Вопросы святейшего Иоасафа Патриарха Московского

Вопросы святѣйшаго Iоасафа Патріарха Московскаго и всеа Росіи и преосвященныхъ митрополитовъ, и архіепископовъ, и епископовъ Россійскихъ ко святѣйшимъ вселенскимъ Патріархомъ, Паисію Папѣ и Патріарху Александрiйскому и Макарію Патріарху Антіохійскому, и отвѣты святѣйшихъ Вселенскихъ Патріарховъ.


К оглавлению

К разделу


(Текст приводится по: «Дополненiя къ актамъ историческимъ собранныя и изданныя археографическою коммиссiею. Т.Ѵ спб. тип. Эдуарда Праца. 1855г. Стр. 477-488»)

III. 175, марта въ 13 день, великій государь царь и великій князь Алексѣй Михайловичъ, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи само-держецъ, къ святѣйшему ІоасаФу патріарху Московскому и всеа Русіи, и къ преосвященнымъ митрополитомъ, и архіепископомъ, и епископомъ, и ко всему освященному собору, прислалъ своего царского величества съ околничимъ съ Васильемъ Семеновичемъ Волынскимъ вопросы къ святѣйшимъ вселенскимъ патріархомъ, и отвѣты ихъ на тѣ вопросы, чтобъ святѣйшій Іоасафъ патріархъ Московскій и всеа Русіи, съ преосвященными митрополиты и архіепископы и епископы и со всѣмъ освященнымъ соборомъ, тѣхъ вопросовъ и отвѣтовъ выслушавъ отвѣты учинили.

И святѣйшій Іоасафъ патріархъ Московскій и всеа Русіи выслушавъ тѣ вопросы и отвѣты, совѣтовавъ съ преосвященными митрополиты, и архіепископы, и епископы о 1 статьѣ:

О исповѣданіи и о причащеніи святыхъ Божественныхъ Таинъ разбойниковъ и татей: святѣйшій Іоасафъ патріархъ Московскій и всеа Русіи, и преосвященныя митрополиты и архіепископы и епископы и весь освященный соборъ, повелѣли быть противъ первой статьи ихъ отвѣтовъ.

Такожде о 2 статьѣ, о священникахъ и діаконѣхь, и о прочихъ священного чину, и о монасѣхъ, которые обретаются на разбояхъ и татбахъ и въ денежныхъ дѣлехъ, святѣйшій Іоасафъ патріархъ Московскій и всеа Русіи, и преосвященныя митрополиты и архіепископы и епископы, и весь соборъ повелѣли быть по отвѣту второй статьи святѣйшихъ вселенскихъ патріарховъ.

Такожде о 3 статьѣ. о разбойницахъ же и татехъ, которые обрѣтаются въ денежныхъ и въ убиствахъ и въ иныхъ дѣлахъ, о вершеньѣ: и святѣйшій Іоасафъ патріархъ Московскій и всеа Русіи, и преосвященныя митрополиты и архіепископы и епископы, и весь освященный соборъ приговорили милости просить и бить челомъ великому государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи, самодержцу, чтобъ онъ великій государь на милость положилъ, тюремныхъ сидѣлцовъ велѣлъ разобрать, и которые не въ болшихъ дѣлахъ сидятъ многія лѣта, будетъ возможно, велѣлъ бы свободу учинить; а которыхъ свободныхъ учинить не мочно, и тѣхъ бы, по своему государскому разсмотрѣнію, указалъ сослать въ сылку въ далніе городы, или въ работу. А которые сидятъ въ великихъ дѣлахъ и многія лѣта, а по грацкимъ законамъ свободить ихъ не мочно, и о тѣхъ что онь великій государь царь и великій князь Алексѣй Михайловичъ, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержецъ, укажетъ.

О 4 статьѣ, о прехожденіи монаховъ и инокинь изъ монастыря въ монастырь и о постриганiи иноковъ и инокинь, и которые во искусѣ бываютъ, и которые въ домѣхъ постригаются: святѣйшій Іоасафъ патріархъ Московскій и всеа Русіи, и преосвященныя митрополиты и архіепископы и епископы, и весь соборъ приговорили: какъ положили вселенскіе патріархи на четвертой вопросъ свой отвѣтъ, быть такожде.

Подлинникъ писанъ тетрадью, въ четвертку, на четырехъ листахъ; вверху листовъ находятся слѣдующія собственноручныя подписи;

Іоасафъ патріархъ Московскій и всеа Росіи. Смиренный Питиримъ митрополитъ Великаго Новаграда и Великихъ Лукъ. Смиренный Лаѵрентій митрополитъ Казанскій. Смиренный Іосифъ митрополитъ Астраханскій и Терскій. Смиренный Филаретъ архіепископъ Смоленскій. Смиренный Меѳодій епископъ. Смиренный Іона митрополитъ Ростовскій и Ерославскій. Смиренный Павелъ митрополитъ Сарскій и Подонскій. Смиреніи Ѳеодосій митрополитъ Архангельскій. Смиренный Стефанъ архіепископъ Суждалскій и Торусскій. Смиренный Иларіонъ архіепископъ Рязанскій. Смиренный Александръ епископъ Вятскій и Великопермскій.

 

За тѣмъ въ подлинникѣ слѣдуютъ два бѣлыхъ листа. На лицевой сторонѣ перваго листа, съ боку, выставленъ: № 287 (зачеркнутъ карандашемъ). Отдѣльные листы перемѣчены цифрами, писанными карандашемъ: на первомъ поставлено— 189, на второмъ 190, на третьемъ 191, на четвертомъ 192, на пятомъ (бѣломъ) 193, на шестомъ (бѣломъ же) 194. Передъ актомъ находится отдѣльный листъ, служащій оберткой. На лицевой сторонѣ его сдѣланы слѣдующія помѣты: вверху съ боку карандашемъ: 188 (т.е. листъ); въ срединѣ новѣйшимъ почеркомъ: объ уголовныхъ преступленіяхъ. Въ концѣ тетради помѣчено: изъ Сборника въ 4 д. подъ № II. Это означаетъ, что помянутый актъ входитъ въ составъ не переплетеннаго Сборника, въ четвертку, хранящагося въ Синодальной библіотекѣ подъ № 2.

 

IV. Въ лѣто отъ созданія міра 7175, а отъ воплощенія Единороднаго Слова Божія 1667, апрѣля въ .. день.

Во имени святыя, единосущныя и нераздѣлныя Троицы, Отца и Сына и святаго Духа, святѣйшія вселенскія патріархи, Паисій папа и патріархъ Александрійскій и судія вселенскій, Макарій патріархъ Божія града Антіохіи и всего востока, Іоасафъ Божіею милостію патріархъ Московскій и всея Росіи, преосвященныя митрополиты и архіепископы и епископы, собрашася вины ради сицевы:

Били челомъ великому государю царю и великому князю Алексію Михайловичю, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцу, въ прошлыхъ годѣхъ, въ розныхъ числѣхъ, разныхъ монастырей архимандриты и игумены, строители, келари и казначеи, и братія, о старинныхъ своихъ монастырскихъ вотчинахъ, и о соляныхъ варницахъ, и о рыбныхъ ловляхъ и о всякихъ угодіяхъ, что взялъ мо-нахъ Никонъ, будучи на патріаршескомъ престолѣ и по отшествіи съ престола, на мѣну и безъ мѣны, и изъ разныхъ епархій манастыри съ вотчины приписалъ строенія своего къ монастыремъ ко Иверскому, и Крестному, и Воскресенскому: чтобъ великій государь ихъ пожаловалъ, велѣлъ имъ тѣ ихъ монастырскія старинныя вотчины, и соляныя варницы, и рыбныя ловли и всякія угодья отдати по прежнему въ монастыри; а монастыремъ, которыя приписаны были монаха Никона строенія ко Иверскому, и Крестному, и къ Воскресенскому монастыремъ, быти по прежнему которой монастырь въ которой епархіи былъ.

И великій государь царь и великій князь Алексій Михайловичъ, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержецъ, указалъ всесвятѣйшимъ патріархомъ, Паисію папѣ и патріарху Александрійскому и судіи вселенскому, Макарію патріарху Божіяго града Антіохіи и всего востока, Іоасафу Божіею милостію патріарху Московскому и всеа Росіи, преосвя-щеннымъ митрополитомъ и архіепископомъ и епископомъ, и всему освященному собору разсудити о томъ о всемъ по святымъ правиломъ в указъ учинити.

И святѣйшіи вселенскія патріархи, Паисій папа и патріархъ Александрійскій и судіа вселенскій, Макарій патріархъ Божія града Антіохіи и всего востока, Іоасафъ Божіею милостію патріархъ Московскій и всеа Росіи, преосвященныя митрополиты и архіепископы и епископы, четше святыя правила, святыхъ Апостолъ правило 34 сице глаголюще: Безъ своего старѣйшаго ничтоже да творятъ епископи, но токмо въ своемъ предѣлѣ кождо; и старѣйшій же безъ онѣхъ ничтоже творитъ, полезнаго ради всѣмъ соединенія.

ТОЛКОВАНІЕ. Не подобаетъ епископомъ свѣне (На полѣ истолковано: кромѣ.) воли своего старѣйшаго, рекше безъ воли своего митрополита, или архіепископа, творити излише ничтоже: ни епископа поставити, ни о повелѣніи, ни о правилѣхъ новыхъ стязатися, ни продати, ни отдати церковныхъ нѣкихъ вещей, но токмо достойная комуждо въ своихъ предѣлѣхъ правити, и въ сущихъ подъ ними странахъ въ селѣхъ; но ни старѣйшій же, рекше митрополитъ, или архіепископъ, безъ воли всѣхъ епископовъ не можетъ ничтоже таковаго творити. Сице бо творяще вси соединенія и любве заповѣдь соблюдутъ.

— Помѣстнаго собора въ Карѳагенѣ правило 26: Непродаемы суть церковныя вещи; аще ниоткуду же нѣсть прихода въ церковь, епископъ по совѣту всѣхъ епископъ да продастъ нѣчто, аще же нужда не дастъ пождати совѣщанія, хотяй продати сосѣды да созоветъ; аще ли не тако, Богови и собору повиненъ есть.

ТОЛКОВАНІЕ. Нѣсть достойно епископомъ церковныхъ вещей и стяжаній продаяти, Божія бо суть таковая стяжанія, и того ради непродаема суть.

Аще ли нѣкій епископъ село имый, или ино что отъ таковыхъ, въ немъже нѣсть прибытка, или церковь будетъ отягчена долгомъ, или инѣми нѣкими напастьми стужаема, и восхощетъ таковое продати, яко да цѣну его вземъ отдастъ долгъ, или ины нѣкія нашедшія нужди тѣмъ управитъ: да не продастъ того безъ совѣта митрополита и сущихъ во области той епископъ; аще же не имать времене належащія ради нужды совѣщати о томъ, еже хощетъ продати, поне близъ его сущія епископы да созоветъ на свидѣтельство, да приключьшіяся ему церковныя напасти увѣдятъ, ихъже ради и таковое стяжаніе продаетъ, и тіи потомъ собору таковая да возвѣстятъ.

Аще же сихъ не сохранитъ, но самъ по своей воли сотворитъ проданіе, и Богови и собору повиненъ будетъ и своея чести чюждь.

— Того же собора правило 33: Пресвитеръ церковныхъ вещей безъ епископа да не продастъ, ни епископъ села безъ вѣдѣнія всего собора.

ТОЛКОВАНІЕ. Епископомъ церковнаго имѣнія и села продати, или отдати, нѣсть достойно, не сущи убо нужды епископу не подобаетъ расточати вещи нѣкія надписанныя отъ церковнаго устава, понеже Божія убо суть таковая стяжанія, и того ради непродаема суть. Аще же нѣкій епископъ село имый, или ино что отъ таковыхъ, въ немъже нѣсть прибытка, или церковь отягченна будетъ долгомъ, или ина нѣкая напасть будетъ, и восхощетъ епископъ таковое что продати, или село, яко да цѣну его вземъ отдастъ долгъ, или ину нѣкую напасть управитъ, но безъ митрополича вѣдѣнія и сущихъ всѣхъ областей епископовъ собора да не продастъ. Аще самъ о себѣ то сотворитъ, Богови и собору повинна себе поставитъ и своея чести да будетъ чюждь. По 26 правилу сего собора: такожде и пресвитеръ нѣкое строеніе отъ епископа пріемъ, безъ вѣдѣнія своего епископа церковныя вещи, ни малы, ни велики, да не продастъ.

— Седмаго вселенскаго собора правило 12: По повелѣнiю Святыхъ Апостолъ, преданое епископомъ, или игуменомъ, отъ имѣнія цер-ковнаго нѣчто, или отъ монастырскаго, не твердо проданое есть; и се творя епископъ, или игуменъ, да извержется.

ТОЛКОВАНІЯ. Церковнаго имѣнія, или сосуда, или завѣса, или отъ иныхъ вещей что, или отъ животинъ, или отъ иного что, не подобаетъ продати ни отдати епископу или игумену; елика же суть недвижимая, рекше села, или нивы, или винограды, или сѣножатвы и лѣсъ, или борти, или воды, или езера, или рѣки, въ нихъже нѣсть прибытка, но пакость церкви наводитъ, ни того не продати властелемъ мѣста того, ни причетникомъ, или землю дѣлающимъ, рекше селяномъ иже орютъ землю. Преступая же повелѣнная, аще убо есть епископъ, да извержется (Bъ подл. npomивъ этого написано на полѣ: да изженется.) изъ епископіи, аще же игуменъ, изъ монастыря, яко злѣ расточающа ихъже не собраста.

—Перваго и втораго собора въ церкви святыхъ Апостолъ правило 7: Никому же отъ епископъ подобаетъ особно себѣ монастыря здати, на разореніе и на истощаніе епископіи своея; аще же кто дерзнетъ то со-творити, запрещеніе да пріиметъ и созданный монастырь яко простое и людьское жилище подъ епископію да преданъ будетъ.

— Кирилла архіепископа Александрійскаго правило второе: Сокровища и стяжанія церковная неподвижна, и неотъемлема, и непродаема церкви подобаетъ хранити.

— Новыхъ заповѣдей Іустиніана царя грани 2-я: Честныхъ домовъ, еже глаголются епископіи и монастыри, не продана будетъ недвижимая, рекше села или винограды; таковая бо глаголются недвижимая.

И по симъ правиломъ Никова монаха осуждаемъ, яко неправилно сотворилъ, аще и билъ челомъ великому государю и грамоты жало-ванныя на тѣ отчины взялъ, но утая вышереченная правила, яко безъ собора прочихъ архіереовъ таковаго дѣла творити было ему невозможно, что патріарши домовыя отчины мѣнять, и Коломенской епископіи и патріарши и иныхъ епархій отъ монастырей отчины потомуже мѣнять, и монастыри и съ отчины приписывати своего строенія къ Иверскому, и Крестному, и къ Воскресенскому монасты-ремъ; а онъ монахъ Никонъ то сотворилъ не по правиломъ святымъ, и великому государю тѣхъ правилъ не предложилъ, и того ради тѣ грамоты не въ грамоты вмѣняемъ; аще въ тѣхъ грамотахъ писаны многія слова и съ клятвою, но неправилно, и въ тѣхъ грамотахъ и клятвѣ ихъ великихъ государей прощаемъ и разрѣшаемъ. А монастыри, яже монахъ Никонъ во время патріаршества своего основалъ и построилъ вновь, кромѣ совѣта всего освященнаго собора, неправилно, сирѣчь Иверскій, Крестный и Воскресенскій, тѣ прошенія ради великого государя отнынѣ за монастыри вмѣняемъ и утвержаемъ, въ чинъ правилно созданныхъ монастырей пріемлюще. А которыми отчинами великій государь пожаловалъ его Никона монаха строенія въ монастыри во Иверской, и въ Крестной, и въ Воскресенской, и на тѣ отчины великому государю пожаловать велѣть дать свои вели-кого государя грамоты вновь, какъ ему великому государю Богъ извѣститъ.

А о мѣновныхъ и купленыхъ монаха Никова отчинахъ быти сице: отчины старинныя дому пречистыя Богородицы и патріарши, которые Никонъ монахъ взялъ изъ дому пречистыя Богородицы и изъ Коломенской епископіи и изъ монастырей, на мѣну и безъ мѣны, и отдалъ тѣ отчины своего строенія въ Воскресенской монастырь и во иныя монастыри, и домовымъ пречистыя Богородицы патріаршимъ отчинамъ, быти по прежнему въ патріаршѣ дому; а Коломенской епископіи отчинамъ быти въ Коломенской епископіи, а монастырскимъ отчинамъ изъ которыхъ монастырей взяты за тѣми монастыри быти по прежнему. А которые отчины великого государя жалованныя даны Никону монаху и приписаны его строенія къ монастыремъ, и тѣмъ отчинамъ великаго государя жалованнымъ быти неизмѣнно Никона же монаха за монастыри его строенія, къ которому монастырю которая отчина доведется по разсмотрѣнію. А купленымъ отчинамъ Никона монаха, которые мѣнялъ въ домъ пречистые Богородицы противъ домовыхъ отчинъ, и тѣмъ отчинамъ быти за монастыри Никона монаха строенія, которая къ которому отчина пристойна; а домовымъ возвращенымъ быти въ домъ патріаршъ. Монастыремъ, которые Никонъ монахъ изводилъ взять изъ иныхъ епархій и приписалъ тѣ монастыри и съ отчинами къ Воскресенскому монастырю и ко инымъ монастыремъ своего строенія, и тѣмъ, монастыремъ и со отчинами впредь быть въ прежнихъ епархіяхъ, подъ паствою прежнихъ своихъ архіереовъ; а отчинами тѣхъ монастырей архіереомъ не владѣть, а владѣть коемуждо своему монастырю своими отчинами. А которые монастыри строенія Никона монаха построены въ розныхъ епархіяхъ, и тѣмъ монастыремъ быти въ тѣхъ епархіяхъ, которой въ которой епархіи построенъ, подъ паствою тѣхъ епархій архіереовъ. А которые домовые патріарши отчины, по приказу Никона монаха бывшаго патріарха, приказные его люди и строенія его Никонова монастырей Иверского, Крестного, и Воскресенского архимандриты; игумены, строители, и келари и казначеи и братія мѣняли разныхъ монастырей со архимандриты, игумены, со строители и келари и казначеи и съ братіею на монастырскіе старинные отчины, а имъ промѣнивали его Никонова строенія Иверского, и Крестного, и Воскресенского монастырей отчины: и тѣ мѣновныя крѣпости въ крѣпости не вмѣняемъ же. Раздѣленіе же и описаніе сихъ монастырей и отчинъ, идѣже коему монастырю или отчинѣ быти, сицево есть:

Великого государя царя и великого князя Алексія Михайловича, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи, самодержца, жалованья купленыхъ отчинъ и соляныхъ варницъ ко Иверскому монастырю, по его государеву указу, владѣть:

Въ Новгородцкомъ уѣздѣ, въ Деревской пятинѣ, село Валдай, а къ тому селу погостъ Глинской, погостъ Колоцкой, погостъ Нерехоцкой, да двадцать деревень; да къ тому же селу и къ погостамъ и къ деревнямъ сто тридесятъ и едина пустошь, да деревня пустая и рыбные ловли, рѣки и озера и всякія угодья, противъ писцовыхъ книгъ. Село Чавницы со крестьяны; рядокъ Яжелбицкой, а къ тому рядку слободка да четыре пустоши; рядокъ Едровъ со крестьяны съ пустошми; да къ тому же Едровскому рядку рыбныхъ ловель седмь, озеръ да двѣ рѣчки. Погостъ Великопорожской и Печникъ со христіаны; рядокъ Березовской со христіаны. Рядокъ на Вышнемъ Волочку со христіаны и съ бобыли, да къ тому же рядку седмь поженъ. Погостъ Петровской и Борисоглѣбской со христіаны и съ бобыли, да церковныхъ седмь пустошей со отхожими пожнями. Погостъ Спаской Боровицкой, да въ тѣхъ же погостахъ рядокъ Потерпѣлецъ со христіаны. Сельцо Низино на Сясѣ, къ нему четыре деревни да двѣ деревни пустыхъ. Село Выдро-пускъ на рѣкѣ на Тверцѣ; что преже сего бывалъ ямъ; да къ тому же селу по писцовымъ книгамъ осмнадцать пустошей, да къ тому же селу девятнадцать пустошей, что бывали на оброкѣ, да изъ порозжихъ земель девятнадцать пустошей съ полупустошію и съ пустовою ямскою землею.

Въ Старорускомъ уѣздѣ погостъ Коломенской; да 16 деревень, да пятьдесятъ двѣ пустоши; погостъ Черенчицы, съ селомъ Шотовьшъ, да четыре деревни; погостъ Рамышевской, съ селомъ Парфинымъ, да девятьнадесять деревень съ полудеревнею, да двадцать двѣ пустоши. Въ Старорускомъ уѣздѣ погостъ Петровской, да тридцать семь деревень съ полудеревнею, да сто девять пустошей съ полупустошію, да новоприписныхъ двѣ деревни, да полдеревни пуста, да три пустоши; погостъ Воскресенской, съ новоприписною деревнею, да осмьнадесять деревень, да девяносто пустошей; погостъ Ефремовской; да семьнадесять деревень, да 256 пустошей. Въ Старорускомъ же уѣздѣ, погостъ Чертицкій, да выставка, да восмь деревень, да семьнадесять пустошей; погостъ Славитинской, да село, да двадесятъ седмь деревень, да сто тридесять едина пустошь, да два сельца; Погостъ Должинской, да двадесять едина деревня, да пятьдесятъ седмь пустошей; погостъ Дретенской, да двѣ выставки; да двадесять седмь деревень, да выставка пуста, да двѣстѣ двадесять едина пустошь; погостъ Снѣжской, да сельцо, да шесть деревень, да сто двѣ. пустоши. Да во Ржевскомъ уѣздѣ село Щучье, да 11 деревень, да 13 пустошей, да 4 езера. Да на Москвѣ, въ Китаѣ городѣ, дворъ съ каменными полаты; да на Москвѣ же полдвора загородного. Да въ Великомъ Новѣгородѣ два двора съ садами. Да въ Торжку да во Твери два двора осадныхъ. Въ Новогородцкомъ уѣзде, въ Деревской патинѣ, сельцо, что была деревня Рахинъ мостъ, да усадбище сельцо Плоское с деревнями; да къ тѣмъ же сельцам съ деревнями двѣ пустошиЮ да три езера, да рыбный ловли въ рѣкѣ в Холовѣ, да отхожая пожня. Въ Новоторжскомъ уѣздѣ, въ Зашетринскомъ стану, что была слобода Шумковская, со христіаны, и съ пашнею, и съ рыбными ловлями и съ иными угодіи. Въ Клинскомъ уѣздѣ селцо Щапово, да къ тому жъ селцу три деревни. Въ. Клинскомъ же уѣздѣ деревня Максимково, да деревня Ясенево, да деревня Дмитровка. Въ Московскомъ уѣздѣ приселокъ Богородской. Въ Старой Русѣ шесть соляныхъ варницъ, вкладныхъ, со всякими варничными заводы; да дворъ въ Старой Русѣ, которой поставленъ для того соляного варничного промыслу. Да въ Старой же Русѣ пять соляныхъ оброчныхъ варницъ, со всякимъ варничнымъ заводомъ. Къ Крестному монастырю въ Каргополскомъ и въ Турчасовскомъ уѣздѣхъ: волость Ноколо, волость Чекуевская, волость Чюхлинъ Боръ на рѣкѣ на Кодинѣ, волость Поля на рѣкѣ же Кодинѣ, волость Муйдюга, волость Заостровская что на Великой сторонѣ, волость Пирзополда, волость что на рѣкѣ на Кожи съ верхнего конца, волостка Корѣлская что выше порогу, волостка Волгуда по рѣкѣ по Волгудѣ, волостка у Петра Святаго надъ порогомъ, волость Подпорожья на рѣкѣ на Онѣгѣ, волость устъ рѣки Онѣги на Корѣлской сторонѣ на морскомъ берегу, волость Ворзогоры, волостка Нименга, волостка Кушрека, волостка по рѣкѣ Тамицѣ, волость Биричевская. Въ Коротецкой волости девять деревень, волость Піала и съ Ковколою, да волость Вазеница. Къ Воскресенскому монастырю, въ Московскомъ уѣздѣ, въ Горѣновѣ стану, деревня Андрѣевская; вь Московскомъ же уѣздѣ село Чернево; въ Радунежскомъ стану пустошь что была деревня Мутовки; въ Сурожскомъ стану село Ивановское, село Воскресенское, да двѣ деревни Котелниково да Рычково, селцо Асаурово, да двѣ деревни, село Микулино, деревня Реткино, деревня Тихонкова, деревня Селецъ, село Ивановское Кашино тожъ, да селцо Бонково, да треть пустоши. Фофонковы, селцо Петровское Рожественое тожъ деревня Дорна, деревня Котюрева, деревня Талицы, селцо Княжее, селцо Новое, деревня Хонзуева. Въ Волоцкомъ уѣздѣ пустошь Середа Стратилатская съ пустошми; въ Рязанскомъ уѣздѣ половина села Ряденокъ; въ Дмитровскомъ уѣздѣ, въ Мушкавскомъ стану, селцо Селисо съ пустошми; въ Новгородскомъ уѣздѣ, въ Деревской пятинѣ, въ Вельевскомъ погостѣ, на езерѣ Вельѣ, деревня Гурылева, деревня Переволока, деревня Подбережье, озеро Велье, езеро Уклейное; въ Дмитровскомъ уѣздѣ, въ Берендѣевскомъ стану, половина деревни, Колтышева да половина деревни Погорѣлье; въ Звенигородскомъ уѣздѣ селцо Юркино да деревня Козлобородово; въ Переславскомъ уѣздѣ селцо Лаврово да деревня Родіонцово; въ Володимерскомъ уѣздѣ жеребей въ селѣ Красномъ; въ Рузскомъ уѣздѣ село Казаново съ деревнями; въ Бѣлозерскомъ уѣздѣ погостъ Богословской, да жеребей въ селѣ Богоявленскомъ съ деревнями, да въ Череповской волости что было селцо Колтовское съ, пустошми; въ Курмышскомъ уѣздѣ село Актоново, да деревня Юрьевка, да селцо Быковка; въ Рузскомъ уѣздѣ селцо Еднево. Да съ Камскихъ съ дву варницъ великого государя жалованія по двѣ тысячи рублевъ на годъ.

 

Черновой подлинникъ писанъ на десяти листахъ.

 

V. Благоволеніемъ и благодатію святыя единосущныя и животворящія и нераздѣлныя Троицы, Отца и Сына и святаго Духа, единаго Божества и царства, иже въ Троицѣ и во единицѣ славимаго и покланяемаго Бога, повелѣніемъ же благочестивѣйшаго, тишайшаго, великаго государя нашего царя, и великаго князя Алексіа Михайловича, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержца, новаго Константина, вѣрѣ православнѣй христіанстѣй ревнителя и поборника, врагомъ же церкви Христовѣ расколником и непокорникомъ мстителя, собрася освященный соборъ всего великороссійскаго государства, межъ патріаршества, преосвященніи митрополити, архіепископи и епископи архимандрити и игумени, въ богохранимомъ и преименитомъ царствующемъ великомъ градѣ Москвѣ, вины ради сицевы:

Понеже, грѣхъ ради нашихъ, Божіимъ попущеніемъ, сопостата же нашего христіанскаго православнаго рода и ненавистника діавола ратованіемъ, мнози: невѣжди, неточію отъ простыхъ но и отъ священныхъ и монаховъ, ови отъ многаго невѣдѣнія божественныхъ Писаній и разума растлѣнна, ови же и во образѣ, благоговѣнія и житія мнимаго добродѣтелнаго, являющеся быти постни и добродѣтелни, полни же всякаго несмыслства и самомнѣннаго мудрованія, иже мнящеся быти мудри объюродѣша, ови же мнящеся и отъ ревности и таковіи имуще ревность, но не по разуму, возмутиша бо многихъ душы неутвержденыхъ, ови убо устно, ови же и писменно, глаголюще и пишуще якоже возшепта, имъ сатана: нарицаху бо книги печатныя, новоисправленыя и новопреведенныя при Никонѣ бывшемъ патріархѣ, быти еретическія и растлѣнны, и чины церковныя яже исправишася со Греческихъ и древнихъ Россійскихъ книгъ злословиша, имены хулными нарицаша ложно, и весь архіерейскій чинъ и санъ уничижиша, и возмутиша народъ буйствомъ своимъ, и глаголаша церкви быти не церкви, архіереи не архіереи, священники не священники, и прочая ихъ таковая бляденія. И того ради ихъ діяволоплевелнаго лжесловія священницы вознерадѣша о всякомъ церковномъ благочиніи и попеченіи, о немъже слово воздадутъ въ день страшнаго правосудія Божія, и книгами, новопреведеными и новоисправлеными печатными при Никонѣ, бывшемъ патріархѣ и по его отшествіи, начаша гнушатися и по нихъ божественаго славословія не исполняху, и просфоръ, на нихъже изображенъ животворящій крестъ четвероконечный симъ образомъ по преданію Воеточныя святыя церкве

Изображенiе св. креста въ подл. отпечатано киноварью

въ божественое священнослуженіе не пріимаху, но отъ совершеннаго своего невѣдѣнія пріимаху точію просфоры, на нихъже, изображенъ бысть крестъ съ подножіемъ и со главою Адамлею и съ надписаніемъ сицевымъ: «сеа агнецъ Божій вземляй грѣхи всего міра»; не вѣдуще, яко не креста образъ агнецъ есть и не каяждо просфора предъ, дѣйствіемъ и по дѣйствіи наречется агнецъ Божій, но изятая часть единыя прос-форы, въ воспоминаніе Господне оная точію частъ агнецъ Божій наричется. И таковаго ради священническаго многаго невѣжества и нерадѣнія о врученномъ имъ Христовѣ стадѣ, в неприлежанія дѣля и непопеченія о церковномъ всякомъ благочиніи, и безчиннаго ихъ ради житія, мнози христіане отлучишася церковнаго входа и молитвы, и о грѣсѣхъ своихъ покаянія и исповѣданія, и пріятія пречистаго тѣла и крове Христовы лишишася; могущій же по домомъ своимъ начаша держати вдовыхъ священниковъ безъ благословенія и безъ свидѣтелства архіерейскаго, иніи же изъ тѣхъ священниковъ мнози подъ запрещеніемъ и изверженми отъ своего имъ архіереа служаху по домомъ и угождаху непокорникомъ святыя Восточныя церкве, не хотящымъ слушати въ церквахъ пѣнія, идѣже совершается по исправленнымъ печатнымъ книгамъ по обычаю святыя Восточныя церкве; зане во многихъ отъ народа мнѣніе вниде, яко ересми многими и антихристовою скверною осквернены церкви, и чины и таинства, и послѣдованія церковная; соблазнишася же и о исправленіи святаго Сѵмвола, и о трегубой аллилуія, о знаменіи честнаго и Животворящаго креста, о сложеніи тріехъ первыхъ перстовъ, и о Іисусовѣ молитвѣ и прочихъ. Сихъ ради винъ сошедшеся мы Великороссійского государства вси архіереи, митрополити, архіенископи и епископи, и отъ прочихъ духовныхъ чиновъ нарочитіи мужіе, архимандрити и игумени и протопопи, въ патріаршей Крестовой полатѣ, испытовахомъ подробну, чрезъ многое время, новоисправленыя и новопреводныя печатныя книги и старыя харатейныя Славянороссійскія рукописныя о вышереченныхъ вещехъ и о прочемъ, и ничтоже стропотно или развращено или вѣрѣ нашей православнѣй противно въ новоисправ-леныхъ и новопреведеныхъ печатныхъ книгахъ обрѣтохомъ, но все согласно со старыми Славянороссійскими харатейными книгами: въ нихъже видѣхомъ и святый Сѵмволъ безъ прилога (истиннаго), яко и въ новопечатныхъ исправлено и напечатася, и аллилуіа написано въ рядъ трижды, «аллилуіа аллилуіа аллилуіа», таже «слава тебѣ Боже», и о знаменіи честнаго креста (сирѣчь о сложеніи тріехъ первыхъ перстовъ десныя руки), и о Іисусовѣ молитвѣ, и о чинѣ святыя литургіи, и прочая все согласно въ старыхъ Славянороссійскихъ харатейныхъ книгахъ обрѣтохомъ якоже и во исправленыхъ печатныхъ книгахъ.

Зане Никонъ бывшій патріархъ повелѣ книги исправляти и преводити не собою, но повелѣніемъ благочестивѣйшаго государя нашего царя и великого князя Алексѣя Михайловича, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержца, благословеніемъ же и совѣтомъ и произволеніемъ святѣйшихъ вселенскихъ патріарховъ, и согласіемъ архіереевъ всего Російскаго государства и всего освященнаго собора, съ Греческихъ и древнихъ Славянороссійскихъ харатейныхъ книгъ соборнѣ изречеся исправляти я Которыя древнія Славянороссійскія харатейныя книги и сами мы нынѣ испытахомъ и разсмотрихомъ подробну, при благочестивѣйшемъ, тишайшемъ, великомъ государѣ нашемъ царѣ и великомъ князѣ Алексіи Михай-ловичѣ, всеа Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержцѣ, и при всемъ его царскомъ пресвѣтломъ сѵгклитѣ, въ царскихъ его высочайшихъ полатахъ, предложихомъ и чтохомъ и свидѣтелствовахомъ; изъ нихъже нѣкія и всѣмъ священникомъ царствующаго града Москвы соборнѣ показахомъ въ патріаршей Крестовой полатѣ, въ нихъже написано и святый Сѵмволъ безъ прилога (истиннаго), аллилуіа въ ряду трижды, таже «слава тебѣ Боже», и прочая вся якоже и во исправленыхъ печатныхъ книгахъ. Егда же, благодатію всесилнаго и преблагаго Господа Бога, предстателствомъ же и молитвами пресвятыя пречистыя Госпожи Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи, пріидоша въ царствующій великій градъ Москву всесвятѣйшіи и преблаженнѣйшіи вселенстіи патріарси, кѵръ Паисій папа и патріархъ великаго града Александріи и судіа вселеннѣй и кѵръ Макарій патріархъ Божія града великія Антіохіи и всего востока, призываніемъ, моленіемъ и тщаніемъ благочестивѣйшаго великаго государя нашего царя и великаго князя Алексія Михайловича, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержца, яко да исправятъ и разсу-дятъ яже между нашея церкве случшыяся раздоры, соблазны и мятежи: и мы весь освященный соборъ Великороссійскій, благодаря Господа Бога и пресвятую Богородицу о ихъ пришествіи, зѣло возрадовахомся и о таковомъ благополученіи возвеселихомся, яко Господь Богъ неизреченною милостію своею и молитвами пресвятыя Богородицы такое (Въ подл. противъ этого слова на полѣ написано: сицевое.) благополученіе намъ даровалъ. И мы имъ преблаженнѣйшымъ и всесвятѣйшымъ вселенскимъ патріархомъ ваши соборы и дѣла вся подробну извѣстихомъ и они всесвятѣйшіи патріарси наши соборы и дѣла и разсужденія слышавше, глаголали, яко тако есть истинно и право разсудисте и съ нами во всемъ согласно, якоже мы держимъ и мудрствуемъ свыше и изначала, тако и вы соборовали есте и мудрствовали, зане cie преданіе есть святыхъ Апостоловъ и святыхъ Отцевъ и святыя церкве чинъ древній, и книги новопреводныя и исправленыя печатныя суть правы и согласни съ нашими Греческими книгами, и своимъ великопастырскимъ благословеніемъ наши соборы и дѣла (Там же на полѣ прибавлено: и разсужденія.) благословиша и утвердиша.

И егда Господь Богъ и пресвятая пречистая Богородица, по ихъ пришествіи, безъ медлѣнія дароваша намъ крайняго архіерея и архи-пастыря святѣйшаго Іоасафа патріарха Московскаго и всея Росіи, и къ нему такожде приносимомъ тая наша соборная дѣла и писанія и предложихомъ предъ нимъ, еже разсмотрити, разсудити, благословити и утвердити своимъ высокопастырскимъ благословеніемъ: и онъ архипастырь нашъ великій господинъ святѣйшій Іоасафъ патріархъ Московскій и всея Росіи слушавъ и разсмотря тая наша соборная дѣла и писанія, своимъ великопастырскимъ благословеніемъ утвердилъ, якоже и преблаженнѣйшіи и всесвятѣйшіи вселенстіи патріарси куръ Паисій Александрійскій и кѵръ Макарій Антіохійскій, согласно во всемъ.

Къ симъ убо нынѣ обще мы милостію Божіею православніи вселенстіи патріарси, Паисій папа и патріархъ великаго града Александріи и судія вселеннѣй и Макарій патріархъ Божія града великія Антіохіи и всего востока, вкупѣ со братомъ и сослужителемъ нашимъ святѣйшимъ кѵръ Іоасафомъ патріархомъ Московскимъ и всея Росіи, и съ преосвященными митрополиты, архіепископы и епископы Россійскими и со прилучившимися здѣ Гренескими архіереами и со прочими, и со всѣмъ освященнымъ соборомъ Великороссійскаго государства, во имени великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, соборнѣ, заповѣдуемъ всѣмъ вамъ архимандритом и игуменомъ и всѣмъ монахомъ, протопопомъ и старостамъ поповскимъ и всѣмъ священникомъ мѣстнымъ и не мѣстнымъ, клирикомъ же и всякому чину православнымъ, христіаномъ, великимъ и малымъ, мужемъ и женамъ, и повелѣваемъ покорятися во всемъ безъ всякаго сумнѣнія и прекословія святѣй Восточнѣй и апостолстѣй церкви Христовѣ. Архимандрити же и игумени да научаютъ братію свою въ монастырѣхъ, протопопы и старосты поповскія и попы мѣстныя и не мѣстныя, мѣстніи же священницы кіиждо во своемъ приходѣ прихожанъ, и кіиждо священникъ вся своя дѣти духовныя, мужи и же-ны и отроки, да учатъ почасту во всѣхъ церквахъ и наединѣ, дабы покорялися вси во всемъ безъ всякого сумнѣнія святѣй Восточнѣй церкви; и книги, яже за повелѣніемъ благочестивѣйшаго великаго государя царя и великаго князя Алексія Михайловича, всея Великія и Малыя и Бѣлыя Росіи самодержца, и благословеніемъ и совѣтомъ святѣйшихъ вселенскихъ патріарховъ братій нашихъ, исправишася и преведошася и напечаташася при Никонѣ бывшемъ патріархѣ и послѣ его отшествія за благословеніемъ освященнаго собора, книги Служебники, и Требники, и прочія [зане суть право исправлены], пріимати и по нихъ да прикажете правити церковное все Божіе славословіе, чинно и немятежно и единогласно, и гласовное пѣніе пѣти на рѣчь; и святый Сѵмволъ пріимати и глаголати, якоже святіи и богоносніи Отцы въ Первомъ вселенскомъ Соборѣ иже въ Никеи и во Второмъ вселенскомъ соборѣ иже въ Константинополи написаша Греческимъ языком, и прочіи вселенстіи и помѣстніи собори пріимаша и утвердиша, якоже нынѣ исправлено противо Греческаго и напечатася Славенскимъ языкомъ, безъ прилога «истиннаго» и безъ всякаго из-мѣненія, тако убо всѣмъ держати повелѣваемъ и глаголати въ церкви и повсюду исповѣданіе православныя вѣры; и аллилуіа въ божествен-номъ пѣніи во учиненныхъ мѣстѣхъ глаголати трижды, сирѣчь «аллилуіа, аллилуія, аллилуіа, слава тебѣ Боже», сице 3-жды по древнему преданію, якоже писано есть и въ древнихъ харатейныхъ Славенскихъ и Греческихъ книгахъ; и знаменіе честнаго и животворящаго креста творити на себѣ треми первыми персты десныя руки, палецъ глаголемый и иже близъ его глаголемыи указателный и средній слагати вкупѣ во имя Отца и Сына и святаго Духа, два же, глаголемый мизинецъ и иже близъ его близосредній, имѣти наклонены и праздны по древнему преданію святыхъ Апостоловъ и святыхъ Отцевъ: тако бо имутъ вси народи христіанстіи, мнози языцы, иже суть въ православіи отъ востока и до запада, преданіе издревле и донынѣ неизмѣнно держатъ, якоже и нынѣ видится и въ Росіи, яко мужіе поселяне неизмѣнно изъ древняго обычая знаменуются: тремя первыми персты; и молитву Іисусову глаголати сице: «Господи Іисусе Христе Боже нашъ, помилуй насъ,» въ церковномъ пѣніи и во общемъ собраніи, а наединѣ якоже кто хощетъ; къ сему же приказати всѣмъ просфорницамъ, гдѣ кому приказано, чтобы просфоры печатали печатію креста четвероконечнаго, якоже выше изобразися, по свидѣтелству великихъ учителей Аѳонасіа Великаго, Іоанна Дамаскина и иныхъ, яко и отъ двою древу сложенный крестъ истинный есть крестъ; по сему же и чинъ церковный и монастырскій и посты хранити по преданію святыхъ Апостоловъ и святыхъ Отцевъ, якоже Восточная святая соборная (въ подл. противъ этого слова, на полѣ написано: каѳолическая) в апостолская церковь, содержитъ ко спасенію всѣмъ православнымъ христіаномъ. Еще же повелѣваемъ всѣмъ вамъ освященному чину и показуемъ, како вамъ знаменовати, сирѣчь благословляти народъ: сложившу десныя руки іерею два перста, глаголемый указателный простертъ и великосредній мало, наклоненъ, яже знаменуете Іисусъ, и паки два перста глаголемый палецъ и близосредній наклонена другодружно совокуплены, яже знаменуета литеру X, и паки присовокупленъ къ близосреднему персту малый перстъ глаголемый мизинецъ простертъ и мало наклоненъ, иже знаменуетъ литеру С, и вся сія три персты знаменуютъ ХС.; и симъ именемъ Господа нашего Іисуса Христа завѣщаваемъ вамъ знаменовати, вѣрныхъ народы, по реченному ко Аврааму о Христѣ: и въ сѣмени твоемъ возблагословятся вси языцы.

Cie наше соборное повелѣніе и завѣщаніе ко всѣмъ вышереченнымъ чиномъ православнымъ предаемъ (На полѣ прибавлено: заповѣдуемъ.), и повелѣваемъ всѣмъ неизмѣнно хранити и покарятися святѣй Восточнѣй церквей. Аще ли же кто не послушаетъ повелѣваемыхъ отъ насъ и не покорится святѣй Восточнѣй церкви и сему освященному собору, или начнетъ прекословити и противлятися намъ: и мы таковаго противника, данною намъ властію отъ всесвятаго и животворящаго Духа, аще будетъ отъ освященнаго чина, извергаем и обнажаемъ его всякаго священнодѣйствія и благодати и проклятію предаемъ, аще же отъ мірскаго чина, отлучаемъ и чужда сотворяемъ отъ Отца и Сьна и святаго Духа и проклятію и анаѳемѣ предаемъ, яко еретика и непокорника, и отъ православнаго всесочленннія и стада и отъ церкве Божія отсѣкаемъ, яко гнилъ и непотребенъ удъ, дондеже вразумится и возвратится въ правду покаяніемъ. Аще ли кто не вразумится и не возвратится въ правду покаяніемъ, и пребудетъ въ упрямствѣ своемъ до скончанія своего: да будетъ и по смерти отлученъ и непрощенъ и часть его и душа со Іудою предателемъ, и съ распеншими Христа Жидовы, и со Аріемъ и съ прочими проклятыми еретиками, желѣзо, каменіе и древеса да разрушатся и да растлятся, а той да будетъ неразрѣшенъ и неразрушенъ и яко тvмпанъ, во вѣки вѣковъ, аминь. Cie соборное наше узаконеніе и изреченіе подписахомъ и утвердихомъ нашими руками, и положихомъ въ дому пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успенія, въ патріархіи богохранимаго царствующаго великого града Москвы и всея Россіи, въ вѣчное утверженіе и въ присное воспоминаніе, въ лѣто отъ сотворенія міра 7175, отъ воплощенія же Бога слова 1667, индикта 5, мѣсяца маіа въ 13 день.

А соборъ иже бысть при благочестивомъ великомъ государѣ царѣ и великомъ князѣ Іоаннѣ Василіевичѣ, всеа Росіи самодержцѣ, отъ Макаріа митрополита Московскаго, и что писаша о знаменіи честнаго креста, сирѣчь о сложеніи двою перстовъ, и о сугубой аллилуіи и о прочемъ, еже писано неразсудно простотою и невѣжествомъ въ книзѣ Стоглавѣ, и клятву, юже безъ разсужденія и неправедно положиша, мы православніи патріарси, Паисій папа и патріархъ Александрійскій и судія вселеннѣй, и Макарій патріархъ Антіохійскій и всего востока, и Іоасафъ патріархъ Московскій и всеа Россіи, и весь освященный соборъ тую неправедную и безразсудную клятву Макаріеву и того собора разрѣшаемъ и разрушаемъ, и той соборъ не въ соборъ и клятву и ни во чтоже вмѣняемъ, якоже и не бысть; зане той Макарій митрополитъ и иже съ нимъ мудрствоваша невѣжествомъ своимъ безразсудно, якоже восхотѣша сами собою, не согласяся съ Греческими и съ древними хара-тейными Славенскими книгами, ниже со вселенскими святѣйшими патріархи о томъ совѣтоваша и ниже свопросишася съ ними. Къ симъ же заповѣдуемъ: и о еже писано въ Житіи преподобнаго Еѵфросина отъ соннаго мечтанія списателева о сугубой аллилуіа да никто же тому вѣруетъ, зане все тое писаніе блядивое (Bъ подл. противъ этого слова означенъ варіантъ: лживое.) есть отъ лстиваго и лживаго списателя писано на прелесть благочестивымъ народомъ. Cie вамъ всѣмъ православнымъ народомъ Великоросійскаго государства завѣщаваемъ, и повелѣваемъ, и заповѣдуемъ, во имени святыя единосущныя и нераздѣлныя Троица единаго всѣхъ Владыки же и Бога, яко да отнынѣ и впредь таковыхъ соній лжевидѣнія не слушати и не внимати. Такожде и нетлѣнныхъ тѣлесъ, обрѣтающихся въ нынѣшнемъ времени, да не дерзаете кромѣ достовѣрнаго свидѣтелства и соборнаго повелѣнія во святыя почитати: зане обрѣтаются многая тѣлеса цѣла и нетлѣнна не отъ святости, но яко, отълученна и подъ клятвою архіерейскою и іерей-скою суще умроша, или за преступленіе божественных и священныхъ правилъ и закона цѣли и неразрѣшимы бываютъ (Противъ этой статьи въ подл. сдѣлано примѣчаніе: чти о семъ въ книгѣ Никоновѣ Черногор-ского, и уразумѣеши.); а кого во (Bъ подл. вмѣсто во на полѣ поправлено за.) святыя хощете почитати, и о таковыхъ обрѣтающихся тѣлесех достоитъ всячески испытовати и свидѣтелствовати достовѣрными свидѣтелствы, предъ великимъ и совершеннымъ соборомъ архіерейскимъ.

Благодать Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа и миръ и благословеніе нашего умѣренія да будетъ на покаряющыяся святѣй Восточнѣй и апостолстѣй церкви и на послушающыя насъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.

 

Извлечено изъ печатнаго Прибавленія къ рукописному Сборнику XVIIв., въ 4-ку, хранящемуся въ Синодальной библіотекѣ подъ № 386, въ которомъ этотъ актъ занимаетъ листы 267-270.