СТРАШНАЯ СТАТИСТИКА ДУШИ

СТРАШНАЯ СТАТИСТИКА ДУШИ // Анатолий Баданов // Дышу православием // dishupravoslaviem.ruЧасто ли вам бывает скучно в компании? Я сейчас не о плохой компании, где собрались откровенно неприятные люди. Нет. Речь о самой обычной, хорошей компании. Друзья, родственники, коллеги. Сидят, пьют чай, общаются. Казалось бы, всё мило и душевно. Но вот проходит полчаса, час, и накатывает это странное, знакомое чувство — густая, почти физически ощутимая тоска. От чего она? От бессмысленной словесной жвачки, которая не питает душу, а лишь утомляет челюсти.

Давайте честно спросим себя, о чем наши повседневные разговоры? Из чего они сотканы?

Бесконечное пережевывание новостей, которые мы сами же уже сто раз обсудили. Сплетни — ядовитый десерт, который мы подаем друг другу под видом общения. «А ты знаешь, что он…?», «А вы слышали про нее?». Обсуждение сериалов, где мы с жаром говорим о вымышленных персонажах, забывая о душах реальных людей вокруг.

Это вечное брюзжание: цены на бензин, на продукты, на жизнь, правительство, начальство, пробки, погода — всё плохо, всё не так. Это всеобщее возмущение из-за отключения интернета, как будто рухнула вся цивилизация. Разговоры об отпуске. О мужьях и женах. Причем, как правило, говорим о них не в позитивном ключе. Не как о спутниках жизни, данных Богом, а как о источниках проблем: «он опять…», «она вечно…», «мой кошмар…». О детях — не как о чуде и ответственности, а как о проекте, который то ли удался, то ли нет: «плохо учится», «с дурными друзьями связался», «сидит в своем телефоне…».

Наша речь превратилась в словесную шелуху, в фон, в шум. Мы обмениваемся не смыслами, а социальными сигналами: «я свой, я здесь, я тоже это видел, ха-ха-ха». Мы говорим, потому что молчать невыносимо — молчание обнажает нашу пустоту, которую мы привыкли затыкать этим бесконечным, ни к чему не обязывающим трепом, забывая грозные слова Христа – «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37). У Александра Сивицкого, есть хорошие строки, которые звучат, как диагноз нашему обществу – «Жила-была елочная игрушка. Она была такой блестящей, что ей прощали внутреннюю пустоту» …

Недавно я читал об одном удивительном эксперименте. Провели его несколько лет назад японские исследователи. Группе добровольцев на целый месяц прикрепили микрофоны, которые записывали буквально всё — все их разговоры и диалоги. Всю речь без купюр. Потом этот колоссальный массив данных, по объему сравнимый с толстыми томами большой энциклопедии, обработали с помощью нейросети и перевели в текст. И задали ИИ один-единственный вопрос: каков в этом огромном тексте процент полезной, осмысленной, конструктивной информации? Ответ поверг в шок. Всего 3,4%. Остальное — эмоциональные восклицания, бытовой шум, пустые реплики, словесный мусор. «Суета сует, всё суета» (Еккл. 1:2) – констатировал еще царь Соломон, а современная наука, кажется, лишь подтвердила его древнюю мудрость. А это, на минуту, японцы. С их сдержанной культурой и философией.

И вот теперь, представьте, что мы задаем этот же вопрос, но с другой, гораздо более важной системой измерения. Мы же называем себя православными христианами? Конечно, называем! Так давайте спросим себя с предельной, пусть и неудобной, прямотой: а если бы такой же анализ провели над потоком наших собственных слов, но оценивали бы его не с точки зрения мирской полезности, а с точки зрения вечности? Сколько процентов в нашей речи занимают разговоры о Боге? О православной вере, не в отвлеченном смысле, а как о живом опыте? О смысле жизни и спасении души? О добре и зле, о борьбе со своими страстями и немощами? Не во время Литургии, не в стенах храма, когда батюшка устраивает чаепитие после службы, а там, вот там в гуще нашей жизни? За чашкой утреннего кофе, в рабочем чате, в долгой пробке, в разговоре с другом или подругой по телефону? Каков будет этот процент?

Попробуйте мысленно прикинуть эту цифру. Она будет настолько мала, что, услышав её со стороны, мы бы, возможно, сами себя не узнали и поспешили бы оправдаться: «Да нет, это не про меня, я же не молчу постоянно о вере! Я что-то говорю о ней!». Но именно в этом и заключается главный парадокс и главная трагедия. Наша вера должна быть тем стержнем, который пронизывает всю нашу жизнь, а она оказывается запертой в небольшом воскресном храме, за пределами которого мы живем так, словно нашей веры и не существует. Христос дал заповедь – «Так да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5:16). Но наш свет почему-то надежно спрятан под сосудом будничности и страха быть не как все.

А теперь представьте себе другую, куда более серьезную метафору. Есть такие видеоигры, где в самом конце, когда история завершена, игра подводит итоги и показывает подробнейшую статистику: сколько километров прошел твой персонаж, сколько раз выстрелил, сколько совершил прыжков, сколько собрал аптечек и т.п.

А теперь перенесите этот образ на нашу жизнь. Что, если в конце нашего земного пути, в момент, когда мы предстанем перед Богом, каждому из нас будет предъявлена подобная, но несравнимо более глубокая статистика? Не по аптечкам и прыжкам, а хотя бы по нашим мыслям и словам. Эти графики покажут: сколько раз мы осудили ближнего, мысленно или вслух. Сколько раз солгали, прикрывая свою ложь благовидным предлогом. Сколько раз пробормотали молитву в храме, абсолютно пустую, в то время как ум наш был занят суетными помыслами. Сколько раз рассказали пошлый анекдот или историю. Сколько раз раскрыли грех ближнего. Сколько раз мы трусливо промолчали, когда нужно было смело вступиться за правду. И — самый главный счетчик — сколько раз мы произнесли Имя Христа не по привычке или, что хуже, в матерной речи, а с искренней любовью, благодарностью и трепетом.

Уже одного взгляда на этот итоговый экран будет достаточно. Не нужно будет ждать оглашения приговора Вечного Судьи. Разбираться с хорошими и плохими делами. Мы сами, своими же глазами, увидим эту сухую, объективную цифру и поймем, где наше истинное место. И это — лишь только статистика наших слов и мыслей…

Давайте пойдем еще дальше. Что, если к нам на месяц прикрепить не микрофон, а воткнуть в жизнь беспристрастную камеру? Не как в тех дурацких реалити-шоу, типа «ДОМ2» где всё — игра на публику, а настоящую. Без перерывов на рекламу, без возможности вырезать неудобные моменты. Камера везде: на кухне, в спальне, в комнате когда мы устали и раздражены; в машине, стоя в пробке; на работе в момент стресса; с друзьями и подругами за разговором; в темноте перед монитором ночью…

И вот мы смотрим эту хронику. Мы видим человека. На шее у него аккуратно висит крестик. Он, скажем, даже достаточно регулярен — раз в неделю бывает в храме, ставит свечки, совершает положенные действия. А что дальше? А дальше начинается то, что мы старательно не замечаем. Дальше — суровая правда жизни. Дальше — мгновенные вспышки гнева на близких и родных. Хамство в адрес случайного человека. Алчность и лукавство в вопросах заработка, оправданные «сложными обстоятельствами». Пошлые, унизительные шутки в «своей» компании. Трусливое молчание, когда нужно было отстоять правду или защитить слабого. Блуд, гордость, похоть. Да чего там только не будет.

И вот мы смотрим на экран. Вроде человек называет себя христианином, а главная Книга его жизни – Библия — пылится на полке. Сказано о Писании – «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105), – но наш светильник почему-то не зажжен. Вроде называет себя христианином, а перекреститься, проезжая мимо храма в переполненной маршрутке, ему стыдно — а что подумают люди? Этот человек больше думает о том, что скажут люди, а не Христос. Хотя черным по белому написано – «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе…» (Лук.9:26). Человек вроде называет себя христианином, а просто, по-детски, перекрестить купленный в «Русапе» капучино и шепотом попросить: «Господи, благослови!» — ему неловко, он боится показаться странным. Хотя нам всем сказано – «если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2Тим.2:12). А разве это не отречение, когда человеку по сути стыдно, что он крещенный, что он православный и что он должен и помолиться перед едой и осенить ее крестным знамением и рядом с храмом перекреститься? И ведь речь не идет о каком-то мученичестве или исповедничестве.

Вроде человек православный… но стоит ему переступить порог церковной ограды, как он мгновенно растворяется в толпе. Его невозможно отличить от других людей в толпе. Его речь — тот же поток сплетен, осуждения и пустословия. Его интересы — то же потребление, те же низкопробные развлечения, та же погоня за комфортом. Его мгновенные реакции — все то же раздражение, та же гордыня, то же осуждение.

Так кто же этот человек на экране? Где в этой документалке Христос? Куда делся тот самый «свет мира» (Матф.5:14), который не может спрятаться и должен светить всем в доме? Мы носим Его имя, но живем так, словно Он для нас — лишь часть фольклора, традиционный атрибут культурного наследия РФ, а не смысл жизни и не источник силы для ее изменения. Конечно, когда нужно мы готовы и флагами размахивать и крестными ходами ходить. «Мы русские! С нами Бог!». Однако, вот эта камера, этот микрофон говорят совсем о другом…

Мы, люди последних времен, создали для себя чрезвычайно удобную, комфортную форму самого настоящего двоеверия. Мы аккуратно, по расписанию, выделили для души специальные часы. По воскресеньям — немного «духовности». Для успокоения совести. Для ощущения принадлежности к красивой, глубокой, русской православной традиции. А все остальное время — это наша «реальная» жизнь. Та самая, где царят свои, сугубо практические законы. Жизнь, в которой Христу, если уж быть совершенно честными, просто нет места. Мы носим Его имя как некий бренд, как опознавательный знак для «своих», но не как суть и фундамент нашего ежесекундного бытия. Этому состоянию в Писании дано имя — «теплохладность». И Спаситель произносит над ним суровый, но справедливый вердикт: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16).

И на этом фоне звучит еще более дерзкий призыв. Апостол Павел не предлагает, а умоляет: «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16). Какая всепоглощающая мысль! А мы что? Мы стесняемся подражать Христу. Нам кажется это странным, несовременным, неудобным. Нам куда важнее, куда комфортнее подражать успешным людям, модным блогерам, влиятельным коллегам. Их образ жизни, их ценности мы впитываем, даже не замечая как. А Христос? А Христос, как-то не вписывается в нашу ежедневную картину мира…

И за этот выбор — подражать миру, а не Христу — нам всем предстоит держать ответ. Не где-то в далеком будущем, а уже сейчас. Потому что время — это не нейтральный фон, а безжалостный протокол нашей жизни. Каждый наш день, каждый час, каждая пустая беседа, каждый поступок — это кирпич, который мы сами закладываем в здание своей вечности. Что мы предъявим на Суде? Толстый том расшифровок наших никчемных разговоров? Или целый архив с записями всех тех пакостей, что мы сотворили, уверенные, что нас «никто не видел»?

Или у нас еще есть шанс одуматься? Успеть? Наполнить хоть несколько слов сутью православной веры. Наполнить хоть несколько дел — настоящим милосердием ради Христа, ради своей веры, а не показной добродетелью. Наполнить хоть несколько мыслей — покаянием и молитвой. «Не сообразуйтесь с веком сим» (Рим. 12:2). Пока мы дышим — шанс есть. И этот шанс – в наших руках. Главное – начать им пользоваться сегодня, сейчас, в эту самую минуту.

Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»