Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние десятое

Деяния Поместного Собора 1917-1918 гг — Деяние десятое


К оглавлению

К разделу


ДѢЯНІЕ ДЕСЯТОЕ.
26 августа 1917 года.

I. Засѣданіе Собора открыто въ 10 час. 20 мин. утра въ Соборной Палатѣ подъ предсѣдательствомъ Митрополита Московскаго Тихона въ присутствіи 450 Членовъ Собора.
На повѣсткѣ засѣданія:

1) Предложеніе 32-хъ Членовъ Собора о предоставленіи Отдѣламъ права исключать изъ своего состава членовъ, не посѣтившихъ 5 засѣданій безъ уважительныхъ причинъ, и заключеніе Соборнаго Совѣта по данному предложенію.

2) Предложеніе Соборнаго Совѣта объ образованіи, сверхъ уже открытыхъ 5-ти Отдѣловъ (личнаго состава, уставнаго, издательскаго, редакціоннаго и о преподаваніи Закона Божія), слѣдующихъ 15-ти Отдѣловъ:

1) Объ епархіальномъ управленіи,
2) О благоустроеніи прихода,
3) О церковномъ судѣ,
4) О правовомъ положеніи Русской Церкви въ государствѣ,
5) Объ единовѣріи и старообрядчествѣ,
6) О внѣшней и внутренней миссіи,
7) О богослуженіи, церковномъ искусствѣ и церковныхъ древностяхъ,
8) О церковной дисциплинѣ,
9) О церковно-приходскихъ школахъ,
10) О духовно-учебныхъ заведеніяхъ,
11) О духовныхъ академіяхъ,
12) О монастыряхъ и монашествѣ,
13) О церковномъ имуществѣ и хозяйствѣ,
14) О правовомъ и имущественномъ положеніи православнаго духовенства,
15) Объ устроеніи православной Церкви въ Закавказьѣ, въ связи съ объявленной грузинами автокеѳаліей своей церкви.

II. Предсѣдатель. Прошу выслушать планъ общенародныхъ моленій и паломничества въ Троице-Сергіеву Лавру, составленный особой комиссіей.

III. Протопр. Н. А. Любимовъ. Комиссія по организаціи общенародныхъ моленій и паломничества въ Троице-Сергіеву Лавру, собравшись 23 сего августа подъ предсѣдательствомъ архіепископа Кишиневскаго Анастасія и обсудивъ вопросъ объ устройствѣ паломничества и общенародныхъ моленій, вынесла слѣдующее пожеланіе, которое почтительно представляетъ Церковному Собору на утвержденіе.

1) Паломничество въ Троице-Сергіеву Лавру совершить въ воскресенье 27 августа, для чего, согласно распоряженію правленія Сѣверныхъ жел. дор., назначенъ спеціальный для Членовъ Собора поѣздъ, который отойдетъ изъ Москвы въ восемь часовъ утра и имѣетъ прибыть на станцію «Сергіево» около десяти часовъ утра. Въ поѣздѣ будутъ слѣдовать святыни Успенскаго собора: ковчегъ, въ которомъ помѣщаются гвоздь Господень, частица Ризы Господней, крестъ съ частицею Животворящаго Креста Господня, и Влахернская икона Божіей Матери. Во время движенія поѣзда молебствіе предъ этою святынею будетъ совершаемо духовенствомъ Успенскаго собора. На станціи «Сергіево» Членовъ Собора встрѣчаетъ крестный ходъ изъ Лавры, и всѣ Члены Собора — міряне, клирики и епископы — попарно, въ предшествіи Лаврскихъ и Московскихъ святынь, идутъ въ монастырь, гдѣ въ святыхъ воротахъ ихъ встрѣчаютъ братія и священнослужители, во главѣ съ настоятелемъ Лавры Митрополитомъ Московскимъ Тихономъ.
Литургію совершаютъ высокопреосвященные митрополиты Кіевскій, Московскій и Тифлисскій. Во время причастнаго стиха слово произнесетъ архимандритъ Иларіонъ. Послѣ литургіи совершается молебенъ преподобному Сергію съ чтеніемъ акаѳиста. На молебенъ выходятъ всѣ желающіе священнослужители Собора. Одновременно совершается литургія и въ Успенскомъ соборѣ.

Послѣ трапезы Члены Собора или осматриваютъ Лаврскую ризницу, или посѣщаютъ скиты Черниговскій и Геѳсиманскій и Виѳанію, и въ 8 часовъ вечера отбываютъ изъ Сергіева Посада со спеціальнымъ поѣздомъ.

2) 29 августа совершается крестный ходъ на «Братское кладбище» (за Тверской заставой — въ 3-4 верстахъ) для совершенія панихиды по всѣмъ павшимъ воинамъ. Для сего совершаются архіерейскія служенія въ храмахъ св. Василія Кесарійскаго на Тверской, на Валаамскомъ подворьѣ, церкви Благовѣщенія въ Петровскомъ паркѣ, Сергіевской церкви убѣжища увѣчныхъ воиновъ и въ селѣ Всѣхсвятскомъ. Литургія совершается вездѣ въ 9 час. утра. Крестный ходъ идетъ изъ храма св. Василія Кесарійскаго. По пути къ нему присоединяются крестные ходы и изъ другихъ храмовъ, лежащихъ на пути. На братскомъ кладбищѣ, на площадкѣ совершается панихида при общемъ пѣніи Членовъ Собора; предъ панихидой произносится слово.
Во все время крестнаго хода должно быть совершаемо народное пѣніе подъ руководствомъ особо для того назначенныхъ псаломщиковъ и Членовъ Собора по желанію. Обратно крестный ходъ возвращается въ сопровожденія епископа. О крестномъ ходѣ на братское кладбище увѣдомить комиссаріатъ Тверской части и сообщить г.г. корреспондентамъ московскихъ газетъ.

3) 14 сентября совершается Всероссійское общенародное моленіе о спасеніи Родины, коему долженъ предшествовать трехдневный постъ: 11, 12 и 13 сентября. Поручить Преосвящешюму Андронику составить покаянныя прошенія и молитву, и вмѣстѣ съ воззваніемъ Собора напечатать въ ближайшемъ номерѣ «Всеросс. Церк.-Обществ. Вѣстника» и постановленіе Синода о совершеніи всероссійскаго народнаго моленія къ исполненію (безъ особыхъ указовъ).
Въ теченіе трехдневнаго поста во всѣхъ храмахъ Россіи должны совершаться литургіи и всѣ установленныя дневныя службы, за которыми пастыри должны призывать своихъ пасомыхъ къ усиленной молитвѣ и покаянію.

14 сентября должно быть совершено общенародное моленіе во всѣхъ городахъ и селахъ Россіи по особому чину съ напѣвами «Многомилостиве Господи, услыши моленіе рабовъ Твоихъ, молящихся Тебѣ», «Пресвятая Богородице спаси насъ». Послѣ чтенія молитвы совершается троекратное поклоненіе Кресту Христову съ пѣніемъ «Кресту Твоему»… Молебны должны быть совершаемы въ то же время въ Москвѣ по особому росписанію на многихъ площадяхъ. Посланіе Собора читается предъ молебнами.

4) Отъ Церковнаго Собора слѣдуетъ послать грамоту и списокъ Владимірской иконы Божіей Матери въ ставку Верховнаго Главнокомандующаго съ депутаціей въ составѣ епископа, пресвитера и мірянина — въ благословеніе всѣмъ героямъ-воинамъ, оставшимся вѣрными своему долгу.

IV. ПОСТАНОВЛЕНО: Всѣ изложенныя пожеланія одобрить.

V. Протопр. Н. А. Любимовъ оглашаетъ поступившее ходатайство отъ Союза объединеннаго духовенства, церковныхъ старостъ и мірянъ г. Москвы:

«Союзъ объединеннаго духовенства, церковныхъ старостъ и міранъ г. Москвы пріемлетъ смѣлость всепочтительнѣйше ходатайствовать предъ Освященнымъ Соборомъ о предоставленіи православному духовенству и мірянамъ г. Москвы сдѣлать дополнительные выборы, для включенія въ составъ Собора, на правахъ Членовъ, хотя бы двухъ лицъ отъ столичнаго приходскаго духовенства и двухъ мірянъ изъ давнихъ насельниковъ г. Москвы, по слѣдующимъ основаніямъ:

1) Московской епархіи, включая и самый г. Москву, было предоставлено право равнаго съ другими епархіями выборнаго представительства на Соборъ. Между тѣмъ Москва, древняя первопрестольная столица, съ двухмилліоннымъ населеніемъ и сотнями храмовъ, и по количеству православныхъ жителей и по своему значенію историческаго религіознаго центра страны и мѣста самыхъ Соборныхъ засѣданій, — имѣетъ право на особое представительство на Соборѣ, мысль о которомъ именно здѣсь, главнымъ образомъ, назрѣвала и вынашивалась въ теченіе ряда десятилѣтій.

2) На епархіальномъ собраніи 8 августа, по причинамъ случайнаго характера, отъ г. Москвы въ составъ Собора не прошло ни одного приходскаго священника или клирика, такъ что изъ среды многочисленнаго столичнаго духовенства отъ приходовъ совсѣмъ нѣтъ выборнаго представителя на Соборѣ. Равнымъ образомъ случилось такъ, что и изъ мірянъ оказались выбранными лица, сравнительно недавно поселившіяся въ Москвѣ. А между тѣмъ церковно-приходская, жизнь въ Москвѣ имѣетъ свои исторически-сложившіяся специфическія особенности, и жизненный опытъ, какъ представителей столичнаго приходскаго дѵховенства, такъ и мірянъ, коренныхъ москвичей, былъ бы весьма полезенъ и нуженъ при обсужденіи разнаго рода вопросовъ, относящихся къ устройству церковной жизни.

Въ виду вышеизложеннаго, не оспаривая ни въ какой мѣрѣ бывшихъ выборовъ, Союзъ Московскаго объединеннаго духовенства и мірянъ, почтительнѣйше ходатайствуетъ лишь о пополненіи состава Собора выборными представителями приходскаго духовенства и православныхъ мірянъ изъ коренныхъ прихожанъ москвичей, съ предоставленіемъ организаціи и производства самыхъ выборовъ Союзу Московскаго объединеннаго духовенства и мірянъ».

VI. Секретарь Собора оглашаетъ поступившее заявленіе:

«Предлагаемъ внести къ принятымъ на засѣданіи 24 августа новымъ статьямъ Устава слѣдующее дополненіе: Отдѣламъ дается право исключать членовъ не посѣтившихъ 5 засѣданій безъ уважительныхъ причинъ».

Означенное заявленіе обсуждалось Соборнымъ Совѣтомъ, который призналъ желательнымь внести въ Уставъ дополненіе въ томъ смыслѣ, что Членъ Собора, записавшійся въ Отдѣлъ и не посѣтившій безъ уважительныхъ причинъ 5 засѣданій кряду, признается выбывшимъ изъ состава Отдѣла.

VII. А. В. Васильевъ. Это предложеніе является попыткой вернуться къ тому, чтобы лишить Членовъ Собора возможности работать, гдѣ они желали бы. Вѣдь, Отдѣлы образуются на все время Собора, засѣданія ихъ могутъ совпадать, и пропускъ 5 засѣданій явится неизбѣжнымъ. Нельзя каждому члену Отдѣла работать по всѣмъ вопросамъ даннаго Отдѣла. Онъ можетъ пропустить часть засѣданій, но придетъ на другое засѣданіе, когда можетъ принести пользу. Я стою за отклоненіе внесенной поправки.

VIII. Прот. К. М. Аггеевъ. Внесенное предложеніе имѣетъ въ виду гарантировать правильность голосованія. Кто не работаетъ въ Отдѣлѣ, тотъ не можетъ и голосовать.

IX. Архіепископъ Волынскій Евлогій. Я внесъ бы въ поправку одну деталь: исключается изъ Отдѣла не посѣтившій 5 засѣданій подрядъ.

X. В. П. Клевезаль. Я высказываюсь противъ предложенія. Оно нарушаетъ принципъ свободы, принятый нами въ отношеніи записи въ Отдѣлы. Искусственнаго голосованія бояться нельзя, ибо каждый подаетъ свой голосъ по совѣсти.

XI. ПОСТАНОВЛЕНО: Принять дополненіе къ Уставу въ изложеніи Соборнаго Совѣта.

XII. Секретарь Собора. Поступило нѣсколько предложеній объ образованіи Отдѣловъ. Всѣ эти предложенія переданы въ Соборный Совѣтъ, который, обсудивъ дѣло, постановилъ предложить сверхъ принятыхъ уже пяти Отдѣловъ (Уставнаго, личнаго состава, Редакціоннаго, Законоучительскаго и Издательскаго) образовать еще слѣдующіе 15 Отдѣловъ:

1) Объ епархіальномъ управленіи,
2) О благоустройствѣ прихода,
3) О церковномъ судѣ,
4) О правовомъ положеніи Православной Церкви въ государствѣ,
5) О единовѣріи и старообрядчествѣ,
6) О внѣшней и внутренней миссіи,
7) О богослуженіи, церковномъ имуществѣ и церковныхъ древностяхъ,
8) О церковной дисциплинѣ,
9) О церковно-приходскихъ школахъ,
10) О духовно-учебныхъ заведеніяхъ,
11) О духовныхъ академіяхъ.
12) О монастыряхъ и монашествѣ,
13) О церковномъ имуществѣ и хозяйствѣ,
14) О правовомъ и имущественномъ положеніи духовенства.
15) Объ устройствѣ Православной Церкви въ Закавказьѣ въ связи съ объявленной грузинами автокеѳаліей своей церкви.

XIII. Епископъ Астраханскій Митрофанъ. Г. Соборный Секретарь сообщилъ, что пять Отдѣловъ уже организованы. Я не пропустилъ ни одного засѣданія Собора, но не слыхалъ объ организаціи этихъ Отдѣловъ.

XIV. Секретарь Собора. Рѣчь идетъ о записяхъ въ Отдѣлы. Отдѣлъ личнаго состава уже организованъ. Отдѣлъ Редакціонный будетъ образованъ по постановленію Соборнаго Совѣта, а запись въ другіе Отдѣлы будеть происходить одновременно съ тѣми Отдѣлами, какіе сегодня предложены.

XV. П. П. Кудрявцевъ. Я буду говорить по вопросу, хотя и не особенно существенному, но имѣющему значеніе. Мнѣ представляется для нашего и грядущаго времени важнымъ вопросъ о церковно-христіанскомъ просвѣщеніи вообще русскаго народа. Съ этой точки зрѣнія слѣдуетъ обсуждать и тѣ частные вопросы, которые будутъ переданы въ Отдѣлы. Раньше были церковно-приходскія школы, духовно-учебныя заведенія и опредѣленная постановка преподаванія Закона Божія. Теперь условія измѣняются. Раньше забота о церковномъ просвѣщеніи лежала на оффиціальныхъ учрежденіяхъ, а теперь она возлагается на насъ. Быть можетъ, этотъ вопросъ первостепенный. Какіе же частные вопросы связываются съ этимъ? Сюда относится законоучительское дѣло, о церковныхъ школахъ, духовно-учебныхъ заведеніяхъ, духовныхъ академіяхъ, о постановкѣ богословской науки и пр. Раньше вопросъ о духовно-учебныхъ заведеніяхъ разсматривался съ двухъ точекъ зрѣнія: а) съ церковно-профессіональной и б) сословной. Теперь вопросъ о духовно-учебныхъ заведеніяхъ долженъ разсматриваться такъ, чтобы сдѣлать изъ нихъ школы, гдѣ бы благочестивые родители имѣли возможность давать своимъ дѣтямъ образованіе религіозное, церковно-христіанское. Вопросъ о духовно-учебныхъ заведеніяхъ — часть общаго вопроса о христіанскомъ просвѣщеніи общества. Конкретно моя мысль сводится къ слѣдующему: вопросъ законоучительскій, о церковныхъ школахъ, духовно-учебныхъ заведеніяхъ и академіяхъ, все это вопросы, на которые расчленяется общій вопросъ о церковно-христіанскомъ просвѣщеніи. И я предлагаю образовать общій Отдѣлъ о церковно-христіанскомъ просвѣщеніи, который бы разсматривалъ и всѣ частные вопросы, сюда относящіеся, съ одной общей точки зрѣнія. Другое мое замѣчаніе — терминологическаго характера: Отдѣлъ о богослуженіи, церковномъ искусствѣ и церковныхъ древностяхъ лучше бы назвать Отдѣломъ о богослуженіи и храмѣ.

XVI. М. Ѳ. Глаголевъ. Великая революція ставитъ вопросъ о просвѣщеніи народа. Церкви нужно идти по крайней мѣрѣ параллельно съ государствомъ и поставить вопросъ о всеобщемъ религіозномъ образованіи народа. Нужно стремиться къ тому, чтобы ни одинъ ребенокъ не оставался непросвѣщеннымъ истинами Христовой вѣры. Эта задача, однако, не можетъ быть осуществлена одною школою, такъ какъ не всѣ учатся въ школѣ, и Законъ Божій не захватываетъ всей массы дѣтей. Нужно позаботиться о религіозномъ просвѣщеніи и тѣхъ, кто не проходитъ школы. Поэтому я присоединяюсь къ предложенію проф. Кудрявцева и склоняюсь къ тому, чтобы образовать общій Отдѣлъ о церковно-христіанскомъ просвѣщеніи, куда должны войти вопросы: о церковно-приходскихъ школахъ, духовно-учебныхъ заведеніяхъ, о преподаваніи Закона Божія, а также и о внѣшкольномъ религіозномъ просвѣщеніи народа.

XVII. А. Г. Куляшевъ. Матеріалъ, предложенный Собору, слишкомъ великъ. Онъ можетъ быть разсматриваемъ въ теченіе года, на каковой срокъ мы не можемъ разсчитывать. Мы возьмемся за многое, а не сдѣлаемъ и малаго. Нужно выдвинть 2-3 существенныхъ вопроса и ихъ рѣшить всѣмъ вмѣстѣ. Эти вопросы: 1) о высшемъ церковномъ управленіи, 2) объ епархіальномъ управленіи и 3) объ отношеніи Церкви къ государству. Если мы только эти главные вопросы рѣшимъ, то Русь православная и за это будетъ благодарна намъ. Если же мое предложеніе не будетъ принято и рѣшено будетъ образовать и другіе Отдѣлы, то я считаю долгомъ указать на то, что вопросы объ единовѣріи, старообрядчествѣ и миссіи должны быть объединены въ одномъ Отдѣлѣ. Раздѣлить ихъ нельзя; они тѣсно связаны между собою. Старообрядчество вызываетъ миссію, а миссія вызываетъ единовѣріе. Если же единовѣріе будетъ отдѣлено отъ миссіи, то это будетъ не соборное единеніе, а раздѣленіе.

XVIII. А. И. Покровскій. Предложенный списокъ Отдѣловъ выгодно отличается отъ того, который былъ оглашенъ вчера: онъ болѣе полонъ и систематиченъ. Но всеже и онъ не свободенъ отъ нѣкоторыхъ возраженій. Въ немъ нѣтъ упоминанія о двухъ Отдѣлахъ: 1) о высшемъ церковномъ управленіи и 2) о пересмотрѣ Устава для Собора. Какъ будто эти Отдѣлы входятъ въ Уставный Отдѣлъ. Но тогда программа этого Отдѣла недостаточно ясна. И неясную редакцію устава объ Отдѣлѣ Уставномъ слѣдовало бы дополнить указаніемъ на Отдѣлъ о высшемъ церковномъ управленіи и о пересмотрѣ Устава настоящаго Собора.

XIX. В. П. Клевезаль. Я предлагаю соединить нѣкоторые Отдѣлы, имѣющіе внутреннюю связь; напримѣръ, Отдѣлы 1 и 3; 2, 13 и 14; 4 и 15, 5 и 6 и нѣкоторые другіе.

XX. А. Л. Погодинъ: Я стою на томъ, чтобы сохранить всѣ предложенные 15 Отдѣловъ. Но есть опасность принципіальныхъ расхожденій въ Отдѣлахъ, если они не будутъ объединены. Напримѣръ, вопросъ о церковномъ образованіи долженъ быть охваченъ однимъ взглядомъ, и потому Отдѣлы о церковныхъ школахъ и духовно-учебныхъ заведеніяхъ требуютъ общихъ собраній. Необходимо соединить нѣсколько Отдѣловъ въ одинъ общій Отдѣлъ, сохранивъ ихъ въ качествѣ подъотдѣловъ.

XXI. Г. Соколовъ. Просмотрѣвъ предложенный списокъ Отдѣловъ, я не вижу въ немъ финансоваго Отдѣла. Имѣется Отдѣлъ 13 о церковномъ хозяйствѣ и имуществѣ, но будутъ ли въ этомъ Отдѣлѣ разсматриваться такіе вопросы, какъ о составленіи общей финансовой росписи, о церковномъ обложеніи. Отдѣлы, имѣющіе тѣсную связь, слѣдуетъ соединить; иначе одинъ и тотъ же вопросъ будетъ обсуждаться въ разныхъ Отдѣлахъ, и получится напрасная трата времени.

XXII. Архим. Гурій. Я буду говорить о внѣшней миссіи. Внѣшняя миссія должна быть выдѣлена въ особый Отдѣлъ. По существу между внѣшней и внутренней миссіей большое различіе: онѣ работаютъ въ разныхъ областяхъ. Даже въ одной внѣшней миссіи имѣются вопросы, требующіе образованія особыхъ секцій.

XXIII. Прот. А. Я. Зыковъ. Я не вижу въ спискѣ Отдѣловъ вопросовъ объ уѣздномъ и окружномъ церковномъ управленіи. Они были предметомъ сужденія на Московскомъ съѣздѣ пресвитеровъ и мірянъ. Для оживленія церковной жизни на мѣстахъ необходимо обсудить вопросъ объ уѣздномъ церковномъ управленіи въ связи съ вопросами о высшемъ и епархіальномъ церковномъ управленіи. Отдѣлъ о церковной дисциплинѣ слѣдовало бы дополнить, возложивъ на этотъ Отдѣлъ также и бытовые и недоумѣнные вопросы церковной жизни. Такихъ вопросовъ такъ много, что этотъ Отдѣлъ былъ бы самымъ интереснымъ.

XXIV. С. М. Раевскій. Церковь Христова на землѣ, и ничто земное ей не чуждо. У нея есть свое имущество и свое хозяйство. И я полагаю необходимымъ образовать Отдѣлы финансовый, хозяйственный и ревизіонный.

XXV. Прот. П. И. Соколовъ. Я желалъ бы, чтобы Отдѣлы не соединялись въ общіе. Громоздкіе большіе Отдѣлы со множествомъ предметовъ не полезны. Если бы нашъ Соборъ продолжался долго, это можно бы допустить. Но теперь желательно, чтобы на Соборѣ было разсмотрѣно какъ можно больше вопросовъ. И я просилъ бы не соединять все просвѣтительное дѣло въ одномъ Отдѣлѣ. Нельзя соединять церковно-приходскія школы и духовно-учебиыя заведенія. Если соединить Отдѣлы, то число желающихъ принять участіе въ Отдѣлахъ будетъ большое, и при 20 Отдѣлахъ будетъ въ каждомъ много лицъ.

Въ Отдѣлѣ о благоустройствѣ прихода слѣдовало бы имѣть въ виду, что главная задача прихода просвѣтительная. Приходу предполагается предоставить учрежденіе не однихъ только низшихъ школъ, но и среднихъ, а также устройство курсовъ, лекцій. И самый Отдѣлъ можно бы назвать: «о приходѣ и его просвѣтительной дѣятельности на началахъ вѣры Христовой».

XXVI. Прот. С. І. Шлеевъ. Вопросъ объ окружномъ церковномъ управленіи поставленъ неясно. Слѣдовало бы Отдѣлъ о высшемъ церковномъ управленіи дополнить: «и о митрополичьихъ округахъ». Говорятъ, что единовѣріе, старообрядчество и миссія должны быть соединены въ одинъ Отдѣлъ. Такое сгруженіе матеріала не полезно. Я хочу утвердить слѣдующее положеніе. Пора вывести единовѣріе и старообрядчество изъ-подъ опеки, какую хочетъ имѣть надъ ними миссія. Внутренняя миссія имѣетъ дѣло не съ одними старообрядцами, а и съ сектантами. И помѣщать единовѣріе въ одинъ Отдѣлъ съ баптистами и другими сектантами не приходится. И я не совѣтовалъ бы эти Отдѣлы объединять. Единовѣріе вовсе не порожденіе миссіи, это явленіе самостоятельное. Мы просимъ не ставить насъ въ одинъ Отдѣлъ съ миссіей. Это не значитъ, что мы не хотимъ уважать дѣятелей миссіи. Но намъ до сихъ поръ тяжело чувствовать опекающую руку миссіи. Намъ хочется сказать то, что мы желаемъ, а не то, что скажутъ миссіонеры.

XXVII. Л. К. Артамоновъ. Мы собрались на великое церковное строительство. Но какъ приступить къ этому дѣлу? Нужно создать планъ работы, иначе плодотворной работы не будетъ. На нашъ Соборъ возложена чрезвычайно отвѣтственная задача, и къ строительству церковному мы должны относиться съ большою осторожностью. Ошибка, сдѣланная въ планѣ, непоправима потомъ. Мы должны принять въ расчетъ и наши силы, и время. Мы располагаемъ временемъ самымъ краткимъ.

XXVIII. Предсѣдатель. Въ спискѣ записавшихся еще 17 ораторовъ. Поступило предложеніе о прекращеніи преній объ Отдѣлахъ.

XXIX. А. В. Васильевъ. Отцы и братія. (Раздаются голоса: Довольно, довольно). Вы можете не соглашаться съ рѣчами выходящихъ на каѳедру, но кричать «довольно» вы не имѣете права. Мы затѣмъ и явились на Соборъ, чтобы внимательно другъ друга выслушать и затѣмъ придти къ единодушному рѣшенію. Списокъ желающихъ высказаться еще не исчерпанъ, а прекращая пренія, вы заграждаете уста тѣмъ, кто записался позднѣе другихъ, но, быть можетъ, скажетъ болѣе важное.

XXX. ПОСТАНОВЛЕНО: Запись ораторовъ прекратить.

XXXI. Г. И. Булгаковъ. Я хотѣлъ предложить маленькую, но важную поправку къ названію одного Отдѣла. Намъ необходимо, чтобы по всей землѣ нашей громко звучало слово пастырской проповѣди. Когда я дѣлалъ по этому вопросу доклады на епархіальномъ съѣздѣ, мнѣ говорили, что на мѣстахъ разные гражданскіе комитеты ставятъ духовенству преграды въ этомъ отношеніи. Нужно отъ лица Собора сказать объ этомъ вслухъ. Въ отношеніи Отдѣловъ я предлагаю, чтобы къ Отдѣлу о богослуженіи было присоединено заглавіе «и о живомъ словѣ».

XXXII. Т. Г. Суриновъ. Я вошелъ на эту каѳедру, чтобы быть краткимъ. Когда страна горитъ, огонь нужно заливать. Разъ въ высокомъ собраніи обсуждается вопросъ объ Отдѣлахъ, то нужно рѣшить, что самое необходимое. Конечно, все, что связано съ Св. Церковью, все важно, все необходимо, если принять во вниманіе, что нашъ Соборъ собрался послѣ 250-лѣтняго перерыва. Намъ нужно быстро приступить къ работѣ. Какъ намъ говорить о важномъ и неважномъ, когда изъ нашихъ храмовъ, сооруженныхъ поселянами, изгоняются священники? Говорили о распредѣленіи Отдѣловъ, но если нужно и явятся новыя обстоятельства, то слѣдуете учреждать и новые Отдѣлы.

XXXIII. Н. М. Абрамовъ. Для выясненія и рѣшенія любого вопроса есть два пути: отъ общаго къ частному и отъ частнаго къ общему. Слѣдуя принципу достиженія наибольшихъ результатовъ съ наименьшей затратой силъ и времени, и надо выбирать тотъ или иной путь. Ясно, что въ тѣхъ случаяхъ, когда имѣется слишкомъ много частностей, идти отъ частнаго къ общему очень затруднительно и долго, а мы какъ разъ и находимся въ такомъ положеніи. Благодаря тому, что Собора въ нашей Церкви не было болѣе двухсотъ лѣтъ, накопилось такое множество вопросовъ, что пересчитать и указать ихъ всѣ нѣтъ возможности. И мы видимъ, что хотя Соборный Совѣтъ намѣтилъ 15 вопросовъ для работъ Отдѣловъ, однако, выступавшими ораторами указаны еще другіе пропущенные, и я увѣренъ, что найти и указать ихъ можно еще очень много. Мы никогда не исчерпаемъ всѣхъ частныхъ вопросовъ, и работа нашего Собора сильно затянется.

Чтобы избѣжать этого, я, отдавая дань уваженія сдѣланной уже работѣ Совѣта, все-таки предлагалъ бы избрать путь отъ общаго къ частному и ограничиться небольшимъ числомъ основныхъ Отдѣловъ Собора, предоставивъ имъ возможность расчленять свою работу путемъ выдѣленія спеціальныхъ комиссій для разработки необходимыхъ по ходу дѣла вопросовъ. Лично я полагалъ бы возможнымъ учредить такіе основные Отдѣлы, охватывающіе, по моему мнѣнію, всѣ частные вопросы, намѣченные Соборомъ и Членами Собора: 1) объ отношеніи Церкви къ Государству, 2) объ управленіи Церковью въ широкомъ смыслѣ слова, сверху до низу; 3) объ организаціи прихода, этой, по общему признанію, основной ячейки, при правильной организаціи которой можно, по моему убѣжденію, положить начало возрожденія и процвѣтанія не только Церкви, но и Государства, и 4) о религіозно-нравственномъ воспитаніи. Если учредить эти Отдѣлы, то, какъ мнѣ кажется, отпадаютъ и опасенія, что Члены будутъ записываться во много Отдѣловъ, ибо естественно, при дѣленіи Собора на крупные Отдѣлы, каждый запишется въ одинъ или самое большее въ два изъ нихъ, а если предоставить возможность Отдѣламъ учреждать спеціальныя комиссіи, то каждый Членъ станетъ работать именно надъ тѣмъ вопросомъ, который ему ближе всего и гдѣ онъ можетъ быть наиболѣе полезнымъ. Вмѣстѣ съ этимъ отпадутъ и опасенія о безполезномъ нахожденіи большого числа Членовъ въ составѣ Отдѣловъ и о непосѣщаемости ихъ засѣданій.

XXXIV. Ѳ. Г. Кашменскій. Въ числѣ проектируемыхъ учебныхъ заведеній есть новые богословскіе институты. Если у насъ будетъ Отдѣлъ о духовныхъ академіяхъ, то вопросъ объ институтахъ слѣдуетъ присоединить къ этому Отдѣлу, а если особаго академическаго Отдѣла не будетъ, то вопросъ объ институтахъ слѣдуетъ присоединить къ Отдѣлу о духовно-учебныхъ заведеніяхъ.

Далѣе. Отдѣлъ IX — о церковно-приходскихъ школахъ. Если здѣсь идетъ рѣчь объ учрежденіяхъ по закону 13 іюня 1884 г., то этотъ Отдѣлъ нужно упразднить, такъ какъ церковно-приходскихъ школъ уже нѣтъ, онѣ перешли въ Министерство Народнаго Просвѣщенія. Если же это — учебныя заведенія, какъ средство просвѣщенія народа, христіанизаціи населенія, то этотъ Отдѣлъ слѣдуетъ соединить съ Отдѣломъ о благоустроеніи прихода. Отдѣлъ о церковномъ имуществѣ и церковномъ хозяйствѣ также необходимо соединить съ Отдѣломъ о приходѣ. Но я всѣми силами души возражаю противъ соединенія Отдѣла о духовно-учебныхъ заведеніяхъ въ одинъ Отдѣлъ вмѣстѣ съ Отдѣломъ о христіанскомъ просвѣщеніи. Въ этомъ послѣднемъ названіи нѣтъ ничего конкретнаго, это общее мѣсто. Нельзя также соединять Отдѣлы о церковномъ судѣ и епархіальномъ управленіи. Я практическій дѣятель по Донской епархіи, и по опыту знаю, какъ важны судебные вопросы и какого подробнаго разсмотрѣнія они требуютъ. Въ судебныхъ дѣлахъ нужны спеціалисты, и только при такомъ условіи будетъ благо. Я настаиваю на самостоятельности этихъ двухъ Отдѣловъ. Отдѣлъ о правовомъ положеніи духовенства нельзя соединять съ Отдѣломъ о церковномъ управленіи. Достаточно указать на примѣръ дѣлежа кружки. Кромѣ всѣхъ указанныхъ Отдѣловъ, нужно образовать еще новый Отдѣлъ о внѣцерковномъ христіанскомъ просвѣщеніи — сюда относятся: катехизація, бесѣды, воскресныя школы.

XXXV. Епископъ Челябинскій Серафимъ. Я хотѣлъ бы сказать противъ выдѣленія единовѣрія и старообрядчества отъ миссіи внутренней. Какъ можно говорить о миссіи, не рѣшивъ вопросъ о единовѣріи? Никто не болѣетъ душою о единовѣріи такъ, какъ миссіонеры, положившіе свою жизнь на это дѣло. Православная миссія не существовала бы безъ единовѣрія, но и единовѣрія не было бы безъ миссіи. Моя покорнѣйшая просьба не выдѣлять миссію отъ единовѣрія и старообрядчества. Вопросъ о баптизмѣ важенъ одинаково и для православія и для единовѣрія, въ этотъ же вопросъ входитъ и противосектантская миссія.

XXXVI. Епископъ Уфимскій Андрей. Простите, отцы и братіе, за мое замѣчаніе, но я долженъ сказать, что мы тонемъ въ нашихъ рѣчахъ. Мы всегда почти повторяемъ чужія рѣчи. А въ дѣлѣ мы не практичны. Сейчасъ мы начинаемъ съ конца, — съ Отдѣла объ епархіальномъ управленіи или о правовомъ положеніи Церкви, не зная, какъ будетъ относиться къ намъ Государство. Я вчера былъ на собраніи у христіанскихъ соціалистовъ. Они меня спросили, чего добились мы на Соборѣ. Я сказалъ, что мы собираемся добиваться многаго, и что я, напр., буду добиваться разрѣшенія вопроса о приходѣ. Это и есть центральный вопросъ всей нашей жизни и дѣятельности Собора. — Еще замѣчаніе: нельзя единовѣріе и старообрядчество съ миссіею ставить рядомъ. Если старообрядцы и единовѣрцы нынѣ сдвинулись съ мѣста и ищутъ истины, то совсѣмъ безъ миссіонеровъ. И если теперь старообрядцы на основаніи нашей программы подумаютъ, что меня къ нимъ послали миссіонеры, они и разговаривать со мной не станутъ. Кромѣ того, въ виду обширности работъ, я предлагалъ бы выдѣлить внѣшнюю миссію въ особый Отдѣлъ.

XXXVII. Протоіерей А. В. Санковскій. Я буду говорить по затронутому вопросу о соединеніи внутренней и внѣшней миссіи и единовѣрія со старообрядчествомъ въ особый Отдѣлъ. Приводимые здѣсь доводы о соединеніи неубѣдительны. Внѣшняя миссія — другое дѣло, но я буду говорить о внутренней миссіи. Конечно, миссія тѣсно связана съ старообрядчествомъ. Первымъ объектомъ внутренней миссіи было старообрядчество, но этотъ объектъ былъ первый, но не единственный, а теперь есть и другіе объекты, на которыхъ миссія должна сосредоточить свое вниманіе — это баптизмъ, сектантство. Нѣтъ цѣли соединять миссію въ одинъ Отдѣлъ съ единовѣріемъ и старообрядчествомъ. Конечно, всѣ они находятся между собою въ нѣкоторой связи и въ соединеніи, но все-таки одинъ Отдѣлъ былъ бы нѣсколько низкимъ для единовѣрія. Я предлагаю старообрядчество и сектантство соединить вмѣстѣ, въ одинъ Отдѣлъ, а единовѣріе поставить особо.

XXXVIII. Архіепископъ Тамбовскій Кириллъ. Все засѣданіе ушло на разговоры о соединеніи и разъединеніи Отдѣловъ, а между тѣмъ мы должны были обсуждать то, что предложилъ Соборный Совѣтъ. Конечно, много есть основаній и за соединеніе Отдѣловъ и противъ, но мы одно только упустили изъ виду, что Уставъ даетъ намъ возможность и разъединяться и соединяться. Отдѣлы — это разъединеніе, общія собранія — соединеніе. Вмѣсто того, чтобы лить рѣчи, лучше принять программу соборныхъ работъ, выработанную Соборнымъ Совѣтомъ.

XXXIX. И. К. Орловъ. Моя мысль такова. Уже третій день работаемъ мы безуспѣшно. Сколько мы рѣчей ни ведемъ, а результатовъ не видно. По моему нужно только два Отдѣла: 1) какъ поставить Церковь на высоту и 2) о Законѣ Божіемъ.

XL. Протоіерей А. А. Хотовицкій. Мнѣ думается, что мы должны поставить предъ собой отчетливо общую цѣль, къ которой бы направлялась работа Отдѣловъ. Для постройки зданія нужны не отдѣльныя только группы рабочихъ-каменьщиковъ, столяровъ, слесарей, и планы не отдѣльныхъ только частей зданія, но и общій чертежъ и планъ, объединяющій все строительство. Поэтому и группировка Отдѣловъ должна составляться такъ, чтобы все однородное сводилось въ общія группы и возглавлялось затѣмъ въ основной цѣли Собора: обновленіи русской церковной жизни и христіанизаціи населенія. И если учитывать настроеніе текущаго момента, то основнымъ Отдѣломъ явится Отдѣлъ о высшемъ церковномъ управленіи; и здѣсь напрашивается самъ собою въ первую очередь вопросъ о патріаршествѣ. Государство наше распыляется, разсыпаются окраины, внутреннія связи слабѣютъ, — и въ церковной жизни все разслоилось и требуетъ объединенія.

Въ цѣляхъ вести сложную многостороннюю работу многихъ намѣченныхъ Соборнымъ Совѣтомъ и предшествующими ораторами Отдѣловъ въ согласованности и планомѣрности, я предложилъ бы учредить еще одинъ Отдѣлъ организаціонный, — такъ сказать, Отдѣлъ связи всѣхъ остальныхъ Отдѣловъ, необходимость котораго вытекаетъ изъ ихъ многочисленности.

XLI. Протоіерей В. І. Туркевичъ. Я вполнѣ присоедияяюсь къ взгляду Преосвященнаго Кирилла. Всѣ говорятъ, что Россія гибнетъ, что нужно дѣло дѣлать, а въ то же время мы въ разговорахъ только теряемъ время.

Мое конкретное предложеніе: необходимо немедленно же начать работу и принять Отдѣлы, намѣченные Соборнымъ Совѣтомъ.

XLII. А. В. Васильевъ. Считаю долгомъ своей христіанской совѣсти сказать, что въ программѣ дѣятельности Собора долженъ быть поставленъ вопросъ о патріаршествѣ. Съ этимъ вопросомъ творится что-то неладное. На Московскомъ Съѣздѣ духовенства и мірянъ не былъ допущенъ докладъ архимандрита Иларіона по этому вопросу. Предсоборный Совѣтъ въ своемъ проектѣ не далъ мѣста патріарху, а въ объяснительной запискѣ высказался въ томъ смыслѣ, что идея о патріаршествѣ противорѣчитъ соборности. Какъ въ гражданской жизни темныя силы, разрушающія Россію, предрѣшаютъ не подлежащіе ихъ рѣшенію вопросы до Учредительнаго Собранія, такъ и тутъ хотятъ обойти молчаніемъ важный вопросъ. Я настаиваю, чтобы Соборъ сосредоточилъ на немъ свое вниманіе.

XLIII. Епископъ Уральскій Тихонъ. Единовѣріе выдѣлено отъ старообрядчества. Я 25 лѣтъ живу между единовѣрцами и старообрядцами и думаю, что раздѣленіе Отдѣловъ о единовѣріи и старообрядчествѣ нежелательно. Единовѣріе и православіе одно, только одежда разная. Мы всѣ здѣсь на Соборѣ одно.

XLIV. П. И. Астровъ. Обсужденіе этихъ вопросовъ показываетъ, насколько они важны. Поддерживая предложеніе Соборнаго Совѣта объ образованіи Отдѣловъ, я прошу всѣхъ Членовъ Собора выдѣлить то, что важно для настоящаго момента.

XLV. Предсѣдатель. Высокопреосвященный Митрополитъ Платонъ желаетъ выступить съ внѣочереднымъ заявленіемъ.

XLVI. Митрополитъ Тифлисскій Платонъ. Сегодня я получилъ изъ Тифлиса телеграмму. Содержаніе телеграммы заставляетъ меня выступить съ внѣочереднымъ заявленіемъ. То, о чемъ говоритъ телеграмма, есть одно изъ явленій крайне обидныхъ и тяжелыхъ. Вамъ извѣстно, что Грузія отдѣлилась отъ Русской Православной Церкви и теперь устраиваетъ себѣ автокефалію. 14 марта с. г. три грузинскихъ епископа, ставленники русской церковной власти, явились ко мнѣ и заявили, что я фактически и юридически лишаюсь своей власти. Начались враждебныя дѣйствія: меня лишили каѳедральнаго собора и объявили мнѣ бойкотъ, а также бойкотируютъ и другихъ русскихъ людей, которые проявляютъ свою дѣятельность. Меня они не трогали, но къ другимъ лицамъ беззащитнымъ, особенно монахамъ, отнеслись безжалостно. Ихъ оскорбляли и избивали. Трудно жить теперь русскому человѣку въ Россіи, особенно на окраинѣ — на Кавказѣ. Но мы ни единаго шага не уступили изъ своихъ правъ и обязанностей. Мы отстаивали интересы русской Св. Церкви, но сегодня получили телеграмму: «23 августа вооруженная толпа грузинъ при участіи милиціонеровъ, грузинскихъ епископовъ, духовенства, возглавляемыхъ епископомъ Леонидомъ, насильственно заняла экзаршій домъ, арестовавъ живущихъ въ немъ, запечатавъ крестовую, требуя сдачи кассъ; сообщено закавказскому комитету, прокурору суда, подробности нарочнымъ. Предсѣдатель комитета протоіерей Михайловскій».

И мы обращаемся съ просьбой къ церковному Собору ходатайствовать предъ Временнымъ Правительствомъ о немедленномъ возвращеніи того, чѣмъ мы пользуемся, и объ учрежденіи разграничительной комиссіи. Чужого мы не возьмемъ, но не отдадимъ и того, что принадлежитъ Русской Церкви.

XLVII. Товарищъ Предсѣдателя Арсеній, Архіепископъ Новгородскій. Угодно ли будетъ Собору просить представителя Временнаго Правительства, въ лицѣ присутствующаго здѣсь Товарища Министра Исповѣданій, высказаться по этому предмету?

(Голоса: Просимъ, просимъ).

XLVIII. С. А. Котляревскій. Министерство Исповѣданій отдаетъ себѣ отчетъ въ томъ тяжеломъ положеніи, въ какомъ оказалась Православная Русская Церковь на Кавказѣ. Если можно принципіально сочувствовать автокефаліи грузинской церкви, то самый способъ ея осуществленія не можетъ не вызвать самаго серьезнаго протеста. Временное Правительство полагаетъ, что опредѣленіе отношеній грузинской церкви къ Православной будетъ произведено согласительной комиссіей. Эта комиссія, возглавляемая лицомъ авторитетнымъ, вѣроятно, начнетъ свои работы въ Петроградѣ. Дѣло съ этой комиссіей замедлилось, но надо, чтобы она скорѣе приступила къ работѣ. Что касается возмутительнаго насилія надъ православнымъ русскимъ населеніемъ, то, конечно, Министерство Исповѣданій приметъ всѣ мѣры, чтобы предупредить подобныя явленія. Нельзя однако закрывать глаза, что положеніе правительственныхъ органовъ на мѣстахъ оставляетъ желать много лучшаго. Иногда законная власть оказывается совершенно безсильной предъ захватами.

XLIX. ПОСТАНОВЛЕНО: Выразить протестъ противъ насильственныхъ дѣйствій грузинъ въ отношеніи русскаго духовенства.

L. Секретарь Собора. Позвольте обратиться къ Собору отъ имени Соборнаго Совѣта съ нѣкоторыми разъясненіями по вопросу объ образованіи Отдѣловъ. Пренія, которыя здѣсь были, вращались около двухъ вопросовъ: отмѣчались разнообразіе комиссій и непланомѣрность ихъ. На это скажу: Соборный Совѣтъ предлагаетъ эти Отдѣлы не по собственному почину, а по заявленіямъ самихъ же Членовъ Собора. Какіе Отдѣлы слѣдуетъ образовать? На это отвѣчаетъ самъ соборный разумъ общей совокупностью всѣхъ поданныхъ по сему предмету заявленій. Изъ нихъ видно, что Соборъ живо интересуется всею полнотою церковной жизни: заявленіями Членовъ Собора охватываются всѣ ея стороны. Кромѣ того, три Отдѣла — Уставный, Редакціонный и личнаго состава — должны быть образованы въ силу ст. 92-97 Устава.

Соборный Совѣтъ не прибавилъ ничего отъ себя, а лишь привелъ въ порядокъ всѣ поступившія заявленія и предлагаетъ Собору образовать всѣ тѣ Отдѣлы, желательность которыхъ заявлена. Соборный Совѣтъ находитъ, что въ церковной жизни, особенно въ современномъ ея положеніи, нѣтъ вопросовъ важныхъ и неважныхъ: всѣ важны; и потому онъ не призналъ возможнымъ высказаться противъ образованія какого-либо изъ намѣченныхъ Членами Собора Отдѣловъ. Другое дѣло — выдвинуть нѣкоторые вопросы впередъ, а другіе замедлить. Это предусмотрѣно уже и Уставомъ, который выдвигаетъ установленіе высшаго церковнаго управленія на первое мѣсто. Но едва ли было бы цѣлесообразнымъ теперь же намѣтить какой-либо планъ работъ въ смыслѣ установленія заранѣе порядка или очереди разсмотрѣнія тѣхъ или другихъ вопросовъ Соборомъ. Весьма вѣроятно, что нѣкоторые вопросы, хотя и не отнесенные къ числу первоочередныхъ, будутъ разработаны Отдѣлами прежде; и тогда нѣтъ, казалось бы, основаній задерживать ихъ разсмотрѣніе въ общемъ собраніи. Если же Собору угодно ускорить разсмотрѣніе какихъ-либо дѣлъ, то онъ найдетъ къ тому полную возможность, назначивъ соотвѣтствующему Отдѣлу день для представленія доклада, согласно ст. 87 Устава. Нѣкоторые упрекаютъ, что Отдѣловъ много, и ихъ нужно объединить. Но слѣдуетъ имѣть въ виду техническія условія работы. Подъотдѣлы будутъ связаны съ основнымъ Отдѣломъ и должны будутъ вносить свои работы на провѣрку Отдѣла. Это затянетъ дѣло и при недостаткѣ времени будетъ роскошью. Съ философской точки зрѣнія это можетъ быть и правильно, но съ практической точки зрѣнія соединять Отдѣлы невозможно въ виду большой разнородности подлежащихъ ихъ разсмотрѣнію предметовъ. Какъ на примѣръ желательности объединенія Отдѣловъ, указывали на Отдѣлы, имѣющіе предметомъ учебное дѣло. Но едва ли нужно доказывать, что духовныя академіи и церковно-приходскія школы имѣютъ достаточно различія, чтобы оправдать самостоятельное существованіе посвященныхъ имъ Отдѣловъ; но могутъ быть общія собранія указанныхъ Отдѣловъ. Я предлагаю утвердить всѣ предложенные Соборнымъ Совѣтомъ Отдѣлы.

LI. ПОСТАНОВЛЕНО: 1) раздѣлить предусмотрѣнный Уставомъ Собора Уставный отдѣлъ на два отдѣла: о высшемъ церковномъ управленіи и объ Уставѣ; 2) установить слѣдующіе Отдѣлы: объ епархіальномъ управленіи, о благоустроеніи прихода, о церковномъ судѣ, о правовомъ положеніи Православной Церкви, объ единовѣріи и старообрядчествѣ, о внутренней и внѣшней миссіи, о богослуженіи, о проповѣди и чтеніи въ храмѣ, о церковной дисциплинѣ, о церковно-приходскихъ школахъ, о духовно-учебныхъ заведеніяхъ, о духовныхъ академіяхъ, о монастыряхъ и монашествѣ, о церковномъ имуществѣ и церковномъ хозяйствѣ, о правовомъ и имущественномъ положеніи православнаго духовенства, объ устроеніи православной церкви въ Закавказьѣ въ связи съ объявленной грузинами автокефаліей своей церкви.

LII. Протопр. Н. А. Любимовъ выступаетъ съ внѣочереднымъ заявленіемъ о предполагаемомъ 27 августа паломничествѣ Членовъ Собора въ Троице-Сергіеву Лавру.

LIII. Секретарь Собора разъясняетъ порядокъ записи Членовъ Собора въ Отдѣлы.

LIV. Засѣданіе закрыто въ 2 часа дня.


Приложеніе къ дѣянію X.

РѢЧЬ,
произнесенная на Братскомъ кладбищѣ въ Москвѣ 29 августа въ день крестнаго хода туда Членовъ Помѣстнаго Собора Православной Всероссійской Церкви Членомъ Собора протоіереемъ П. А. Миртовымъ.

«Иззуй сапоги отъ ногъ твоихъ, ибо мѣсто, на
которомъ ты стоишь, земля святая» (Исх. 3, 5).

Этотъ голосъ Неба изъ извѣстной всѣмъ библейской картины невольно просится въ сердце при входѣ въ тѣнистыя аллеи здѣшняго парка, гдѣ подъ сѣнью деревьевъ мирно почиваютъ тѣла нашихъ родныхъ страстотерпцевъ и борцовъ за благоденствіе Россіи. Безъ сосредоточенной думы на лицѣ, безъ туманящихъ слезъ, безъ сердечнаго трепета, близкаго къ чувству благоговѣнія, нельзя вступать на эту землю, ибо она для насъ дѣйствительно священна: въ ея нѣдрахъ скрыта гордость Россіи, лучшій цвѣтъ ея силъ, высшая жертва русскаго народа на алтарь отечества. И мы пришли сюда не для того, чтобы этотъ тихій пріютъ смерти наполнить шумомъ и гамомъ житейской сутолоки и суеты. Мы пришли сюда будить священныя тѣни уснувшихъ героевъ, великій духъ которыхъ незримо витаетъ здѣсь, надъ этими братскими могилами. Мы пришли, чтобы оросить молитвенной слезой эти зеленые могильные холмики, осѣненные крестами, какъ христіанскимъ символомъ любви и страданія. Мы пришли, какъ Члены Помѣстнаго Собора Русской Церкви, отъ лица всей вѣрующей Россіи земно поклониться подвигу тѣхъ, которые не только жили, но и умерли для родины. Русскій народъ! На колѣни — предъ этими священными могилами! Приникни къ нимъ всѣмъ своимъ сердцемъ, всей своей широкой русской душой… Это — живыя говорящія могилы!!. Онѣ немолчно проповѣдуютъ, что истина жизни не въ безплодномъ прозябаніи, а въ любви и подвигѣ, что смерть иногда красивѣе жизни, что не тѣ мертвецы, которые лежатъ въ могилахъ, но вѣчная память о которыхъ поднимаетъ на подвигъ живыхъ, а мертвецы тѣ, кто растлѣваетъ эту жизнь во всѣхъ ея видахъ, — будетъ ли то жизнь государственная, общественная или даже семейная. Эти могилы пріобщили погребенныхъ въ нихъ къ подвигу всѣхъ, кто, какъ вспоминаемый сегодня Предтеча Христовъ, «за истину пострадалъ радуяся». И онѣ обязываютъ насъ священной кровью павшихъ за родину быть вѣрными тѣмъ завѣтамъ, которые какъ бы начертаны на этихъ могилахъ кровавыми письменами… И даже не только на этихъ могилахъ, которыя окружаютъ насъ сейчасъ, читаемъ мы кровавые завѣты… Окиньте мысленнымъ взоромъ Россію! Вспомните, что за послѣдніе годы многія мѣста — отъ горныхъ вершинъ и высокихъ холмовъ до мирныхъ долинъ и вязкихъ болотъ — превратились на пространствѣ всей боевой линіи, которая тянется отъ Балтійскаго моря до Чернаго, въ братскія кладбища съ милліонами похороненныхъ въ нихъ жертвъ настоящей войны. И со всѣхъ этихъ кладбищъ несется одинъ общій кличъ къ русскому народу, такъ сильно и красочно выраженный въ предсмертномъ письмѣ одного воина, недавно отдавшаго на далекой чужбинѣ жизнь за свою родину. «Надо мной, — приблизительно такъ пишетъ этотъ павшій герой, — раскинулось голубое, ясное небо… Теплый, ласкающій вѣтеръ обвѣваетъ мое лицо… Южная природа стоитъ во всей своей пышной красѣ… Но изъ союзной Франціи моя мысль несется къ тебѣ, моя милая родина. Мнѣ вспоминаются, какъ что-то близкое, родное, твои вьюги и мятели, тотъ блестящій снѣжный покровъ, которымъ ты бываешь одѣта зимою. Вспоминаю неоглядныя степи широкія; волжскія, безграничныя дали… Вотъ бѣлая стѣна монастыря, взбѣжавшая на крутой горный откосъ нашей великой рѣки… Слышатся звоны церковные, плывущіе по простору разлива и тихо замирающіе въ прибрежныхъ лѣсахъ подъ ихъ таинственный шелестъ. Вспоминается старая Москва и сѣдой Кіевъ съ многодумнымъ Днѣпромъ… А вотъ и ты, величавый, угрюмый Уралъ, съ твоими несчетными ископаемыми богатствами… Неужели не суждено мнѣ увидѣть тебя, моя милая родина? Мнѣ не жаль моей жизни… Я охотно отдамъ ее за то, чтобы стояла ты — могучая и непобѣдимая. Одного хотѣлъ бы я сейчасъ: «хотя безчувственному тѣлу равно повсюду истлѣвать, но ближе къ милому предѣлу мнѣ всежь хотѣлось почивать». Мнѣ хотѣлось бы, чтобы ты, родная, приласкала на своей материнской груди прахъ твоего закинутаго на далекую чужбину сына, чтобы надъ моей могилой стояла, склонясь, раскидистая елка или бѣлостволая береза… Но пусть я буду лишенъ и этого послѣдняго утѣшенія… Пусть мой прахъ приметъ въ свои нѣдра чужая земля… Но отсюда, съ чужбины, мнѣ хотѣлось бы крикнуть всѣмъ моимъ соотечественникамъ: русскіе люди, берегите Россію, всѣмъ жертвуйте для ея блага! Это завѣтъ вамъ умирающихъ за ея мощь, свободу и честь».
И этотъ завѣтъ намъ нашихъ братскихъ могилъ звучитъ особенно повелительнымъ призывомъ въ настоящіе, тяжкіе для родины, дни. Кажется, всѣ силы ада подвиглись на то, чтобы сокрушить величіе Россіи, стереть ея славу, сковать ея свободу. Истерзанная внутреннимъ междоусобіемъ и неустройствомъ, уже четвертый годъ несетъ она на себѣ крестъ жестокой войны. Измѣна и предательство уже повили ея многострадальное чело клеветой и поруганіемъ, а гордая пята побѣдоносныхъ завоевателей надменно попираетъ отторгнутую часть нашей земли, гдѣ каждая пядь напоена кровью нашихъ предковъ, легшихъ своими костьми за ея свободу и независимость. Безпощадный врагъ стучится въ двери нашей сѣверной столицы и готовится наложить рабскія цѣпи на всю державу Россійскую.

Но, о, если бы только въ этомъ было великое несчастье наше! Не страшны были бы намъ всѣ политическія бури и крушенія, если бы онѣ не были показателемъ нашего крушенія духовнаго. Не пугало бы насъ и наше государственное обнищаніе, нашъ денежный крахъ, если бы не обнаруживалось здѣсь обнищаніе вѣрующаго духа, ослабленіе патріотическихъ чувствъ и гражданскаго долга передъ родиной. Не страшилъ бы насъ и голодъ, если бы онъ былъ плодомъ истощенія одной только почвы земной, а не истощенія сердецъ человѣческихъ, не оскудѣнія христіанской любви къ меньшему брату. Не ужасала бы насъ и общественная разруха, если бы она громко не вопіяла о томъ, какъ мы неустроены въ путяхъ своихъ, какъ неупорядочена наша духовная жизнь, приведенная грѣхомъ въ полное разстройство. Не приводили бы насъ въ такой трепетъ и ужасъ даже пораженія на поляхъ брани, если бы здѣсь было одно торжество внѣшней силы и военнаго искусства, а не торжество измѣны и предательства. И радовала бы насъ достигнутая свобода, ибо, по Апостолу, «къ свободѣ призваны всѣ мы, только бы эта свобода не сдѣлалась поводомъ къ угожденію плоти» (Гал. 5, 13).

Но предъ нами бѣдствіе самое грозное и роковое, колеблющее глубочайшія основы всей нашей жизни. Это — разложеніе и гибель души народной. Это — утрата многими страха Божія и стыда человѣческаго. Это — потемнѣніе совѣсти въ людяхъ, это — расхищеніе достоянія Божія. Измалодушествовались русскіе люди и отступили отъ путей долга и совѣсти. «Беззаконія наши поистинѣ превзошли главу нашу» и вопіютъ на самое Небо.

Не на крестѣ ли, не въ мукахъ ли родина наша?! И въ это-то время многіе изъ сыновъ ея сняли съ себя крестъ и ругаются надъ его священными завѣтами. Не на ихъ ли голову падаютъ грозныя слова пророка: «два зла сотворили люди Мои: Меня, источникъ воды живой, оставили и выкопали себѣ водоемы разбитые, которые не могутъ удержать воды» (Іереміи 2, 13).

Мы, дѣйствительно, отвратились отъ Господа Бога… Мы забыли завѣтъ священной старины, чуть не съ дѣтства внушаемый русскому православному народу: «безъ Бога ни до порога». И вотъ «всуе трудятся зиждущіи». И изсякли родники народнаго воодушевленія. И не пылаетъ въ нашей груди священное пламя любви къ родинѣ. И «запустѣетъ, ожестѣетъ и изсохнетъ» по выраженію Псалмопѣвца, и превратится въ пустыню земля наша…

Но среди тяжкихъ испытаній Господь послалъ вѣрующимъ и великое утѣшеніе. Въ праздникъ Успенія Божіей Матери, здѣсь, въ сердцѣ земли русской, въ древлеправославной Москвѣ, подъ сѣнью вѣковыхъ святынь кремлевскихъ Всероссійскій Освященный Соборъ приступилъ къ обсужденію соборнымъ разумомъ назрѣвшихъ нуждъ церковныхъ. Поистинѣ, это — священное торжество, давно небывалое въ лѣтописяхъ отечественной Церкви! Въ тяжкую годину общаго шатанія умовъ и повсемѣстной разрухи да укрѣпитъ оно сердца малодушныхъ, да исполнитъ радости и христіанскихъ упованій сердца вѣрующихъ! Да соберетъ оно «растоящаяся» воедино, да пробудитъ къ дѣйствительному покаянію всѣ живыя силы русскаго народа!

Предъ настоящей кровавой Голгоѳой своей родины покайся, русскій православный народъ, и «сотвори плоды, достойные покаянія». Сокрушенными слезами смой съ себя всякую скверну, да обновится лицо земли. Родина ждетъ нашего покаяннаго подвига. Вы, власть имущіе, преклонитесь предъ властью Владыки неба и земли, управляющаго судьбами человѣческими. Вы, пастыри Церкви, будьте не только верстовыми столбами, которые показываютъ путь, но сами не двигаются съ мѣста, а будьте столпомъ облачнымъ днемъ и огненнымъ ночью — который шелъ впереди народа еврейскаго. Вы, пахари и землевладѣльцы, не скрывайте, а износите изъ своихъ закромъ хлѣбные запасы, дабы, по завѣту Спасителя, «напитать алчущихъ». Вы, воины, не пятнайте себя трусостью и предательствомъ, а мужественно и твердо стойте на рубежахъ русской земли, кровью и желѣзомъ ограждая ея свободу. Все это — плоды, достойные покаянія. И они отвратятъ отъ насъ гнѣвъ Божій, возродятъ жизненныя силы страны и возстановятъ ея внѣшнюю мощь.

Къ подвигу вѣры, любви и молитвы, къ подвигу самоотверженія влекутъ насъ эти и другія многочисленныя братскія могилы, голосъ которыхъ постоянно долженъ тревожить нашу русскую православную совѣсть, властно призывая всѣхъ русскихъ людей жить для православной Россіи, а, если надо, то и умереть за нее. Аминь.