ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА ИЛИ ЧТО ХОЧЕТ БОГ ОТ РОССИИ?
					
Есть соблазн – видеть в истории лишь учебник. Сухие даты, карты сражений, смену режимов и власти. Всё это мы учили в школе и чаще всего – забывали. Есть и другой соблазн – считать историю лишь хроникой интриг и кризисов.
Оба этих взгляда страдают одним недостатком: они слишком узки. Они заставляют смотреть на историю, как на процесс, где нет места высшему смыслу. Но что, если история – не просто цепь случайностей и не только игра престолов? Что, если это – текст, написанный Промыслом, где важны не только буквы-события, но и сокрытый между строк смысл?
Давайте попробуем прочесть нашу историю не как отчет, а как повесть. Взглянуть на неё с высоты, откуда видны не разрозненные факты, а цельные узоры. Написанный Промыслом рисунок, который выступает, как диалог между государственными событиями и ключевыми датами церковной жизни русского народа. Таких дат и событий очень много, я приведу лишь несколько.
Возьмём День народного единства. Для многих сограждан — это просто выходной, исторический факт, повод для патриотических мероприятий. Но настоящий корень этого единства — в 1612 годе. Тогда ополчение Минина и Пожарского шло на Москву не с пустыми лозунгами. Они шли с Казанской иконой Божией Матери. Шли с верой. И Москва была освобождена. Народ скрепил не политический расчёт, а нечто высшее, что дало невероятную силу духа.
Вспомним слова Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Но что есть правда русского народа? Не сменяющие друг друга идеологии. Наша правда — это Евангелие, воплощённое в жизни. Та самая жертвенная любовь, что веками формировала характер и оттачивала лик русского народа на обелиске истории.
Взгляните на Великую Отечественную. Это была война духа. Мы сегодня знаем, что многие солдаты шли в бой с крестиками и иконками в карманах, а их матери молились в тылу. И разве не знак, что Пасха 1945 года пришлась на 6 мая — день Георгия Победоносца, когда бои уже затихли? Для скептика — совпадение. Для верующего — символ и ответ на молитвы.
Возьмём новейшую историю. Возвращение Крыма состоялось 18 марта — в день памяти святителя Луки Крымского. Врача, исповедника, прошедшего сталинские лагеря, но не отрёкшегося от веры. Это не просто совпадение дат. Для верующего человека очевидно – святой Лука вернул свой Крым.
Или взгляните на День России — 12 июня. Он выпадает на память преподобного Исаакия Далматского, в честь которого возведён Исаакиевский собор. Духовная твердыня Петербурга, которую строили ровно 40 лет. Столько Бог водил по пустыне избранный народ, чтобы сплотить его в единое целое. 40 дней длился потоп, очистивший мир. 40 лет строился и наш национальный символ — собор.
И с ним же связано много мистических вещей. Ремонтные леса вокруг Исаакия стояли так долго, что родилась поговорка: «Пока стоят леса у Исаакиевского собора, у власти будут Романовы». Леса разобрали в 1916-м. А на следующий год империя пала…
Открытие Крымского моста 15 мая 2018 года также пришлось на знаковый день — память первых русских страстотерпцев Бориса и Глеба. Их жертва когда-то положила конец розни на русской земле и объединило народ. Они — небесные заступники русского единства. Совпадение ли это? Разве случайно присоединение новых регионов, которое произошло 30 сентября в день Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, чьи имена олицетворяют главные христианские добродетели? Или случайно совпала дата утверждение герба РФ (30 ноября 1993 г.) с памятью преподобного Никона Радонежского? В день ученика Сергия Радонежского, объединителя монашества, был принят символ государственности. Как святой Никон продолжил дело учителя, так герб унаследовал традиции имперской и советской эпох.
Таких точек соприкосновения истории земной и истории духовной слишком много. Они складываются в систему, в узор. И невольно задаёшься вопросом: не лежит ли на России особая миссия в современном мире? Миссия — не только хранить, но вновь нести те ценности, которые объявляются сегодня устаревшими. Это чувство сегодня просыпается во многих. Как будто открываются глаза на особый путь страны. Но если это так, и наша история ведётся Промыслом, то чего же ждёт от нас Бог?
Ответ лежит на поверхности. Он хочет того же, чего хотел от ветхозаветного народа. Чтобы мы были не просто населением, но стали Народом. Единым целым. Народом-семьёй, обращённым к Нему и тем высшим ценностям, которые Бог дает через Заповеди.
Возвращаясь к смыслу Народного Единства, невольно задаешься вопросом: а что же скрепляет народ в единстве? Что делает его не просто населением, а той самой единой семьёй?
Народ всегда сплачивается вокруг вечных ценностей. Вокруг веры, которая даёт смыслы и силы. Вокруг семьи, которая является малой церковью. Вокруг жертвенного служения и личной ответственности за судьбу Отечества. Посмотрите, как промыслительно эти смыслы зазвучали сегодня в государственной риторике, через закон о ценностях. Оборачиваясь на совсем недавнюю историю, разве можно усомниться, что это Промысел Божий, явно и открыто действующий через руки Государства? А если это так, то перед нами стоит самая сложная задача — сделать эти ценности не лозунгом на плакате, не сухим текстом, а живой тканью собственной, повседневной жизни.
Если мы не будем стараться жить по той правде, о которой говорил Александр Невский, то рискуем повторить участь тех, кто стоял у подножия горы, но так и не решился на неё взойти. Рассуждая о великом замысле, но бездействуя в собственной жизни, в собственных семьях, мы рискуем оказаться на обочине этого промысла, оказаться простыми зрителями в амфитеатре истории.
У каждого из нас есть выбор — остаться зрителем или начать восхождение. Начинается оно не с громких слов, а с тихих дел. С дел нашей веры, которую мы не стесняемся показать в жизни. С молитвы, которую шепчем в трудную минуту. С любви, которую несём в свою семью. С ответственности, которую принимаем за свою страну.
Когда такие малые дела умножатся миллионами, они и составят ту самую живую ткань народного единства — того единства, что способно не просто вспоминать прошлое, но и строить будущее. Тогда наше единство перестанет быть просто датой в календаре. Оно станет живой силой — той самой правдой о которой говорил Александр Невский.
И тогда в День народного единства мы будем праздновать не только историческую память, но и зримое действие Божие в нашей собственной жизни. Здесь и сейчас.
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»