«Мандарины» – смотреть всем воюющим в соцсетях
На «Оскар-2015» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» вместе с российским «Левиафаном» и польской «Идой» номинировалась и грузинско-эстонская кинокартина «Мандарины». По словам ряда критиков, это лучший антивоенный фильм прошлого года.
На Фейсбуке кипят страсти. Братья-славяне виртуально воюют друг с другом. Лента пестрит постами один хлеще другого. Любая новостная лента об украинских событиях обычно состоит из комментов, полных ненависти к своим противникам.
Мне все это напоминает события в Грузии двадцатилетней давности. Только масштаб катастрофы больше и конфликт более затяжной.
Есть мнение, что если фильм «Мандарины» Зазы Урушадзе показать участникам конфликта с двух сторон одновременно, то война прекратится.
Эта совместная грузино-эстонская лента получила более 15 наград на международных фестивалях в 2013–2014 годах и множество положительных откликов простых зрителей. Ее выдвинули на Оскар, но, увы, награду присудили другому фильму.
Действие фильма происходят в небольшой деревушке в Абхазии, в которой жили эстонские переселенцы, в 1992 году.
Главным героем по воле случая становится старик-крестьянин, делающий деревянные ящики для собранных мандаринов, плотник Иво. В заброшенной деревне остался он и его сосед Маргус.
Эти люди-переселенцы еще с советских времен живут здесь и работают. Семьи давно уехали в свободную Эстонию, Маргус должен уехать тоже, но Иво – нет, что-то держит его на этой земле.
У зрителей может возникнуть вопрос: почему действие разворачивается в эстонской деревне в Абхазии? В этом замысел режиссера – показать войну со стороны.
Здесь нет вымысла. Эстонцы начали появляться в Абхазии в 1850-х годах. Их туда переселил российский царь с целью освоения земель. Жили они в тех краях около 150 лет.
А в начале 1990-х там началась война, и эстонское правительство предложило этим людям вернуться на историческую родину. Практически все тогда и воспользовались этой возможностью.
Постепенно война докатилась и до села Иво. После боя здесь осталось несколько трупов, среди которых Маркус и Иво обнаружили выжившего чеченского наемника Ахмеда, воюющего на стороне абхазцев. Они оказали ему первую помощь и отвели домой к Иво, а сами решили похоронить оставшихся погибших солдат.
Через некоторое время им удается найти еще одного выжившего – молодого грузина по имени Ника. Эстонцы и его отвели в дом к Иво.
Собрав двух врагов у себя дома, хозяин пытается их вылечить. Но смогут ли сами солдаты вылечиться от ненависти, которой они заболели во время войны?
Мудрого и красивого старика в фильме сыграл эстонский актёр Лембит Ульфсак (мы помним его по роли Тиля Уленшпигеля в «Легенде о Тиле» и ряду других советских фильмов).
Он не ведет долгих разговоров, никого ничему не учит, он просто берет клятвы с обоих, что они в его доме не убьют друг друга…
Очень интересно наблюдать диалоги двух врагов, которые становятся всё ближе и ближе друг другу.
– А где грузинская земля?
– Здесь грузинская земля. Вот где ты сидишь — это и есть грузинская земля. Ты сидишь на грузинской земле. Понял?!
– Нет. Я сижу на эстонском стуле, который стоит в эстонском доме, а он стоит на абхазской земле.
Режиссер (он же сценарист) не погружает нас в подробности и причины этой войны. Чувствуется, что он старается занять нейтральную позицию.
Сама война присутствует в фильме где-то далеко, в разговорах главных героев. Где-то стреляют, что-то взрывается. Но сама жизнь происходит не там – героев «выбрасывает» с войны в личное пространство старика, в его дом, как в своеобразное чистилище, где они могут посмотреть на себя и друг на друга со стороны. И самое главное – остаться людьми.
Многие убеждены, что мораль во время войны не действует. Но всё же иногда остаётся совсем незначительный шанс на её существование. Именно от него, случается, и зависит человеческая жизнь.
«Моя картина не должна восприниматься как политический манифест, произведение, утонувшее в повседневных распрях между государствами. Это, прежде всего, история о людях, которые оказались в ситуации, превышающей их возможности, что приводит к тому, что они теряют свою человечность, – рассказывает сам Урушадзе. – Фильм о том, что мы очень легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даем собой манипулировать».
Когда этот фильм показывали в Эстонии, у зрителей возник вопрос: что это напридумывал сценарист о том, как эстонцы воевали против грузин. Когда, мол, такое было? Но в этой войне с двух сторон принимали участие люди разных национальностей, а смерть не заглядывала в паспорт.
Мандарины в этом фильме являются символом мирной жизни и счастливых дней, когда люди трудились и были счастливы этому, а не воевали…
В военное время мандарины никому не нужны, и люди вместо них начинают продавать оружие, а ящики из-под мандаринов использовать для хранения этого самого оружия.
Ещё печальнее видеть в фильме то, как вместо ящиков в своей мастерской главный герой вынужден изготавливать гробы для погибших.
В конце фильма звучит песня с кассеты, которую грузинский солдат перематывал в течение всего фильма. Это известный хит «Бумажный кораблик» Ираклия Чарквиани. Все слушали её в 1992 году, когда и разворачивается сюжет фильма. Когда грузины слышат эту песню, то вспоминают те годы и войну в Абхазии.
Концовка неожиданна. Грустно, хотя цели своей старик добился, значит не все в мире потеряно, и поэтому грусть светлая.
Горят мандариновые плантации, как погибающий символ надежды на то, что война не затронет жизни людей, остающихся в стороне. Так, как и сейчас война на Украине затрагивает жизни каждого из нас.
Общее число погибших и беженцев на Украине растет с каждым днем. Может, чтобы понять, что эта война никому не нужна, стоит посмотреть фильм?
Мария Сараджишвили