Автор:Анатолий Баданов

Зачем освящать автомобиль?

zachem-osvyashhat-avtomobilЗачем освящать автомобиль?

Так водится, что рядом с верою увивается суеверие. Рядом с благочестием — магизм. При этом последние всегда маскируются под первое. Как отличить одно от другого? И то и другое обращено к миру невещественному, духовному, сверхъестественному. Используются часто одни и те же слова, понятия, образы. Квартиры современных магов увешаны иконами, книги заговоров, часто продающиеся на книжных прилавках, изобилуют упоминаниями о Святой Троице, Богородице, святых угодниках.

От участника магического действа не требуется никакого личного духовного усилия, никакого подвига, обновления жизни, покаяния. Главное — правильно выполнить ритуал, прочитать положенные слова, совершить указанные телодвижения. Вера предполагает то, что не «Бог для меня», а «я для Бога». При магическом подходе уже не человек — послушник Божий, а Божество воспринимается как некая сила, назначение которой помогать человеку, оберегать и защищать его, лечить и разрешать возникающие проблемы. От человека же зависит правильно совершить «священнодействия». Я взял это слово в кавычки потому, что на самом-то деле никакие это не священнодействия, хоть и совершаются с использованием святой воды, икон, крестного знамения.

Святою водою мы окропляем наши жилища, чтобы они стали не только нашими, но Божиими. Чтобы все живущие в освященном доме всегда могли сказать друг другу: «Христос посреди нас» — «И есть и будет». Печально, что для многих приглашающих священника освятить квартиру это действие тоже воспринимается магически. «Освятите, батюшка, нашу квартиру, а то мы что-то все болеем здесь! И неприятности всякие». Смысл прихода священника к таким людям появляется лишь в том случае, если он использует ситуацию для первой проповеди, для того, чтобы начать разговор о Христе, о Евангелии, о покаянии. Благо что читаемое в чине освящения жилища Евангелие «О Закхее» дает прекрасный повод начать этот разговор.

Мы освящаем, кропя агиасмой, различные вещи, которыми пользуемся в повседневной жизни. В частности, автомобили. По поводу последнего особенно часто приходится слышать скептические замечания. Вот уж действительно, кажется, торжество магизма. Люди, часто никогда в жизни лба не перекрестившие, приезжают на новых купленных машинах и просят их освятить. Но давайте зададим себе вопрос — зачем освящать автомобиль? В действительности нет ничего плохого в том, что человек, приступая к вождению автомобиля, делу ответственному и опасному, просит благословения Божия, помощи и защиты? И молитва, сопровождаемая кроплением святой водой, конечно, очень правильное и необходимое начало такого вождения. Только всегда стараешься объяснить водителю, что, если этим окроплением все ограничится, особой помощи и защиты не ждите. А дальше уже сам человек решит, будет ли это освящение первым шажком на долгом и трудном пути воцековления или данью распространенному суеверию, будто кропление святой водой и чтение священником каких-то таинственных слов само по себе избавит от бед и катастроф.

Опытно известно, как боится святой воды всякая нечистая сила, духи злобы поднебесной. Но там, где нет искреннего покаяния, молитвы, злой дух, будучи изгнан, возвращается. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12: 43-45).

о.Игорь Гагарин