Послание Карфагенского Собора к Келестину Папе Римскому

ПОСЛАНІЕ АФРИКАНСКАГО СОБОРА КЪ КЕЛЕСТИНУ, ПАПѢ РИМСКОМУ.

Возлюбленному владыкѣ и честнѣйшему брату Келестину: Аврилій, Палатинъ, Антонинъ, Тутъ, Сервусдей, Терентій и прочіе, обрѣтшіеся на общемъ Карѳагенскомъ Соборѣ.

Какъ твоя святыня изъявила вашу радость о прибытіи Апіарія, писаніемъ, посланнымъ чрезъ сопресвитера нашего Льва: подобно и мы желали бы, чтобы съ радостію послано было настоящее писаніе о его оправданіи. Ибо по истинѣ, и наше и ваше расположеніе было чуждо недовѣрчивости, и не пытливымъ являлося оно, предварительно склоняясь въ пользу его, какъ бы уже выслушаннаго, тогда какъ его еще надлежало вопрошати. И такъ, когда прибылъ къ намъ святѣйшій братъ и соепископъ нашъ Фавстинъ, мы созвали Соборъ, и полагали, что онъ съ Апіаріемъ посланъ ради того, дабы какъ сей стараніемъ его возстановленъ былъ на пресвитерство, такъ и нынѣ возмогъ, его же попеченіемъ, оправдатися въ толикихъ обвиненіяхъ, принесенныхъ на него отъ жителей Ѳавракинскихъ. Но многочисленный Соборъ нашъ нашелъ столь многія и столь великія беззаконія Апіарія, что онѣ превозмогли дѣйствованіе вышереченнаго Фавстина, хотя то было покровительство паче, нежели судъ, и ходатайство паче, екдику свойственное, нежели справедливость, изслѣдователю приличная. Ибо во-первыхъ Фавстинъ сильно противостоялъ всему Собору, нанося ему различныя оскорбленія, аки бы защищая преимущества Римской Церкви, и желая, чтобы принятъ былъ нами во общеніе Апіарій, котораго твоя святыня пріяла въ общеніе, повѣривъ его жалобѣ, коея онъ не могъ доказать: однако и сіе мало ему помогло, что ты лучше узнаешь, прочитавъ дѣянія Собора. Ибо когда, въ продолженіе трехъ дней, съ затрудненіемъ производился судъ, на которомъ мы съ сокрушеніемъ изслѣдовали различныя на Апіарія обвиненія: тогда Богъ, праведный Судія, крѣпкій и долготерпѣливый, зѣло вкратцѣ пресѣкъ и протяженіе дѣла соепископомъ нашимъ Фавстиномъ, и извороты самаго Апіарія, которыми онъ силился покрыть свои срамныя беззаконія. Недѣйствительнымъ содѣлалось досадное и гнусное упорство, и безетыдное запирательство, которымъ Апіарій хотѣлъ заградити блато столь многихъ сладострастныхъ дѣлъ. Ибо когда Богъ нашъ стѣснилъ его совѣсть, и предъ всѣми человѣками обнаружилъ сокровенное въ сердцѣ, какъ бы уже осужденное самою гнусностію преступленій: тогда у коварно запиравшагося внезапно исторглося признаніе во всѣхъ, принесенныхъ на него обвиненіяхъ, и онъ наконецъ добровольно самъ себя обличилъ во всѣхъ, едва вѣроятныхъ сквернахъ, и такимъ образомъ, и самую надежду нашу, которой мы ввѣряли его, желая, чтобы онъ могъ очистити себя отъ столь постыдныхъ пятенъ, обратилъ въ плачь. Таковую скорбь нашу онъ умягчилъ единымъ токмо и единственнымъ утѣшеніемъ, тѣмъ, что и насъ освободилъ отъ тяготы непрерывнаго сѣтованія, и для собственныхъ своихъ ранъ, хотя невольно, и съ борьбою своея совѣсти, пріуготовилъ наконецъ врачевство въ своемъ признаніи. И такъ, первѣе исполнивъ долгъ подобающаго почитанія, умоляемъ васъ, господине брате, дабы вы впредь не допускали легко до вашего слуха приходящихъ отселѣ, и не соизволяли впредь пріимати въ общеніе отлученныхъ нами: ибо твоя досточтимость удобно обрящетъ, яко сіе самое опредѣлено и Никейскимъ Соборомъ. Ибо аще сіе является тако соблюдаемымъ касательно низшихъ клириковъ и мірянъ: кольми паче хощетъ Соборъ, чтобы сіе соблюдаемо было касательно Епископовъ. И такъ тѣ, которые въ своей епархіи отлучены отъ общенія, да не явятся воспріемлемыми въ общеніе твоею святынею, съ намѣреніемъ, и якоже не подобаетъ. Подобно и безстыдные побѣги пресвитеровъ, и слѣдующихъ за ними клириковъ, да отженетъ святыня твоя, какъ сіе и достойно тебя. Ибо и не возбранено сіе для Африканскія Церкви, никакимъ опредѣленіемъ Отцевъ, да и опредѣленія Никейскаго Собора, какъ клириковъ низшей степени, такъ и самыхъ Епископовъ, явнымъ образомъ, обратно отсылаютъ къ собственнымъ ихъ Митрополитамъ. Разумно и праведно призналъ онъ, что какія бы ни возникли дѣла, онѣ должны оканчиваемы быти въ своихъ мѣстахъ. Ибо Отцы судили, что ни для единыя области не оскудѣваетъ благодать Святаго Духа, чрезъ которую правда іереями Христовыми, и зрится разумно, и содержится твердо, и наипаче, когда каждому, аще настоитъ сомнѣніе о справедливости рѣшенія ближайшихъ судей, позволено приступати къ Соборамъ своея области, и даже ко Вселенскому Собору. Развѣ есть кто либо, который бы повѣрилъ, что Богъ нашъ можетъ единому токмо нѣкоему вдохнути правоту суда, а безчисленнымъ іереямъ, сошедшимся на Соборъ, откажетъ въ ономъ? Притомъ, какъ будетъ твердъ заграничный судъ, предъ который необходимыя лица свидѣтелей не могутъ представлены быти, то по немощи, или отъ тѣлеснаго сложенія, или отъ старости, то по многимъ другимъ препятствіямъ? О томъ, чтобы нѣкіе, аки бы отъ ребра твоея святыни, были посылаемы, мы не обрѣтаемъ опредѣленія ни единаго Собора Отцевъ. Ибо, что прежде отъ васъ, чрезъ тогожде соепископа нашего Фавстина, прислано было къ намъ, аки бы изъ постановленій Никейскаго Собора, того мы ни какъ не могли обрѣсти въ вѣрнѣйшихъ спискахъ правилъ сего Собора, съ подлинниковъ снятыхъ, которые получили мы отъ святѣйшаго Кирилла, нашего соепископа Александрійскія Церкви, и отъ досточтимаго Аттика, Епископа Константинопольскаго, и которые, еще прежде сего, чрезъ пресвитера Иннокентія и иподіакона Маркелла, принесшихъ оныя къ намъ, посланы были отъ насъ къ Вонифатію блаженныя памяти Епископу, вашему предшественнику. И такъ не соизволяйте, по просьбѣ нѣкоторыхъ, посылати сюда вашихъ клириковъ изслѣдователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмѣніе міра въ Церковь Христову, которая, желающимъ зрѣти Бога, приноситъ свѣтъ простоты и день смиренномудрія. Поелику же слезъ достойный Апіарій, за непростительныя свои непотребства, даже братомъ нашимъ Фавстиномъ отлученъ отъ Церкви Христовой: то мы остаемся безъ опасенія, что его и впредь, при искусствѣ и точности твоея святыни въ сохраненіи братскія любви, Африка отнюдь не потерпитъ.

Подпись.
Богъ нашъ да хранитъ на должайшее время вашу святыню, господине брате, молящуюся о насъ.


Источникъ: Каноны или Книга Правилъ Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и Святыхъ отецъ. Съ алфавитнымъ указателемъ для облегченія нахожденія нужнаго правила. — Изданіе второе полное. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго Русской Православной Зарубежной Церкви, 1974. — С. 191-193.