Владимирский собор

Владимирский собор

Определения Владимирского Собора 1274 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Заключительная речь митрополита Кирилла


Святитель Кирилл III, во время великокняжения Василия славича (Костромской), в 1274 году во Владимирском Успенском соборе, под своим председательством, учреждал собор архипастырей для рассмотрения о делах церковных.
Так как этот собор есть явление резко выдающееся из действий Российской церкви, так как тогда в рассуждении архипастырей были церковные дела не малой важности; так как постановления этого собора, проникнутые учением Вселенской церкви, имеют силу свою и на времена последующие, и так как наконец Владимирский собор 1274 г. один из замечательных соборов до XV века в Российской церкви: то мы не можем умолчать о таком важном событии, происходившем во Владимирском соборном храме.

По летописям видно, что посвящение Серапиона в епископа Владимирского было в апреле 1274 г. Для посвящения Серапиона прибыли во Владимир с севера епископы – Далмат Новгородский и Игнатий Ростовский и с юга – Феогност Переславский и Сарайский и Симеон Полоцкий. Митрополит Кирилл воспользовался случаем прибытия во Владимир этих святителей, совещался с ними об открытии соборных рассуждений, на основании правил апостольских и соборных; о причине же соборных рассуждений изрек такое пастырское слово: «Преблагий Бог наш, все цело промышляющий о нашем спасении и все строящий по неведомым судьбам своим и премудростью своего пресвятого духа, дарует нам достойных святителей и облекает их высокою честью с тем, чтобы они со всякою ревностью блюли священные правила св. апостолов и св. отцов наших, которые своими пречистыми законоположениями, как бы некими чудными стенами, оградили церковь Божию, основанную на твердом камени и не разрушимую, по обетованию Христа, от самого ада. Поэтому я Кирилл смиренный митрополит всея Руси (сильно скорбел) видя и слыша многие нестроения в наших церквях, многие разности, несогласия, беспорядки, происходящие, или от нерадения пастырей, или от неразумных обычаев, или от не посещения епископами своих епархий, или от непонимания правил церковных: так как они доселе были затемнены для нас облаком невразумительного Еллинского языка. Но ныне они просветлели, т.е. истолкованы и благодатию Божией ясно сияют, разгоняя тьму неведения, освещая все светом разумным и избавляя нас от грехов неведения: да сохранит же нас Бог на будущее время, а прежние грехи да простит и да вразумит нас во всех св. правилах, чтобы через преступление отеческих заповедей не наследовать нам горя. Ибо какую выгоду наследовали мы, оставив Божественные правила? Не рассеял ли нас Бог по лицу земли? Не взяты ли города наши? Не пали ли наши сильные князья от острия меча? Не отведены ли в плен чада наши? Не запустели ли святые Божии церкви? Не томимся ли каждый день от безбожных и нечистых язычников? Все это нам за то, что мы не храним правил св. отцов наших. Посему я рассудил ныне с св. собором и с преподобными епископами произвести некоторое исследование о церковных делах» (Русск. Достоп. 1, 106-108 стр. ист. Рус. цер. Пр. Макария т.V, 130-132).

Такие причины были к учреждению собора в 1274 г. Из этого слова митрополита нельзя не видеть, что собор пастырей был существенной необходимостью Русской церкви в то время. И в церковной и в гражданской жизни много накопилось тогда беспорядков, которые требовали немедленного исправления.


ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА 1274 ГОДА

Первое правило против Симонии.

Дошло до нашего слуха, что некоторые от братий наших имели дерзновение продавать священный сан и причислять его к церковным доходам и взимать за него некоторые, так называемые, уроки и забывали правило, изреченное святыми апостолами и преподобными отцами нашими, в ясное услышание всех: «поставленный на мзде да извержется, равно как и поставивший». Таково тридцать первое правило святых апостолов. Пусть еще справятся с двадцать вторым правилом шестого Вселенского собора, бывшего в Константине граде в палатном тереме и с вторым правилом собора Халкидонского: «если кто купит и продаст поставление и если ключаря церковного поставит на мзде, таковый в своем степени беду приимет, т.е. да извержется и ходатайствующии о таком поставлении, если будут причетники, от своего степени извергнутся, если же миряне, или монахи, да будут прокляты». И никто благодати Божией да не продаст, ибо туне, сказано, приясте, туне же и дадите. Смотри, как Петр вознегодовал на Симона волхва, когда сказал: сребро твое да будет с тобою в погубу, ибо благодать Божию ты надеешься стяжать богатством. И Елиссей сказал Гиезию: проказа его прилипнет к тебе, и к семени твоему да прилипнет во веки, ибо невозможно Богу работать и мамоне. И хуже это Македонской ереси; поелику Македониане и прочие духоборцы – рабом Божиим хульно называли Святого Духа,- сии же, сами впадая в рабство – покупая и продавая, равняются с Иудой, имеют с ним часть, и да будут отвержены и священнического служения совершенно лишены и прокляты. Итак, братие, да слышим это все и не станем преслушать правил Божественных, чтобы когда-нибудь нам не отпасть; ибо не золотом и серебром мы искуплены от суетного жития, но драгою кровию Агнца Божия, непорочного пречистого Христа. Так же поступать и нас научили священные мужи. Мы же, последствуя евангельским и апостольским и отеческим заповедям и веруя (в оныя), заповедуем впредь с сего времени: «если кто найдется из святого нашего собора, который посещал бы на мзде или игумена в игуменство, или священника поставлял по церкви, беря у него что-нибудь – таковые да будут извержены. А ходатайствующие да будут прокляты».


Второе правило об испытании жизни, поставляемых в священнослужительские должности.

Епископы, когда хотят поставлять священника, или диакона, пусть испытают житие его, как он жил прежде поставления, пусть призовут знакомых, соседей, которые знали бы его с детства, как говорит седьмое правило Феофила, архиепископа Александрийского: «пусть о поставлении извещены будут все священники и тогда епископ да испытает, одинакого ли они рассуждают о сем и когда придут свидетельствовавшие о избираемом,- да поставлен будет». Поставление же втайне не бывает, но всем нам пусть объявлено будет, чтобы поставляемый не оказался пришельцем из иной страны и, утаив согрешение, не украл бы посвящение. Никакого незнакомца не посвящать, как говорит шестое правило шестого собора: ни из чужого города в иной непоставлять, а если поставляемый будет из своего предела,- не ставить прежде, чем он даст обещание не отходить с своего места; ни раба не приводить на священство, если прежде господин не отпустит его перед многими свидетелями с грамотой и не пустит его, куда он хочет; и по поставлении пусть не присвояет его себе. Но пусть подробно испытывают желающих поставления, окажется ли житие их чисто, соблюли ли они девство, взявши за себя девицу – по закону и при законном с нею сожитии, знают ли хорошо грамоту: но и то скоро их не поставляйте хотя бы и были не кощунники, ни хищники, ни пьяницы, ни охотники клясться, ни сварливые. Потом подобати испытывать их о делах греховных… или в татьбе, разве только было это в детстве, не растлил ли он девства прежде поятия жены своей, не со многими ли он возлегал, и не сотворил ли блуд от законной жены своей; не виновен ли он в лжесвидетельстве, не сотворил ли убийства волей, или нуждой, не лихоимник ли, или прислугу свою не удручал ли голодом и наготой, страданиями, причиняя начилие, не убегал ли дани и не чародеен ли. Если кто из вышесказанных вин хотя одной одержим будет, таковый не может быть священником, ни диаконом, ни причетником. А кто свободен будет от всех сих вин,- такового за поручением отца духовного и поелику еще сем других священников с прочими добрыми свидетелями поручаются за него,- такового пусть поставляют.


Третье правило о порядке и преемстве священных степеней.


Сначала дается поставляемому Евхия, т.е. молитва анагностьская, по пострижении причетническом – краткий фелонь; потом да предаст его епископ старейшему церковнику, дабы канонархал в соборной церкви и читал – покуда уразумеет все. По многих же днях да будет диаконом, имея не менее полутридцати лет, священник же не менее тридцати лет. не брать же с них ничего, исключая того, что я уставил в митрополии; пусть и во всех епископиях будет так, чтобы со священников и с диаконов брали клирошане по семи гривен с тех и других. Если же кто и после нашего установления будет больше сего брать от диакона, или от священника, или от игумена, или от просвирниц и от нищих – делая вымогательство, или с жатвы, или с сенокосов, или делая проволочку, или иные какие-нибудь сборы взимая, или наместников поставляя на мзде, или десятника, или, когда, при созвании Божественных соборов, какие-нибудь сборы от властей церковных сбирают, или скаредного ради прибытка отлучают некоторых от церкви, не ради Божия закона, но своего ради прибытка, или из какого-нибудь угодничества.


Четвертое правило против смешения мира с елеем.


Узнали мы о Божественном крещении, что странным каким-то и неразумным образом смешивают Божественное миро с елеем и так помазают по всему телу крещаемого,- это есть злейшее неразумие и непонимание правила, изреченного в Лаодикии: подобает просветившемуся святым крещением помазану быти в крещении миром, мастью небесною и быть причастником Царствия Христова. Итак иное – миро, иное – елей; ибо по оглашении помазуют и маслом деревянным, произнося: помазуется раб Божий елеем радости во имя Отца и сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков, аминь,- на всех членах (составех); а потом да крещают его, погружая в три погружения – во имя Отца, потом Сына, потом Святого Духа. По иным же местам нигде не должно помазать, кроме как на челе, на очах, на ушах, на ноздрях, на устах, как написано в огласительных поучениях святого отца нашего Кирилла, ибо он говорит: «когда мы помазуем сначала елеем, то это есть обручение радости, в силу которого мы нарицаемся христианами, помазует нас Бог в усыновление славы своея; потом по крещении помазует миром только чувства, заграждая вход первыя лести,- и силой пречистого Духа Божия сотворяясь нетленными и приснохранимыми от злокозненного врага, да никогда не подвигнемся мы чувствами своими на зло: ушами на злослышание, а очами на зловидение и устами на зловкушение, ноздрями на злообоняние, но всегда пребудем благоухаемы и спасаемы, как бы церкви Божии, преочищенные, хранимые Духом Святым.


Пятое правило о новокрещаемых.


Всякого, по крещении, пусть сподобляют пречистого Божия тела и честныя крови, в городах ли то или в селах,- где только будет крещаемый.


Шестое правило против обливания при крещении.


Никого больше впредь да не обливают, но да погружают: нигде не предписано обливанье, но погружение в особенном сосуде; без причащения же пусть не крестят (не крутят) никого.


Седьмое правило против бесовских игрищ.


Опять узнали мы, что в подражание бесовским обычаям треклятых эллинов, в Божественные праздники творятся до сих пор какие-то бесовские игрища и с кличем и воплем сзывают каких-то скаредных пьяниц и бьются дреколием до самой смерти и снимают с убиваемых нижнюю одежду (порты). На укоризну это бывает Божиим праздникам и на досаждение Божиим церквам. В особенности этим досаждают нашу Спасу и Заступнику, избавившему нас от проказы смертныя и от тучи диавольской и обвеселившему сердца наша святыми честными праздниками, да разумеем и помним спасительные Его таинства, да чтим их в святых Божиих церквах, в хвалу и песнь создавшего нас, и прочее по нашему законоположению. Последуем же святым и преподобным нашим отцам: если окажется, что кто-нибудь, после сих правил, будет творить беснование,- таковые да изгонятся от святых Божиих церквей, а убитые да будут прокляты в сей век и в будущий. Если воспротивятся нашему законоположению, то ни приношений, т.е. просфор, от них не принимать, и кутьи, ни свеч. Если даже и умрет кто из таковых,- пусть не ходят к ним иереи и службы за них да не творят, и не полагают их близ Божиих церквей. Если же какой священник дерзнет что сотворить над ним,- таковый да будет чужд своего сана.
И вот мы слышали, что в пределах Новгородских невест водят к воде, и ныне не велим сему так быть, но повелеваем проклинать сие. Вот слышали мы, что в субботу повечеру сбираются вместе мужчины и женщины и бесстыдно играют и оскверняются в ночь святого воскресения, подобно тому, как нечестивые эллины праздник в честь Диониса празднуют, мужчины и женщины вместе. Как кони визжат, ржут и оскверняются,- ныне же пусть прекратят сие, в противном случае вышесказанному суду подвергнутся.


Восьмое правило о диаконах, вынимающих на проскомидии агнец и просфомисающих прежде священников.

Еще нашли мы в пределах Новгородских, что диаконы вынимают Божественный агнец и прежде священников творят проскомисание, потом приступают священники проскомисать после. Забывают они шестьдесят шестое правило, изреченное во Фригии: «диаконам прежде пресвитера не входить в святый алтарь, ни священникам прежде епископа». Забывают и двадцать третье правило Никейского собора, ибо там пишется: «слышали мы о некоторых, что некоторые диаконы прежде епископов прикасаются евхаристии, повелеваем отселе диаконам после священников принимать причащение». Тому же святому собору последуя, и мы отселе не повелеваем диаконам вынимать агнца, но священникам. Если же окажется, что и после нашего запрещения кто-нибудь станет так делать, таковый, по суду местного епископа, да извержется, если он знал о запрещении, если же не знал,- прощен будет. А те, которые окажутся непокорными и станут говорить вопреки,- да будут все извержены. Если же миряне начнут производить волнение, да будут прокляты.


Девятое правило против невоздержания духовных лиц.

Поелику узнали мы, что в тех же странах делают глупости и бесчестится священный сан; ибо священники без меры упиваются в пречистые дни поста,- от светлыя недели вербные до (недели) всех святых, так что не бывает ни Божественного крещения до (недели) всех святых: то мы, последуя Божественным правилам, повелевающим, да оставится, или да извержется упивающийся священник, заповедуем преподобным епископам извергнуть всех, если не покаются, ибо лучше один достойнослужащий, нежели тысяча беззаконных. Если же начнут возмущать народ, не покаряясь сему правилу, да будут прокляты.


Десятое правило о непосвященных.

Еще узнали мы в тех же странах, что некоторые непосвященные освящают приносимые в храм плоды, т.е. крупы, или кутью за мертвых. Повелеваем не быть сему с сего времени; ни диаконам не освящать; ибо в восемнадцатом Никейском соборе, равно как и в правилах Лаодикийского собора пишется: «не освященному ни петь, ни читать на амвоне», а в пятнадцатом правиле того же собора6 «не читать народу Божественных словес, не имеющему на главе священнического пострижения и не принявшему благословение от своего пастыря – по святым правилам»; если же кто и принял, то не иначе и таковому петь и читать на амвоне, как облачившись в белые ризы, т.е. в ту малую ризу, которая по-гречески называется диффера, или фелонь. Итак повелеваем отселе, чтобы непосвященный не смел ни читать в храме аностола, ни петь прокимна, ни входить в алтарь.


Одиннадцатое правило о не прикосновении церковно-служителей к сосудам и вещам.

Дьячек, хотя бы и посвящен был, да не прикасается сосудам священным, ни святого кадила пусть не дерзнет принести, если не будет диаконом, или священником, тоже – относительно и самого того великого иподиакона.


Двенадцатое правило о благочинном вхождении в алтарь.

Пономарей же ко всем церквям пусть посвящают из людей чистых, да не будет всякому открыт вход в святой Божий алтарь. Пусть ничего не вносят в Божий алтарь,- ни кутьи, ничего либо другого. Ни священник, ни диакон не должны входить в алтарь без дела и с пренебрежением; пусть не оскорбляют чистого места бесчинным входом. Эти соборные правила сохранились в старинных кормчих под названием «правило Кирилла митрополита». Через восемь или десять лет правила эти были записаны в Новгородскую кормчую, а затем и в другие Кормчии и Сборники церковных правил.


Заключительная речь митрополита Кирилла

Внимай собор иереев преподобный, к вам мое слово. Вы нареклись земными ангелами, небесными человеками. Вы с ангелами предстоите у престола Господня, вы с серафимами носите Господа. Вы сводите с небеси духа святого и претворяете хлеб в плоть и вино в кровь Божию, простым человекам это не видимо, но святые многие видели. Вы просвещаете людей св. крещением, вы связываете, вы разрешаете. Вами совершает Господь тайну спасения человеческого рода; вас поставил стражами и пастырями словесных овец своих, за которых пролил кровь Свою. Вам предал Он талант свой, за который имеет истязать вас во второе Свое пришествие, как вы умножили данный вам дар, как упасли словесное стадо Христово, как соблюли святыню вашу неоскверненной, как не соблазнили людей верных? Господь сказал: лучше навязать на шею жернов, которым мелет осел, и погрузить (того, через кого приходят соблазны) в море, нежели соблазнить единого от малых (Лук. 17, 2). Души человеческой и одной не стоит весь мир; как же не погрузится в огне гиенском соблазнивший многие души? Простец согрешит: он даст ответ перед Богом за одну свою душу, а иерей, согрешив, соблазнив многих, и за их души получит осуждение. Блюдитесь же отселе всякого греха: не работайте плоти, отстаньте от пьянства и объедения, прекратите тяжбы, своры, вражды и скверного лихоимания; не поручайся, не гордись, не будь многоречив, чуждайся мерзости, гнева, лжи, скупости, немилосердия, ненависти, зависти. Храните себя от всех дел сатанинских. Блюдите и порученных вам людей, как научить их и представить непорочными перед Богом, чтобы каждый из вас мог сказать: се аз и дети, яже ми есть дал Бог. Приумножайте талант, данный вам от Господа. Я грешный епископ все сказал вам и ничего от вас не скрыл. Вас изтяжет Бог, если будете нерадеть о порученном вам даре. Ложных книг не читайте, еретиков уклоняйтесь, чародеев бегайте, говорящим не от Божественных писаний заграждайте уста. Если кто из вас недоумеет о чем, спросите меня – я не ленюсь вам говорить. Если кто будет противиться, скажите мне. Я обличу и от церкви отлучу. Разумейте, как учить детей духовных: не слабо, чтобы ленивы не были, не жестоко, чтобы не отчаялись, ради подарков не прощая и ради неполучения их не наказывая. Разумейте, кого отлучить от тела и крови Господней, или кого от церкви и на какое время. Если сам недоумеваешь, спроси знающего; не стыдись спрашивать, ибо, вопрошая о пути Богоугодном, можешь и других наставить на сей путь, а не спрашивая, остаешься как слепой. Святую же и страшную службу совершайте со страхом: никогда не входи в алтарь, имея вражду с кем либо; и если имел с кем большой спор, в тот день не служи, но утеснив мысли, вознеси молитвы к Господу от чистого сердца. Не озирайся назад, но весь ум имей горе, ибо со ангелами служить, а не мысли в тот час чем либо земном. Небесного царя приемлешь в сердце свое; весь освящайся Им. и се, чада, говорю вам: если кому спакостит враг любодейством, или кто утопит душу свою в пьянстве, лихоимании, в клятвах, в зависти, в гневе и в прочем, да не совершает святой службы таковый: ибо не достоинство иерейское сводит на людей гнев Божий. Многие невежды позволяют служить священнику, совершившему блуд от жены, говоря, что он эпитимиею очистится – они готовят сих в муку вечную, посылают во дно адово. Ибо падение бывает различно. Потому о важных вещах надобно извещать епископа, да рассудит по правилам апостольским и отеческим, ибо нельзя разрешать, что они связали и – связывать, что они не повелели, но должно связывать и разрешать, что заповедали святые соборы. Блюдите и родимых своих детей, да не осквернятся блудом до женитьбы и девицы до замужества. Илий священник был без греха пред Богом, но за сыновние грехи послан был в муку, потому что не учил сынов своих добру и не наказывал их. И слуг своих наставляйте в учении Господнем и доставляйте им пищу и одежду в довольстве. Сами пребывая богобоязненными, не обижая, чуждаясь воровства, лжи, пьянства и всякой неправды, учите тому же и свою паству. Все это я написал по любви к вам. Если все это сохраните, то молитва ваша будет услышана от Бога; в земле нашей налоги от поганых уменьшатся и Господь подаст нам обилие всего, если мы в воле Его будем, соблюдая Его заповеди. Молитесь и за меня грешного, да подаст мне Господь крепость для управления паствой и отпущение грехов по молитвам вашим. Я мало сказал вам, но вы сами знаете, что угодно Богу. Не обленитесь же исполнять заповеди Господни, да не погубите пасомых, за что приимете лютое осуждение. Богу же нашему слава.


Как из созвания самого собора, так и из заключительного поучения митрополита к собору иереев ясно открывается, как многопопечителен о душевном спасении своем и всех, был святитель Кирилл, осенявший своими молитвами соборный храм Владимирский.
И епископ Серапион, посвященный митрополитом Кириллом в Владимирском соборном храме, был поистине добрый пастырь. Он, хотя один год епископствовал на кафедре Владимирской, много пользы принес своим чадам. «Он принадлежал к числу тех пастырей церкви, которые истинно радели о своей пастве, внимательно прислушиваясь к ее потребностям и стараясь врачевать ее раны (Влад. Епар. Вед. 1867 г. № 10, стр. 463).

Литература:
История Владимирского Кафедрального Успенского собора. 1877.