Вопросы патриарха Иоасафа к патриархам Паисию и Ма­карию

Вопросы святѣйшаго Iоасафа Патріарха Московскаго и всеа Росіи и преосвященныхъ митрополитовъ, и архіепископовъ, и епископовъ Російскихъ ко святѣйшимъ вселенскимъ патріархомъ, Паисію папе и Патріарху Александрійскому и Макарію Патріарху Антіохійскому, и отвѣты святѣйшихъ вселенскихъ Патріарховъ.

(Текст приводится по: «Дополненiя къ актамъ историческимъ собранныя и изданныя археографическою коммиссiею. Т.Ѵ спб. тип. Эдуарда Праца. 1855г. Стр. 488-493»)

Вопросъ. Въ день Пятьдесятный, на Сошетвіе святаго Духа, егда чтутъ молитвы колѣнопреклонныя, къ западу ли обратяся къ народу, или на востокъ чести?

Отвѣтъ. Святѣйшія вселенскія патріархи повелѣли, въ день Пятьдесятный, на Сошествіе святаго Духа, егда чтутъ молитвы колѣнопреклонныя, и тогда чести молитвы обратяся къ западу къ народу; а иныя чтутъ обратяся на востокъ.

О водоосвященіи Богоявленскомъ быти тако, како въ нынѣшнемъ во 175 году дѣйствовали вселенскія патріархи, въ навечеріи въ церкви, а на праздникъ Богоявленія Господня на іорданѣ; а воду святили въ навечеріи, а на самый праздникъ Богоявленскимъ освященіемъ.

Вопросъ. О благовѣсту во все лѣто по приходскимъ церквамъ къ литургіамъ, како быти и въ кое время?

Отвѣтъ. По приходскимъ церквамъ къ литургіамъ благовѣсту быти во второмъ часѣ дни; а въ Великій постъ и въ прочыя посты быти благовѣсту по соборному благовѣсту.

Вопросъ. Егда служити божественныя литургіа святѣйшему патріарху, или инѣмъ архіереомъ, проскомидію единому ли священнику творити, или и прочихъ которыя въ служеніи будутъ въ проскомидіи приглашати дѣйство?

Отвѣтъ. Егда будетъ божественную литургію служити патріархъ, или инъ кто архіерей, и въ служеніи проскомидіи дѣйствовати единому іерею; а патріарху, или иному архіерею и прочимъ, которые въ слу-женіи будутъ, проскомидіи дѣйства не приглашати и не дѣйствовати.

Вопросъ. Ектеніа сугубая и молитвы, въ Великій постъ четвертыя недѣли съ среды, на Златоустовыхъ и въ Васильевыхъ службахъ говорити ли въ субботу и въ недѣлю?

Отвѣтъ. Ектеніа сугубая и молитвы четвертыя недѣли Великаго поста съ среды говорити на преждеосвященной литургіи, а Іоанна Златоустаго и Василія Великаго на литургіяхъ ектеніи сугубой и молитвы не говорити, потому что у нихъ въ Греческихъ Служебникахъ не написано.

О причащеніи. Причащатися пречистыя крове отъ потира потрижды по прежнему, како причащаются вселенскія патріархи, папа и патріархъ Паисій Александрійскій, Макарій Антіохійскій, и како напечатано въ Служебникахъ. А мірскихъ людей причащати пресвятаго тѣла и крове отъ потира лжицею единожды, по обычаю Греческія церкве.

О прехожденіи священниковъ и діаконовъ мірскихъ отъ церкве къ церкви. Священникомъ же и діакономъ мірскимъ отъ церкве къ церкви безъ благословенія архіерейскаго не приходити; аще ли прейдетъ безъ благословенія, и тому быти чюжду священства.

Вопросъ. Никонъ монахъ, будучи въ Воскресенскомъ монастырѣ патріархомъ, которыхъ посвящалъ въ попы и во діаконы въ Воскресенской монастырь и во иныя монастыри своего строенія, како имъ впредъ быти?

Отвѣтъ. Никонъ монахъ, будучи въ Воскресенскомъ монастырѣ патріархомъ, которыхъ посвящалъ во архимандриты, и во игумены, и въ попы, и во діаконы въ Воскресенской монастырь и во иныя монастыри своего строенiя, и тѣмъ архимандритомъ, игуменомъ, по-помъ и діакономъ и всему церковному причту, кто во что посвященъ, быти въ томъ чину по прежнему, для того что тѣ церковницы посвя-щены прежде изверженія изъ патріаршества; а впредь отъ него Никона монаха, по изверженіи, ни въ какой священной чинъ посвященнымъ не быти.

Чернымъ попомъ, и діакономъ, и монахомъ безъ благословенія архі-ерейскаго изъ монастыря въ монастырь, по правиломъ святымъ, не преходити. Архимандритомъ и игуменомъ черныхъ поповъ и діа-коновъ безъ благословенія архіерейскаго, а монаховъ того монастыря игуменомъ и архимандритомъ безъ отпускныхъ въ монастыри не пріимати. А въ домѣхъ мірскихъ людей во иноки и во инокини и болящихъ не постригати, а приводити къ постриганію въ монастыри, гдѣ у кого обѣщаніе въ которомъ монастырѣ. А священникомъ чернымъ безъ архимандричіа или безъ игуменского благословенія никакова чина людей не постригати, а постригати самимъ архимандритомъ и игуменомъ; а будетъ которой священникъ безъ архимандричія или безъ игуменскаго благословеніа кого пострижетъ, и тому быти чюжду священства. И въ мірскихъ домѣхъ инокомъ и инокинямъ не жити. А во иночество мужеска пола и женска постригати искуся по правиломъ; а знатныхъ и вѣдущихъ людей постригати по разсмотрѣнію настоятеля.

О непокаряющихся священницѣхъ и діаконѣхь своимъ ихъ архіереомъ, а о іеромонасѣхъ своимъ ихъ наставникомъ архимандритомъ и игуменомъ. Непокаряющимся священникомъ и діакономъ своимъ ихъ архіереомъ, а іеромонахомъ своимъ наставникомъ архимандритомъ и игуменомъ, творити по правиломъ: аще іеромонахъ подлежати будетъ изверженію, и того послати изъ монастыря ко архіерею. Изъ епархіи во епархію попы которыя бѣгая вѣнчаютъ беззаконно, и четвертыми браки, а черныя попы постригаютъ, и таковыхъ лишати священства. Іеромонахомъ и монахомъ имѣти отца духовнаго своего монастыря архимандрита, или игумена, исповѣдатися у него, или кого искусна священника того монастыря архимандритъ, или игуменъ, соборнѣ изберетъ и повелитъ быти духовникомъ, у того исповѣдатися; а во иномъ монастыри отца духовнаго не имѣти.

Пiанства бы въ монашескомъ чинѣ не было, о томъ смотрити накрѣпко коегождо монастыря архимандриту, или игумену, а невоздержныхъ братію учити, чтобы не упивалися; аще же кто непослушливъ будетъ, чинить ему наказаніе по правиломъ святымъ, безъ всякія пощады. А Рускаго вина въ монастырѣхъ не было бы отнюдь.

О дѣтехъ духовныхъ, отходящихъ отъ отцевъ своихъ духовныхъ безъ отпуста. Отъ отцевъ духовныхъ безъ отпустныхъ и безъ воли ихъ дѣтемъ духовнымъ ко инымъ отцемъ духовнымъ не отходити; а священникомъ безъ отпустныхъ прежнихъ отцевъ духовныхъ въ духовность къ себѣ не пріимати, развѣ великія нужды, и далнаго разстоянія, и путнаго шествія, и часа ради смертнаго; а возвратися съ путнаго шествія, или отъ болѣзни изцѣлѣвъ, паки да возвратятся къ старому отцу духовному. А егда пря прилучится, о томъ рѣшити архіерею, или кому укажетъ архіерей.

Вопросъ. Которыя люди боярскія, или отчинныя и помѣстныя христіаны (На полѣ вынесено: земледѣлцы.), бѣжавъ посвящени будутъ въ попы и во діаконы, или постригутся, а учнутъ бити челомъ на нихъ челобитчики въ рабствѣ или во христіанствѣ (Тамъ же : въ земледѣлцах.), а по правиломъ святымъ и по сыску доведутся отдати во христіанство, или въ рабство: и ихъ отдавати священаго чина обнажа ли священства, а иноческаго чина иночества?

Отвѣтъ. Которыя люди боярскія, или христіане и бѣглыя, посвящени въ попы или во діаконы въ патріаршу и во иныя епархій, или во иноки пострижены, нынѣшняго 175 года, іуніа до 17 числа, а будетъ кому ихъ по сыску доведется отдать въ рабы или христіаны (Тамъ же: въ земледѣлцы; такъ и ниже означено въ подобныхъ мѣстахъ.), и таковыхъ въ работу и во христіанство о отдавати указъ чинити по святымъ правиломъ; а съ сего числа такихъ бѣглыхъ боярскихъ и всякихъ чиновъ рабовъ, которыя бѣжавъ отъ господей своихъ, оболгавъ, посвящены будутъ въ попы или во діаконы, или во иноки пострижены, и таковыхъ отдавати обнажа священства, и иночества. Понеже умножися бѣглыхъ изъ рабства, изъ христіанства, ставятся въ попы и діаконы не священства ради и постригаются не духовнаго ради спасеніа, но не хотя въ рабѣхъ и христіаны во христіанствѣ быти: и того ради, отъ сего времене, безъ отпустныхъ и безъ свидѣтельства, рабовъ и христіанъ отнюдъ въ попы и во діаконы не поставляти и въ чернцы не постригати.

Аще же кто архіерей поставитъ таковыхъ въ попы и во діаконы, или повелитъ постригати безъ отпустныхъ и безъ свидѣтельства, отъ болшаго архіерея соборнѣ да запретится; а который архимандритъ, или игуменъ, или попъ такова пострижетъ, да извержется или поне да запретится.

Вопросъ. Архіереовъ, архимандритовъ и игуменовъ, священниковъ и діаконовъ, и монаховъ и инокинь, и весь церковный и духовный чинъ, и ихъ людей мірскимъ людемъ довлѣетъ ли судити?

Отвѣтъ. Архіереовъ, архимандритовъ и игуменовъ, священниковъ а діаконовъ, и монаховъ и инокинь, и весь церковный чинъ, и ихъ людей мірскимъ людемъ ни въ чемъ не судити; а судити ихъ во всякихъ дѣлѣхъ архіереомъ комуждо во своихъ епархіахъ, или кому повелятъ отъ духовнаго чина, а не отъ мірскихъ.

Черновой подлинникъ писанъ на семи листахъ

VII. Благодатію и человѣколюбіемъ святыя и единосущныя и животворящія и нераздѣл­ныя Троицы, Отца и Сына и святаго Духа, мы православніи патріарси, Паисій Божіею милостію папа и патріархъ Александрійскій и судіа вселенскій, Макарій Божіею милостію патріархъ Антіохійскій и всего востока, Іоасафъ Божіею милостію патріархъ Московскій и всея Росіи, и по прилежному желанію вели­каго государя царя и великаго князя Алексія Михайловича, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Рост самодержца, многократно собирахомся съ богомолцами его Россійскими архіереи, съ митрополиты, со архіепископы и епископы и со всемъ Россійскимъ соборомъ, къ симъ же и съ Греческими прилучившимися архіереи, въ царствующемъ преименитомъ градѣ Москвѣ; и слышахомъ по Бозѣ усердное желаніе его великаго государя о исправленіи церковныхъ нужднѣйшихъ потребъ и о непокорникахъ святѣйшей Восточнѣй церквѣ; еже, помогающу Богу, исправихомъ, правилно дѣяніе сотворихомъ и подписахомъ нашими руками и съ прочими архіереи Греческими и Россійскими. Подобнѣ сего же, настоящаго 175 лѣта отъ созданія міра, отъ воплощенія же Слова Бо­жія 1667, іунія въ . . день, снидохомся паки мы православни патріарси и преосвященніи митрополити, архіепископи и епископи и весь освященный соборъ. Къ сему же возгласи ве­ликій государь царь и великій князь Алексій Михайловичъ, всеа Великія и Малыя в Бѣлыя Росіи самодержецъ, да ради церковнаго испол­ненія будутъ въ не имущихъ градѣхъ архіе­реовъ архіереи, митрополити, архіепископи и епископи; и повелѣ грамоту предложити дѣда своего великаго государя царя и великаго князя Ѳеодора Іоанновича всея Росіи, яже о устроеніи архіерейскихъ престоловъ, со бла­гословеніемъ и съ совѣтомъ всесвятѣйшаго архіепископа кѵръ Іереміа Константинополскаго и вселенскаго патріарха, и святѣйшаго кѵръ Іова перваго патріарха Московскаго и всея Росіи, и прочихъ архіереовъ Російскихъ и Греческихъ. Сію мы православніи патріар­си, съ митрополиты, со архіепископы и епи­скопы, соборнѣ чести повелѣхомъ и обрѣто­хомъ въ ней повелѣніе царское и благослове­ніе святѣйшихъ патріарховъ и прочихъ архіе­реовъ согласіе, еже быти въ великомъ госу­дарствѣ Новгородскомъ митрополиту, и въ царствующихъ градѣхъ въ Казани и въ Астра­хани митрополиту, въ великомъ княженіи града Ростова митрополиту, близъ царствую­щаго града Москвы на Крутицахъ митрополи­ту же; и шесть архіепископовъ: въ великомъ княженіи на Вологдѣ, въ великомъ княженіи въ Суждалѣ, въ великомъ княженіи Низовскія земли въ Нижномъ Новѣгородѣ, въ великомъ княженіи въ Смоленскѣ, въ великомъ княже­ніи на Рязани, въ великомъ княженіи во Тфе­ри; еще же осмь епископовъ: въ государствѣ града Пскова, въ великомъ княженіи во Рже­вѣ Володимеровѣ, на Великомъ Устьюгѣ, въ великомъ княженіи на Бѣлѣезерѣ, во княже­ніи удѣлномъ на Коломнѣ, въ Сѣверѣ же во Брянскѣ, и въ Черниговѣ, и въ княженіи удѣлномъ въ Дмитровѣ.

Слышавше же cie и видѣвше мы православніи патріарси, съ пре­освященными архіереи, радостію возрадовахомся и, благодаряще Бога, похвалихомъ по Бозѣ усердное тщаніе великаго государя царя, и присудихомъ еже тако быти, утвердивше, да по мѣстомъ архіепископовъ и епископовъ не имущихъ поставлены будутъ архіереи: си­рѣчь великаго княженія Низовскія земли въ Нижномъ Новѣградѣ архіепископъ, въ вели­комъ княженіи во Ржевѣ Володимеровѣ епископъ, на Великомъ Устьюгѣ вмѣсто епископа да будетъ архіепископъ, въ великомъ княже­ніи на Бѣлѣезерѣ епископъ, въ княженіи удѣлномъ въ Дмитровѣ епископъ, въ Черни­говской епархіи вмѣсто епископа благослови­хомъ архіепископу быти, подобнѣ и въ Коло­менской епархіи вмѣсто епископа архіеписко­пу быти; да тіи градове кіиждо ихъ имѣютъ архіереа, яко да исполнится великаго госуда­ря царя и великаго князя Ѳеодора Іоанновича всея Росіи повелѣніе, и великаго государя на­шего царя и великаго князя Алексія Михай­ловича, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержца, по Бозѣ ревностное желаніе, и святѣйшихъ патріарховъ всесвятѣйшаго кѵръ Іереміа архіепископа Константинопольскаго и вселенскаго патріарха и святѣйшаго кѵръ Іова патріарха Московскаго и всея Росіи съ прочими архіереи благословеніе. Еще же молихомъ благочестиваго царя, яко да почтенъ будетъ царствующій градъ Астрахань престо­ломъ митрополіимъ (понеже аще и не хотя­щимъ намъ тамо быти, но по воли Божіей быхомъ, и видѣхомъ мы православніи патріарси той царствующій градъ яко многолюденъ и красенъ зѣло), царю же благочестивому о семъ соблаговолившу, благословихомъ, съ со­вѣтомъ святѣйшаго Іоасафа патріарха Москов­скаго и всея Росіи и всего освященнаго собо­ра, прежде бывшему града Астрахани архі­епископу Іосифу митрополитомъ быти Астра­ханскимъ и Терскимъ, и впредь митрополіи быти; великаго же града Пскова епископство на архіепископство преложеніе сотворенное утвердихомъ, да и впредь архіепископство тамо будетъ; а въ Вяткѣ прежде благословен­наго епископа укрѣпихомъ, и впредь епископу быти; въ Великой же Пермѣ въ прежде быв­шей епископіи паки благословихомъ отнынѣ епископу быти; далняго ради разстоянія во градѣ Архангелскомъ и на Колмогорахъ быти архіепископу.

Къ тому по богоревностному благочестивѣйшаго самодержца желанію, благословихомъ и утвердихомъ въ царствѣ Си­бирскомъ въ Тоболскѣ со окрестными грады вмѣсто архіепископіи митрополіи быти, въ Томскѣ градѣ епископу, и на Ленѣ благосло­вихомъ епископу же быти. По сихъ слыша­хомъ о новоустроенныхъ градѣхъ во странѣ Украинной, о Бѣлѣградѣ со окрестными его многими грады, яко многонародны и ратными людми пренаполнены суть, и яко посылаются тамо воеводы великаго государя боляре и иніи честніи людіе отъ его царьскаго сѵгклита со многимъ воинствомъ; и того убо ради и дальняго разстоянія желаше православный самодержецъ, да будетъ тамо архіерей, и мы въ тѣхъ градѣхъ благословихомъ и утвер­дихомъ митрополіи быти, да многая жатва безъ дѣлателей не будетъ. Еще же, по богорачителному желанію великого государя, бла­гословляемъ вновь въ великихъ градѣхъ и въ далнихъ разстояніяхъ, идѣже подобаетъ по разсмотрѣнію его царьскому, съ совѣтовъ и благословеніемъ святѣйшаго патріарха со­гласіемъ преосвященныхъ архіереовъ Россій­скаго государства, избирати и поставляти ар­хіереи, митрополиты и архіепископы и епис­копы, во еже бы стаду Христову не безъ доволныхъ пастырей быти, да управляется и разширяется православіемъ въ родъ и родъ богохранимое Россійское царство, со прочими государствы, богопорученными великому го­сударю скипетродержцу, новому Константину, царю государю и великому князю Але­ксію Михайловичю, всея Великiя и Малыя и Бѣлыя Россіи самодержцу. Повелѣваемъ же коемуждо митрополиту имѣти подъ собою епископы, по святымъ правиломъ, ради ко­нечнаго исполненія церковнаго и пасенія душъ человѣческихъ: Новгородскаго митро­полита во епархіи въ Каргополѣ быти епис­копу, въ Городецкѣ или въ Устюжнѣ еписко­пу же быти, Казанскаго митрополита во епар­хіи на Уфѣ епископу быти, Ростовскаго ми­трополита во епархіи на Углечѣ быти епископу, Крутицкаго (Въ подл, сдѣлана выноска и на полѣ написано: Сарскаго.) митрополита во епархіи на Ливнахъ епископу быти; Рязанское архі­епископство преложихомъ на митрополію и впредь утвердихомъ митрополіи быти; въ той же епархіи повелѣхомъ на Воронежѣ бы­ти епископу, въ Танбовѣ епископу же. А жить тѣмъ епископомъ коемуждо подъ сво­имъ архіереомъ во своихъ епархіяхъ, во опре­дѣленныхъ имъ градѣхъ въ монастырѣхъ, и владѣти того монастыря отчинами, и творити все по благословенію и по повелѣнію своихъ имъ митрополитовъ; а безъ воли ихъ ничесо­же творити, кромѣ священнодѣйствія и хиро­тоніи и прочихъ яже повелѣваютъ имъ святая правила. Къ тому же благословляемъ и утвер­ждаемъ Суждальскому архіепископу Суждальской уѣздъ весь, да Юрьевъ Польской въ его епархію, а Торуса и Колуга съ прочими въ патріаршю область; подобнѣ и въ прочіихъ епархіяхъ обрѣтающіяся иныхъ епархій цер­кви управляти тѣхъ епархій архіереемъ, гдѣ въ которой епархіи будетъ пристойно. Пове­лѣваемъ убо да сія вся неподвижную въ предьбудущыя лѣта имѣютъ твердость и непозыблема пребываютъ; утвердихомъ cie соборное дѣяніе рукъ нашихъ патріаршескихъ съ прочими архіереи подписаніемъ. Писася въ царствующемъ преименитомъ градѣ Мо­сквѣ, въ лѣто 7175 отъ созданія міра, а отъ воплощенія Бога Слова 1667, іунія въ … день.

 

Черновой подлинникъ писанъ на шести ли­стахъ. На верху перваго листа выставленъ № 230 (зачеркнуто); тамъ же съ боку: 1667 іюня (зачеркнуто); ниже № подъ нача­ломъ акта: 2-я; внизу того же листа, съ боку, выставлено: № 7 (зачеркнуто). На листахъ, перемѣченныхъ карандашемъ, зна­чится цифры: 94 — 99.