КАК ОТЛИЧИТЬ СВЯЩЕННИКА ОТ САМОЗВАНЦА В РЯСЕ?

КАК ОТЛИЧИТЬ СВЯЩЕННИКА ОТ САМОЗВАНЦА В РЯСЕ. Анатолий Баданов. Дышу ПравославиемСегодняшний мир можно назвать эпохой подделок. Поддельных брендов, поддельных новостей, поддельных чувств. В наше время мошенничество стало частью повседневного ритма жизни. От назойливых телефонных звонков с «блокировкой счета» до изощренных интернет-афер, от псевдо-целителей до лже-каналов, которые собирают деньги на якобы гуманитарную помощь для фронта. Криминальная мысль не знает границ. Но самая горькая из подделок — духовная. Когда у человека отнимают последнее — веру, прикрываясь рясой и крестом. Эти истории о «бородатых попутчиках» в поездах, собирающих на несуществующий монастырь, или о «священниках» из похоронных бюро, которые «отпевают» покойника, а потом выясняется, что это был актер в рясе — они не просто криминальная хроника. Это симптом. Симптом болезни общества, которое, отвернувшись от храмов, всё равно интуитивно ищет Бога. Ищет — и натыкается на суррогат. Эти лжецы играют на нашем духовном голоде. Они предлагают камень вместо хлеба (Лук.11:11). И есть опасность, что изголодавшаяся душа этот камень примет. Господь предупреждал: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). Мы стали забывать эти слова. А ведь они — прямо о нашем времени.

Как же отличить подлинную монету от фальшивой? Как понять, кто перед тобой – пастырь или волк в овечьей шкуре? Апостол Иоанн говорит: «Испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4:1). Но как испытать? На самом деле есть очень простой и действенный способ. Не нужно смотреть на бороду, подрясник и на цепочку с крестом. Нужно заглянуть в сердце человека. А сердце любого священника, его подлинная жизнь и дыхание – Литургия. Это то, ради чего он рукополагался. Быть священником и не служить – это нонсенс. Поэтому, если у вас закралось сомнение, что перед вами настоящий священник, то самый верный способ проверки лежит именно в области богослужебной практики.

Представьте, что вы просите пианиста сыграть гамму. Или хирурга — назвать инструмент. Литургия для священника — та же гамма. Это его профессиональная, молитвенная реальность, если можно так выразиться. Поэтому самый простой и безошибочный способ — спросить о том, что составляет ежедневную практику в алтаре. Не о догматах, не о сложных богословских понятиях, а о самом действии, которое он совершает у Престола. Если человек живёт этим, он ответит не задумываясь. Если же он самозванец, он споткнётся на этих простых вещах, как на невидимой преграде. Ибо чужая жизнь остаётся для него тёмным лесом.

Задайте простой вопрос. Например: сколько частиц вынимается на Проскомидии из второй просфоры? Настоящий священник, который регулярно служит, не задумываясь, ответит: одна. Частица в честь Пресвятой Богородицы. Или попросите его продолжить фразу, которую каждый батюшка знает наизусть: «Благообразный Иосиф…». Если перед вами не самозванец, он легко продолжит: «…с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове положив».

То же самое с молитвой «Достойно и праведно Тя пети…». Настоящий священник спокойно продолжит: «…Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычествия Твоего…».

Или проверить вопросом: в какой момент в Потир вливается теплота? Любой священник ответит: после пресуществления Святых Даров, когда завеса Царских врат уже закрыта. Это его живая реальность. Для самозванца же эти слова – пустой звук, тарабарщина. Он споткнется, запнется, попытается уйти от ответа.

Можно спросить и о ветхозаветном пророке, который упоминается в молитве перед Таинством Исповеди. Любой священник, регулярно совершающий это Таинство, сразу назовет вам пророка Нафана и, возможно, даже прочитает по памяти начало молитвы: «Боже, Спасителю наш, Иже пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениях оставление даровавый, и Манассиину в покаяние молитву приемый…». Для священника это не просто цитата – это основа его служения: принимать покаяние и напоминать людям о милости Божией к кающемуся сердцу. Самозванец, не несущий пастырского бремени, вряд ли будет знать такие вещи наизусть.

Но что же делать, если перед вами не просто мошенник, а раскольник? Тот, кто формально знает службу, но не находится в единстве с Церковью? Тогда спросите его: имя какого Патриарха и какого правящего архиерея он поминает за Литургией? Это вопрос не знания, а верности. Это вопрос его экклезиологии, его принадлежности к тому самому Телу Христову, которое неделимо. Раскольник либо назовет другое имя, либо смутится, потому что его «молитва» оторвана от общего церковного тела.

И вот здесь мы подходим к самому главному. Ко всему этому знанию о Литургии нельзя относиться лишь как к инструменту для поимки жуликов. Иначе мы рискуем сами превратиться в духовных сыщиков, в контролеров, которые только и делают, что ищут чужие огрехи. А это – другая духовная болезнь.

Зачем всё это знать мирянину? Не для того, чтобы экзаменовать священника, а для того, чтобы наша собственная вера из детской, наивной, превратилась в зрелую и осознанную. Чтобы мы могли сказать: «Я не посторонний в доме Божием. Я знаю, что там происходит, и почему это так. Я – часть этого». Знание Литургии – это не сколько прививка от мошенничества, сколько живая реальность каждого христианина.

Святые отцы называли Церковь кораблём спасения. Но давайте представим эту метафору во всей её полноте. Это не одинокий корабль, это целый флот, и флотом этим командует Сам Христос. Каждая поместная Церковь, каждая епархия, каждый приход – это корабль в этом боевом строю. Епископ – капитан корабля, несущий полную ответственность за свой экипаж перед Верховным Командующим. Священник – его первый помощник, старший помошник, непосредственно ведущий корабль по курсу, заданному капитаном. Диакон – как боцман, организующий саму жизнь на палубе, чтобы всё было четко, слаженно и готово к действию.

А миряне? На этом корабле нет и не может быть пассажиров. Все мы – члены экипажа. Кто-то стоит у штурвала веры, кто-то трудится на палубе добрых дел, кто-то поднимает паруса молитвы. Если матрос не знает устройства своего корабля, не понимает команд и не умеет управлять парусом, в бурю он не просто погибнет – он подведет всю команду и создаст угрозу для всего корабля.

Поэтому не бойтесь углубляться в литургику, догматику, апологетику и прочие богословские дисциплины. Не думайте, что это «не наше дело». Это дело каждого, кто называет себя христианином. Начните с малого. Откройте Божественную литургию с толкованием. Прочитайте одну молитву. Разберите одно действие. Вы увидите, как перед вами откроется бездна смысла и красоты, которая преобразит и вашу молитву, и всю вашу жизнь. Вы перестанете быть наблюдателем и станете соучастником. Это и есть то самое «царственное священство» (1Петр. 2:9), о котором говорит апостол.

И тогда никакой самозванец будет вам не страшен. Ибо мы будем знать не понаслышке вкус настоящего Хлеба, и нас не прельстит никакая подделка. А наша вера, утверждённая в знании и любви, станет тем камнем, на котором можно строить жизнь, не боясь ни бурь, ни обманов. И у нас всё обязательно получится, потому что это путь, на котором Сам Господь, Адмирал нашего флота, берёт человека за руку и ведёт Царство Небесное.

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»