БОГ РАБОТАЕТ ТИХО…

БОГ РАБОТАЕТ ТИХО // dishupravoslaviem.ru // Анатолий БадановРеальная история. Начало нулевых. Молодой батюшка, только назначен на приход. Третья или четвертая служба его в качестве настоятеля. И вот, в храм входит женщина. Яркая. Очень яркая. По тогдашним меркам моды – безупречно. Но… на ней было столько парфюма, что, по словам батюшки, даже запах ладана – отступал перед этой химической атакой. Волна аромата шла впереди нее. И вот она подходит на Исповедь. Представьте себя на месте священника. Молодого, ревностного, горящего желанием все сделать «как надо», «по правилам». Искушение сделать замечание – колоссальное! «Сестра, а не многовато ли духов? В храм-то пришли…» Какой знакомый внутренний монолог, правда? Нам всем он знаком. Желание поправить, указать, научить, «открыть глаза». Но батюшка… сдержался. Промолчал. Выслушал. Отпустил грехи, дал благословение. И она причастилась.

Следующее воскресенье. Она снова в храме. И что же? Запах ладана – царит. Парфюма – нет. Вообще. Снова Исповедь, снова Причастие. Она стала приходить регулярно. И знаете, что произошло дальше? Через несколько воскресений… эта самая «женщина-вамп», как ее мысленно окрестил батюшка в первый день, постепенно преобразилась. Исчезла вызывающая яркость в одежде и косметике, речь стала спокойнее, походка – менее демонстративной. А на лице… появилась удивительно добрая, светлая улыбка. Просто улыбка обычного, хорошего человека. И священник потом признавался: «Я так благодарил Бога тогда, что Он удержал мой язык! Своими глазами видел, как Господь Сам, тихо, без моих нравоучений, меняет человека через молитву, через Таинства, через сам воздух храма…»

Вот она, поучительная история. Гвоздь программы. Мы – ну просто обожаем учить других жизни! Дать совет (непрошеный), сделать замечание (часто обидное), рассказать, как «надо» и как «правильно» (по нашему личному разумению). Как редко в эти самые моменты мы вспоминаем простую вещь: есть Бог. Не где-то там, в далеком космосе или на пыльных страницах древних книг. Он – здесь. Сейчас. Рядом. Он может изменить человека мгновенно. Главное – чтобы сам человек хоть капельку этого захотел. Или… чтобы кто-то, кто его видит таким – запутавшимся, ярким, пахнущим не тем, чем «надо» – просто с любовью помолился о нем. Без осуждения. Без требования немедленного результата.

Мы видим обертку. Яркую, кричащую или, наоборот, унылую. Бог же видит – сердце. Он знает все извилины души, все раны, все надежды, даже те, что человек сам в себе боится признать. Он знает, как подвести человека к свету. Не грубо выдернуть на свет, ослепив и испугав, а именно – подвести. Тихо. Терпеливо. Как садовник с хрупким ростком. А наше дело? Наше дело – не играть в строгого садовника с секатором. Наше дело – постараться поступать по той самой Евангельской любви. Насколько у нас хватает сил, терпения, мудрости. Любви, которая не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… Любви, которая долготерпит. А уж результат – это дело Бога. Это Его территория. Наше – сеять семена любви и терпения, а не сорняки осуждения.

И тут вспоминается древнее иудейское предание. Об Аврааме. Жил он в пустыне, шатер его стоял у большой дороги – торгового пути. Шли по ней бедуины, кочевники, язычники. Авраам был человеком великого гостеприимства. Странников принимал, кормил, поил. И через это гостеприимство пытался рассказать им о Едином Боге. О Том, Кто сотворил небо и землю. И вот однажды приходит к его шатру нищий, изможденный путник. Авраам, как обычно, – щедрый стол, угощение, напитки. Садятся они. И Авраам говорит гостю: «Воздай славу Единому Богу, и кушай, что душе угодно!» Нищий… возмутился! Грубо так: «Что это?! За твою еду я должен отречься от веры моих отцов? Славу твоему Богу воздать? Да ни за что!» Авраам, наверное, решил, что гость не понял, повторил предложение. Еще настойчивее. Нищий вскипел! Встал из-за стола и пошел прочь, обиженный, голодный. И в этот момент Авраам слышит… Божий Голос: «Авраам, Авраам! Я изливаю дождь Свой на землю. На всех людей. На праведных и неправедных. На верующих в Меня и на тех, кто знать Меня не хочет. Я забочусь о каждом. Не следовало ли и тебе поступать так же?»

Представляете состояние Патриарха Авраама? Ужас, стыд, осознание ошибки. Он бросился вдогонку за обиженным бедуином. Догнал. И знаете, что сделал? Не стал оправдываться. Не стал читать лекцию о единобожии. Он… взвалил этого человека себе на плечи! Донес обратно до своего шатра. Умолял простить его, великого патриарха Авраама, рыцаря веры, за поспешность, за жесткость, за желание «купить» веру куском хлеба. И упросил просто разделить с ним трапезу. Без условий. Без требований.

Эта история – как зеркало. Смотрим? Видим себя? Как часто наше доброе дело – помощь, совет, даже улыбка – несет в себе скрытый крючок! Мы ждем… чего? Признательности. Благодарности. Хотя бы вежливого «спасибо». А уж если помогли кому-то – то ждем, что человек «исправится», станет «таким, как надо» (то есть, как мы считаем надо). Или… что он примет нашу точку зрения, наши убеждения. Мы как будто выставляем кассовый чек своему доброму поступку: «Оплатите, пожалуйста, признательностью, послушанием или сменой мировоззрения». И этим маленьким, почти незаметным желанием – мы делаем две страшные вещи. Во-первых, мы вычеркиваем Бога из уравнения. Ставим на Его место – себя. Свои ожидания, свои условия. Мы говорим Ему: «Отойди, Господи, я сам тут разберусь, я сам научу этого человека, как ему жить, я сам добьюсь от него «правильной» реакции». А во-вторых… мы лишаем себя настоящей награды. Той самой, о которой сказал Христос.

Вот где корень. История священника и женщины – о доверии Богу. О том, чтобы дать Ему пространство работать в чужой душе Его методами, а не нашими грубыми инструментами замечаний и нравоучений. История Авраама и бедуина – о чистоте мотива. О том, чтобы творить добро ради самого добра, ради подражания Божьей щедрости, а не ради скрытой манипуляции или ожидания дивидендов. Это – два крыла одной птицы.

Перенесем это в нашу реальность. Социальные сети. Как часто мы, видя чужой пост, чужую фотографию, чужое мнение – спешим в комментарии с «поправкой», с «правдой», с едким замечанием? Как будто наша миссия – всех исправить, всех привести к своему пониманию «нормы». Или дома. Ребенок, подросток… оделся «не так», слушает «не ту» музыку. И мы уже готовы с лекцией о хорошем вкусе и морали. Стоп. Выдохните! Вспомните женщину в храме. Вспомните Авраама, несущего обиженного гостя на плечах.

Может быть, вместо замечания – просто помолчать? Может, вместо поучения – помолиться про себя: «Господи, помоги этому человеку, как Ты знаешь»? Может, вместо требования благодарности – просто порадоваться, что ты смог помочь, смог быть щедрым, смог проявить каплю того безусловного света, который изливает на нас Бог? Это не значит быть равнодушным к злу. Это значит – доверить Богу работу по изменению сердец, а себе взять работу по изменению своего сердца. Чтобы оно становилось терпеливее, добрее, щедрее – без условий и ожиданий. Чтобы наше добро не пахло парфюмом самолюбования, а благоухало тихим, чистым ладаном милосердия. Как у той женщины, которая пришла к свету не через чужое замечание, а через тихую встречу с Божьей любовью в Чаше Христовой. И как у Авраама, который научился давать просто так, потому что так поступает Небесный Отец. Может, и нам стоит это попробовать?

Анатолий БАДАНОВ
Директор миссионерского
проекта «Дышу Православием»