ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ?

ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ // dishupravoslaviem.ru // Анатолий БадановЧасто ли мы задумываемся: а что же это вообще такое – духовная жизнь? Может, это какое-то особое чувство, восторг на молитве? Или знание богословских тонкостей? Или, быть может, безупречное соблюдение всех правил и обрядов? Ответ может показаться неожиданным. Духовная жизнь – это не наш труд, не наша заслуга в конечном счете. Она – дар. Как солнечный свет, как дождь на иссохшую землю. Она подается свыше. Но… разве приносит пользу дождь, когда попадает на камень? Нет, он впитывается в почву, готовую его принять. Так и здесь. Дар дается тому, кто создал в себе условия для его принятия.

Какие же это условия? Сам Христос их указал. Его заповеди. Представьте человека, который достиг многого. Он честен, трудолюбив, уважает родителей, не убивает, не ворует, не лжет, не завидует, короче говоря – живет по совести, по тем основам, что были даны еще в Ветхом Завете. По сути, он стал тем самым «благочестивым иудеем» в лучшем смысле слова. Порядок, закон, чистота. Это хорошо? Безусловно! Это фундамент. Но… это еще не дом. Христос пришел не отменить этот фундамент, не сломать его. Он сказал прямо: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.» (Матф.5:17). Из-за неточности перевода, многие понимают слово «Исполнить», как некое действие по выполнению. Однако, в оригинале стоит слово «πληρῶσαι«, которое переводится, как «наполнять, исполнять, дополнять». Исполнить – то есть наполнить до краев, явить его полный смысл, его высоту. Как влить молодое, бродящее вино не в старые, ветхие мехи закона для внешнего только соблюдения, а в новые, гибкие – для жизни по духу.

И вот тут-то начинается нечто, что часто ставит нас в тупик. Эта самая «новизна». Христос требует от нас не просто правильных поступков, а новой нравственности, нового устроения сердца. Взгляните на Нагорную проповедь! Это же революция! Любить врагов? Молиться за гонителей? Подставить вторую щеку? Прощать не семь раз, а семьдесят семь? Да как такое возможно в нашем мире, где царит закон силы, конкуренции, где обиды копятся годами, где зло кажется таким очевидным? Нам говорят: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Разве это не утопия?

Но в том-то и суть. Это – условие. Условие для того самого дара. Стать хорошим человеком в парадигме 10 заповедей — это не цель. Это фундамент. Это начало пути к подлинной жизни. Исполнить эти заповеди – значит не просто механически поступить правильно в моменте. Это значит исправить саму основу: свои поступки, слова, мысли, чувства. Это работа над собой до самых глубин. Это попытка переплавить себя так, чтобы стать сродни Христу по внутреннему устроению. Чтобы Его слова, Его жизнь стали для нас не просто примером, а родной стихией.

И вот когда человек – пусть и не в совершенстве, но искренне, с борьбой, с падениями и восстаниями – идет этим путем, стремится к этому идеалу, тогда происходит чудо. Тогда, по великой милости Божией, в эту подготовленную, ожидающую душу вселяется благодать. Божественная сила, Божественная жизнь. Вот это вселение благодати Божией в человека – вот что есть подлинная духовная жизнь. Не наши усилия сами по себе, а Его Жизнь в нас. Как сказал апостол: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). Или: «Без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15:5). Это и есть то самое «молодое вино» – живое, преображающее, дарованное тем, кто осмелился принять новые мехи Христовой любви.

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»