куляшева и епископа Пермского Андроника.

41. Выступают члены Собора епископ Пермский Андроник и архимандрит Матфей.

42. Докладчик епископ Полоцкий Серафим дает разъяснения.

43. Председательствующий ставит на голосование поправку епископа Пермского Андроника.

44. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку епископа Пермского Андроника отклонить.

45. Председательствующий ставит на голосование поправку А. Г. Куляшева.

46. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку А. Г. Куляшева отклонить.

47. Председательствующий ставит на голосование статью 1.

48. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 1 в изложении Отдела: «Существующие ныне епархии подлежат сокращению в своих пределах причем, где к тому представится возможность, викариатства постепенно преобразовываются в самостоятельные епархии».

49. Председательствующий оглашает статью 2.

50. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора: Н. Н. Мавровский, А. Г. Куляшев, архимандрит Гурий, протоиерей Э. И. Бекаревич.

51. Докладчики епископ Полоцкий Серафим и профессор И. М. Громогласов дают разъяснения.

52. Председательствующий ставит на голосование поправку Н. Н. Мавровского.

53. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку отклонить.

54. Председательствующий предлагает поправку архимандрита Гурия — «Викарии в епархиях с инородческим населением, заведующие миссионерским делом, должны иметь предварительный опыт в миссионерском деле и по возможности миссионерское образование» — передать в Отдел о миссии.

55. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку архимандрита Гурия передать в Отдел о миссии.

56. Председательствующий ставит на голосование статью 2.

57. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 2 в изложении Отдела: «В качестве первой ступени к этому, в ведение викариев выделяются известные части епархий, в коих они, под руководством правящего архиерея, управляют на правах самостоятельных епископов, причем правящий архиерей помимо этого может давать викарию и другие поручения».

58. Председательствующий оглашает и ставит на голосование статью 3.

59. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 3 в изложении Отдела: «В столичных и иных епархиях, где это окажется нужным, в ведение викариев выделяется определенный круг дел по усмотрению правящего епископа».

60. Председательствующий ставит на голосование статью 4.

61. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 4 в изложении Отдела: «Викариатские кафедры замещаются Св. Синодом по представлению правящего епископа».

62. Председательствующий оглашает и ставит на голосование статью 5.

63. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 5 в изложении Отдела: «Викарии получают содержание из местных источников в размере, определяемом Св. Синодом».

64. Председательствующий оглашает статью 6.

65. Выступают члены Собора архимандрит Матфей и епископ Пермский Андроник.

66. Докладчик епископ Полоцкий Серафим дает разъяснения.

67. Председательствующий ставит на голосование поправку архимандрита Матфея.

68. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку отклонить.

69. Председательствующий ставит на голосование поправку епископа Пермского Андроника об изложении статьи 6 в следующей редакции: «Викарии, по возможности, состоят настоятелями монастырей, имея пребывание в городе, по имени которого носят название своей кафедры».

70. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 6 в изложении епископа Пермского Андроника.

71. Председательствующий предлагает составление инструкции для викариев, управляющих частью епархии на правах самостоятельных епископов, поручить Св. Синоду.

72. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение Председательствующего.

73. Председательствующий предлагает благодарить докладчиков Отдела о епархиальном управлении епископа Полоцкого Серафима и профессора И. М. Громогласова.

74. ПОСТАНОВЛЕНО: благодарить докладчиков.

75. Председательствующий объявляет, что предметом дальнейшего обсуждения будет доклад Отдела о внутренней и внешней миссии — «Основные положения об устроении миссии» и объявляет перерыв на 10 минут.

76. Перерыв объявляется в 10 часов 30 минут.

77. Заседание возобновляется в 10 часов 40 минут под председательством митрополита Харьковского Антония.

78. Председательствующий ставит на голосование вопрос о переходе к постатейному рассмотрению доклада Отдела о внешней и внутренней миссии.

79. ПОСТАНОВЛЕНО: перейти к постатейному рассмотрению доклада.

80. Председательствующий оглашает статью 1 и объявляет, что поправка Н. Н. Москвина «об исключении из статьи 1 слова социализм, так как, поскольку социализм является противорелигиозным, он совпадает с безбожием» будет передана в Редакционный Отдел, куда будет передано и предложение А. В. Васильева о замене слова «миссия» словом «благовестия» и слова «миссионер» словом «благовестник».

81. Председательствующий ставит на голосование статью 1.

82. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 1 в изложении Отдела:

«А. Миссия, основанная и заповеданная Самим Законоположником нашей веры Господом Иисусом Христом, есть то великое служение в Церкви, существование которого обусловливается назначением Церкви и требует к себе со стороны ее особливой заботы и попечений. Поэтому ныне, ввиду крайне усиливающейся пропаганды латинства, протестантства, расколо-сектантства, социализма и безбожия. Священный Собор Православной Русской Церкви находит необходимым и своевременным укрепить и усилить внутреннюю миссию, организовать ее на новых началах во всех епархиях.

Б. Соответственно с реформой приходского, епархиального и высшего церковного управления Миссия Православной Русской Церкви организуется в виде: а) приходской, б) окружной (благочиннической), в) уездной, г) епархиальной, д) монашеской, е) областной и ж) всероссийской».

83. Председательствующий оглашает статья 2.

84. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора: епископ Пермский Андроник, архимандрит Вениамин, Д. И. Боголюбов, В. К. Недельский.

85. Докладчик М. А. Кальнев дает разъяснения.

Мне непонятна речь Д. И. Боголюбова. Каким образом выходит, что все миссионерское дело налагается только на плечи миссионера? В своей речи я указал, что новизна реформы состоит в том, что дело теперь распределяется равномерно. Ни народ, ни миссионер в этом деле не должны быть исключены. Д. И. Боголюбов говорит, что по статье 2 народу не остается места. Этого нет. Статья 2 говорит, что к делу миссия привлекаются силы народа. Другой оратор говорил, что когда пастырь будет поставлен на высоте, не будет необходимости в миссионерах. С этой мыслью я не согласен. Уже Высокопреосвященный митрополит Антоний отметил, что никто пастырям не мешал осуществлять свое дело в приходе. Но я должен сказать, что дело миссии не настолько легко, чтобы было по силам каждому. Мы уже слышали жалобы, что много пастырей без образования. Многие пастыри совсем не приспособлены к миссионерскому делу, а дело не ждет. Мы должны принимать экстренные меры, должны учить пастырей. Без миссионеров немыслимо обойтись и пастырю в приходе. Последний оратор предлагал закончить статью 2 словом «епископа». Но вот представьте себе Херсонскую епархию. Там 300 мест, зараженных баптизмом. Предлагается заняться миссией под руководством епископа. Неужели возможно это на самом деле? Это неосуществимо. Миссия не может быть без миссионера, и миссия не может быть без народа. Миссионер успешно действует там, где опирается на лучшие силы в приходе. Поэтому я совершенно не могу согласиться с опущением последней части. Мое конкретное предложение, чтобы принять статью 2 в том изложении, и каком она была помещена в прежнем докладе: «Церковно-приходская миссия совершается в пределах прихода приходскими пастырями, совместно с другими членами клира и с прихожанами ревнителями православия, под руководством епархиального епископа и при содействии окружных, уездных и епархиальных миссионеров». Я стою за сохранение в этом виде статьи 2 (д. 116, лл. 60-60 об.).

86. Председательствующий ставит на голосование поправки Д. И. Боголюбова и В. К. Недельского.

87. ПОСТАНОВЛЕНО: поправки отклонить.

88. Председательствующий ставит на голосование поправку епископа Пермского Андроника об изложении статьи 2 в следующей редакции: «Церковно-приходская миссия совершается совокупными силами клира и мирян самого прихода при содействии руководимых архиереем миссионеров».

89. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 2 в изложении епископа Пермского Андроника.

90. Председательствующий оглашает статью 3.

91. В происшедшем обмене мнений принимают участие члены Собора: протоиерей К. М. Аггеев, Т. М. Гаранин, священник А. Р. Пономарев, В. И. Зеленцов, А. Г. Куляшев, генерал Л. К. Артамонов, князь А. Г. Чагадаев, А. В. Васильев, архимандрит Вениамин, князь Е. Н. Трубецкой, протоиерей Э. И. Бекаревич, архиепископ Коломенский Иоасаф, П. И. Писарев.

92. Председательствующий оглашает и ставит на голосование поступившее предложение о прекращении записи ораторов и ограничении срока речей 5 минутами.

93. ПОСТАНОВЛЕНО: запись ораторов прекратить и срок речей ограничить 5 минутами.

94. В дальнейшем обмене мнений по статье 3 принимают участие П. И. Писарев, А. И. Июдин.

95. Докладчик М. А. Кальнев дает разъяснения.

При обсуждении параграфа 3 настоящего законопроекта протоиерей К. М. Аггеев высказался против профессиональных миссионеров и в пользу миссионеров-любителей. Я не буду долго останавливаться на этой мысли. Все мы знаем, что такое миссионер-любитель, какие у него знания. Я остановлюсь на том указании, будто бы сектанты не доверяют профессиональным миссионерам. Но если бы это было так, тогда не было бы обращения миссионерами сектантов в православие, и я должен был бы зачеркнуть всю свою, продолжающуюся свыше четверти века, миссионерскую деятельность как бесплодную. Но у меня лично, по милости Божией, более 2000 обращений в православие последователей самых разнообразных сект, как много обращенных в православие и у других миссионеров. Стало быть, миссионеры кое-что сделали. Я мог бы указать многие примеры, когда сами сектанты просят прислать к ним профессионального миссионера. На это имеются официальные документы.

Перехожу ко второму замечанию. Говорят, что миссионер должен быть священником, а не мирянином. Я — мирянин, но нисколько не стесняюсь защищать миссионерство мирян. Устраняю вопрос, почему мы не принимаем священства. Время не пришло, а не по другим причинам. Ни практика церковная, ни история Церкви ничего не говорит против миссионеров-мирян, а попускает и их к этому святому служению. Значит мы, миссионеры-миряне, правоспособны в деле церковной миссии.

Говорили также, что безразлично, будет ли миссионер лицо светское или духовное. Нет, не безразлично, смотря по тому, среди каких иноверцев или сектантов и где протекает работа миссионера. Справедливо указание П. И. Писарева, что в Сибири более нужны миссионеры-священники, ибо они могли бы исправлять для очень удаленных от храма людей церковные требы. Но иное, например, дело в Киевской или другой густо населенной епархии, где нужды в исправлении миссионерами треб никакой нет. Далее. В России в последнее время получает распространение секта «армия спасения», устраивающая публичные собрания прямо на улицах, иногда и в других местах. Появилась она и у нас в Одессе. Когда мы, миссионеры, узнали об этом, мы пошли в чайные, на толкучку, в трактиры, в иллюзионы и везде вели с сектантами беседы. Что же, священнику идти для бесед в чайные и трактиры? Я бы не желал, чтобы они туда шли, а мы пошли и сделали свое дело.

Что миссионеры-миряне нужны, это для меня не подлежит сомнению. Некоторые сектанты при виде священника приходят в такое же раздражение, как андалузский бык при виде красного плаща тореадора; о том, чтобы вести с ними беседы, нельзя и думать. Вот почему многие епархии сами хлопочут о назначении миссионеров именно из мирян, и когда я 27 лет тому назад поступал миссионером в Ставропольскую епархию, я поступал по приглашению — публикации, напечатанной в «Епархиальных ведомостях», что на открывающуюся должность епархиального миссионера приглашается лицо непременно светское. Поэтому для меня настоящий вопрос совершенно ясен. Там, где нужны миссионеры в священном сане, такого и пригласят, его и назначат, а там, где, по местным условиям, требуется миссионер-мирянин, назначат мирянина.

Вопрос не был бы достаточно освещен, если бы я не остановился на утверждении о. протоиерея Бекаревича, что у католиков все миссионеры — лица духовные. Он рассказал такой случай, когда миссионера, который вел беседу о воспитании детей, спросили: «А у Вас есть дети?». Но такой вопрос и не заслуживает серьезного внимания, его можно задать и священнику, ведь и у них не у всех есть дети, можно, конечно, задать его и монашествующему миссионеру, и епископу.

Я приведу справку, как поставлено миссионерское дело у католиков. Протоиерею Бекаревичу, вероятно, это известно, известно и мне, так как и я специально изучал этот вопрос. Справка относится к 1909 году, из нее видно, что миссионеров-патеров в Католической миссии было 5480 человек, миссионеров светских — 2186 человек, миссионерок-сестер — 5285. Эта справка совершенно опровергает речь протоиерея Бекаревича. Теперь, когда миссионерство созидается на новых началах, когда к миссионерскому делу привлекается народ (в этом я и вижу новые начала устройства нашей миссии), хотя не все это хотят понять, ужели же мы должны отказаться от сотрудничества прихожан, от участия в деле миссии монашествующих, среди которых могут быть усердные и начитанные в Слове Божием послушники, потому только, что они не в священном сане, должны отказаться от сотрудничества в миссии женщин? Нет, это было бы односторонним пониманием миссии и свело бы на нет всю задуманную нами новую организацию миссионерского дела, ибо, повторяю, эта организация предполагает, что миряне должны придти на помощь духовенству в деле миссии, и отказывать им в сотрудничестве по указанной причине нет оснований.

Скажу об окружных миссионерах. Архиепископ Иоасаф говорит, что проектируется слишком много миссий и миссионеров: миссия приходская, миссия окружная (благочинническая), миссия уездная, миссия епархиальная, миссия монашеская, миссия областная (или окружно-митрополичья), и, наконец, всероссийская. О, если бы все это было на деле! Но это только на бумаге, это только так кажется, что миссионеров будет много. В действительности же не так. Не все приходы заражены расколо-сектантством, не все епархии в одинаковой мере нуждаются в миссионерах. Южные епархии заражены сильнее, но есть епархии, где, быть может, найдется не более 10 приходов, зараженных расколо-сектантством. Что касается организации миссии, то приходская миссия во всяком случае должна быть. Это основная ячейка всего миссионерского дела. Вопрос об окружной (благочиннической) миссии оставляю открытым. По моему мнению, должна быть миссия приходская, уездная, епархиальная и областная, если будут открыты митрополичьи округа. Такую организацию я просил бы Священный Собор принять (д. 116, лл. 69-71 об.).

96. Председательствующий ставит на голосование поправку протоиерея К. М. Аггеева и архимандрита Вениамина.

97. ПОСТАНОВЛЕНО: поправки К. М. Аггеева и архимандрита Вениамина отклонить.

98. Председательствующий оглашает поправку протоиереи Э. И. Бекаревича: «В Холмской епархии штатные (платные) должности миссионеров замещаются лицами духовного сана» и предлагает направить поправку в Холмское епархиальное управление.

99. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложение Председательствующего.

100. Председательствующий ставит на голосование предложение архиепископа Коломенского Иоасафа об исключении статьи 3.

101. ПОСТАНОВЛЕНО: статью 3 исключить.

102. В 12 часов 45 минут объявляется перерыв.

103. Заседание возобновляется в час дня.

104. В соборную палату прибывает Святейший Патриарх Тихон.

105. Секретарь оглашает:

а) три заявления членов Собора по вопросу о перерыве соборных заседаний: первое за подписью 61 члена Собора (первый подписавший Н. Н. Медведков), второе за подписью 61 члена Собора (первый подписавший С. П. Руднев) и третье за подписью 30 членов Собора (первый подписавший архимандрит Матфей);

б) постановление Соборного Совета о предложении Собору:

1. Прервать свои занятия с субботу на 5-й седмице Великого Поста. 7(20) апреля с. г. по окончании заседания, и возобновить их в сентябре месяце с. г., предоставить вместе с сим Святейшему Патриарху созвать Собор ранее или позднее указанного срока, в зависимости от обстоятельств, но только в пределах 1918 года.

2. При возобновлении занятий Собора признать для законности его состава достаточным присутствие 1/4 части всего состава членов Собора.

3. В изменение статьи 60 Устава Собора постановить, что Соборный Совет продолжает свою деятельность в течение одного месяца после предложенного перерыва занятий Собора и возобновляет свою деятельность на один месяц до возобновления соборных занятий.

106. Ввиду заявления некоторых членов Собора, Председательствующий ставит на голосование: производить ли дальнейшее заседание при закрытых или открытых дверях.

107. ПОСТАНОВЛЕНО: производить дальнейшее заседание при закрытых дверях.

108. Член Собора Н. Н. Медведков выступает по вопросу о созыве Собора.

Уже по одним внешним приемам вопрос получает огромное значение не только для нас лично, как членов Собора, но и для самого существа дела. Заседание Собора сделано закрытым, это свидетельствует о той плоскости, куда вопрос переносится, плоскость эта — политический момент, переживаемый нашей страной. Отсюда становится понятным и то нервное настроение, с каким члены Собора относятся к данному вопросу. Я должен несколько коснуться кулуарной истории данного вопроса. Я говорю о Частном Совещании по этому вопросу, бывшем в зале семинарии. Нужно сказать, что подобные Частные Совещания иногда являются предрешителями того, что бывает на Соборе. Где-то появился слух о роспуске Собора… Это вызвало напряженное настроение. 17 марта в зале семинарии состоялось совещание, на нем и было обсуждение данного вопроса. Вопрос был разработан там во всех деталях, о чем я считаю нужным поделиться. На собрании было посмотрено на существование Собора с политической точки зрения. Было установлено, что с мест много получено сообщений, где говорят, что Собор — это светлый маяк, привлекающий взоры всех православных верующих, что это единственно законно избранное учреждение, с которым считаются даже Советы.

В настоящее время совершаются ужасные события. Как член Комиссии о гонениях я знаю, что на местах отнимаются школы, духовно-учебные заведения, архиерейские дома и т. д., что предпринять, не знают, и мысль невольно хватается за Собор. Но представьте, что Собора нет, на что опереться? Говорят, мы возглавляемся Патриархом, на него и опереться. Правда, это имя чудодейственное, но это отдельное лицо, с отдельным же лицом считаться легче, чем с представителями народа. Когда кто-нибудь является к комиссару, то первый вопрос: кто Вы? Если представитель народа, с Вами говорят, Вас слушают, с отдельным же лицом не считаются.

Вопрос материальный Частное Совещание обошло. Если будет Собор, будут и средства, на местах убедились в необходимости Собора, да и не в таком большом количестве требуются средства.

Обсудив всесторонне вопрос, Частное Совещание обратило внимание и на то, что есть множество очень важных законопроектов, которые необходимо должны увидеть свет. Многими голосами Совещание склонилось к мысли о невозможности даже перерыва в соборных занятиях. Перерыв может создать такое положение, что нам нельзя будет возвратиться к исполнению своих обязанностей. Кто поручится, что в мае мы съедемся обратно? Говорят, Святейший Патриарх созовет, когда нужно. Но возможно трудно будет собраться не только издалека, но даже из Владимира и Курска, и желание так и останется желанием. А это будет тогда провал всех наших надежд. Среди членов Собора есть убеждение, что если обстоятельства сложатся, Собору придется выступить на арену широкой деятельности. Когда? Осенью или в другое время, трудно сказать. Совещание пришло к заключению, что перерыва в занятиях Собора не должно быть. Тем, кто нуждается, следует давать отпуск. Конечно, на Страстной неделе и Пасхе занятий Собора нет, но на Фоминой неделе сессия должна быть. Так думают одни. Другие стоят за перерыв в соборных заседаниях до 10-15 мая. Говорят, что епископам необходимо быть в своих епархиях, иначе епархиальная жизнь может потерпеть ущерб, мы и сейчас не всех их видим на Соборе. Не могут, говорят, явиться на Собор и архиереи Украинских епархий. Но есть у правящих архиереев викарии, и можно их прислать на Собор, и вопрос, стало быть, не будет столь острым. Второй довод, что в мае Украинский Собор, но и нужнее чтобы в это время был наш Собор, иначе на Украине поступят так, как в Грузии. Наш Собор стоит на страже, и с его решениями Украинский Собор будет считаться. Еще довод. В мае будут епархиальные собрания, которые будут устраивать жизнь на новых началах. Да, они будут, но, может быть, будут не только в мае, но и июне. На это время можно сделать перерыв, да и много ли членов от Собора нужно, чтобы познакомить с деятельностью? Достаточно одного-двух.

Исходя из этих соображений, чтобы быть на страже, большинство, даже крестьяне (последние говорят: полевые работы важны, а жизнь церковная еще важнее) пришли к заключению, что перерыв в соборных занятиях должен быть до 10 или 15 мая, а дальше — третья сессия (д, 116, лл. 78-79 об.).

109. Председательствующий ставит на голосование заявление членов Собора о прекращении записи ораторов и ограничении срока речей 5 минутами.

110. ПОСТАНОВЛЕНО: прекратить запись ораторов и ограничить срок речей 5 минутами.

111. В обмене мнений по вопросу о перерыве занятий Собора принимают участие члены Соборам Ф. С. Боголюбов, А. И. Ивановский, протоиерей Н. Г. Попов, С. П. Руднев, И. И. Беликов, архимандрит Матфей, В. И. Зеленцов, П. И. Астров, архимандрит Вениамин, И. И. Ульянов, Н. Д. Кузнецов, князь Е. Н. Трубецкой, М. А. Кальнев, граф П. Н. Апраксин.

112. Заседание закрыто в 2 часа 35 минут.